Роль областной филармонии им. исы байзакова в разв

 Жулдыз Калиева, специалист  отдела
 истории края ПОИКМ им. Г. Н. Потанина


             РОЛЬ ОБЛАСТНОЙ ФИЛАРМОНИИ ИМ. ИСЫ БАЙЗАКОВА
             В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
 
Концертно-эстрадное бюро отдела по делам искусств при Павлодарском облисполкоме, к числу первых организаторов концертной деятельности  в Павлодарской области, относился уполномоченным  Казгосфилармонии им. Джамбула ( назначен приказом Казгосфилармонии от 19.11.1941 г.).
Деятельность уполномоченного началась с создания хозрасчетных концертных бригад, ансамблей с целью культурного обслуживания трудящихся области. Для упорядочения работы концертных бригад, улучшения ее качества приказом уполномоченного от 13.01.1942 года все работники искусства филармонии должны были зарегистрироваться, представить на утверждение свой репертуар.
С ноября 1943 года, сложившееся КЭО стало называться филиалом Казгосфилармонии им. Джамбула.
С 1943 года при филиале Казгосфилармонии начала действовать семилетняя музыкальная школа. Согласно решению горисполкома от 19.03.1946 концертный зал у филиала Казгосфилармонии был изъят, в связи с чем с 01.04.1946 года Павлодарский филиал Казгосфилармонии им. Джамбула был реорганизован в КЭБ (концертно-эстрадное бюро).
В 18.05.1952 году Павлодарское  областное КЭБ было ликвидировано в связи с кустованием КЭБ Казахской ССР.
Концертное обслуживание в Павлодарской области возлагалось на Карагандинскую филармонию. Местные органы власти ходатайствовали о необходимости организации в Павлодарской области КЭБ или филармонии и в 1958 году в Павлодарской области уже работало КЭБ, в 1964 году  произошла реорганизация Павлодарского КЭБ в филиал «Целинконцерта».
На основании Пост. Совмина  Каз.ССР от 22. 12. 1965 года было принято предложение Минкультуры Каз. ССР на базе «Целинконцерта» создать Кокчетавскую, Кустанайскую, Павлодарскую, Северо-Казахстанскую и. Целиноградскую филармонии.
С декабря 1965 года была открыта Павлодарская обл. филармония как самостоятельное учреждение. Решением облисполкома от 09.03. 1971 года «О юбилее поэта Исы Байзакова» Павлодарской области филармонии было присвоено имя Исы Байзакова.
Коллектив областной филармонии главной задачей в своей работе ставил пропаганду идей по духу времени – идеи советской действительности, воспитания в каждом работнике филармонии персональную ответственность за порученное дело, чувство ответственности за деятельность в целом в общественной жизни, неизменно руководствоваться принципом советского искусства. Все усилия направлялись на создание глубоких по содержанию, совершенных по форме концертных программ, отвечающих задачам, которые ставил ЦК КПСС по улучшению эстетического воспитания и культурного обслуживания трудящихся. 
Если говорить об итогах Павлодарской областной филармонии им. Исы Байзакова за Х пятилетку можно сказать, что плановые задания за пятилетку выполнены были еще к июлю 1980 года. Период расцвета в деятельности областной госфилармонии им. Исы Байзакова приходится на период 80-х годов ХХ века.
Такой успех подтверждается  высказыванием бывшего директора Владимира Линчевского  по отчету о работе госфилармонии: «Мы знаем, что проведением эстрадных концертов легче добиться выполнением планов. Оптимизм вызывает то, что с каждым годом пятилетки у нас увеличилось количество филармонических концертов и количество слушателей, побывавших на них. Постепенное и неуклонное возрастание показателей, результатов работы по проведению филармонических концертов доказывает, что направление взятое коллективом нашей филармонии правильное направление по пропаганде классического музыкального наследия современной советской музыки, приобщение к ней возможно большого количества слушателей. Мы рассматриваем как один из важнейших компонентов нравственного воспитания советского человека»
Таковы следующие данные: так если в 1976 году было проведено 206 филармонических концертов на которых побывало 5 1300 слушателей, то в 1980 году было проведено 707 филармонических концертов на которых побывало 16 3800 слушателей.
За первое полугодие 1981 года было проведено 984 концерта, обслужено 249,0 тыс. зрителей, в т.ч. филармонических концертов 153, обслужено 432 тыс. человек.
 Помимо плановых мероприятий и концертов велись поиски новых форм работы по приобщению самых широких масс трудящихся к музыкальной культуре. Руководство филармонии использовало интерес публики к концертам, и сенсационному репертуару исполнителей. Так, за три вечера прозвучали все сонаты Скрябина в исполнении пианиста Игоря Жукова; зрителей привлек исполнительский состав: симфонического оркестра Новосибирского академгородка, в котором играли известные ученые, и концерты учащихся специальных музыкальных школ-десятилеток гг. Алма-Аты, Ленинграда, Москвы.
Значительную роль в пропаганде оперного искусства и активизации художественно-культурной жизни города и области сыграли гастроли в Павлодаре Академического театра оперы и балета им. Абая в 1978 году. За короткий период времени 19 дней было проведено 21 спектакль и 18 выездных концертов театра, на которых побывало 25172 слушателей. Большой интерес и новый приток слушателей вызывали всякий раз гастроли Казахского симфонического оркестра, концертных групп консерваторий. Популяризация таких гастролей исполнителей и их программы всегда сопровождалось прямым эфиром по ОТРК «ДИДАР» телевещанию, местному радио и освещением в областных газетах. и многое другое.
В одном из выступлений бывшего главного художественного руководителя областной. филармонии им. Исы Байзакова  Калиева  А. К. на Республиканском семинаре лекторов-искусствоведов в г. Павлодаре говорится:
«Конечно любовь приходит к тому, кто ищет с нею встречи. Добавим к этому, что жители Павлодара имеют возможность знакомиться с шедеврами классической музыки в исполнении музыкантов и вокалистов мирового класса таких, например как Данил Шафран (виолончель), Валерий Климов (скрипка), Лев Власенко (фортепьяно), Артур Эйзан (бас), Нина Исакова (меццо-сопрано) и т.п. Ни один город Казахстана, если не считать г. Алма-Ата не может соперничать с г. Павлодаром в изобилии звучных имен на афишах. К нам с удовольствием едут самые знаменитые исполнители. Потому- что знают - здесь не придется выступать перед пустым залом. Одним из путей приобщения к классической музыки стали абонементы.  Для филармонии они убыточны, поскольку посещение одного концерта стоит 50 копеек. Но зато дисциплинируют аудиторию. Купил человек абонемент и чувствует себя в какой –то степени обязанным ходить на концерты. Раз-другой пойдет по обязанности, а там глядишь и увлечется. Станет уже ради удовольствия ходить. По подсчету работников филармонии сейчас в областном центре примерно 300 человек более или менее регулярно посещают концерты классической музыки.  Не очень много, конечно, НО ЛЕТ ПЯТЬ НАЗАД ИХ БЫЛО ВСЕГО 50-60 человек. Так что лед тронулся».
    В известной степени расширения аудитории  любителей серьезной музыки способствовали работавший при филармонии Музыкальный лекторий.  Существовали 3 группы этого лектория:- школьная, русская и казахская «;н-халы; ;азнасы».
Одним из действенных методов формирования вкуса  явилось активная работа, именно их.  В цикле лекций-концертов учитывались интересы самой различной аудитории и охватывали практически все возрастные слои населения от школьников до тонких знатоков из интеллигенции, от студенческой аудитории до заводского цеха. В репертуаре школьного лектория было примерно 15 тем, например, «Музыка и Есенин», «Пушкин в музыке», «Музыка в жизни Ленина» и т.д.
Концерты его проходили прямо на промышленных предприятиях - в цехах (после работы, в обеденные перерывы) или в красных уголках.
«… Мне, постоянной слушательнице всех камерных концертов,  писала работникам филармонии инженер химзавода, С. И. Федорова: - приятно видеть все новые и новые лица. Пришедшие однажды (может быть и случайно) остаются навсегда. Остаются потому, что музыка Шопена и Рахманинова, Баха и Вивальди, Бетховена, Шостаковича, Чайковского, Дебюсси никого не оставляют равнодушным: затронув однажды, невидимые струны души».
     В начале семидесятых в республике устраивались конкурсы музыкальных лекториев. Павлодарский лекторий завоевал в 1970-1971гг. первое место.
     За последние  10 лет госфилармония многое сделала в деле музыкальной пропаганды серьезной музыки среди трудящихся, в особенности в пропаганде камерно-классической музыки в области, а также сыграл   активную роль   казахский музыкальный лекторий, реализуя свою программу  «;н-халы; ;азнасы»  развития профессионального мастерства  о жизни и творчестве наших знатных земляков,  как  Жаяу Мусы Байжанова, Естая Беркимбаева, Исы Байзакова, Майры Шамсутдиновой, внесших весомый вклад в национальном искусстве. Радовала  вдвойне, что сегодняшний  успех, что на концертах собственного музыкального лектория, теперь в Экибастузе появилось и росла аудитория с хорошим вкусом, академические концерты находил свой адресат. А ведь в прошлом классика здесь с трудом пробивала себе дорогу, залы не заполнялись.
    Особое место в своей работе обл. филармония им. Исы Байзакова отводила детям. Были подготовлены циклы лекций-концертов для детей, для разных возрастных групп с постепенно, усложняющимися программами Кстати, до ныне работало 3 музыкальных лектория, а в 1981 году был создан 4 лекторий- это и есть школьный муз/лекторий для старших классов. Почти все школы г. Павлодара были охвачены лекторийной работой. Большое значение уделялось работе детской филармонии “Пионерия” , созданной в 1974 году. В ее составе было свыше 120 детей 15 национальностей, от 6 до 14 лет. Они пели  в хоре, играли  в оркестре казахских национальных инструментах, выступали солисты-инструменталисты, певцы. У юных артистов достаточно сложный репертуар от пионерской песни до “Реквиума”-Кобалевского.
“Пионерия”-была одна из первых в Казахстане, и одна из немногих в стране детская филармония. Ее опыт показал всю важность поиска новых форм воспитательной работы с юными гражданами, их участия в общественной жизни города, области, республики. Но главное о чем заботились, создавая 6 лет назад детский артистический коллектив, то о будущем музыкальной культуры Прииртышья.
      Особым шагом в деле пропаганды, не ограничивая свои масштабы деятельности, вкладывались все свои усилия по улучшению культурного обслуживания после выхода в свет Постановления ЦК КПСС и Совета Министров  СССР “О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ”  сельского населения. Это поистине стало всенародным делом и в нем вместе с труженниками всех профессий, самое активное участие принимали коллективы областной филармонии: 70 % гастрольных коллективов направлялись в сельские районы области. За 1980 год собственными и сторонними коллективами было дано 2093 концерта,  обслужено 534,9 человек, в т.ч . на селе 105 концертов, обслужено 259 тыс. зрителей.
За период 1980 года было организовано в районах области в т.ч. Павлодарском и Ермаковском ( ныне Аксуском) районах 40 творческих встреч, посвященных 110-годовщине со дня рождения В.И.Ленина и 60-летию Казахской ССР и КП Казахстана с народными артистами СССР Б.Тулегеновой и Е.Серкенбаевым, народной артисткой Каз.ССР С.Тынышгуловой, коллективами филармонии и другими.
Таким образом, в 10 пятилетке коллектив филармонии во Всесоюзном социалистическом соревновании дважды занял 3-место и за второе полугодие 1980 года занял второе место среди зрелищных  предприятий страны. За первое полугодие 1981 года проведено 988 концертов, обслужено 246,6 тыс. зрителей в т.ч. дано на селе 442 концерта, обслужено 109 тыс. зрителей.
Кульминационным моментами музыкально-пропагандисткой работы являлись фестивали искусств, проводимые в дни ленинской годовщины “Весенние голоса”, “Золотой колос”, посвященным героям Целины.  Наиболее интересные программы “ Мой Казахстан”, посвященный 60-летию республики, «Венок Дружбы», посвященный ХУ съезду компартии Казахстана и ХХУI съезду КПСС были показаны не только в области, но и в других областях республики и в г. Алма-Ате.
Важным событием года явилось то, что с 9 по 31 июля с.г. областная филармония в области проводила фестиваль искусств «Дружба», посвященной 250-летию присоединения Казахстана к России. За период фестиваля было проведено 76 концертов, обслужено 49 тыс. зрителей.
В фестивале принимали участие; из разных республик ансамбль «Гульдер», из Украины ВИА «Глазами молодых», из Белоруссии «Песняры», из Чувашии  ВИА «Сеспель», из Армении ВИА «Эрибуни», из Таджикистана ВИА «Рубисток» и другие.
Областной комитет и районные комитеты партии и отделы культуры оказывали заботу в организации и проведении такого важного мероприятия.
Так областная филармония им. Исы Байзакова на протяжении многих лет, включая последующие 10 лет прилагала все усилия в реализации, за оказанное доверие, в решении новых задач, которых ставил ХХУI съезд КПСС перед работниками искусства.
Итак,  в начале своего выступления  я напомнила о том, что месяц декабрь 1965 года стал годом рождения нового культурного учреждения в самостоятельном статусе в нашей Павлодарской области как областная филармония.
Ныне, в 2005 году исполняется  40 лет- юбилейная дата со дня основания. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех  ветеранов культуры, в особенности тех,  кто работал  в областной филармонии им. Исы Байзакова. Многие из них продолжают свой путь в искусстве, не покидая сцену, выбрав миссию дарить свое искусство зрителю.
Например, Умут Айтмагамбетова - жыршы-термешы лауреат Республиканского конкурса им. Майры Шамсутдиновой, ныне работает в  ОЦНТ «Шанырак»,  обучает молодых искусству жыр-терме, Мухтар Байжуманов – певец в музыкально-драматическом театре им. Ж. Аймауытова, засл. работник культуры РК , а другие став наставниками для молодых обучают искусству в стенах музыкального колледжа им. П. Чайковского. такие, как: Наталья Землякова, Людмила Мусатова, Татьяна. Кустова, Турлухан Тастенова, Сауле Балтина, а также Ирина Батурина. Время от времени они также нас радуют своими выступлениями.
Немного о руководителях в культурных учреждениях , я говорю о Е. Я. Гуйо, директоре музыкальной школы № 3 им Курмангазы, ранее была концертмейстером детской филармонии «Пионерия», ныне на руководящем посту-- готовит молодых дарований большому искусству, Т. И. Кузина - председатель Славянского культурного центра, член совета Малой Ассамблеи Казахстана. также была художественным. руководителем школьного музыкального лектория, в последующие годы  главным  художественным руководителем областной филармонии им. Исы Байзакова.
Ныне многие ветераны культуры, как вспомним о Б. Т. Тапалшинове, последнего  директором данного учреждения, он на заслуженном отдыхе. Недавно ушел из жизни замечательный певец, композитор, музыкальный. руководитель казахского музыкального  лектория,  дипломант Международного конкурса им Майры Шамсутдиновой Рахметхан Нурбасаров. Только недавно, мы отметили его 60-летний юбилей, но время отняло у нас его внезапно.  Добрая память об этом человеке.  Опережая время, я  напомню им о том, что  готовится книга автора А.К. Калиева «Халы;-таланттар к;зі» бывшего главного художественного руководителя областной филармонии им. Исы Байзакова, Председателя областного отделения музыкального  общества  РК в дань его памяти, навстречу к 75-летнему юбилею в следующем году. В его творческом наследии отражается весь путь  истории культуры  родного края, от малого до большого искусства наших деятелей культуры и искусства  в 60-90-х годах ХХ века.
Считаю, что это будет большим подарком в честь сегодняшнего юбилея, торжества профессионального искусства. А мы уверены, что настанет  тот  день,
когда на сцену ГДК поднимутся артисты того же состава обл. филармонии им. Исы Байзакова, но уже на сей раз с большим составом молодых артистов- новоиспеченных дарований, которых готовят к большому, профессиональному искусству. Ни это ли является свидетельством того, что наши же деятели культуры и искусства стоят за развитие профессионального искусства.
Недаром же сказано, что «искусство принадлежит народу…»



Используемые источники:

1.   «Павлодарское Прииртышье» - Энциклопедия, Алматы: Аверо, 2003 г.
2.   Линчевский. В.Н. Справка по отчету о работе областной филармонии      
     им. Исы Байзакова за 1980 -1981 г.г.
3.   Калиев А.К. Доклад на Республиканском семинаре лекторов-
     искусствоведов, Павлодар, 1980 г.
4.   Калиев. А К. Выступление перед слушателями концертных организаций
     и аспирантов общественных наук при ЦК., Павлодар, 1984 г.
5.   Из документальных, архивных источников по работе областной               
     филармонии им. Исы Байзакова, Павлодар, 1974-1984г.г.








,


Рецензии