Поль Элюар. Триптих
Ню от Гала и ню от Нюш.
Две музы Поля Элюара.
Кто здесь поэт, и кто чей муж –
Не суть и важно. Для пиара,
Что треугольник, что квадрат
Подходят равно в полной мере.
Любовь, коммерция, игра…
ДАДА и Сюр. Волна и берег.
6-7.11.2015
PS:
С 1930 года Гала стала жить с Дали, уехав из Парижа. История их любви, хоть и известна почти всему миру, по-прежнему остаётся загадкой. А Поль Элюар отправился в своё путешествие, и в 1930 году встретил новую любовь, Марию Бенц, танцовщицу, выступавшую под сценическим псевдонимом Нуш (Nusch). Признанная красавица, Нуш была наделена многими талантами: она танцевала, пела, была акробаткой, писала стихи и даже занималась живописью. Её красота вдохновляла многих художников начала XX века: Пабло Пикассо приглашал Нуш в качестве модели для своих картин, Ман Рэй любил фотографировать её.
Нуш была музой Элюара последующие 16 лет (в 1934 году они поженились), вплоть до 1946 года, когда на одной из парижских улиц ей внезапно стало плохо и она умерла. Поль Элюар тяжело переживал утрату жены, ведь именно о ней он писал ещё в 1935 году своей дочери Сесиль: «Без неё моя жизнь была бы невозможна».
Но, несмотря на вполне счастливую личную жизнь, почти до самой смерти Поль Элюар писал любовные письма Гала и верил, что однажды она вернется. А та, в свою очередь, из уважения к бывшему мужу не венчалась с Дали до тех пор, пока Поль был жив.
ДАДАИЗМ
– (франц. dadaisme, от dada – «конёк», деревянная лошадка; в переносном смысле – бессвязный детский лепет), модернистское литературно-художественное течение, существовавшее между 1916 и 1922. Возникло в 1916 в Цюрихе (несколько раньше выступления будущих дадаистов были в США) в среде анархиствующей интеллигенции, воспринявшей 1-ю мировую войну как развязывание в человеке извечных звериных инстинктов, а разум, мораль и эстетику – как их лицемерную маскировку. Отсюда проистекали программный иррационализм и крайне нигилистический, демонстративно циничный антиэстетизм дадаистов, их своего рода художественное хулиганство.
2. «Нуш»
Мне стихов без Тебя не писать
В ледяной воде одиночества.
Глыбой морщатся словеса.
Выползают из тьмы пророчества.
Чёрным дымом окутан лес.
Ни листочка, ни зги, ни шороха…
На оглохшей от боли земле
Без Тебя мне ничто не дорого.
7.11.2015
PS:
Нуш мне так не хватает тебя
Одинокому дереву так не хватает зелёного леса
Я стихов никогда не писал без тебя
Я по горло в холодной воде
Одиночества горя
И слова тяжелы как бинты на ноющей язве
И тисками зажаты виденья
И всё то что пишу говорю выражает одну лишь
разлуку
День для меня всё равно что мотыга для клада
Хоть как-нибудь время убить я других наслаждений
не знаю
Лес зелёный сгорел весь окутанный дымом
Ни листвы и ни пламени не было видно
О звезда моя чёрная ты уходишь всё дальше
и дальше
И становится точкой твой диск
И весь мир мой сжимается в точку
Ты о мечта моя ставшая глухонемой и незрячей
Уничтожь отражения отзвуки лжи
Уничтожь моей совести муку
И сотри поцелуи которые мне не нужны.
(ПЭ)
3. «Amoureux»
Откровенность порывов
Легкость близости
Ласка волос.
Без подозрительности без тревоги
Твои глаза отдаются всему что видят
И на виду у всего на что они смотрят.
(ПЭ, «Нуш»)
------------------
Поль встретил Нуш, когда Гала
к Дали ушла.
Коль ты не нужен – не держи
на сердце зла.
И не спеши – ведь ты не слаб –
ломать перо.
Раз ты не муж, давай, пиши,
как amoureux!
А Сальвадор взамен подарит
твой портрет.
Ещё останетесь друзьями
много лет.
Не раз встречаясь, под гитару,
вчетвером
Вы посмеётесь над раззявой
amoureux.
8.11.2015
PS:
Подобно amateurs, amoureux означает любовника, влюблённого…
Свидетельство о публикации №115112304686
Анна Романова 15 03.05.2020 10:48 Заявить о нарушении
В квартире Поля Элюара
(Вообще, он был Грендель Эжен)
Звучит негромкая гитара
Там, на четвёртом этаже
В Париже, возле «Гардюнора»
(По-русски ― «Северный Вокзал»),
Где чахнет городская флора...
(К чему про флору я сказал?)...
Ах да, с тех пор прошло полвека,
Как Элюар покинул мир.
Был человек – нет человека.
Остался лишь вопрос квартир.
И вот в квартире Элюара
Уже совсем другой поэт
Свои шансоны под гитару
Поёт, спустя полсотни лет…
И т.д.
Меня там, по правде, больше Дали занимал ))
Сюр… Сюра и у нас хватает. Вот… Под фотки )) Шалости!
Вишня в парке «Победителей».
День Трудящихся. COVID.
То, что вы его не видите,
ни о чём не говорит.
Он, коварный, ловко прячется.
В травке майской. В резеде.
Непорядок. Неурядица!
Облажался Прези...
Всенародно безошибочный.
Даже он не угадал.
В нежно-розовом с прожилками
шмель вынюхивал нектар.
Тут же чиркал незатейливо
скоморошник воробей.
Майский день. Ромашка-дерево.
Вирус. Цепкий, как репей.
А Наташка меня поправляет: мол, и не вишня там, а груша. Дичок!
А сон был нормальный! Без Донна и даже без Хемингуэя.
Спасибо, АнИ!
Доброго! В.Н.
Вольф Никитин 03.05.2020 11:05 Заявить о нарушении
Анна Романова 15 03.05.2020 11:52 Заявить о нарушении