Крест Господний

Я расскажу вам две истории о судьбах с разницей в семьдесят  лет.

Одна – о святом Анатолии, ставшим по воле времени гонимым за веру в период перелома и становления России. Другая – о современном герое, выжившем в жестокой схватке с боевиками в Чечне.

В руках у меня сначала оказалась история, написанная Николаем Головкиным о священномученике Анатолие (Грисюке), митрополите Одесском и Херсонском. Андреей Григорьевич Грисюк – так звали владыку в миру. Называли его ещё Златоустым.

Рассказы о проповедях необычайной силы воздействия, которые произносил отец Анатолий в тех городах, где ему выпало служить, передавались из уст в уста.
Выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, замечательный историк и богослов, оставивший ценные научные труды, редкий молитвенник, неутомимый борец с расколами, являющий всем последующим поколениям православных христиан пример верности Христу и Его святой Церкви…
На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский и Херсонский, причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. День памяти священномученика Анатолия – 10 января.
Андрей Григорьевич Грисюк родился 20 августа 1880 года в городе Ковеле Волынской губернии в семье уездного казначея. С детства мальчик привык к труду, простому образу жизни, поскольку семья жила очень бедно.
В 1900 году Андрей, окончив Волынскую семинарию, поступил в Киевскую духовную академию. Здесь окрепло в нём желание послужить Богу в иноческом чине. В 1903 году студент 4-го курса академии Андрей Грисюк был пострижен митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким) в монашество с именем Анатолий. В этом же году инока Анатолия рукоположили в иеромонаха.
Окончив в 1904 году академию в числе первых студентов и став профессорским стипендиатом,  иеромонах Анатолий оправляется в Константинополь для занятий научными исследованиями в археологическом институте. Лингвистически одаренный, прекрасно знавший классические и некоторые восточные языки, молодой монах-ученый получил возможность работать с рукописями, написанными на древних языках. Предмет его научных интересов – история сирийского монашества первых веков.
О труде архимандрита Анатолия по истории сирийского монашества один из рецензентов писал: «Основательное знакомство с первоисточниками и обширной литературой по данному вопросу, глубокое проникновение в дух сирийского отшельничества, ясность мысли и колоритность языка отличает труд автора и делает его ценным вкладом в литературу этого предмета».
Молодой учёный, с 29 августа 1911 года уже в сане архимандрита, преподаёт в Киевской, позднее в Московской духовных академиях, а 30 мая 1913 года назначается ректором Казанской духовной академии.
В том же году в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла в кафедральном храме Христа Спасителя в Москве архимандрит Анатолий был хиротонисан во епископа Чистопольского, викария Казанской епархии.
При совершении таинства на владыку Анатолия откуда-то сверху вдруг упал свет, образовав дивное сияние вокруг его головы. Присутствовавшие на богослужении были поражены чудным явлением, видя в нём милость Божию и призыв к особому служению.
Шли годы. Тяготы и лишения Первой мировой войны сменились годами большевистских гонений. В 1918 году указом советского правительства в России были закрыты все духовные учебные заведения.
Осенью 1918 года Высшее Церковное Управление при Патриархе Тихоне посоветовало ректору Казанской духовной академии епископу Анатолию воспользоваться тем, что советское правительство дозволило «обучаться религии» частным образом. Только благодаря этому удалось сохранить Казанскую духовную академию и её преподавательский состав.
До весны 1921 года «частная академия» более-менее спокойно продолжала существовать. 26 марта епископ Анатолий был арестован. В ЧК попали письма владыки, который вёл регулярную переписку с Патриархом Тихоном, испрашивая его благословения на те или иные действия по академии, а также ставя Святейшего в известность обо всём в ней происходящем.
Начались допросы владыки, профессоров академии…
На вопрос следователя, предпринимались ли меры к легализации академии, епископ Анатолий отвечал, что вовсе не считал нужным предпринимать какие-либо действия в этом направлении, так как считал существование академии вполне легальным и дозволенным именно в силу того, что она не была упразднена советской властью.
Епископ Анатолий был приговорён к одному году принудительных работ, но освобождён уже через девять месяцев, так как ему зачли срок предварительного заключения.
28 февраля 1922 года преосвященный Анатолий был назначен на кафедру в Самару. Через год, 24 февраля 1923 года, он был вновь арестован, теперь уже Самарским ГПУ. Поводом для ареста послужило найденное при обыске в квартире владыки антисоветское воззвание, написанное от его имени.
Владыка указал следователям, что это фальшивка и что, хотя воззвание и подписано его именем, оно ему не принадлежит. В результате 4 августа того же года он был освобождён.
По освобождении он был возведен Патриархом Тихоном в сан архиепископа. Сразу же вслед за этим, 18 сентября, Самарское ГПУ второй раз арестовывает владыку, теперь за сопротивление обновленческому расколу. Он был обвинен также в распространении антисоветских слухов. В застенках ГПУ владыку жестоко избивали. У него была повреждена челюсть, сломаны два ребра.
Из тюремной больницы, где он перенес тяжелую операцию, святителя отправили в 1924 году на три года в Туркмению – сначала в Полторацк (ныне – Ашхабад), а затем в Красноводск (ныне – Туркменбаши). В Красноводске владыка вновь тяжело заболел. По окончании срока ссылки архиепископ Анатолий вернулся в Самару и был назначен постоянным членом Священного Синода при заместителе местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском).
Последним местом служения святителя стала Димитриевская церковь. Все остальные храмы Одессы к этому времени были закрыты. На богослужения в последнее перед арестом время владыка ходил пешком, опустив глаза и сосредоточенно молясь. Вскоре последовал запрет облачать митрополита Анатолия посреди храма, а затем запретили и совершать богослужения.
В ночь с 9 на 10 августа 1936 года митрополит был арестован и 13 августа под конвоем перевезён в следственную тюрьму в Киев. Начались допросы.
Известно, что НКВД многих огульно записывал в шпионы враждебных СССР государств. Нечто подобное было предпринято и в отношении преосвященного Анатолия, с «церковным», так сказать, уклоном: владыку обвинили в связях… с Ватиканом. Следователь допытывался:
– Следствие располагает данными о том, что Вы были связаны с представителями Ватикана и вели с ними переговоры об установлении контакта Восточных и Западных Церквей с целью объединения Православия и католицизма для создания единого антисоветского фронта. Расскажите, при каких обстоятельствах была установлена такая связь и при посредстве кого именно.
– Связи с представителями Католической Церкви я не имел и никаких переговоров об объединении православных и католиков не вел, – отвечал владыка Анатолий. – Заявляю, что я убежденный антикатолик и по своим религиозным воззрениям, как православный архиерей, не мог вести таких переговоров.
8 октября следствие было закончено. В обвинительное заключение попали все те формулировки бездоказательных обвинений, какие ему пытался навязать следователь.
Владыка просил «иметь в виду и мой возраст (мне идет пятьдесят седьмой год) и состояние моего здоровья».
У митрополита была запущенная форма язвы желудка. В тюрьме за несколько месяцев болезнь обострилась, и положение стало критическим.
Из близких родственников у него оставалась только сестра Раиса, посвятившая заботе о нём всю свою жизнь: начиная с Казани, она переезжала с владыкой с места на место. Узнав о тяжёлом состояние здоровья брата, сестра стала хлопотать о том, чтобы ей разрешили передавать ему молоко и горячую пищу, приложив к ходатайству справку от врача и рентгеновские снимки.
Разрешение было дано. После окончания следствия Раиса Григорьевна стала добиваться разрешения на свидание с братом, которое, в конце концов, было получено благодаря ходатайству перед властями священномученика Константина (Дьякова), митрополита Киевского. На свидание надзиратели вывели митрополита Анатолия под руки: владыка почти не владел ногами.
16 декабря 1936 года Главное управление государственной безопасности затребовало митрополита Анатолия в Москву, и через день он был доставлен в Бутырскую тюрьму.
Здесь следователи НКВД вновь пытались добиться от митрополита подтверждения своим ложным домыслам и постановили «За контрреволюционную деятельность заключить в исправтрудлагерь сроком на пять лет».
27 января он был отправлен общим этапом вместе с уголовными в распоряжение Ухтпечлага НКВД.
От стоянки до стоянки этап гнали пешком. Владыка шёл медленно, и его без конца «подбадривали» прикладами по спине. Когда он терял сознание, бросали в грузовик, затем заставляли снова идти пешком.
Наконец этап прибыл к месту назначения – в Кылтовскую сельхозколонию в Коми. Тяготы этапа сменились изнурительным физическим трудом. Но владыка мужественно и без ропота переносил и это. В документах лагеря о заключенном митрополите значилось: «Работает добросовестно, к инструменту отношение бережное. Дисциплинирован. Качество работы удовлетворительное».
В июне митрополит Анатолий заболел крупозным воспалением легких, но жестокий режим работ не смягчился. Предчувствуя скорое завершение земной жизни, владыка писал сестре: «Умоляю тебя, прими все меры, даже сверхвозможные, добейся, умоли, упроси, устрой наше свидание. Жажду перед смертью увидеть родное лицо и благословить тебя».
Долго хлопотавшей Раисе Григорьевне дали разрешение на трёхчасовое свидание с братом в присутствии конвоя. Но когда она прибыла в Усть-Вымь, в свидании ей отказали.
В октябре митрополит Анатолий, здоровье которого ещё более ухудшилось – давало о себе знать и перенесённое воспаление лёгких, был признан инвалидом и освобожден от работы, но в ноябре его снова вывели на общие лагерные работы. «Работает на общих работах. Норму не выполняет… За плохой труд имеет предупреждение», – таков был отзыв о больном и измученном узнике-мученике.
В конце концов болезни, недоедание и каторжный труд привели к тому, что он почти ослеп и в ноябре–декабре не смог выполнить норму. Администрация лагеря написала: «Работу выполняет на 62 %. По старости работает слабо, но старается».
В январе 1938 года состояние здоровья митрополита ухудшилось настолько, что он был помещён в лагерную больницу, занимавшую одно из зданий бывшего Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря – первой женской обители в Коми крае, появившейся здесь в XIX веке.
Не старый человек (ему не было еще и шестидесяти лет), он выглядел изможденным, неподвижно лежал на нарах. Надзиратели решили отобрать самое дорогое, что у него осталось – Святое Евангелие и нательный крест. Евангелие палачи вырвали. И тогда, чтобы не смогли сорвать крест, из последних сил священномученик перевернулся на живот и предал Богу дух.
Это произошло 23 января 1938 года в 17 часов 10 минут.
Так, держа обеими руками, как победное знамя, свой крест, окончил шествие по тернистому жизненному пути митрополит Анатолий, приняв от Подвигоположника Христа венец мученичества и исповедничества.
После мужественной кончины исповедника Христова православные верующие, бывшие в заключении вместе с ним, благоговейно совершили погребение и из веточек сделали на могиле маленький крест.
Один из них, впоследствии подвижник Одесского Успенского мужского монастыря схиархимандрит Пимен (Тишкевич, † 1984) свидетельствовал, что во время кончины святителя Анатолия над лагерной больницей засветилось особое сияние: это ангелы Божии возносили душу его на Небеса…
В 1995 году на скорбном месте, где был устроен лагерь, возродился Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь.


Вторая история побудила меня рассказать вам о человеке, с молитвой прошедшего чеченскую войну. Из статьи  подполковника Антония Маньшина, разыскавшего его в одном из чеченских сёл я узнала, что русский солдат Александр Воронцов просидел в яме в Чечне 5 лет.
Антоний Маньшин рассказывает:

«Пять лет судьбы одного человека.
Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – НЕ КОРМИЛИ; испытывали на нём приемы рукопашного боя; его несколько раз — РАССТРЕЛИВАЛИ, стреляли почти в упор, но так и – НЕ СМОГЛИ расстрелять!!!
В 1995 году — первая чеченская война. Я, подполковник Антоний Маньшин, был командиром штурмовой группы, а соседняя, вторая штурмовая группа была названа именем героя России Артура, моего друга, который погиб в Грозненских боях, накрыв собой раненого солдата: солдат выжил, а он погиб от 25 пулевых ранений.
В марте 1995 года штурмовая группа Артура из 30 бойцов на трех БРДМ-ах выполняла штабной рейд по блокированию групп боевиков во Введенском ущелье. Есть там такое место Ханчелак, что переводиться с чеченского — как мертвое ущелье, там нашу группу поджидала засада. Засада — это верная смерть: головная и замыкающая машины подбиваются, и тебя методически расстреливают с высоток. Группа, попавшая в засаду, живет максимум 20-25 минут – потом остаётся братская могила. По радиостанции запросили помощь с воздуха вертолетов огненной поддержки, подняли мою штурмовую группу, мы прибыли на место через 15 минут. Управляемыми ракетами воздух-земля уничтожили огневые позиции на высотках, к нашему удивлению группа уцелела, только недосчитались Саши Воронцова. Он был снайпером и сидел на головной машине, на БРДМ-е и взрывной волной его сбросило в ущелье метров 40-50 глубиной. Стали его искать, не нашли.
Уже стемнело. Нашли кровь на камнях, а его не было. Случилось худшее, он контуженный попал в плен к чеченцам. Мы по горячим следам создали поисково-спасательную группу, трое суток лазили по горам, даже в контролируемые населенные пункты боевиков ночью входили, но так Сашу и не нашли. Списали, как без вести пропавшего, потом представили к ордену мужества. И вы представляете – проходит  5 лет.
Начало 2000 года, штурм Шатоя, в Артурском ущелье в Шатойском районе есть населенный пункт Итум-Кале, при блокировке его нам мирные жители сообщили, что у них в зиндане (в яме) сидит наш спецназовец уже 5 лет. Надо сказать, что 1 день в плену у чеченских бандитов — это ад. А тут — 5 лет. Мы бегом туда, уже смеркалось. Фарами от БМП осветили местность. Видим яму 3 на 3 и 7 метров глубиной. Лесенку спустили, поднимаем, а там живые мощи. Человек шатается, падает на колени и я по глазам узнал Сашу Воронцова, 5 лет его не видел и узнал. Он весь в бороде, камуфляж на нем разложился, он в мешковине был, прогрыз дырку для рук, и так в ней грелся. В этой яме он испражнялся и там жил, спал, его вытаскивали раз в два-три дня на работу, он огневые позиции чеченцам оборудовал. На нём вживую чеченцы тренировались, испытывали — приемы рукопашного боя, то есть ножом тебя — в сердце бьют, а ты должен удар отбить. У нас в спецназе подготовка у ребят хорошая, но он изможденный, никаких сил у него не было, он, конечно, промахивался — все руки у него были изрезаны.
Он перед нами на колени падает, и говорить не может, плачет и смеётся. Потом говорит: “Ребята, я вас 5 лет ждал, родненькие мои.” Мы его в охапку, баньку ему истопили, одели его. И вот он нам рассказал, что с ним было за эти 5 лет.
Вот мы сидели неделю с ним, соберемся за трапезой, обеспечение хорошее было, а он кусочек хлеба мусолит часами и ест тихонечко. У него все вкусовые качества за 5 лет атрофировались. Рассказал, что его 2 года вообще — не кормили. Спрашиваю: ”Как ты жил-то?” А он: “Представляешь, командир, Крестик целовал, крестился, молился, — брал глину, скатывал в катышки, крестил её, — и ел. Зимой снег — ел”. “Ну и как?”–– спрашиваю. А он говорит: ”Ты знаешь, эти катышки глиняные были для меня вкуснее, чем домашний пирог. Благословенные катышки снега были — слаще меда”. Его 5 раз — расстреливали на Пасху.
Чтобы он не убежал, ему — перерезали сухожилия на ногах, он стоять  не мог. Вот ставят его к скалам, он на коленях стоит, а в 15-20 метров от него, несколько человек с автоматами, которые должны его расстрелять. Говорят: “Молись своему Богу, если Бог есть, то пусть Он тебя спасет”. А он так молился, у меня всегда в ушах его молитва, как простая русская душа: “Господи Иисусе, мой Сладчайший, Христе мой Предивный, если Тебе сегодня будет угодно, я ещё поживу немножко”. Глаза закрывает и крестится.
Они спусковой крючок снимают — осечка. И так дважды — выстрела НЕ ПРОИСХОДИТ. Передвигают затворную раму — НЕТ выстрела. Меняют спарки магазинов, выстрела — опять не происходит, автоматы — МЕНЯЮТ, выстрела все равно – НЕ ПРОИСХОДИТ. Подходят и говорят: “Крест сними”. Расстрелять его – НЕ МОГУТ, потому что Крест висит на нем. А он говорит: “Не я этот Крест надел, а священник в таинстве Крещения. Я снимать — не буду”. У них руки тянуться — Крест сорвать, а в полуметре от его — тела их СКРЮЧИВАЕТ Благодать Святого Духа и они скорченные — ПАДАЮТ на землю. Избивают его прикладами автоматов и бросают его в яму. Вот так два раза пули — не вылетали из канала ствола, а остальные вылетали и всё — МИМО него летели. Почти в упор – НЕ МОГЛИ расстрелять, его только камешками посекает от рикошета и всё.
И так оно бывает в жизни. Последний мой командир, герой России Шадрин говорил: “Жизнь странная, прекрасная и удивительная штука”. В Сашу влюбилась девушка чеченка, она его на много моложе, ей было 16 лет, то тайна души. Она на третий год в яму по ночам носила ему козье молоко, на веревочки ему спускала, и так она его выходила. Её ночью родители ловили на месте происшествия, пороли до смерти, запирали в чулан. Звали её Ассель. Я был в том чулане, там жутко холодно, даже летом, там крошечное окошко и дверь с амбарным замком. Связывали её. Она умудрялась за ночь разгрызать веревки, разбирала окошко, вылезала, доила козочку и носила ему молоко. Он Ассель забрал с собой. Она крестилась с именем Анна, они повенчались, у них родилось двое деточек, Кирилл и Машенька. Семья прекрасная.
Вот встретились мы с ним в Пскова-Печерском монастыре. Обнялись, оба плачем. Он мне всё рассказывает. Я его к старцу Адриану повел, а там народ не пускает. Говорю им: “Братья и сестры, мой солдат, он в Чечне в яме 5 лет просидел. Пустите Христа ради”. Они все на колени встали, говорят: “Иди, сынок”. Прошло минут 40. Выходит с улыбкой Саша от старца Адриана и говорит: “Ничего не помню, как будто — с Солнышком беседовал!”. А в ладони у него ключи от дома. Батюшка им дом подарил, который от одной старой монахини монастырю отошел.
А самое главное, мне Саша при расставании сказал, когда я его спросил, как же он всё это пережил: “Я два года пока сидел в яме плакал так, что вся глина подо мной мокрая от слез была. Я смотрел на звездное чеченское небо в воронку зиндана и ИСКАЛ — моего Спасителя. Я рыдал как младенец, ИСКАЛ — моего Бога”. “А дальше?”- Спросил я. “А дальше — я купаюсь в Его объятиях”, — ответил Саша.

А ещё хочется подчеркнуть, что эти две истории связывает 1995 год.
Посмотрите: В 1995 году на скорбном месте, где был устроен лагерь, возродился Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь – так заканчивается статья о священномученике Анатолии (Грисюке), митрополите Одесском и Херсонском.
И новая история об Александре Воронцове – начинается я в 1995 году – в назидание молодым, для укрепления Духа и Веры. И таким историям не будет конца, ибо Вера во Христа всесильна и бесконечна.

По материалам статей Валентина Солдатова
г. Чистополь 28 ноября 2015 года.


Рецензии