Примиренье

ПРИМИРЕНИЕ

(Великое в малом)

Раз цензор Ху Му-тин (1) рассказывал всем на собранье:
«В одной деревне человек жил, борова кормящий,
Тот, видя старика соседа, в ярость приходящий,
Бросал есть, гнался, чтобы покусать его с желаньем.

С другими этого при встречах не происходило,
Старик сосед уж начинал от этого сердиться,
Хотел купить и заколоть его, – мысль приходила,
Но вдруг прозрел он, понял, с боровом как помириться.

«Не кровный ли он враг мой (2) из того перерожденья, -
Подумал он, - с кем раньше нас вражда соединила,
О ком в каноне речь идёт буддийского ученья,
Но в мире нет вражды, с какой нельзя б покончить было».

И, выкупив, отдал монастырю на сохраненье (3),
Чтобы его кормили и отлично содержали,
Чтоб он дожил до старости в хорошем обращенье,
И чтоб не знал за свою жизнь ни страха, ни печали.

Прошло сколь времени, старик с ним оказался рядом 
И вёл со стариком себя уже иначе боров,
Прижавши уши, он смотрел на старца добрым взглядом,
Ни в чём уже не проявлялся его грозный норов.

Когда-то над картиной Сун Чжун все склоняли лица,
Изображенье где буддийского архана (4) было,
Сидящего на преклонённой перед ним тигрице,
И надпись из Баси поэта Яня Ли гласила:

«Ты можешь Истину познав,
С враждой и яростью бороться,
Ты можешь тигра оседлав,
Взнуздать его как иноходца.
Но если зверь теперь пуглив,
Узды признает власть и крепость,
Пред ликом Истины смерив,
Свою природную свирепость.
Тогда меж небом и землёй,
Для всех, кто мыслит и страдает,
Возможны благо и покой,
Пусть только верностью одной
 Живёт и дышит род людской,
А страх и зависть угасают».

Примечание

1. Ху Му-тин – второе имя учёного Ху Шао-дина (1713 -1776).

 2. Кровный враг – имеется в виду буддийское учение, по которому в следующем своём перерождении пожинает плоды своих деяний в предыдущей жизни. В прежней своей перерождении, вероятно, боров был человеком, которого обидел сам старик или кто-то из его родни.

3. Отдал в монастырь на сохраненье – в буддийском монастыре его наверняка не могли бы зарезать, так как буддистам запрещается отнимать жизнь у живых существ.


4. Архан (arhan, arhat) – буддийский мудрец, достигший высшей степени совершенства, необходимой для погружения в нирвану.

   
   
Власов Владимир Фёдорович


Рецензии