4. Школа огня и меча. Джучи
ДЖУЧИ.
……………………………………………………………….
Возможно, кто-то из читателей спросит: «Какое отношение сын Чингис-хана имеет к истории земель русских? Да самое непосредственное: Разве земли, которыми он правил, простиравшиеся от Южной Сибири и до Волги не заслуживают нашего внимания. Разве его подданные не стали предками многонационального народа России, как славяне, угро-финны, балты, скифы, сарматы, гунны, половцы и многие-многие другие. Исчезли государства скифов, сарматов, гуннов, готов, хазар. Но люди – то остались. И лишь слияние этих народов породило то могучее объединение, которое именуется РУССКИЙ НАРОД.
В 13 веке талантливый полководец и политик Темучин, объединил разрозненные монгольские племена и создал самое сильное в мире государство Монгольскую империю.
Мы представляем монгол как дикую массу кочевников, которой стало тесно в крошечной Монголии, и она выползла оттуда подминая под себя всех и всё.
Начнём с того, что земли племён, которые объединил Темучин, простирались в начале 13 века от Байкала и до Великой Китайской стены.
А племена были разными: от самых примитивных и до высокоорганизованных.
Кереиты и найманы были самыми могучими из племён, имели собственную письменность и государственность. Кереиты во 2-м веке приняли крещение в христианской вере у архиепископа крупнейшего Среднеазиатского города той поры – Мерва.
У кереитов Темучин укрылся от врагов, и с ними начал создавать Великую Монголию. Своих последователей ему удалось убедить, в своей богоизбранности.
Он убедил их, что Бог Неба именно ему поручил навести в мире порядок, создать государство, в котором не будет вражды, подлости, лжи, Но сначала надо подчинить всех под властью монголов, в том числе и силой оружия. Кто противится воле «богоизбранного» Темучина, тот противится воле Бога.
Победы, которые одерживал он одну за другой, убеждали сторонников в его правоте.
Весной 1206 года у истоков реки Онон на курултае Темучин был провозглашён великим ханом над всеми племенами и получил титул «Чингис-хан».
Он выполнил данное соплеменникам обещание, создал государство, в котором не было убийств, воровства, прелюбодеяний, лжесвидетельства, предательства…
За всё это полагалась смертная казнь. Смертная казнь полагалась за неподчинение старшим, за трусость и оставление раненного друга на поле боя.
Теперь оставалось только «навести порядок» и в остальном мире. Он разделил этот, пока ещё незавоёванный мир, между своими сыновьями.
Старшему сыну, Джучи, достались земли от Средней Азии до Днепра.
Правда, земли эти стоило ещё завоевать.
С 1207 по 1218 год старший сын Чингис – хана усердно воплощает в жизнь планы своего отца по присоединению новых земель, проявляя, где талант полководца, где талант политика.
Но дойдя до берегов Волги, вдруг остывает и начинает всё больше противиться воле отца, упрекая его в неразумной жестокости. Он воспитывался в семье кереитов. Было ли это внезапным пробуждением совести Джучи или нежеланием воевать с единоверцами, если он был крещён у кереитов?
Продвижение монголов на Запад было прервано минимум на 12 лет.
Но Русь не воспользовалась данной ей БОГОМ передышкой, продолжая междоусобные разборки князей.
Расплата за безрассудство пришла в 1237 году с началом похода на Русь хана Батыя, сына Джучи.
До 16 века государство монголов со столицей Бату-Сарай на Волге / Сейчас Волгоградская область/ носило название Джучи – Улус. /Государство Джучи.
С 16 века в письменных источниках его стали именовать Золотой Ордой.
СЫН ХАНА.
Устал он сеять горе и беду
Душа давно пресытилась войною
Сказал: «На Русь орду не поведу!
Пусть будет кровь их - не моей виною»
Интригам, козням, войнам - нет конца.
Отрубленные головы на кольях…
Сын хана, - раб всесильного отца,-
Иметь не должен собственную волю.
Он багатуром* в детстве быть хотел,-
О громкой славе в детстве все мечтали…
Но море крови, горы мёртвых тел
Теперь его ночным кошмаром стали.
Душа его просила тишины,
Не знал, что совесть так жестоко гложет!
Но мёртвые в его врывались сны,
Вопили: «Покарай злодея, БОЖЕ!»
Монголии отважные сыны
Давно не знают мира и покоя.
Внушили им, что в пламени войны
Творец велел им сжечь всё зло людское.
В семье, где рос, молиться он привык,-
Ему молитвы прибавляли силы.
Он спрашивал: «Коль, Боже Ты велик,
Зачем врагам распять позволил Сына?»
Стал Джучи ощущать чужую боль,
Ответ нашёл он в византийской вере:
Кто не страшится жертвовать собой,
Тому открыты в Дом Небесный двери!
Не знаю я, что с ним произошло:
Ожесточённый в бесконечных битвах,
Вдруг всей душой возненавидел зло
И стал искать спасение в молитвах.
Молился не у греческих икон,-
Христианином настоящим не был.
В степь на коне на зорьке мчался он,
Там возносил свои молитвы к Небу.
Из Хархорума* прискакал гонец .
Приказ подписан ханскою рукою:
За Волгу приказал идти отец
И покорить все земли за рекою:
«Зря, Джучи, ты не прибыл на Совет!
Свою я волю излагаю кратко:
В твоих Заволжских землях мира нет!
Там нет повиновенья и порядка!
Готовь свои полки в кратчайший срок,
Отвагу прояви на деле снова
Я на земле для всех и царь и бог!
И мой приказ для всех как Божье Слово!»
Как будто от тернового венца
Виски пронзило нестерпимой болью:
«Сын хана, - раб всесильного отца,-
Иметь не должен собственную волю!»
Обдумывал приказ он не спеша,
Вновь горы мёртвых тел увидел сразу
Стонала и противилась душа,
Бунтуя против ханского приказа:
«О, как же ты коварен, Темучин!
Не ту совсем мы выбрали дорогу?
Ведь сам когда-то ты меня учил,
Что кровь невинных неугодна БОГУ!
Прости, отец, но верится с трудом,
Что, злобные искореняя нравы,
Людей ты судишь Божиим Судом.
На Божий Суд лишь БОГ имеет право!
Ответь, а нет ли в нашей правде лжи?
Не запятнали ль мы свои знамёна?
Несём мы смерть, насилье, грабежи,
Бесправие народам покоренным!»
Ответ ждёт с нетерпением гонец,
Противиться кто смеет воле хана?
И Джучи отвечает наконец,
Слова звучат в устах монгола странно:
- Скажи ему, что я лежу в бреду,
Доверия я хана не достоин.
На Русь в поход орду не поведу.
Скажи ему, что я уже не воин!
Народ, что за рекою – мне не враг!»
Он силой воли подавил тревогу.
И понял вдруг, что сделал первый шаг,-
Свой самый главный шаг навстречу БОГУ!
2.
Любим своим народом, знаменит,
Погиб он вскоре, вроде бы случайно.
Но слухи поползли, что был убит.
Смерть Джучи до сих пор - большая тайна.
Всего два слова об его отце:
Узнав, что сын был найден бездыханным,
Изобразил он горе на лице.
А в душу кто залезть посмеет к хану?
Чингис от смут Монголию берёг,
Всегда считал немало и немного,
Что властью наделил его сам БОГ!
Противиться кто смеет воле БОГА?
Интригам, козням, войнам - нет конца.
Отрубленные головы на кольях…
Сын хана, - раб всесильного отца,-
Иметь не должен собственную волю!
В 1946 году советские учёные исследовали скелет Джучи. Кисть правой руки у него была отрублена, а череп повреждён ударом тяжёлого предмета.
Рождение и смерть Джучи - большая тайна истории. Моё стихотворение это не историческая истина, а лишь одна из версий.
Чиновники Чингис-хана тщательно протоколировали всё. А о смерти Джучи сказано мало. Вроде бы было начато расследование. В заключение написали: Погиб на охоте. Упал с лошади, ударившись головою об камень. Руку отгрыз кулан /дикая лошадка такая/.
В истории много тёмных пятен и просто вранья. Но монголов эта версия с куланом вполне устроила.
……………………………………………………
Багатур - монг. Герой. Отсюда русское слово БОГАТЫРЬ.
Хархорум –монг. /Каракорум/ - название монгольской столицы с 1220 по 1260г.г.
/////////////////////
Свидетельство о публикации №115112106568
А стихи украшают Ваше исследование. Получается доступно и интересно.
Творческих успехов Вам.
С уважением, Ирина
Ирина Борунова-Кукушкина 24.11.2018 22:10 Заявить о нарушении
Поздравляю Вас с Праздником МАМ!
Любовью матерей согрета наша земля!
Владимир Гусев Тульский 25.11.2018 14:30 Заявить о нарушении
Всего доброго.
С уважением, Ирина
Ирина Борунова-Кукушкина 25.11.2018 15:03 Заявить о нарушении