Длинная телеграмма

весна наступит.вторник. завтра умру.болен.
буду бога дворник. небо мести. жалко.
не надо прощать. поздно.спросит скажи верил.
любовь.ненависть. правды.нуждался.хотел денег.
смерть не страшно понял.жизнь весело.каждый
должен себя видеть. грех ложный приступ.
добро золото добрых.злые сделали церковь.
церковь ходить не надо. покаянье один.тихо
дело трудно. встало.слово скоро вымрет.
память бессмертие мёртвых. поэзия будет новой.
стол.найдёшь силу.тебе. мне. имя.
отдых есть слабость. слабость была вначале.
жалость стыд. нету.вспомни дорогу. дому.
холодное утро.слёзы.зачем падали слёзы.
люди умом . гордость. гордый когда люди.
безлюдие. верно. место. цена. вес. жизни.
конец жизни время.смысл рай тела.
душа может больше.несчастный выдумал душу.
видел твои мысли. знал. делал больно.
больно когда вместе. вместе долго . подвиг.
связывать нити нищий.нищий синоним глупость.
глупость мудрей вдвое.втрое мудрей юность.
спросит скажи.честность всюду требует жертвы.
подруга ей верность.верность философ страсти.
страсть голая сука.сучья любовь мука.
матерь сильней бога. бог немощь духа.
дух сознание рода.ты не люби знанье
знанье любовь губит.форма сделала зависть.
слышал голос мёртвых.голос хотел грани.
черти дурные помыслы.слабые птицы ангелы.
совесть нрав бранность. люби своё чёрное.
поп человек матери. твой человек молния.
земля родина. общее.общее война вечная.
общее суть религия.религия собственность.жадное.
ложь не свобода. страшно. страх дело ложного.
больше любви разное.больше любви можно.
христос человек.верь.больше христа нет.
меньше христа червь. червь смелее меня
спросит скажи.ждал.мямлил.твёрд.был.
цель отражает быт.быт уже моё.
можно всякому. жить. жизнь полна бед.
беда строитель душ.душа моя. нет.
поток чувств . петля. вина всех одна.
какая. знать хотел.выйти. ада. нельзя.
человек человеку враг. сытость родила меч.
самое сильное здесь это. твоя слабость.
думать можно. всём.лицо поменять враз.
тебя любить грех. смерть тебя не любить.
чья не пойму боль всласть оказалась мне.
дождь отражает боль. свет отражает свет.
дышать облекаться. плоть. плоть главнее всего.
много солгали что. душа признак небес.
волосы спутают грудь. когда надо идти.
добро. зло. муть.победа любого . конец.
я не хотел жить.юность  была сильней.
прекрасней её  мысль. та что бог есть.
ты не имела вер. смех. замуж. пора.
между пришёл я.  люди глаза вширь.
жизнь узнавать дрожь.сума твоя . я.
можно прожить так. верой родиться вновь.
враньё возбуждает пыл. искренность бьёт цель.
спросит скажи. льстил.чтобы домой скорей.
я не хотел стиха.стих отражает гной.
люди убъют стихи. чем не знаю пока.
стол. найдёшь мглу.вначале была тьма.
тьма вырывала взрыд.образ душил сон.
сон влагами полн.качество дел огонь.
дерево радости есть.качестве дел слов.
взмок.течёт пот.волос лезет седой.
тело воды. пью. живой воды нет.
колет грудь стык. стык ума. чувств.
странной была ты.она не дала ума.
она не дала чувств. юность была миг.
миг отражает всё.образ. явь. призрак.
бесится гарь внутри.лёгкий путь обман.
я не успел дожить.житьзначитнеждать.
краешек глаза дрожит. прочь отошли все.
спросит скажи. быть.соглашаться небытием.


Рецензии
Далеко уйти - не вернуться к общепонятному. Не из снобизма: из такого познания языка идти в скольжение по верху неинтересно, бессмысленно...
Но поэт , сцепляясь с языком ( чего в том больше, желания обладания, слияния, вражды? ответить может только написавший), отдает на волю речи себя - отдает в неволю. Это сплав, который может заниматься переотливкой формы, но звук этого колокола траурный, бронза смертельна и она же текуча, только течение это подземное. Опровержение надежды. Расцепленные, выцепленные из привычной пунктуационной вязи слова, сцепленные в другом, ритме, дают другой смысл, не противоположный, а нутряной, если можно заглянуть в изнанку речи, то вот она, здесь, автор понимает смертельность своего дела. Можно ли иначе, не знаю. Ведь поэт - это не абстракция, живой человек. Эти строчки писал Поэт с опытом утрат, от которых не выживают. И эта река, подземная, тяжелая, продолжает нести его. Источник этот не освежает, не утешает, не питает, он говорит, говорит изнутри самого говорящего. Так стать ордием языка - полная сдача. Обретение могущества. Смертельное.
Прошу простить, можете удалить мой отзыв, Валерий, Вы пишете самоубийственные стихи. Стихи одиночества, в котором Вам никто не нужен, кроме языка. Остальные - самонадеянные тени на стене его пещеры...

Валерия Исмиева   18.06.2019 09:05     Заявить о нарушении
Ну уж не знаю,что вам ответить,дорогая Валерия. Спасибо,конечно же ,за отзыв.Но ,право,это стихотворение написано так давно-автору было тогда лет двадцать пять,наверное-опыт утрат не велик.Скорее -это предчувствие будущего несходства твоей речи с общепринятой,подготовка вашей нутряности не к утратам,а к столкновению с безнадежностью.Вы ,наверное ,заметили- романтические блики в написанном,и обращение речи в воздух.Автор-выжил,но лишь для того,чтобы ежедневно доказывать самому себе- что он никому на земле не нужен.Но..и это главное принять эту ненужность ,как закон,как то,что этот закон придумал бог и шепнул ему ,а он вместо того ,чтобы противоречить принял его и пожал богу руку.Что ,вот мол,всё понял-спасибо.А бог сказал ему- продолжай в том же духе,и я тебе всё дам -придёт время.С тех пор он ждёт,и течёт эта река,и выуживает автор ужо другие из неё слова-похожие на благодать.

Валерий Анатольевич Богданов   18.06.2019 19:20   Заявить о нарушении
Уважаемый Валерий, зачем доказывать себе свою никому ненужность? Уже в том только, что Вы делаете в поэзии, Вы нужны. А понимающих много не будет, ну и что.
В поэзии нет времени. Оно есть в стихах, но область их пересечений не очевидна... отзыв я писала, конечно, не зная конкретики, я говорила ДА поэзии.

Валерия Исмиева   18.06.2019 22:56   Заявить о нарушении
Чтой-то я вас не пойму.ДА-поэзии,и нет стихам.Вот это и объясните читателю,чтобы он разницу эту и ощутил.

Валерий Анатольевич Богданов   18.06.2019 23:45   Заявить о нарушении
Поэзия - приращение смысла. Стихи - это просто рифмованный или иначе организованный Стихотворный текст, ничего не приращивающий, банальный.

Валерия Исмиева   19.06.2019 00:24   Заявить о нарушении
Можно было бы объяснить на примерах,всегда объясняйте на примерах и слезах.

Валерий Анатольевич Богданов   19.06.2019 07:10   Заявить о нарушении
Объяснять на слезах... это уже поэзия.
Пример поэзии? Охотно. "Длинная телеграмма" - поэзия. Неравноценны фрагменты, но и расторгнуть их невозможно, да и не хочется. У автора своя логика, но это поэзия, т.к.:
она поворачивает оптику читателя, конечно, читателя вникающего и вслушивающегося.
Для этого автор использует - хотя правильнее бы сказать "обживает", поскольку тут не поверхностный приём, а органически-выросший, выращеный - средства, которые работают на его цель, и далее ведут, но автор знает, что хочет сказать, и с языком борется, что тоже происходит в поэзии - обычные стихи всегда сдаются на волю привычной волны, и она его тащит от одного шаблонного высказывания к другому шаблонному высказыванию, имя им легион... Не так здесь, хотя борьба идёт изнутри, т.е. от способности слиться с языком, почувствовать его даже не как любовного пратнёра, но как свою кровь, тогда можно нарушать табу, потому что это по любви, в которой есть и отрицание, и согласие. Хочется привести пример, но вытаскивание кусков обедняет. Ну, скажем, вот это:

я не хотел жить.юность была сильней.
прекрасней её мысль. та что бог есть.

или:

видел твои мысли. знал. делал больно.
больно когда вместе. вместе долго . подвиг.
связывать нити нищий.нищий синоним глупость.
глупость мудрей вдвое.втрое мудрей юность.

Хотя я испытываю сожаление, вытащив эти строчки из целого, как рыбу из воды.

Честно сказать, другим и двух таких строчек хватило бы, чтоб составить стихо в духе Лианозовской школы.

Что ещё тут важно для меня в контексте сказанного о взаимодействии с языком? ритмическое переструктурирование на уровне семантики фразы: распадающийся синтаксис, в котором сознание читателя то там, то здесь вспотыкается о слова, как о камни, выпадающие из привычной грамматической согласованности. И пунктуация, в которой всё не по-правилам: остались только точки, и точка - не в конце фразы, отражающей удар сознания, как удар пульса в висок, а перед значимым словом, как остановка перед очередным верстовым или межевым столбом, за которым новый развилок. Это - неопривычно, и это работает Эти маленькие цезуры внутри короткой фразы - соотнесенье с пространством сознания, как межевые столбы, что имели ещё и сакральное, магическое значение, и пришло это из давних времён. И здесь они для того, чтоб остановиться, набрать воздуха перед тем, как произнести, выдохнуть, и произнесение становится усилием, как в фразах Платонова... ТАким оразом, перед нами очень по-другому организованная речь, согасованая с поворотами смыслов.
Притом интенция автора может быть не близка читателю. Но цель автора - не обратить читателя в свою веру, но показать ему другое, рассказать, сказать, провести его по своему полю так, чтобы это хоть на время чтения захватило ритмом, звуком, мыслью, способом высказывания, и заработало внутри нашего сознания.

Ну а теперь примеры, где мотив страдания, присущи "Длинной телеграмме" тоже есть, но это стихотворения, в которых поэзия могла быть, но прошла мимо, авторов называть не буду:
"Когда на улице дождь
и деревья мечутся, спасаясь от ветра,
от самого себя не уйдёшь,
и это очень заметно." и т.д.
Почему это не поэзия для меня? Потому что первое, обо что я неприятно спотыкаюсь- последняя строчка: она про что? Не было бы её, остался бы воздух. А так - автор констатирует, что от себя никуда не уйдёшь,что, вообще-то говоря, совсем штамп, если не вставлен в какой-то абсолютно новый контекст (здесь не тот случай. тут размышлизмы), так зачем же ещё и "это очень заметно", плохая тавтология? она несёт не усиление смысла, что умеет делать уместная тавтология, а его развал, завал в банальность, в разговор-болтовню ни о чём.
И это в целом - исходя из средней температуры по больнице - ещё неплохо. А вот у другого автора -
"Я чувствую томленье твоих глаз -
Сокрыто в них за праздною завесой
То, что сжимает сердце моё враз -
Сценарий томный одинокой пьесы".
НАписано в рифму, и даже рифмы не банальные, но всё остальное - манерно, напыщенно и надуманно. Слова столпились как попало, эти многозначительные указания "то, что", патетически-высокопарное "сокрыто", какой-то токарный "враз", сжимающий не сердце, а гвозди, "сценарий томный", приплывший из плохих стилизаций под серебряный век, "одинокая пьеса" - неудачная метонимия, не чета даже "одинокой гармони" из песни советских времён + логические неувязки - как можно чувствовать томлеье глаз? Томленье плоти или души, говоря высокопарно, ну да, можно, "томленье глаз" (тут закипает соус на плите)- его не почувствовать, да и не увидеть. Томленье может отражаться в глазах, но сами томящиеся глаза - это разве что от тяжёлой редакторской работы, а тут ещё и праздная завеса (догадываюсь, но не радуюсь такому сочетанию). И вот мы имеем стихи, ибо гладко срифмовано, и ритм есть. Но содержание, да и музыка от этого не появляются, не говоря уже о приращении смыслов.

Валерия Исмиева   19.06.2019 19:00   Заявить о нарушении
Мне впору удалиться,ибо испытываю ,как вы разорвёте любого, кто скажет плохо об этом стихотворении.Не подобает ,конечно же ,мужчине стоять за спиной женщины,но я ,пожалуй ,постою,потому что она этого хочет.

Валерий Анатольевич Богданов   19.06.2019 20:00   Заявить о нарушении