Заметки
В СССР, когда Интернета не было, люди читали книги - стихи классиков, советских поэтов, романы, повести, рассказы. Писателей, которых читали, было не так уж и много. Их произведения включали в школьные программы и издавали огромными тиражами. В то же время спрос на некоторых авторов был очень большой, но их произведения либо не издавали (Высоцкий, Солженицын и др.), либо издавали в недостаточном количестве (Есенин, Булгаков, Шукшин, Окуджава, Рубцов и др.) Это порождало нездоровый ажиотаж и нелюбовь к цензуре, издательствам, партийным идеологам.
С появлением Интернета ситуация кардинально изменилась. Любой автор может опубликовать всё, что хочет, на порталах stihi.ru, proza.ru, esenin.ru и других сайтах. Такой свободы слова у нас никогда не было!
Раньше о творчестве поэтов-любителей никто не знал, никто не пытался собрать и систематизировать их стихи и тем более издать. Это было совершенно нереально, поскольку стихи пишут сотни тысяч авторов. Интернет позволил завести каждому любителю свою страницу на литературных сайтах и тем самым публиковать свои стихи. Теперь любительские стихи собраны воедино, притом это произошло само собой путём их размещения авторами в Сети. Спасибо Интернету и администрациям литературных сайтов!
Профессиональные стихотворцы предпочитают по старинке издавать книги, рассылать их по библиотекам, пропагандировать. Но многие из них всё же выходят в Сеть, участвуют в конкурсах. И правильно делают.
К сожалению, в "сететуре" стихи иногда воруют друг у друга. Это первая проблема публикации стихов в Сети. Вторая проблема - не очень высокий средний уровень любительских стихов. Но ведь и в книжной литературе немало проблем. Среди поэтов-профессионалов немало посредственных графоманов.
14.06.2015
О СНИЖЕНИИ РОЛИ ЛИТЕРАТУРЫ
Интернет и другие электронные носители информации (планшеты, флэшки) вытесняют книги. Это происходит очень быстро. У новых поколений не будет домашних библиотек. Или будет дома всего десятка три детских книжек и учебников. Более того, уже сейчас налицо уменьшение роли литературы в целом - прозы и поэзии. И этот процесс пойдёт дальше. Общество станет ещё более бездуховным, увы.
14. 06. 2015
О ЖУЛИКАХ В ИНТЕРНЕТЕ
Интернет помог любителям опубликовать свои стихи, собрать их в одном месте (stihi.ru). Он же помог собрать всё, что написано о Есенине (esenin.ru). На этом сайте есть и мой скромный "Венок Есенину" (9). Интернет - это неисчерпаемый источник информации по всем отраслям знания. Но! Прочитал я на днях объявление о стихах на заказ, по 200 р. за строфу. Везде жулики... Что за общество. Гадюшник. Эти дельцы сами ничего сочинять не будут. Возможно, они вообще не стихотворцы. Будут воровать чужие стихи; их миллионы на литературных сайтах. Легко подобрать на любую тему, которая нужна заказчику. В данном случае Интернет помогает жуликам, плагиаторам. В этом его вред.
Удалить что ли мои стихи, чтобы жуликам не достались? С другой стороны, кроме моих, их - море, океан. В том числе более талантливых и мастеровитых авторов. Уберу всё же кое-что. Подумать надо. Издавать книгу стихов к 75-летию, видимо, смысла нет. Не только продавать, но и дарить книгу будет некому.
15. 06. 2015
НЕ ПИШЕТСЯ
Время есть, но не пишется. Давно уже. В этом возрасте, когда за семьдесят, и большие поэты стихов не писали, а на эссе и мемуары переходили. Со старыми стихами я иногда занимаюсь, шлифую их, вношу изменения в соответствии с возрастом, другим восприятием. Хотя, возможно, я это делаю зря. Сборник "Стихи студенческой поры" (3-е издание) давно готов. Только кому он нужен? Думаю - издавать, не издавать.
18.06.2015
О РОЛИ ЕВРЕЕВ В СОЗДАНИИ РУССКИХ ПЕСЕН
Послушал я старую шуточную песенку, невесть кем сочинённую, "Евреи, Евреи, кругом одни евреи" в исполнении Аркадия Северного (1939-1980). Чего это он, думаю, про евреев вздумал петь, так остро шутить над ними? Антисемит что ли? Нет. Его отец Дмитрий Иосифович Звездин (г. Иваново) воевал в Гражданскую и в Великую Отечественную. Мать Елена Макаровна была домохозяйкой. Они вырастили пятерых детей, в том числе и непутёвового Аркашу. Он получил высшее образование, работал в Ленинграде, но потом всё бросил и превратился в бездомного богемного певца. А. Северный певец андеграундный; пил много и пел много - от хороших песен на стихи Есенина до неприличного блатняка; стал королём подпольного шансона. Ну, а раз его дедушку звали Иосифом, то и тема русского еврейства была для него по-своему актуальной. Хотя грузина Джугашвили (Сталина) звали Иосифом, но он не был евреем. Среди русских имён Осип - синоним Иосифа.
Вообще русскоязычные евреи много сделали в песенном творчестве, в музыке для кинофильмов. Например, "Журавли" (Р. Гамзатов, дагестанский поэт, аварский язык); русский текст по подстрочнику написал поэт-переводчик Гребнев (Наум Исаевич Рамбах). Композитор - Ян Абрамович Френкель. Спел Марк Бернес. Песни "Тёмная ночь" и "Шаланды" написаны для кинофильма "Два бойца" (1943, Ташкент) В. Агатовым (Вэлвлом Исидоровичем Гуревичем), музыка Н.В. Богословского(он из русского дворянского рода). Спел эти песни М. Бернес. Среди первоклассных советских композиторов было особенно много евреев - И.О. Дунаевский ("Школьный вальс", "Широка страна моя родная"), М.И. Блантер, Дм. Я. Покрасс, О.Б. Фельцман, М.Г. Фрадкин, В.Е. Баснер, уже упоминавшийся Я.А. Френкель, Е.Э. Жарковский, Э.С. Колмановский, В.Я. Шаинский, А.И. Островский и др. Из исполнителей песен - Леонид Утёсов (Лазарь Иосифович Вайсбейн), Владимир Бунчиков, Марк Бернес (Марк Наумович Нейман), Майя Кристалинская, Иосиф Кобзон. Среди бардов и поэтов-песенников немало авторов, имеющих еврейские корни - М.Л. Матусовский, Ян Сашин (Яков Александрович Левин; мелодия к "Сиреневому туману", 1936 г.), П.Д. Коган ("Бригантина"), А.А. Галич (Гинзбург), И.Е. Алешковский ("Песня о Сталине"), Е.А. Долматовский, М.И. Танич (Танхилевич), А.М. Городницкий, И.Д. Шаферан, Е.И. Клячкин, Ю.И. Визбор, В.С. Высоцкий (по отцовской линии), А. Розенбаум и др. Все они - яркие представители русской песенной культуры. Может показаться, как в той песенке: "Евреи, евреи, кругом одни евреи". Нет, конечно. Не менее известны композиторы: В.И. Агапкин ("Прощание славянки"), Г.В. Свиридов, В.П. Соловьёв-Седой, А.В. Александров (Священная война", "Гимн Советского Союза"), А.Н. Пахмутова, Б.А. Мокроусов, А.П. Петров, А.Г. Новиков, В.Н. Липатов ("Клён ты мой опавший", "Письмо матери"), А.Я. Эшпай (мариец по отцу; песня "Москвичи"), Г.Ф.Пономаренко ("Отговорила роща золотая", "Не жалею, не зову, не плачу"). Поэты: В. Лебедев-Кумач ("Священная война", "Москва майская", "Широка страна моя родная"), М. Исаковский ("Враги сожгли родную хату", "Летят перелётные птицы"), Я. Шведов ("Орлёнок", "Смуглянка"), Н. Букин ("Прощайте, скалистые горы"), В. Боков ("Оренбургский пуховый платок", Е. Винокуров (Москвичи, - "В полях за Вислой сонной"), Н. Добронравов, Л. Ошанин, А. Фатьянов ("Соловьи", "На солнечной поляночке", "Давно мы дома не были", "Где же вы, друзья-однополчане"), К. Ваншенкин ("Я люблю тебя, жизнь"), В. Бурыгин ("Расцвела у окошка белоснежная вишня"; музыка М.Д. Чумакова, Куйбышев) и др.
Смешение кровей, видимо, способствует появлению особо талантливых людей. Так, в одном из интервью поэт Е.А. Евтушенко подробно говорил о своей родословной. Его отец был из прибалтийских немцев - Александр Рудольфович Гангнус. Его прадедушка по материнской линии - Иосиф Байковский - был польским шляхтичем, управлял помещичьим имением, был сослан на Житомирщину за участие в крестьянском бунте; женой прадедушки была украинка. Бабушка поэта - Мария Иосифовна Байковская вышла замуж за белоруса Ермолая Наумовича Евтушенко. Их дочь Зинаида Ермолаевна Евтушенко вышла замуж за советского геолога А.Р. Гангнуса. У них родился сын Евгений, до двенадцати лет он носил фамилию отца - Гагнус. На стихи Е.А. Евтушенко написаны песни "Хотят ли русские войны", "А снег идёт", "Вальс о вальсе", "Бежит река", "Со мною вот что происходит" и др. Роберт Рождественский по отцу поляк (отец - Станислав Никодимович Петкевич), по материнской линии - русский. На его стихи было написано много песен для кинофильмов - "Мгновения", "Огромное небо", "Погоня", "Сладка ягода", "Свадьба", "Там за облаками", "Эхо любви" и др.
Общий вывод: не в национальности дело, а в прекрасных песнях, которые создали эти поэты, композиторы и певцы. Всех их объединили русский язык и непростая судьба своей большой родины, своей страны - СССР.
Сейчас таких песен и близко нет, их некому сочинять. Не тот народец пошёл, не та эпоха. На эстраде кривляются "шоумены" и какие-то облезлые, с перетянутой кожей певички ресторанного пошиба. Грустно... Хорошие песни можно послушать на Грушинском фестивале, в филармониях.
6.07.2015
О ЛЮДМИЛЕ ДЕРБИНОЙ И НИКОЛАЕ РУБЦОВЕ
В январе 1971 г. ночью у поэта Н. Рубцова произошла ссора со своей знакомой Л. Грановской (при рождении Дербиной). Они подали заявление в ЗАГС. Но он, с её слов, напился, ругался и т.п. Она решила дать отпор, они сцепились. На первом допросе она рассказала: "Оба мы упали на пол. Я разозлилась, схватила его за волосы. Рубцов старался схватить меня за горло, но я укусила его руку, а затем схватила за горло и стала давить его...Я сильно давила Рубцова, пока он не посинел, и после этого отпустила его. Подняла тряпки с пола, вымыла руки и пошла в милицию" (Из Википедии). Заключение судмедэксперта о причине смерти поэта - "механическая асфиксия от сдавливания органов шеи руками"; есть снимок растерзанной шеи Рубцова (фото № 4 в уголовном деле). Был суд, признавший её вину в умышленном убийстве поэта. Около шести лет отсидела. Ей бы потом уединиться, помолчать, покаяться. Но она сорок с лишним лет активно доказывает, что она невиновна, что умер он якобы не от удушения, а от того, что у него остановилось сердце в момент борьбы, когда она его душила. Хрен редьки не слаще. Хотя, строго говоря, надо верить не её предположению, а заключению судмедэксперта, специалиста.
После тюрьмы она издала книги своих стихов, "Воспоминания о Рубцове", даёт многословные интервью, участвовала в конкурсе "Народный поэт", опубликовала подборку стихов "Одно бессмертье на двоих" (предисловие Игоря Панина. 2013 г.). Завершается эта подборка строфой: "Бесславье, слава? Это не для нас.// Как различить их в страшной круговерти?// За всю любовь, за свет из наших глаз - // Нам на двоих дано одно бессмертье". Стоит привести ещё одно её странное рассуждение на эту же тему: "Если после смерти я буду достойна как поэт, то хотелось бы сидеть рядом с ним в Тотьме, на лавочке, беседовать. Памятник там такой, где он одиноко сидит на лавочке. И ему без меня скучно. Я это знаю" (Из беседы Л. Дербиной с И. Паниным. 2011 г.). Это же надо - она мечтает о памятнике самой себе, притом рядом с Н. Рубцовым... Да в своём ли уме эта несчастная старая женщина (1938 г.р.), страдающая манией величия? Вот уж удивились бы жители райцентра Тотьмы , увидев бронзовый памятник - поэт Николай Рубцов мирно беседует с задушившей его женщиной. Нормальному человеку такая фантасмагория в голову не придёт. Про Дербину наши киношники состряпали даже фильм "Теория невероятностей. "Синдром Кассандры" (2007). Её приглашали на TV-программу "Пусть говорят" (ведущий Андрей Малахов). Она там среди прочего нескромно заявила: "Я - выдающаяся российская поэтесса". А в разговоре с биографом поэта Н. Коняевым она и вовсе заявила: "По сравнению со мной Рубцов был в поэзии мальчишкой!" (1, с. 350). Вот такое болезненное самовозвеличивание. По-моему Л. Дербина поэтесса среднего, массового уровня, коих в России сотни и даже тысячи. А Рубцов - один. На его фоне она всего лишь поэтесска.
Зачем к убийце Н.М. Рубцова такое внимание? Она же не может быть прощена, реабилитирована; это грех, клеймо на всю оставшуюся. Более того, она не имеет морального права публиковать стихи и воспоминания об убиенном ею поэте. Это безнравственно, цинично. Ненавистные нам Н. Мартынов, убивший на дуэли Лермонтова, и Ж. Дантес, убивший на дуэли Пушкина, не оставили мемуаров, в которых бы они оправдывались и доказывали, что это были честные поединки, что поэты их оскорбили, что они защищали свою честь и т.п. Потому что понимали, что они убийцы при любом раскладе, что одно не отменяет другого. А вот Л. Дербина и её защитники и защитницы так этого и не поняли до сих пор. Ей можно сочувствовать, соболезновать, но не оправдывать.
Источники:
1. Рубцов Н.М. Стихи. Коняев Н.М. Ангел Родины. Ростов н/Д, 1998.
2. Коняев Н.М. Николай Рубцов. Серия ЖЗЛ. М., 2015.
3. Суров М.В. Рубцов. Материалы уголовного дела, неизвестные фотографии, новые свидетельства. Вологда, 2005.
4. Кириенко-Малюгин Ю.И. Тайна гибели Николая Рубцова. 3-е изд. Москва, 2009.
5. Сайт www.rubcow.ru.
10.07.2015
О ДИСКУССИИ ПО ПОВОДУ ГИБЕЛИ С. ЕСЕНИНА
На сайте esenin.ru собрано много информации о творчестве поэта, его жизни и смерти. В разделе "Есенин сегодня" - "Есенин в творчестве наших современников" естественным образом сформировался огромный сборник из посвящённых ему стихов. Есть там и мой скромный "Венок Есенину" (9). В разделах "Воспоминания" и "Гибель поэта" собран ценнейший материал о жизни, творчестве и смерти поэта. Спасибо создателю и администратору сайта Сергею Ивановичу Трифонову!
К сожалению, на сегодняшний день ни специалисты, ни простые читатели так и не пришли к единому мнению - повесился он или его убили, а потом инсценировали самоубийство. Многие читатели, особенно читательницы, следуя своеобразной моде, считают, что его убили и точка. Кивают на Якова Блюмкина или на Вольфа Эрлиха. Например, пишут, что некто Николай Леонтьев, бывший много лет в ГУЛАГЕ, рассказывал, что он лично застрелил С. Есенина в "Англетере", когда они с Я. Блюмкиным пришли в № 5 этой гостиницы. В схватке, мол, застрелил. Это явная ложь. Потому что Блюмкин в это время был за границей, где-то в Гималаях в секретной экспедиции Н. Рериха. Начинающий литератор Вольф Эрлих был другом Есенина, его почитателем. С какой стати он стал бы убивать великого поэта? А инсценировать самоубийство через повешение он бы физически не смог. Доцент с кафедры литературы В.И. Кузнецов (С.-Пбг.) считал, что Есенин вообще не останавливался в "Англетере", что его сразу по приезде в Ленинград арестовали, допрашивали, пытали в соседнем здании, перестарались, и он умер во время пыток. Потом труп принесли в "Англетер" и инсценировали повешение. Он называет много фамилий людей, связанных с "органами", т.е. информаторов, "стукачей", которые могли иметь к этому какое-то отношение. Заказчик у него Л. Троцкий, убийца Я. Блюмкин. Эта версия опровергается тем, что у Есенина в "Англетере" в эти три-четыре дня были в гостях многие его друзья и знакомые писатели, не один десяток и не по одному разу. Не могли же они все состоять в заговоре об убийстве Есенина. Бред какой-то... Блюмкина, как уже говорилось, в это время и в стране-то не было. Ну а Троцкому зачем была нужна смерть Есенина? Совершенно непонятно. Он высоко ценил Есенина как поэта, написал некролог. А.М. Горький признал его лучшим и он был опубликован в газетах. Враги у Есенина были, они не раз подавали в Москве на него в суд. На него было заведено несколько уголовных дел; его обвиняли в антисемитизме и хулиганстве, вызывали многократно в суд, в котором могли дать немалый срок. Есенин прятался от милиции и от суда то на Кавказе, то в психбольнице. Его друга Алексея Ганина в 1925 г. расстреляли за организацию "ордена русских фашистов". Обо всём этом подробно написал Эдуард Хлысталов. Но эта московская судебно-милицейская линия осталась как-то вне внимания исследователей причин гибели поэта в "Англетере". Кто конкретно подавал на него в суд? Как шли расследования? Что ему грозило - ссылка, тюрьма, расстрел? Какие конкретно материалы были собраны в заведённых на Есенина делах? Какова в этом роль Л. Сосновского, А. Рога, Ю. Левита, С. Майзеля, М. Неймана, М. Роткина и др.?Возможно, за эту ниточку надо дёргать?
Мой вывод: точного ответа нет - повесился Есенин или его убили, а потом инсценировали повешение. Есть аргументы "за", есть аргументы "против". Мы не знаем истину до сих пор, увы. И вряд ли узнаем, потому что все его современники - друзья и враги - давно умерли. А в архивах никогда не удастся найти фамилии заказчиков и исполнителей, если даже они существовали. Такие дела делаются тайно, без протоколов и прочих документов. Никакой следователь за это дело сейчас не возьмётся. Надо было тогда по горячим следам заводить уголовное дело, а теперь поздно, 90 лет прошло. Судмедэксперт, заведующий кафедрой судебной медицины Е.С. Мишин говорил в 2005 г., что это самоубийство, что С. Есенин повесился, что нет смысла вскрывать его могилу и проводить эсгумацию, т.к. там ничего, кроме полусгнивших костных останков уже нет. Вот такая ситуация, такая трагедия...
Источники:
1. Банчуков Р. Мифы о смерти Сергея Есенина. - esenin.ru.
2. Гарина Н. О С.А. Есенине и Г.Ф. Устинове. - esenin.ru.
3. Есенина не убивали (интервью Т. Ромашенковой (С.-Пбг.) с судмедэкспертом, профессором Е.С. Мишиным // Огонёк. 2005. № 51.
4. Кузнецов В.И. Сергей Есенин. Тайна гибели. Казнь после убийства. СПб., 2005.
5. Куняев Ст.Ю, Куняев С.С. Жизнь Есенина. М., 2001.
6. Лагуновский А. Причина самоубийства Сергея Есенина. - esenin.ru.
7. Не умру я, мой друг, никогда. Воспоминания, статьи, документы об обстоятельствах гибели С.А. Есенина / Составители: С.П. Есенина (при рожд. Ильина) и др. Саратов, 2011.
8. Смерть Сергея Есенина. Документы. Факты. Версии / Сост. Ю. Прокушев, М. Стахова. М., 1996.
9. Сидорина Н. Златоглавый: Тайны жизни и гибели Сергея Есенина. М., 1995.
10. Хлысталов Э.А. 13 уголовных дел Сергея Есенина. М., 1994.
12.07.2015
СКОЛЬКО В РОССИИ СОЮЗОВ ПИСАТЕЛЕЙ?
Вчера мне прислали по электронной почте предложение стать писателем. Я аж на стуле подпрыгнул от неожиданности. "Здравствуйте, Виктор Дмитриевич! Сообщаем Вам, что Секция поэзии РСП приняла решение рекомендовать Вашу кандидатуру в качестве кандидата в Российский союз писателей". Подпись - Ольга Рыбакова. Я очень удивился. Мне скоро исполнится 75 лет и, увы, я почти не пишу новых стихов. Вступать же ради "корочек" с фотографией глупо. Поэтому я поблагодарил Ольгу Рыбакову за предложение и отказался. Вот если бы лет 50 назад…
Заглянул я в Интернет. Оказывается, сейчас существует много союзов писателей: Союз писателей России, Союз российских писателей, Российский союз писателей, Союз писателей Москвы, Интернациональный союз писателей, Международный союз писателей "Новый современник". Есть ещё Российский союз профессиональных литераторов. Возможно, есть и другие. Насколько мне известно, из них только Союз писателей России, как правопреемник СП СССР, мало-мальски финансируется из местных бюджетов; это зависит от воли губернаторов, городских мэров и др. Остальные союзы писателей являются общественными организациями. Их может создать любой инициативный литератор, умеющий привлечь людей и найти хоть какие-нибудь источники финансирования. Раз в России много союзов писателей, то ещё больше самих писателей - от больших до самых маленьких. Много и литературных сайтов, на которых публикуются сотни тысяч, даже миллионы стихов, в большинстве своём любительских, не ахти каких. Слышал я, что иные "писатели" воруют чужие стихи (наверное, и прозу), а контроля никакого нет. Да и невозможно проконтролировать "вручную" этот процесс. Надо бы "антиплагиаты" завести на каждом литературном сайте, в каждом союзе писателей, в каждом издательстве и журнале.
Вопрос: зачем многочисленным союзам писателей новые члены, в том числе пенсионеры? Наверное, с деньгами у них туго. Вступительный взнос в Российский союз писателей пять тыс. руб., ежемесячные взносы 200 руб./мес. Не такие уж большие деньги.
Мне грустно оттого, что поздно дебютировать на поприще профессионального поэта и регулярно заниматься литературной деятельностью.
К сожалению, нынешняя молодёжь в массе своей мало читает и не интересуется поэзией. Лишь изредка появляются талантливые юноши и девушки. Вот их надо искать и принимать бесплатно. А чтобы была польза, надо налаживать работу этих союзов на местах – в областных центрах и крупных городах. Без этого членство в том или ином писательском союзе будет формальным и бесполезным для авторов.
С появлением Интернета любой автор может опубликовать всё, что хочет, на максимально демократичных сайтах stihi.ru (работает под эгидой Российского союза писателей, руководитель – Дмитрий Кравчук), esenin.ru (руководитель - Сергей Трифонов), club.samsud.ru (руководитель - Виталий Добрусин), poembook.ru (руководитель - Андрей Найдис) и др.
Такой свободы слова в России никогда не было! Раньше о творчестве стихотворцев-любителей никто не знал и никто не пытался собрать и систематизировать их стихи и тем более публиковать. Интернет позволил завести каждому любителю свои страницы на литературных сайтах. Тем самым любительские стихи оказались собранными воедино и опубликованными. Притом это произошло само собой путём их размещения авторами в Сети. Спасибо Интернету и администрациям вольных литературных сайтов.
Существуют ещё и толстые литературные журналы и альманахи на бумажных и электронных носителях. В них публикуют в основном произведения профессиональных литераторов, да и то не всех и не всегда. Последнее слово за главными редакторами, которые по сути дела осуществляют и функции цензоров. Жизнь у них не сладкая по причине хронического недофинансирования.
Самара
14.07.2015
ОБ ОЗОРНЫХ СТИХАХ
В СССР озорные стихи были самые читаемые, на них был спрос, они ходили по рукам в списках. Тогда не было интернета, свободы слова и печати. Сейчас иное время. Люди более информированы, доступно порно и другие нехорошие порталы. Книжная культура постепенно уходит. Убирал я не раз свои озорные (эротические в основном) стихи из этого сборника. Но потом… снова кое-что вставлял.Как говорится, "рукописи не горят".
30.07.2015
Свидетельство о публикации №115112204818