Рассуждения о стихосложении. Урок 2
Скажу главное: без знания основ стихосложения нельзя заниматься стихами вообще. В этом деле, как и любом другом, без теории нет практики. И, наоборот. Все скреплено законами диалектики.
Первое, на что прошу обратить внимание, вопрос о том, чем отличаются стихи от поэзии?.. Попробуйте ответить САМОСТОЯТЕЛЬНО. Заодно подумайте о магии Художественного Слова вообще.
Для сравнительного анализа наших рассуждений возьмём школьную считалочку:
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, сто рублей… и т.д.
На первый взгляд, стихи как стихи. И размер (рисунок ритма) соблюдается, и рифма какая-никакая имеется. Есть эмоционально-выразительный прием речи – повтор (рефрен) для усиления впечатления. Стихи легко читаются, легко запоминаются. Дети с удовольствием заучивают их. И тем не менее, это не поэзия.
Если это не поэзия, то что? Это стихи. Но стихи иного плана. Не лирического. Как и байки. Тоже стихи, но иного жанра, более легкого, – сатирического.
А еще есть стихи песенного жанра. О них поговорим подробнее.
Все читали и помним стихи Ларисы Рубальской. В ее творчестве очень много личного. Откровенного. Душевного. И все же говорить о стихах Рубальской как о высокой поэзии не стоит, на мой взгляд. Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, внимательно вчитаемся в стихи Ларисы Рубальской и стихи, скажем, Евгения Евтушенко. Ведь все познается в сравнении.
«Идут белые снеги…» Евгений Евтушенко
Идут белые снеги,
как по нитке скользя…
Жить и жить бы на свете,
но, наверно, нельзя.
Чьи-то души бесследно,
растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли.
Идут белые снеги…
И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти
и бессмертья не жду.
я не верую в чудо,
я не снег, не звезда,
и я больше не буду
никогда, никогда.
И я думаю, грешный,
ну, а кем же я был,
что я в жизни поспешной
больше жизни любил?
А любил я Россию
всею кровью, хребтом —
ее реки в разливе
и когда подо льдом,
дух ее пятистенок,
дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку
и ее стариков.
Если было несладко,
я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно,
для России я жил.
И надеждою маюсь,
(полный тайных тревог)
что хоть малую малость
я России помог.
Пусть она позабудет,
про меня без труда,
только пусть она будет,
навсегда, навсегда.
Идут белые снеги,
как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке
и как после меня,
Идут снеги большие,
аж до боли светлы,
и мои, и чужие
заметая следы.
Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.
В гостинице написала, говорит поэтесса:
Плесните колдовства
В хрустальный мрак бокала,
В расплавленных свечах
Мерцают зеркала...
Напрасные слова я выдохну устало.
Уже погас очаг, в нем теплится зола.
Напрасные слова -
Виньетка ложной сути.
Напрасные слова нетрудно говорю.
Напрасные слова... уж вы не обессудьте,
Напрасные слова, я скоро догорю.
Сразу скажем, грань отличия между поэзией Евтушенко и стихами Рубальской ОГРОМНАЯ. Как пропасть.
О вкусах не спорят, скажите вы. Наверное. И все-таки нельзя не заметить, что у Евтушенко как поэта мир более насыщен, чем у Рубальской как поэтессы. Как мыслитель Евтушенко глобален, убедителен, его философия заслуживает внимания. Она заставляет задуматься нас смыслом бытия. О любви к природе, скажем, о любви к родине и человеку.
Стихи Евтушенко насыщены такими красками и оттенками, что мы и сами встречали в реальности. Он пишет как бы с натуры, но все пропускает через свое сердце. Он говорит нам о понятных вещах — таких отношений, которым хочется подражать. Перед нами художник, мастер Слова, очень высокого уровня мастерства.
Стихи Ларисы Рубальской более лёгкие для восприятия. В них есть определённый смысл. Но уровень мышления у автора иной. Тема данного произведения гораздо уже, чем в стихах Еавтушенко. Речь идет о том, что все мы смертные. И рано или поздно нам надо уходить в мир иной... То есть мысль практически не нова.
Да, текст содержит приметы поэзия. Особенно красива по звучанию метафора – "плесните колдовства в хрустальный мрак бокала..." Звучит неожиданно свежо, интригующе. И далее все в порядке с формой стиха: есть рифма, ритм, эпитеты, сравнения. Но в отличие от стихов Евгения Евтушенко, тексты Ларисы Рубальской уступают по содержанию. Её женская поэзия более мягкая, скупее на ассоциации и перевоплощения.
Если говорить о духовном начало поэзии, то оба автора нам интересны, по-своему неповторимы. Их объединяет одно — они умеют работать над образами. В поэзии всегда ценится художественный вымысел. Это самое ценное в творчестве вообще.
Для стихов песенного жанра важны НЕ метафоры, сравнения, эпитеты и прочий «инструмент» из арсенала поэта. Здесь ценится иное — авторский позитив! Экспромт. Стихи Рубальской жизнеутверждающие. Насыщены эмоционально. Это их красит. Собственно, поэтому они и нравятся нам, что вызывают определенное настроение.
Более того, в них присутствует внутренний драматизм. Тоже очень важная составляющая стихов песенного жанра. Если не главная.
...Вопрос риторический: почему человек получает удовольствие от песен, если песенные тексты не совсем поэзия? Ответ прост. Каждому свое. Кто-то предпочитает Рубальскую, кто-то Есенина. Суть в том, кто чего ищет в жизни, - это раз. Во-вторых, если поэзия (особенно душевная, лирическая) предназначена для индивидуального прочтения (прослушивания), то песни - такой жанр, увеселительный, что слушаем мы их в зале, на публике. Их прослушивание — это театр, с элементами шоу.
Шансон нужно слушать в зале. В театре. Это красиво. Это классно! И стихи Рубальской как пример тому. Но точку здесь ставить не будем. Тема, что называется, открытая...
В связи с выше сказанным, вывод один: язык считалочки слишком беден, чтобы назвать его художественным. В считалочке не присутствует душевное (духовное) начало. Нет эмоций и душевного трепета, нет «портрета» главного героя. Чувства и мысли ослаблены, примитивные. Ими нельзя удивить (увлечь) читателя (слушателя), кроме как ребенка.
Итак, мы выяснили, чем поэзия отличается от стихов.
Свидетельство о публикации №115112706651