Трансформация и преображение

Теория супраментальной эволюции возникла не на пустом месте, вобрав в себя как западные и восточные духовные традиции, так и  весь опыт философского и естественно-научного исследования. В Х1Х веке в этом исследовании появилось принципиально новое направление, получившее название эволюционного. В первую очередь это  капитальный труд Ч.Дарвина «Происхождние видов», Ноосферная теория  П.Т.Шардена-В.Вернадского и Супраментальная йога Шри Ауробиндо. Начавшись как «Синтез йоги», последняя трансформировавшись в нечто куда большее.

Со временем появился ее западный, куда более мягкий психологизированный и ментализированный вариант. Получил распространение ряд новых дисциплин, например «Религиозная психология», «Квантовая психология», «ПСИ-подходы», «Сознание единства», «Управляемая эволюция» и «Сознательная эволюция». Первые три ведут свое происхождение от психологии, четвертая стала составной частью синтетической теории эволюции, но пошла значительно дальше.

И лишь «Сознательная эволюция» А.В.Клюева развивает и продолжает основные положения  супраментальной теории и практики Шри Ауробиндо. Это не столько смущает, сколько обнадеживает – ведь мы мы имеем возможность прослеживать различные пути реализации единой истины.

Есть и упрощенное,прагматическое понимание йоги как психотехники и системы развития скрытых физических возможностей человека. Именно этот вид стал на Западе самым востребованным. Индуизм и кришнаизм не нашли должного понимания; гораздо ближе оказался буддизм во всем его многообразии.

Выше  уже говорилось о принципе цикличности в истории, благодаря которому с интегральной йогой произошло то же самое, что и с буддизмом. Для незнающих напомню: единое учение разделилось на две школы. Первая, Хинаяна, воспринимала   Путь Будды Шакьямуни как руководство к действию, как призыв отречься от всего мирского, от всех  привязанностей и зависимостей, и, пройдя восьмеричный Путь Просветления, стать существом, подобным Будде, и покинуть этот мир. Главной целью стало достижение  бесконечное блаженства нирваны – состояния за пределами сансарического бытия, т.е.цикла рождения и смерти.

Махаяна, Северная Школа, утверждала, что победа над собой доступна всем, невзирая на местопребывание,происхождение и род занятий; адепство может быть достигнуто без принятия Канона и Закона в полном объеме и без обучения у какого либо известного наставника.

Свет, озарение и просветление могут приходить исключительно изнутри, а некоторых из великих адептов особо почитали за то, что они достигали совершенства в одиночку. Эта школа не требует активного проявления личностных качеств в общественной и тем более государственной жизни. Посвященный — отнюдь не сверхчеловек; цель, к которой он должен стремиться, состоит в отождествлении себя с Мировой Истиной. (Мудрость Божественная, София — это несколько иное).

Часть последователей Шри Ауробиндо акцентировала свое внимание именно на йогической составляющей; для других более важным оказался религиозно-философский аспект; для третьих — принципы духовной эволюции, включающей в себя максимально высокие линии эволюции разумной, культурной и нравственной.

Как теория вообще, она отвечает требованиям критерия достоверности, предложенным К.Поппером, т.е. любая подлинная теория должна быть либо фальсифицирована, либо опровергнута в в ходе дальнейшего познания, либо стать базой для новых, еще более широких обобщений.

Первое, с чего она начала, было объявление факта существования нынешней человеческой расы далеко не завершенным, а всего лишь переходным этапом непрерывного эволюционного процесса.

Второе — решительно заменила разум как основу прогрессивного поступательного  движения Сознанием — универсальной реальностью мироздания.

Третье — предложила принципиально новую модель Универсума и всех его составляющих, в том числе и человеческого существа.

Четвертое — обосновала принципиальную возможность полной трансформации человека в представителя новой расы надразумных существ.

Пятое — объединила в единое целое два главнейших направления эволюционного движения - нисходящее, космическое, и восходящее - человеческое, разумное  и духовное.

Шестое. Отказалась от идеи личного бессмертия и достижения  Нирваны как главной цели существования; отказалась считать рай , ад, чистилище и
 «миры посмертия» единственной и самой желанной для человека  наградой; значительно пересмотрела прежние взгляды на идею  Кармы и суть  Перерождения.

Седьмое — отказалась считать смерть разумного существа абсолютной неизбежностью и неопровержимым фактом, противопоставив ей Жизнь Божественную, понимаемую и реализуемую как неостановимое и бесконечное стремление к совершенству, как реализацию, трансформацию, преображение; как непрерывное восхождение от низшего к высшему. Наконец, она предложила ряд практических методов, ведущих к супраментальной реализации человека.

Главнейшими задачами этой йоги являются:

1. Психическое преображение, в результате которого безграничное чувство преданности охватывает сердце человека, подчиняет себе все его мысли, побуждения и поступки и позволяет жить и действовать в постоянном единстве с Матерью и в ее Присутствии.

2. Нисхождение Покоя, Силы, Света и  Высшего Сознания через голову и сердце во все существо, вплоть до клеток тела.

3. Осознание бесконечного Единого и Божественного, безраздельно наполняющего собою все; Матери, присутствующей повсюду, и пребывание в этом бесконечном сознании.

Три главные составляющие, которые должны лежать в основе духовной реализации:

1 — подъем сознания над головой и его раскрытие космическому сознанию;

2 — психическое раскрытие;

3 — нисхождение высшего сознания с его покоем, светом, силой, знанием, анандой и т.д. на все планы индивидуального существа, вплоть до наиболее материального.

Все это должно быть осуществлено действием силы Матери, поддерживаемым внутренним стремлением, преданностью и самоотдачей.

Таков Путь. Все остальное зависит от выполнения этих трех главных задач.

Практика садханы на первый взгляд есть практика йогическая, особенно на взгляд западный. Однако йога — всего лишь часть Веданты — одного из древнейших религиозно-философских учений. Из него в теорию супраментальной эволюции пришло очень и очень многое — точно так же в новейшие эзотерические доктрины Запада вошло немало христианских идеи и ценностей.

Однако диалектика познания вынуждает любые теоретические построения (если они того стоят) непрерывно развиваться, совершенствоваться, вбирая в себя все новые и перспективные направления поиска. Высокий синтез сменяется еще более высоким, а тот — высочайшим. То же самое происходит и с практикой.

Предельно концентрируя усилия на одном направлении, мы выигрываем в качестве; поступая наоборот — в количестве. Здесь нет никакого противоречия. Качество означает полную духовную реализацию и трансформацию, количество — значительное число людей, делающих лишь первые шаги и достигших весьма скромных результатов. Сохраняется как возможность заимствования, так и признания ценности других практик, той же Бхакти-Йоги, т.е. бескорыстного непрерывного  любовного служения Богу. Из всех видов йоги она считается самым эффективным и лёгким способом духовного развития.

Большое значение придается Виджняне — Пути Разума, ведущего к духовной реализации т.е. высшей познавательной  способности, связанной  с различением истинного и неистинного, а также с определением места, роли и функции каждого элемента в системе мироздания.

Многие понятия сохраняются неизменными, однако появляется их новое прочтение.  Духовность, например, понимается как «новое сознание, которое должно развиваться и которое может прийти только через раскрытие ума, витала, души Высшему Существу, Высшему Разуму, Высшей Силе и Воле.»

А вот уже нечто новое, присущее исключительно супраментальной йоге: «Восхождение человека на небеса как единственная и самодостаточная цель не есть ключ; скорее, нисхождение духа в человека, в его нормальную жизненность и человечность, трансформация всей его природы — вот истинный путь». (Шри  Ауробиндо).

«Божественное» интегральной йоги — это не Бог религий, любящий, милосердный и всепрощающий; «Жизнь Божественная» — это не рай, не тот чисто человеческий образ будущего, в котором есть только «хорошее» и нет и не может быть ничего «плохого»... Ее истина — непостижимость, порождающая как зло, так и добро, как жизнь, так и смерть, как  возможность  эволюции, так и  возможность  инволюции. 

По своему понимается и реализация: «Переживание истины в субстанции разума, в витале или в физическом, где бы оно ни было, является началом реализации. Когда я переживаю мир, я начинаю реализовывать в себе то, чем он является. Повторение переживания ведет к более полной, непрерывно развивающейся и растущей  реализации. Когда она устанавливается где-то окончательно, то  это – полная реализация в данном месте или части существа.

В более глубоком и духовном смысле конкретная реализация — это та, которая делает объективную вещь более живой, динамичной, сокровенно явственной для сознания, чем любая просто физическая вещь.

Любого рода реализация – бесконечного себя, космического сознания, Присутствия Матери, Света, Силы,  Ананды, Гнозиса, способность к пребыванию в супрафизических мирах неизбежно ведет к трансформации человека в нечто иное. Полная реализация означает столь же полное раскрытие всех божественных возможностей человека- всех без исключения.

Даже самые первые шаги, представленные определенными переживаниями, пусть это и воображаемые переживания, могут помочь ментальной реализации, а последняя  стать прологом реализации тотальной .»

А вот как понимается трансформация: «Под трансформацией я не имею в виду некоторое изменение природы, например, святость, этическое совершенство, тантрические сиддхи или трансцендентальное тело. Я использую понятие трансформации в особом смысле.

В первую очередь это радикальное и полное преобразование разумности в  сознания особого вида, призванного сделать сильный и уверенный шаг вперед в духовной эволюции человеческого существа; сознания куда более высокого, полного и широкого по сравнению с тем, что пришло в мир и  впервые появилось в физическом и  витальном  и разумном  царстве. Если что-либо меньшее, чем супраментал, продолжает  занимать это место или, по крайней мере, не осуществляется на этой новой основе, тогда моя цель не достигается». (Шри Ауробиндо).

Новая концепция предпочитает термин "Божественное", но не отрицает и Богов; они реально существуют как «Космические личности на уровне Сверхразума». Сам Сверхразум рассматривается как своего рода представитель Высшего Разума, поддерживающий внешнюю эволюцию Универсума.
Верхняя половина поля универсального сознания — это Сат-Чит-Ананда, Атман, Супраментал; нижняя — ум, жизнь, материя. Разделяющая их область и есть Сверхразум. Получая истинный свет от Высшего Разума, он «раскалывает» его на отдельные аспекты, силы, проявления, что ведет к уменьшению как осознания, так и понимания.

Сам же  принцип разделения — причина того, что человек никогда не сможет достигнуть окончательного решения чего бы то ни было (точнее, Истины). Дело в том, что объекты бытия, создаваемые Сверхразумом, бесчисленны и не могут быть постигнуты человеческим разумом в полном объеме. Здесь бесполезны все усилия и возможности постижения; разум, даже одухотворенный, должен уступить  место сознанию.

Подготовка человека к столь трудному пути длиться очень долго и состоит из нескольких последовательных этапов. Здесь придется прибегнуть к самому широкому цитированию из опасения допустить  субъективные  интерпретации самых важных положений теории и практики супраментальной эволюции.

***

«Говоря упрощенно, можно выделить несколько направлений, ведущих к ее успешной  реализации.

Первый, который может быть назван "духовным", достигается путем прямого контакта с Сознанием–Истиной, Сознанием-Силой.

Существует также особый  путь, который осуществляет при содействии всех промежуточных миров. Есть подробное знание всех сил, существ и сущностей, там присутствующих, всех их возможностей, положительных и отрицательных качеств.  Там пребывают не только Божества  Сверхразума и все аспекты  Матери. Там можно многому научиться у Духовных Наставников человечества.

Наконец, есть путь, ведущий через интуитивный, высокий и одухотворенный разум, который является ментальной  проекцией духа и приводит к более обширному знанию, пониманию, прямому и точному действию.

Если эти пути могут быть скомбинированы, тогда, очевидно, дело пойдет быстрее.

Однако никакого движения не будет вообще, если не произойдет психическое раскрытие, психический поворот и психическая трансформация. У каждого человека она происходит по-разному: может быть внезапной, а  может — постепенной, но направленной к одной цели. Дать ей исчерпывающее определение крайне трудно; это что-то светлое, чистое, необычное, огромное, всеохватное, превышающее все, с чем человек имел дело ранее; что-то, без чего жизнь становится невозможной, тусклой, пустой, ненастоящей.  Это зов, не поддаться которому невозможно. Чаще всего это Бог, Божественная Любовь, Божественная Милость, Божественное  Касание, Божественная Истина, Божественное Слово либо присутствие  Божественной Матери.»

В йоге МАТЬ, МАХА-ШАКТИ - Сила, Воля, творческая, созидательная  и исполнительная Энергия Всевышнего. Четыре ее аспекта:

Сила, Страсть, Действие (Махакали);
Мудрость, Понимание, Милосердие (Махешвари);
Труд, Умение, Совершенство (Махасарасвати);
Красота,  Гармония, Очарование (Махалакшми).

Каждый человек выбирает свое и следует за своим. Кастовое деление, присущее древней  Индии, во многом базировалось на этом понимании. Отсюда и деление: брахманы — священнослужители; кшатрии — воины; вайшья — торговцы и ремесленники; шудры — разнорабочие и слуги.

Однако ведическое знание предполагало нечто значительно большее, чем простое разделение труда. Она отчетливо понимала: сила ничто без мудрости, мудрость —  без совершенства, совершенство - без труда, а тот - без красоты и гармонии.

Истина должна лежать выше, неизмеримо выше… Та, которую мы именуем Махашакти,  Вселенской Матерью, которой поклоняемся, есть Божественная Сознательная Сила, единая и в то же время настолько многообразная, что даже высочайший ум и величайшее знание не в состоянии уследить за ее движением. Именно она является связующим звеном между истинным светом и жизнью и восходяще-нисходящей иерархией планов бытия. Не зря ведь сказано: «На коленях у  Матери душа видит…»

Но что же есть душа и где она пребывает? «Душа, или психическое существо, находится в непосредственной связи с Божественной Истиной, но оно скрыто в человеке его умом, го, иногда небывалого и немыслимого, но если скрытая в глубине истинная душа не проявит себя во всей своей силе, то это будет означать, что ничего подлинного не сделано.

В этой йоге именно психическое существо является тем, что открывает всю остальную природу истинному супраментальному свету и, в конце концов, высшим планам мира. Ум обладает способностью открываться своим собственным высшим уровням; он может успокоиться и расшириться в Безличное, а также одухотворить себя.
 
Витал, жизненная сила, может стать сильным, самоотверженным, преданным, видящим и понимающим, тело - совершенным, но без нового психического рождения без очищения и бесконечной веры  эта йога осуществлена быть не может.»

***

«Как правило, трансформация начинается с ментального уровня, хотя могут быть и другие варианты. Если человек хочет трансформировать свою  жизнь, если он хочет, чтобы духовный опыт имел влияние на ум, витальное и тело, на ежедневную деятельность, необходимо осознать и сформулировать здачу на умственном уровне, а затем сделать некоторую остановку, пока не произойдет полной ассимиляции, пока сам ум не трансформируется и не сможет участвовать в опыте, не искажая его.

Нет причины, по которой человек не должен принимать через размышляющий ум, как он принимает через витальное, эмоциональное и тело. Размышляющий ум так же, как и они, способен принимать, и поскольку он должен быть трансформирован так же, как и остальное, он должен быть натренирован принимать, иначе его трансформация не сможет произойти.

Существуют, конечно, обычные недостатки интеллекта - склонность к бесплодному сомнению вместо светлого восприятия и покоя, освещенного различением; его высокомерие, претендующее на то, чтобы судить вещи, которые находятся выше него, неизвестные ему, слишком глубокие для него; его попытки объяснить супрафизическое посредством физического; остальных также слишком много, чтобы перечислить  их здесь. Но если интеллект является просвещенным, открытым, спокойным, восприимчивым, нет причины, почему он не должен быть средством восприятия Света или помощью для опыта духовных состояний и для полноты внутреннего изменения.»

*** 

«Далее следует  витал. Всегда необходимо помнить, что витальное существо и жизнь-сила в человеке отделены от Божественного Света и могут являться инструментом для любой силы, которая может завладеть ими; она может быть просветленной или мрачной, божественной или небожественной.

Обычно витальная энергия служит заурядным полусознательным движениям человеческого ума и человеческой жизни, его обычным идеям, интересам, страстям и желаниям. Но для витальной энергии есть возможность вырасти за обычные пределы и достичь возвышения своих сил, став надежным инструментом Божественного.

Без этого контроля ее действия могут стать беспорядочной смесью противоположностей или служить то одним, то другим. Поэтому недостаточно обладать большой витальной энергией, действующей в человеке; для наших целей она должна быть приведена в контакт с более высоким сознанием и отдана умелому распорядителю.»

И, наконец, последнее… «Приходит момент, когда само тело обнаруживает, что в мире нет ничего, что является настолько ценным, ради чего стоит жить, кроме этой трансформации; что нет ничего, что может представлять такой большой интерес, как этот страстный интерес. Это как если бы все клетки тела испытывали жажду в Свете, который хочет проявиться; они кричат об этом, они находят сильную радость  в этом и уверены в победе.

Все остальное в жизни является скучным, безвкусным, ничтожным, бессмысленным в сравнении с этим: трансформацией в Свете. Следовательно, то, что вы должны научиться делать - быть в состоянии продлевать жизнь по вашей воле: не оставлять тело, пока  не захочется. Поэтому, если человек принял решение трансформировать тело, он должен ждать со всем необходимым терпением - триста лет, пятьсот лет, тысячу лет, это не имеет значения, это время, которое необходимо для изменения. Каким же будет это тело?

Это не означает, что больше не будет каких-либо определенных и узнаваемых форм; просто формы будут строиться посредством совершенно иных принципов. Это будет практичная и удобная форма — гибкая, мобильная, легко изменяемая по вашей воле, в противоположность  грубой  заданности материального образца. По этому поводу  существует много возражений. Могут сказать, что для тела невозможно измениться, если сам мир (и не только мир!) также не изменится. 

Кажется необходимым, чтобы изменилось все множество вещей, по крайней мере, в относительных пропорциях, чтобы человек мог получить возможность подобного существования. Однако все еще более сложно, ибо сознанию индивидуальному придется выстраивать отношения с сознанием коллективным совершенно по иному принципу». (Беседы  Шри  Ауробиндо и  Матери с учениками.)

***

Теперь нам предстоит отдышаться и несколько придти в себя — настолько необычен и непривычен  материал, с которым мы только что ознакомились. Что это? Новая религия?  Философия? Практика? Психология? «Духовная  наука», «ненаучная  фантастика»? Новые интеграция и синтез, но тогда чего? Новый виток эволюции,  реальность которой мы пока не можем ни опровергнуть, ни доказать? Или сама новая реальность, осознание которой  УЖЕ  есть начало реализации иного  замысла и иного строительства?

Ведь все это уже было, и было неоднократно… Открытие электромагнитной энергии и электромагнитных полей неизбежно привело к кардинальному изменению всего существующего мира, промышленной революции, царству высоких технологий - сперва радио, телевидения, затем Интернета, дальней космической связи  и многого другого. Единожды начавшись, этот процесс не может быть ни отменен, ни остановлен… Как не может быть отменена реальность психическая, религиозная, духовная, а теперь и супраментальная. Ведь в ее основе лежит простая и понятная идея — НАДРАЗУМНОСТЬ — новая вершина познавательного, творческого  и созидательного процесса.

Многое, очень многое нам знакомо и понятно. Например, та же «психическая трансформация», «психическое раскрытие» ранее понимались как «озарение», «просветление», «очищение», «преображение», «Глас Божий» и являлись частью религиозного сознания. Столь же ясной и понятной была реализация - верующий мирянин, священнослужитель, богослов, религиозный философ и т.д.

Ныне время иное. Само упоминание о Боге, Божественном, о необходимости подчинения, смирения, достижения полного покоя, неуклонное следование лишь высшей воле и высшему разуму, полная сдача, умение видеть во всем Божественное, встречает у наших сограждан острое неприятие и скепсис.  Активность, инициатива, творческий подход, стремление к свободе и т.н. «духовный материализм» всегда были основными составляющими западного менталитета.

Здесь есть определенное недопонимание разных задач, стоящих перед традиционной йогой, йогой супраментальной и той же сознательной эволюцией (по терминологии А.В.Клюева). Первая имеет своей конечной целью достижение нирваны или сиддхи; для второй это лишь плацдарм для дальнейшего движения вперед.

Для первой смысл всего движения - выход из сансарического колеса смерти и рождения; ни о какой эволюции не может быть и речи. Истинный хозяин старой йоги - Абсолют, Атман и  Брахман; вторая ориентирована на ШАКТИ – созидательную, творческую энергию, мощь, силу и волю Всевышнего. Она активна по определению; человек здесь готовится не к роли некого трансцендентного, безликого и безмятежного существа, а скорее ДЕМИУРГА. Поэтому, когда мы говорим о покое, имеется в виду полное успокоение низших, непросветленных и невежественных, а решительный их поворот в сторону истинных ценностей.

Психический поворот, сдача, очищение не должны рассматриваться как капитуляция, а как сознательный выбор, полное доверие младшего старшему, как дружба, любовь и вера, как право обращаться за помощью и получать ее, как возможность учиться у более знающего и умеющего. Речь не идет о безоговорочном подчинении, об уничтожении человеческой сущности - как о лишении права капризного, самоуверенного эго, так и от воздействия темных сил всякого рода, во множестве приходящих к нам  именно через это самое эго.

То же самое можно сказать о ментальном молчании. Это не «гробовая тишина», а  в первую очередь обретение контроля за непрерывным хаотическим потоком мыслей, за одержимость самим процессом мышления, почти всегда бесплодным  и изнурительным. Отсюда и требование спокойного различения и правильного осознания, ибо не все приходящее в голову однозначно плохое, вредное и искаженное.

Вот что писал об этом более 150 лет назад Петр Чаадаев: «Вся наша активность есть лишь проявление силы, заставляющей нас стать в порядок общий, в порядок зависимости. Соглашаемся ли мы с этой силой или противимся ей — все равно, мы вечно под ее властью. Поэтому нам только и надо стараться отдать себе возможно верный отчет в ее действии на нас и, раз мы что-либо об этом узнали, предаться ей со спокойной верой: эта сила, без нашего ведома действующая на нас, никогда не ошибается, она-то и ведет вселенную к ее предназначению. Итак, вот в чем главный вопрос жизни: как открыть действие Верховной Силы на нашу природу».

А вот слова уже современного автора А.В. Клюева, сделавшего очень многое для развития идей Шри  Ауробиндо, автора книг «Сознательная эволюция человека», «Свобода от смерти», «Дыхание истины».

«Каждый, в зависимости от склада индивидуального сознания, может выбрать наиболее приемлемый для себя вариант начала активной работы на пути сознательной эволюции. Теисты и атеисты, интеллектуалы и «не очень», техники и гуманитарии, духовные гурманы и «всеядные», люди разных возрастов и профессий, искренне стремящиеся обрести Истину, могут в полной мере реализовать себя на духовном поприще — упомянутые варианты работы позволяют это сделать. Никто из жаждущих не будет ущемлен. Широкое начало, постепенное сужение русла и, наконец, ручеек, ведущий к Истоку, — это и есть Путь Сознательной Эволюции».
 
К величайшему сожалению, нынешняя жизнь человечества очень далека от поисков духовного идеала, а понимание эволюции ограничено естественнонаучной теорией Дарвина. Социальный аспект представляет собой «то же, что и сегодня, но немного лучше - и НИКАКИХ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ!».

Размышление о дне завтрашнем и послезавтрашнем не приветствуются — жить можно и нужно лишь «здесь и сейчас». Будущее также не предполагает никакой эволюции, кроме технологической; его варианты можно посчитать по пальцам. Это либо гибель цивилизации и одичание апокалиптического генеза (включая «ядерную зиму», пандемию, космическую либо экологическую  катастрофу, завоевание Земли враждебным разумом и уж непременно - неизбежное  присутствие «плохих парней» любого толка. А если последних нет в наличии, их необходимо создать).

Улучшение человеческой породы имеет либо генно-инженерный, либо компьютерно- технологический характер; космические формы жизни могут иметь любую структуру и любой облик - от гуманоидов и энергополевых образований до «разумных» звезд и  галактик. Появление там человека - лишь вопрос времени. Вполне реален и вариант выхода за пределы прежней биологической формы с превращением в существо иного вида, уже не привязанного к планетарному способу существования. Все это ЕСТЕСТВЕННО И НОРМАЛЬНО, ибо легко представимо.

Представления философские - совсем иного рода. Это некие абстракции, мыслительные построения, отчужденные от реальности и реальной жизни. Найти им практическое применение - задача науки и технологии. А вот то, что находится ЗА пределами разума - БОГ, Божественное, Супраментал, Нирвана, Брахман, Атман, Абсолют, непостижимо в принципе. Присутствие там человека НЕЕСТЕСТВЕННО И  НЕНОРМАЛЬНО. Сфера его компетенции - мир объектов, форм, структур и материальных процессов, имеющих содержание; состояния, силы, начала, присутствия - области, где пребывает Дух или (по современной терминологии)  Космическое Сознание.

Именно поэтому все, о чем говорит интегральная йога и теория супраментальной эволюции, вызывает столь выраженное отторжение. И не только у западного ума,  но и восточного, для которого ЗА пределами Нирваны и Космической Майи нет и не может быть ничего вообще…

Впрочем, разум на то и разум, чтобы находить решение любого парадокса. Он говорит себе: «Зачем мне идти туда, куда я все равно не дойду? Трансформация? Почему бы и нет… Бессмертие? А кто же против? Новое существование в «Теле Света»? Да хоть сегодня! Как я понял, супраментальная йога ведет именно к этому.»

Тогда стоит напомнить следующее: «Необходимо, чтобы органическая структура была сохранена в качестве необходимого основания для сохранения земной природы и продолжения эволюционного процесса, чтобы предотвратить переход в состояние существа, принадлежащему более высокому плану, а не земному человеческому воплощению».

Пожалуй, это самая большая тайна, оставленная нам в наследство, как и тайна взаимодействия супраментального и духовного пространства. Мы готовы пересмотреть понятие духовности, готовы «жить в Духе»  и «созидать в Духе», но  нам ясно и четко говорят:

«В сфере Духа существуют лишь Вечные Истины. Там все вечно само по себе, там нет развития, нет ничего реализованного или стремящегося к реализации; там нет таких вещей, как возможности… Однако все эти возможности исходят из истин наверху, например, возможность познания, возможность радости, любви, совершенства, свободы и все возможности безграничной эволюции».

Поэтому ничто не мешает уже сегодня приступить к освоению этих новых реалий. Время здесь не играет существенной роли - ведь если человек решился на подобное, «он должен ждать со всем необходимым терпением - триста лет, пятьсот лет, тысячу лет (это не имеет значения), то есть все то время, которое необходимо для изменения.»

Но как же «ждать тысячу лет», если даже великие уходят, так и не закончив начатого? Или - не уходят, а остаются навечно, остаются с нами, призванными  продолжить их дело? Тогда надо почаще  вспоминать следующее:

«Все, что было когда-то достигнуто, остается и может быть достигнуто снова. Йога - не та вещь, которая идет одним решительным натиском по тому или иному пути; это - строительство нового сознания, она полна подъемов и спусков. Но если кто-то верен ей, подъемы имеют обыкновение завершаться благодаря  накоплению инерции успеха, ведущей к долгожданной перемене. Поэтому единственное, что нужно, это вера и терпение. Упав, не причитайте и не говорите: "Со мной покончено", а поднимайтесь, отряхивайте с себя пыль и продолжайте идти дальше по правильному пути.»

*** 

Иногда мне кажется, что я знаком со Шри  Ауробиндо бессчетное количество лет; знаком именно с ним, а не с его учением. И все равно поражаюсь, из года в год находя в нем  все новое и новое… То ли Учитель меняется, то ли я меняюсь… А, может, он просто терпеливо ждет, пока я приближусь к нему и сяду у огня… Он очень и очень разный... Один в молодости, другой в зрелости, третий — в период завершения работы.

Один Ауробиндо настаивает на неуклонном следовании всем его рекомендациям, утверждая: «Лишь я один обладаю полным опытом восхождения», другой исподволь, как бы по секрету, подсказывает иные решения, открывает еще не хоженые пути, возможности, вероятности, иногда даже противореча сам себе.

Вот его высокое и очень эмоциональное звучание в «Синтезе йоги»; вот почти запредельные для восприятия тексты «Перерождения и Кармы», «Супраментальных проявлений на Земле»; вот предельно лаконичные и понятные «Мысли и афоризмы»; а вот «Письма о йоге» и «Беседы с учениками»... Здесь он совсем другой —  внимательный, тонкий, понимающий, умеющий чувствовать собеседника, как никто иной, обучающий, но не поучающий...

Странное и неизменное ощущение - говоря со всеми, он в то же время говорит исключительно со мной и для меня. И я могу найти ответы на любые вопросы, хотя они еще даже не были сформулированы. Вот его слова:

«Помогать людям, не лишая их собственной энергии; вести, наставлять, но не затрагивать их инициативы и самобытности; принимать других в себя, но отдавать им взамен всю божественность их природы. Тот, кто способен на это, воистину водитель и гуру.»

Пути великих людей непостижимы и неповторимы; идти за ними след в след, шаг в шаг, до мелочей копируя и повторяя каждое их движение - задача и неисполнимая, и непосильная. Однако они, несмотря на всю свою огромность, всегда являются  представителями и реализаторами сил уже воистину запредельных… Истинный Учитель всегда понимает это; ему не нужно поклонение, славословие, почитание. Нам же, их ученикам, несмотря на всю нашу малость, неразвитость, неумелость, непослушание, капризность никогда нельзя забывать, КОМУ  мы следуем и у КОГО  учимся…

В первой статье говорилось о пользе мысленного эксперимента как одного из способов творческого воображения. Попробовал его и я, максимально точно представив себе разговор со своим Учителем после завершения земной жизни о выборе предстоящего жизненного пути. Представил - и пришел в полное замешательство…

Достаточно легко было представить, кем  не  ХОЧУ БЫТЬ. А вот кем хочу… Ни одно воплощение, являющееся лишь «собой» и замкнутое лишь на «себя», не устраивало; хотелось стать «всем», и это «все» целиком замыкалось на возможностях супраментальной эволюции, оставаясь при этом в земном поле… Поэтому я убрал все лишнее и вместо «Хочу стать тем-то» образовалось одно огромное ХОЧУ  СТАТЬ...

И еще подумалось: положение психологии развития: «Человек — это не только то,  что есть, но и то, чем мог стать, и даже то, чем не стал» — необходимо дополнить следующим: «Не стал, но станет»… Именно тогда и родились такие строки:

«Единство связанных мгновений и движений
И медленность неотвратимых изменений
Все ускоряется, и медленным касаньем
Ложится истинным и новым пониманьем

На полотно сражений и побед,
Где Я, прошедший чередою лет…
Где много "Я"… Где тихо проступает
Не жизнь моя, а жизнь совсем иная…»

Поэтому будем спокойно исполнять свое предназначение - в том объеме и в тех пределах, которые нам даны. Что же касается самой супраментальной эволюции, не будем пока о ней спорить. Время само все расставит по своим местам. Но самое главное, что еще предстоит сделать каждому, это избавиться от извечной БОЯЗНИ  СТАТЬ…

*** 

Октябрь- ноябрь 2015 г.

*** 

Иллюстрация из Интернета


Рецензии
Глубочайшая моя благодарность за букет и аромат ваш...человечность и милость, понимание изнутри проблемы одновременного присутствия в искателе БОЯЗНИ СТАТЬ и ЗОВА СТАТЬ, за ободрение и поддержку...
... всё напряжение и беспокойство уходит в один счастливый момент...Триумф канатоходца - в момент растворения на струне, когда он забывает о цели и, в упоении радостью и свободой, забывает об опасности и становится Невесомостью и Благодарением всему...
"Поэтому единственное, что нужно, это вера и терпение. Упав, не причитайте и не говорите: "Со мной покончено", а поднимайтесь, отряхивайте с себя пыль и продолжайте идти дальше по правильному пути." Именно такие слова вы нашли, чтобы просто и убедительно объяснить сложные пути достижения, кажется, невозможного... это даёт надежду постичь тайну канатоходца - просто чутко и светло, восприимчиво ЖИТЬ, принимая с благодарностью неопределённость, хрупкость, неизведанность ошеломительной, стройной и сказочной красоты Дара нам - возможности ЖИТЬ и развиваться...
Читала предыдущие труды и видела непостижимые уму заслуги ваши и величие интеллекта и Души, разносторонние и глубокие знания, при этом вы остаётесь в восприятии моём скромным любящим тружеником и удивительно простым и Высоким Человеком. Добра и прилива сил и вдохновения, радости и продолжения трансформации...

Светлана Кременецкая   30.11.2015 03:41     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова. Я уже много раз говорил, что я- лишь передатчик, оформитель,хранитель...Ну, может быть, немного подсказчик. Все же остальное- целиком от вас, вашей веры, понимания, стремления, усилия. Вы угадали- в реальной жизни я предельно простой, скромный, незаметный и мало кому известный человек.Так проще и жить, и работать.
Владимир.

Владимир Фокас 2   30.11.2015 08:52   Заявить о нарушении
Потому в этом контрасте и вижу не рисовку, а мощь глубины и охвата тихого океана. Он приглашает раствориться, он - из многих капель мудрости...

Светлана Кременецкая   30.11.2015 10:12   Заявить о нарушении