Князь Андрей. 2

  Мы читаем главу 23 первой части романа. Князь Андрей приехал с женой в родовое имение Болконских. Ведет свою половину по дому «с учтивым и грустным выражением». Жена бурно восхищается домом, называя его дворцом. Потом идет к сестре Андрея, Марье ( как величает ее автор, подчеркивая ее простоту и народную глубину характера).
   Князь Андрей морщится, как бы ожидая неприятного. И в самом деле: жена встретилась с сестрой, которая играла на клавикордах. Послышался крик и звуки поцелуев.  Вот к женщинам вошел и Андрей и увидел, как две дамы слились воедино, обхватив друг друга руками. Для кн. Андрея это несомненно пошлый театр, он не воспринимает сцену как искреннее проявление чувств. К тому же на сцене и мадемуазель Бурьен, такая экзальтированная и говорливая, и кн. Андрей «поморщился, как морщатся любители музыки, услышав фальшивую ноту». Женщины его рады друг другу, но эта радость  не в радость  мужу и брату.
     (И то сказать, мне это очень понятно, увы:  экзальтации не в моем характере, так что я понимаю молодого князя, как себя).
      Кн. Андрей поцеловался с сестрой «рука в руку» и сказал, «что она  такая же плакса (фр.), как всегда была. А княжна Марья  со слезами умиления поглядела на брата, вся светясь своими дивными глазами.
      А жена «говорила без умолку» (помилуй Бог, как сказал бы старый кн. Болконский, который бы сразу понял, почему так недоволен женой его сын)…
      Кн. Марья спрашивает брата: И  ты решительно едешь на войну?...
И вздыхает. Вздыхает и молодая жена. 
      Но сыну позволено войти к отцу, хотя отец еще занят  туалетом.
- А! Воин! Бонапарта завоевать хочешь? – сказал старик … Примись хоть ты за него хорошенько, а  то он этак скоро и нас своими подданными запишет…
   Кн. Андрей не отвечал на любимую тему отца, который в грош не ставил нынешних военачальников и даже самого Бонапарта,потому что служил в свое время под началом Суворова.
    Вот отец опять насмехается над новой наукой войны, стратегией, которой-де учат русских немцы да Наполеон.
    Кн. Андрей постепенно оживлялся, пересказывая стратегический план войны с Наполеоном, каковой составили эти мудрые немцы, которых «кто только ни бил», как чуть позже скажет старый князь.
    Князь Андрей в этой главе и в следующей очень хорош  с отцом и сестрой, но не столь хорош с женой, а пуще того - с Бурьен, и надо сказать, что он видит ее пустоту с первого взгляда, хотя отец его ее терпит без видимых усилий.
    Далее разговор о войне и Бонапарте продолжается, и не мудрено: воин суворовского времени и его сын имеют что сказать по существу.  Старый князь стал разбирать "ошибки" Бонапарта, с чем не согласен сын, но не вступает  в споры с отцом. Однако уже успел назвать Наполеона великим полководцем…  И отец спрашивает, где же тот проявил свое величие.
 - Это длинно было бы, - отвечал сын.
   Старик возмущен:
  - Ступай же ты к Буонапрате своему! И кричит на отличном французском:
-Мадмуазель  Бурьен, вот еще поклонник вашего холопского императора!
  (Выразительное определение, не правда ли? Для князя этот «корсиканский выскочка» ничем не выше русского холопа.)
   В главе 25 кн. Андрей один собирается на войну. И «лицо князя Андрея было задумчиво и нежно… Страшно ли ему было идти на войну, грустно ли бросить жену,  -  может быть, и то и другое, только, видимо, не желая, чтоб его видели в таком положении, услыхав шаги в сенях, он торопливо высвободил руки… Это были тяжелые шаги княжны Марьи…»
     Кн. Андрей любит сестру, жалеет ее, хорошо понимая, как трудно ей живется под началом отца, который заставляет ее учить геометрию и прочее столь же «нужное» ей.
    Но сестра живо возражает, что ей хорошо, что отец святой человек, который желает ей только добра… Просит она и за Лизу, чтобы брат был к ней добрее  и прощал ее слабости
    Сцена насыщена добром и любовью , и кн. Андрей здесь великолепен в своих лучших чувствах. «Он подошел к сестре и, нагнувшись, поцеловал ее в лоб. Прекрасные глаза его светились умным и добрым, непривычным блеском…»
      Нет, всё-таки как выписан-то князь! Тут тебе и барственное пренебрежение к светским забавам, и холодное, как удар кинжалом, отношение к тем, кого он презирает, и умиленное, ласковое, нежное отношение к достойным его высоких чувств… И суперменское и высоконравственное уживаются и сочетаются, мгновенно переходя друг в друга.
     Это-то умение выписать «диалектику души» и отметил в Толстом великий критик Чернышевский сразу же по выходу в свет «Детства. Отрочества. Юности».
      Князь Андрей здесь, у отца, поистине конфуцианский «почтительный сын», любящий брат и потому «благородный муж»…
       Но и резкие переходы от одного состояния к противоположному составляют едва ли не главное в его характере. А значит, ему есть куда развиваться на пути самосовершенствования, что для Л.Н. Толстого было обязательным условием становление подлинно нравственной Личности.


   


Рецензии
Многие из нас считают себя "подлинно нравственной Личностью", но все ли видят и понимают, что "есть куда развиваться на пути самосовершенствования?"

Ольга Смирнова 8   24.12.2018 11:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга:Ты верна себе и потому последовательна! Очень Приятно это видеть.. Прости за молчание,но не всегда могу писать что-либо... Вот полегчает, - ужо! Ваш Игорь Ваныч.

Игорь Карин   26.12.2018 00:43   Заявить о нарушении
Выздоравливай, Игорь Ваныч!

Ольга Смирнова 8   26.12.2018 06:20   Заявить о нарушении
Буду стараться, Олега!(то есть как бы по отцу, дочь Олега -люблю такое произношение, у меня даже эссе на этот счет есть, да та Олега от меня с треском отказалась - по политическим разногласиям...) Игорь...

Игорь Карин   06.01.2019 15:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.