Из каких-то деревяшек
-Дед, ты в каких войсках служил? В космических?
-Нет, в авиации.
-Неважно. Что такое шпангоут, знаешь?
-Очень даже хорошо знаю. Не одну шишку о них набил!
-То есть?
-Очень даже просто в хвосте бомбардировщика головой об один из них треснуться!
-Короче, - подытожил внук, - раз ты так хорошо их изучил, поможешь мне сделать четыре шпангоута для ракеты. Остальное я уже почти сделал.
-Для какой ракеты?
-Для настоящей! То есть, конечно, с одной стороны, это модель, но с другой – летать будет как настоящая. По расчету должна подняться на пять километров.
-А двигатель ты тоже сам сделаешь?!
-Нет, двигатель даст учитель, который кружок ведёт. У меня есть его размеры и схема крепления. Кстати, крепиться двигатель будет к двум задним шпангоутам.
Грамотный какой, подумал я и спросил, чтобы немного "подкузьмить" мальчишку, в полной уверенности, что и слов таких он в своём кружке не слышал:
-А лонжероны и стрингеры кто делать будет?
-Никто! - отрезал внук. – В моей ракете их не будет. Для экономии веса шпангоуты поставлю между оболочкой и круглой балкой.
-Ладно, из чего делать-то будем шпангоуты?
-Из фанеры!
-Как это, из фанеры? В ракете, почти настоящей, и из фанеры?!
-Дед, а ты знаешь, откуда слово шпангоут?
К своему стыду, это я не знал. То есть что такое шпангоут и для чего он, знал прекрасно. А слово откуда…
-Шпангоут (spanthout), - сказал внук, - от голландских слов "spant " - ребро и "hout" – дерево. Вот и будем делать из дерева. Вообще-то у меня есть напарник, шпангоуты он должен был сделать.
-И что случилось?
-Да ничего. Только то, что он сделал, я выбросил! А делать опять ручным лобзиком времени нет. Ты же электрический не дашь?
-Конечно, нет! Чтобы ты без пальцев остался?!
-Поэтому и прошу, чтобы ты сделал. У тебя, небось, это несколько минут займёт. А отшлифую я потом сам.
В общем, сделал ему эти шпангоуты. Оболочку ракеты, открывающийся обтекатель и балку трубчатую он сам склеил на болванках, которые учитель дал. И парашют, который под этот обтекатель укладывается, он тоже сам сшил.
Потом оказалось, что на ракету эту ещё и приборы ставятся – высотомер и ещё что-то, а главное – видеокамеры!
Наконец, в один из выходных повезли нашу полутораметровую ракету на "космодром". Взял это слово в кавычки, но на самом деле к запуску таких ракет относятся серьёзно – только в определённом месте и в назначенное время, на которое небо над ним закрывают для самолётов.
Там установили двигатель – сел точно в приготовленное место.
У меня всё-таки оставались сомнения в том, что эти бумажки с деревяшками, да ещё с приборами и камерами взлетят, причём на несколько километров.
Но вот ракета уже на старте.
Обратный отсчёт:
"…3, 2, 1 – Пуск!"
Чёрта с два! Ни дымка из сопла…
Учитель подошёл, посмотрел, что-то поправил:
"…3, 2, 1 – Пуск!"
Чуть пыхнуло дымком, но не более того.
-Чтобы два раза подряд, - сказал растеряно учитель, - такого ещё не было. Меняем двигатель.
Через пять минут ракета опять на старте.
На сей раз после слова "Пуск!" она рванулась вверх…
Окончание следует…
На снимках:
1, 2 – бумажки, деревяшки, чебурашки;
3 - контакт!
4 - "ключ на старт!"
5, 6 – "поехали!"
Видеозапись этого запуска с бортовых камер:
http://youtu.be/TspaxPy-OvE
Свидетельство о публикации №115112803846
Блантер Татьяна 28.11.2015 15:45 Заявить о нарушении
Борис Готман 28.11.2015 18:16 Заявить о нарушении