Тренинг по творчеству М. Сопина
Стихотворение сплетено из смыслов и звуков, им вторящих. Аллитерация в каждой строчке, в каждом слове – мелодия природы.
В начале стихотворения господствуют шипящие – мягкий, протяжный звук метели и детства:
«Плывет метель
Вдоль вышек.
А вместо егерей –
Снежинки ребятишек,
Как стайка снегирей!»
Далее, в качестве перехода, яркий эпитет в сопровождении звонких согласных – «Фруктовые улыбки!».
Появляется новый персонаж – ветер. С ветром связан поэтический образ ‘ветер-скрипка’, широко распространенный в русской поэтической традиции. Однако, нигде, кроме как у Сопина, развернутый образ ‘ветер-скрипка’ не образует такую пронзительно-объемную метафору:
«Потоки слов вразнос!
Лишь ветер –
Словно скрипка,
Охрипшая от слез:
То жалобно, то гулко,
То медленно,
То вскачь...
Как будто в переулке
Стоит еврей-скрипач.
Не тает снег на шляпе
И на воротничке.
И гроздья светлых капель
Застыли
На смычке».
Помимо наполненности метафоры, яркий образ ‘ветра-скрипки’ создается при помощи аллитерации (звук ‘с’) и лексического повтора (то… то…): «То жалобно, то гулко, То медленно, То вскачь...» - повторяющийся союз будто метроном рвет «охрипшую от слез» мелодию скрипки, передавая прерывистость музыки.
Вместе со словами «тише, тише, тише» стихотворение погружается в шорохи и трепет тишины, лирическому герою важно не спугнуть «песню», которая находится внутри него. С помощью обилия глухих согласных автор сплетает из звуков тишину:
«Тише, тише, тише...
Не надо во мне пугать
Песню,
Которую, слышу,
Мне напевает мать -
Светлую и большую
Песню о дальней стране!»
Далее в стихотворении идет пронзительная в своем построении просьба-плач лирического героя, построенная не переливе просяще-шипящих звуков (‘с’, ‘ш’, ‘ч’).
«Не прикасайтесь,
Прошу я,
К этой печальной струне...»
После паузы, графически обозначенной многоточием, фонетическая составляющая стихотворения резко меняется. Вместе с образами детства в стихотворение врываются звонкие жужжащие и рычащие звуки (‘д’, ‘ж’, ‘в’, ‘р’), создавая картину движения жизни, красочную и звучную:
«В детство на желтом пароме,
В звуки
Дождей и трав
Каплями жаркой крови
Выплачусь,
К песне припав»
В стихотворении наблюдается гармония между двумя уровнями языковой системы – лексикой и фонетикой. На уровне лексики, «архилексемы»: скрипка, песня, звук равномерно распределены в начале, середине и конце стихотворения, создавая композицию не только в плане формы, но и в плане движения и рождения музыки. Фонетический уровень следует за лексическим, дополняя его и делая более объемным и выпуклым.
Свидетельство о публикации №115112100718
Сопина Татьяна 23.05.2016 08:38 Заявить о нарушении
Сопина Татьяна 20.12.2015 11:39 Заявить о нарушении
Нэлл Тэйн 15.01.2016 23:38 Заявить о нарушении