Стихополотно. Оленья страна

          осенней порой
          Каменцева Нина Филипповна

          хокку

          осенней порой
          танец оленя под дождь
          с девой молодой
          © Каменцева Нина Филипповна, 2015
          http://www.proza.ru/2015/11/02/2006


_______________
Зимняя сказка
Сергей Мезенцев

Крошками-искрами медленно-медленно
В жёлтых шатрах фонарей над аллеями
Снегом деревья, дорожки забелены.
Сучья бодают рогами оленьими.

Где-то за елями пухом укутана
Сказка о звонком Копытце Серебряном.
Надо зажмуриться. Слышите? Тут она!
В хрупком, таинственном мире затерянном.

Руки как крылья раскинувши в стороны,
Тихо летим над таёжными далями,
От суеты и земли мы оторваны.
Сказка пришла, хоть уже и не ждали мы.

30 января 2007
©  Сергей Мезенцев, 2008
http://www.stihi.ru/2008/12/31/1238


Чудесная, образная, красочная картина. Спасибо, Сергей. Просится на полотно художника… Или кинокадры немой чёрно-белой зимней картины. Увидеть на таком фоне цветные искры самоцветов – это Чудо! Услышать в этой тишине звон Серебряного Копытца – это Волшебство, Сказка!

А мне, когда грустно, всегда вспоминается эта песня про лесного оленя (слова Ю. Энтина):

1
Осенью, в дождливый серый день
Проскакал по городу олень.
Он летел над гулкой мостовой
Рыжим лесом пущеной стрелой

Припев:
Вернись, лесной олень, по моему хотенью,
Умчи меня, олень, в свою страну оленью,
Где сосны рвутся в небо,
Где быль живет и небыль,
Умчи меня туда, лесной олень!

2
Он бежал, и сильные рога
Задевали тучи-облака.
И казалось, будто бы над ним
Становилось небо голубым.

Припев:
Вернись, лесной олень, по моему хотенью,
Умчи меня, олень, в свою страну оленью,
Где сосны рвутся в небо,
Где быль живет и небыль,
Умчи меня туда, лесной олень!

3
Говорят, чудес на свете нет,
И дождями смыт оленя след.
Но я знаю - он ко мне придет,
Если верить - сказка оживет!

Припев:
Со мной лесной олень по моему хотенью!
И мчит меня олень в свою страну оленью,
Где сосны рвутся в небо,
Где быль живет и небыль,
Умчит меня туда, лесной олень!

Если верить - сказка оживет. Сказки Вам, уважаемый Автор, во сне и наяву. Вы и сказочник, они к Вам ещё придут, а Вы их запишите, сказки...
Ирина Петал   29.09.2015 15:34   


Я очень хотел бы написать ещё не одну сказку.
Но, опять повторюсь - никакой натуги. Сказка должна прийти сама (спорхнуть с небес).
Спасибо за отзыв.
Сергей Мезенцев   29.09.2015 19:57   


"- Пр-равильно говорит. Пр-равильно."
Ирина Петал   30.09.2015 09:34   



__________________
танцующий олень
Лана Томилина

В его мечтах, который день живет танцующий олень
В его глазах, который год олень танцующий живет
Он точный делает расчет - олень танцует и поет
И день, и ночь, и ночь и день танцует и поет олень.

А если наползает тень, грустит танцующий олень,
Но даже если дождь идет, олень танцует и поет.
Пилот сажает самолет - олень танцующий живет.
И даже если очень лень, живет танцующий олень.

Так и во мне, который год танцующий олень живет
И чем его печальней вид, тем больше он меня смешит.
Грустней, чем толстый кашалот, олень о ножку ножкой бьет.
Она же, словно жизнь моя... выписывает кренделя.
© Лана Томилина, 2008
http://stihi.ru/2008/04/01/501



_______________________
Серебряное копытце
П.П. Бажов


Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. Спросил у соседей, - не знают ли кого, а соседи и говорят:
- Недавно на Глинке осиротела семья Григория Потопаева. Старших-то девчонок приказчик велел в барскую рукодельню взять, а одну девчоночку по шестому году никому не надо. Вот ты и возьми ее.
- Несподручно мне с девчонкой-то. Парнишечко бы лучше. Обучил бы его своему делу, пособника бы ростить стал. А с девчонкой как? Чему я ее учить-то стану?
Потом подумал-подумал и говорит:
- Знавал я Григорья да и жену его тоже. Оба веселые да ловкие были. Если девчоночка по родителям пойдет, не тоскливо с ней в избе будет. Возьму ее. Только пойдет ли?
Соседи объясняют:
- Плохое житье у нее. Приказчик избу Григорьеву отдал какому-то горюну и велел за это сиротку кормить, пока не подрастет. А у того своя семья больше десятка. Сами не досыта едят. Вот хозяйка и взъедается на сиротку, попрекает ее куском-то. Та хоть маленькая, а понимает. Обидно ей. Как не пойдет от такого житья! Да и уговоришь, поди-ка.
- И то правда, - отвечает Кокованя, - уговорю как-нибудь.
В праздничный день и пришел он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит, полна изба народу, больших и маленьких. На голбчике, у печки, девчоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчоночка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно.
Поглядел Кокованя на девчоночку и спрашивает:
- Это у вас григорьева-то подаренка?
Хозяйка отвечает:
- Она самая. Мало одной-то, так еще кошку драную где-то подобрала. Отогнать не можем. Всех моих ребят перецарапала, да еще корми ее!
Кокованя и говорит:
- Неласковые, видно, твои ребята. У ней вон мурлычет.
Потом и спрашивает у сиротки:
- Ну, как, подаренушка, пойдешь ко мне жить?
Девчоночка удивилась:
- Ты, дедо, как узнал, что меня Даренкой зовут?
- Да так, - отвечает, - само вышло. Не думал, не гадал, нечаянно попал.
- Ты хоть кто? - спрашивает девчоночка.
- Я, - говорит, - вроде охотника. Летом пески промываю, золото добываю, а зимой по лесам за козлом бегаю да все увидеть не могу.
- Застрелишь его?
- Нет, - отвечает Кокованя. - Простых козлов стреляю, а этого не стану. Мне посмотреть охота, в котором месте он правой передней ножкой топнет.
- Тебе на что это?
- А вот пойдешь ко мне жить, так все и расскажу, - ответил Кокованя.
Девчоночке любопытно стало про козла-то узнать. И то видит-старик веселый да ласковый. Она и говорит:
- Пойду. Только ты эту кошку Муренку тоже возьми. Гляди, какая хорошая.
- Про это, - отвечает Кокованя, - что и говорить. Такую звонкую кошку не взять-дураком остаться. Вместо балалайки она у нас в избе будет.
Хозяйка слышит их разговор. Рада-радехонька, что Кокованя сиротку к себе зовет. Стала скорей Даренкины пожитки собирать. Боится, как бы старик не передумал.
Кошка будто тоже понимает весь разговор. Трется у ног-то да мурлычет:
- Пр-равильно придумал. Пр-равильно.
Вот и повел Кокованя сиротку к себе жить.
Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает.
Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было.
Кокованя с утра на работу уходил. Даренка в избе прибирала, похлебку да кашу варила, а кошка Муренка на охоту ходила-мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им.
Старик был мастер сказки сказывать, Даренка любила те сказки слушать, а кошка Муренка лежит да мурлычет:
- Пр-равильно говорит. Пр-равильно.
Только после всякой сказки Даренка напомнит:
- Дедо, про козла-то скажи. Какой он?
Кокованя отговаривался сперва, потом и рассказал:
- Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем-там и появится дорогой камень. Раз топнет - один камень, два топнет - два камня, а где ножкой бить станет - там груда дорогих камней.
Сказал это, да и не рад стал. С той поры у Даренки только и разговору, что об этом козле.
- Дедо, а он большой?
Рассказал ей Кокованя, что ростом козел не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая.
А Даренка опять спрашивает:
- Дедо, а рожки у него есть?
- Рожки-то, - отвечает, - у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у него на пять веток.
- Дедо, а он кого ест?
- Никого, - отвечает, - не ест. Травой да листом кормится. Ну, сено тоже зимой в стожках подъедает.
- Дедо, а шерстка у него какая?
- Летом, - отвечает, - буренькая, как вот у Муренки нашей, а зимой серенькая.
- Дедо, а он душн'ой?
Кокованя даже рассердился:
- Какой же душн'ой! Это домашние козлы такие бывают, а лесной козел, он лесом и пахнет.
Стал осенью Кокованя в лес собираться. Надо было ему поглядеть, в которой стороне козлов больше пасется. Даренка и давай проситься:
- Возьми меня, дедо, с собой. Может, я хоть сдалека того козлика увижу.
Кокованя и объясняет ей:
- Сдалека-то его не разглядишь. У всех козлов осенью рожки есть. Не разберешь, сколько на них веток. Зимой вот - дело другое. Простые козлы безрогие ходят, а этот, Серебряное копытце, всегда с рожками, хоть летом, хоть зимой. Тогда его сдалека признать можно.
Этим и отговорился. Осталась Даренка дома, а Кокованя в лес ушел.
Дней через пять воротился Кокованя домой, рассказывает Даренке:
- Ныне в Полдневской стороне много козлов пасется. Туда и пойду зимой.
- А как же, - спрашивает Даренка, - зимой-то в лесу ночевать станешь?
- Там, - отвечает, - у меня зимний балаган у покосных ложков поставлен.
Хороший балаган, с очагом,
 с окошечком. Хорошо там.
Даренка опять спрашивает:
- Серебряное копытце в той же стороне пасется?
- Кто его знает. Может, и он там.
Даренка тут и давай проситься:
- Возьми меня, дедо, с собой.
Я в балагане сидеть буду. Может, Серебряное копытце близко подойдет, - я и погляжу.
Старик сперва руками замахал:
- Что ты! Что ты! Статочное ли дело зимой по лесу маленькой девчонке ходить! На лыжах ведь надо, а ты не умеешь. Угрузнешь в снегу-то. Как я с тобой буду? Замерзнешь еще!
Только Даренка никак не отстает:
- Возьми, дедо! На лыжах-то я маленько умею.
Кокованя отговаривал-отговаривал, потом и подумал про себя:
"Сводить разве? Раз побывает, в другой не запросится".
Вот он и говорит:
- Ладно, возьму. Только, чур, в лесу не реветь и домой до времени не проситься.
Как зима в полную силу вошла, стали они в лес собираться. Уложил Кокованя на ручные санки сухарей два мешка, припас охотничий и другое, что ему надо. Даренка тоже узелок себе навязала. Лоскуточков взяла кукле платье шить, ниток клубок, иголку да еще веревку.
"Нельзя ли, - думает, - этой веревкой Серебряное копытце поймать?"
Жаль Даренке кошку свою оставлять, да что поделаешь. Гладит кошку-то на прощанье, разговаривает с ней:
- Мы, Муренка, с дедом в лес пойдем, а ты дома сиди, мышей лови. Как увидим Серебряное копытце, так и воротимся. Я тебе тогда все расскажу.
Кошка лукаво посматривает, а сама мурлычет:
- Пр-равильно придумала. Пр-равильно.
Пошли Кокованя с Даренкой. Все соседи дивуются:
- Из ума выжился старик! Такую маленькую девчонку в лес зимой повел!
Как стали Кокованя с Даренкой из заводу выходить, слышат - собачонки что-то сильно забеспокоились. Такой лай да визг подняли, будто зверя на улицах увидали. Оглянулись, - а это Муренка серединой улицы бежит, от собак отбивается. Муренка к той поре поправилась. Большая да здоровая стала. Собачонки к ней подступиться не смеют.
Хотела Даренка кошку поймать да домой унести, только где тебе! Добежала Муренка до лесу, да и на сосну. Пойди поймай!
Покричала Даренка, не могла кошку приманить. Что делать? Пошли дальше. Глядят, - Муренка стороной бежит. Так и до балагана добралась.
Вот и стало их в балагане трое. Даренка хвалится:
- Веселее так-то.
Кокованя поддакивает:
- Известно, веселее.
А кошка Муренка свернулась клубочком у печки и звонко мурлычет:
- Пр-равилно говоришь. Пр-равильно.
Козлов в ту зиму много было. Это простых-то. Кокованя каждый день то одного, то двух к балагану притаскивал. Шкурок у них накопилось, козлиного мяса насолили - на ручных санках не увезти. Надо бы в завод за лошадью сходить, да как Даренку с кошкой в лесу оставить! А Даренка попривыкла в лесу-то. Сама говорит старику:
- Дедо, сходил бы ты в завод за лошадью. Надо ведь солонину домой перевезти.
Кокованя даже удивился:
- Какая ты у меня разумница, Дарья Григорьевна. Как большая рассудила. Только забоишься, поди, одна-то.
- Чего, - отвечает, - бояться. Балаган у нас крепкий, волкам не добиться. И Муренка со мной. Не забоюсь. А ты поскорее ворочайся все-таки!
Ушел Кокованя. Осталась Даренка с Муренкой. Днем-то привычно было без Коковани сидеть, пока он козлов выслеживал... Как темнеть стало, запобаивалась. Только глядит, - Муренка лежит спокойнехонько. Даренка и повеселела. Села к окошечку, смотрит в сторону покосных ложков и видит - по лесу какой-то комочек катится. Как ближе подкатился, разглядела, - это козел бежит. Ножки тоненькие, головка легонькая, а на рожках по пяти веточек.
Выбежала Даренка поглядеть, а никого нет. Воротилась, да и говорит:
- Видно, задремала я. Мне и показалось.
Муренка мурлычет:
- Пр-равильно говоришь. Пр-равильно.
Легла Даренка рядом с кошкой, да и уснула до утра. Другой день прошел. Не воротился Кокованя. Скучненько стало Даренке, а не плачет. Гладит Муренку да приговаривает:
- Не скучай, Муренушка! Завтра дедо непременно придет.
Муренка свою песенку поет:
- Пр-равильно говоришь. Пр-равильно.
Посидела опять Даренушка у окошка, полюбовалась на звезды. Хотела спать ложиться, вдруг по стенке топоток прошел. Испугалась Даренка, а топоток по другой стене, потом по той, где окошечко, потом где дверка, а там и сверху запостукивало. Не громко, будто кто легонький да быстрый ходит. Даренка и думает:
"Не козел ли тот вчерашний прибежал?"
И до того ей захотелось поглядеть, что и страх не держит. Отворила дверку, глядит, а козел - тут, вовсе близко. Правую переднюю ножку поднял - вот топнет, а на ней серебряное копытце блестит, и рожки у козла о пяти ветках. Даренка не знает, что ей делать, да и манит его как домашнего:
- Ме-ка! Ме-ка!
Козел на это как рассмеялся. Повернулся и побежал.
Пришла Даренушка в балаган, рассказывает Муренке:
- Поглядела я на Серебряное копытце. И рожки видела, и копытце видела. Не видела только, как тот козлик ножкой дорогие камни выбивает. Другой раз, видно, покажет.
Муренка, знай, свою песенку поет:
- Пр-равильно говоришь. Пр-равильно.
Третий день прошел, а все Коковани нет. Вовсе затуманилась Даренка. Слезки запокапывали. Хотела с Муренкой поговорить, а ее нету. Тут вовсе испугалась Даренушка, из балагана выбежала кошку искать.
Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Даренка - кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козел. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит.
Муренка головой покачивает, и козел тоже. Будто разговаривают. Потом стали по покосным ложкам бегать. Бежит-бежит козел, остановится и давай копытцем бить. Муренка подбежит, козел дальше отскочит и опять копытцем бьет. Долго они так-то по покосным ложкам бегали. Не видно их стало. Потом опять к самому балагану воротились.
Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зеленые, бирюзовые-всякие.
К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Весь он как ворох дорогих камней стал. Так и горит-переливается разными огнями. Наверху козел стоит - и все бьет да бьет серебряным копытцем, а камни сыплются да сыплются. Вдруг Муренка скок туда же. Встала рядом с козлом, громко мяукнула, и ни Муренки, ни Серебряного копытца не стало.
Кокованя сразу полшапки камней нагреб, да Даренка запросила:
- Не тронь, дедо! Завтра днем еще на это поглядим.
Кокованя и послушался. Только к утру-то снег большой выпал. Все камни и засыпало. Перегребали потом снег-то, да ничего не нашли. Ну, им и того хватило, сколько Кокованя в шапку нагреб.
Все бы хорошо, да Муренки жалко. Больше ее так и не видали, да и Серебряное копытце тоже не показался. Потешил раз, - и будет.
А по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камешки находить стали. Зелененькие больше. Хризолитами называются. Видали?


__________
Олень

Шел мелкий дождь, и тучи были серы,
Мохнатый лес качался и гудел,
Когда, дрожа, он вышел из пещеры
С высоким луком и запасом стрел.
Жена смотрела с мокрого порога
Ему вослед тревожно, как всегда,
А в злых глазницах каменного бога
Стояла непросохшая вода.
Он шел весь день, пересекая тени
Крутых, откосов, остроребрых скал,
Лез на утесы, обдирал колени,
Следов зверья в расщелинах искал.
Но не было удачи. И, сгорая
От голода и жажды, он приник
К холодной луже у крутого края,
Где вместе с ним стал пить его двойник.
Звенело струек мерное теченье...
Вдруг в сумрачной бездонной глубине
Пред ним, струясь, возникло отраженье
Оленя на кремнистой крутизне.
И он вскочил. Тяжелый лук сгибая,
Почти не целясь, он пустил стрелу,
За нею вслед, свистя, ушла другая,
Клокастую пронизывая мглу
А зверь стоял все так же гордо, смело,
Потом, рога на спину положив,
Собрав в комок пружинистое тело,
Одним прыжком перелетел обрыв.
И вдаль пошел упругими скачками,
Опережая каждый свист стрелы,
И было слышно, как, срываясь, камень
Катился, спотыкаясь об углы.
Несла оленя радостная сила
Над гребнем скал, над пропастью крутой.
И лук рука невольно опустила
Пред этою нежданной красотой.
С тех пор во сне вела тропа оленья
Охотника за тайную черту,
Не меркнуло рогатое виденье,
Застывшее, повиснув налету.
Был мрак ночной мучителен и долог,
Очаг лизали лоскутки огня.
На дне пещеры он нашел осколок
Отточенного некогда кремня.
И стал царапать стену им в берлоге,
Трудился неустанно ночь и день,
Пока пред ним — рогатый, тонконогий —
Не встал во всей красе своей олень.
Дивилось все сбежавшееся племя
На то, что возникало первый раз
И даже идол, позабытый всеми,
Казалось, расширял пустоты глаз.
А человек, испарину стирая,
Глядел на чудо своего труда
И ликовал — его тоска живая
Была запечатленной навсегда!

© Всеволод Рождественский


___________
Олень

Слова - мучительные трубы,
гремящие в глухом лесу,-
следят, перекликаясь грубо,
куда я пламя пронесу.

Но что мне лай Дианы жадной,
ловитвы топот и полет?
Моя душа - олень громадный -
псов обезумевших стряхнет!

Стряхнет - и по стезе горящей
промчится, распахнув рога,
сквозь черные ночные чащи
на огненные берега!

© Владимир Набоков




***
ну А кто я по твоему.
И есть ПьяНь, тоесть Олень

Кат Алекс   26.01.2019 22:00   Заявить о нарушении / Удалить

Янь, Олень, не вижу связи... Сейчас моя тёмная личность просветится в словарях символизма...

***

Олень — это благоприятный символ, ассоциирующийся с Солнцем, восходом, светом, чистотой, обновлением, возрождением, созиданием и духовностью. Из-за сходства оленьих рогов с ветвями образ оленя связан с Древом Жизни. Кроме того, рога оленя символизируют солнечные лучи, плодородие. Взрослый олень-самец — солнечная эмблема изобилия.

Подобно орлу и льву, олень — извечный враг змеи; символически он связан с небом и светом, тогда как змея ассоциируется с ночью и жизнью под землей. Олень в схватке со змеей символизирует конфликт положительного и отрицательного, света и тьмы.

Как орел и лошадь, олень является посредником между небом и землей, посланником богов. На оленях передвигались хеттские, шумерско-семитские и синтоистские божества, олени запряжены в повозки Времени и Рождества.

Наиболее характерные признаки оленя — стремительность, грация и красота; может быть, поэтому оленя связывают с поэзией и музыкой.

Ирина Петал   26.01.2019 23:46   Заявить о нарушении / Удалить

В средневековом искусстве на Западе олень символизировал уединение и непорочность, а в японской поэзии — одиночество и любовное томление.

У китайцев означает счастье и долголетие, белый олень-самец символизирует Шоу-Синя, бога долголетия. Кроме того, олень ассоциируется с богатством и удачей, слово «олень» в Китае созвучно слову «изобилие».

Древние майя называли себя Ах-Майя, «люди Оленя». Это животное считалось главным племенным прапредком и потому священным животным. Созвездие Оленя (Козерог) у майя связывалось с новым годом, очередным этапом в жизни. В этом месяце рекомендовалось ориентироваться только на земные заботы. Полагали, что как удастся прожить месяц активного Оленя, таким будет весь год. Считалось, что родившиеся в этом месяце отличаются, с одной стороны, связью с традициями, а с другой — стремлением к новому, к совершенствованию существующего. В этот месяц древние майя обращались к жрецам за предсказаниями или сами занимались прорицанием.

У кельтов олень — символ Солнца, плодородия и жизненных сил, достоинства, мужественности, быстроты, посредник между миром богов и миром людей. Кельты верили, что олень — главное животное в волшебных стадах богов. Рога оленя считались символическим отображением ветвей дерева. Ответвления рогов, как сучья и листья на деревьях, считались символами возрождения и размножения. Кельтский бог Цернунн, связанный с циклами умирания и возрождения природы, изображался с ветвистыми оленьими рогами или с оленем и быком, стоящими у его ног. В легендах фигурирует белый олень, который был для кельтов мистическим животным, явившимся на землю из Потустороннего мира и обладающим даром мудрости и всеведения.

В германо-скандинавской мифологии четыре оленя щиплют листья мирового древа Иггдрасиль. Кроме того, олень Эйктюрмир («с дубовыми кончиками рогов») и коза Хейдрун едят его листья, стоя на крыше Вальхаллы.

В греко-римской традиции олень — атрибут Артемиды (Дианы). Разгневанной Артемидой в оленя был превращен охотник Актеон за то, что увидел ее купающейся.

В христианском символизме олень олицетворяет религиозное воодушевление и рвение, поскольку новообращенные жаждали знания «...как олень жаждет достичь прохладного ручья, чтобы напиться». Именно в этом значении оленя изображают на крестильных купелях, а также в религиозной живописи — пьющим у подножия креста. В христианской иконографии топчущий змею олень — эмблема христианина, сражающегося со злом. Некоторые святые изображаются с оленем как их атрибутом, например олень с распятием между рогами — эмблема святого Губерта.

В алхимии олень вместе с единорогом означают двойственную природу Меркурия, философскую ртуть. Алхимики видят в античном мифе об охотнике Актеоне, превращенном богиней Артемидой в оленя, доказательство возможности превращения металлов.

У славян олень считался олицетворением предков. По поверьям, он умел творить разные чудеса, говорить человеческим голосом. В древних колядках олени, как и кони переносят души умерших в потусторонний мир. Оленя относили к царственным животным: он правит всеми рогатыми животными.

Олень нередко фигурирует в геральдических изображениях, где «означает изящество и умеренность».

Ирина Петал   26.01.2019 23:48   Заявить о нарушении / Удалить

Олень

Слова — мучительные трубы,
гремящие в глухом лесу, -
следят, перекликаясь грубо,
куда я пламя пронесу.
Но что мне лай Дианы жадной,
ловитвы топот и полет?
Моя душа — олень громадный —
псов обезумевших стряхнет!
Стряхнет — и по стезе горящей
промчится, распахнув рога,
сквозь черные ночные чащи
на огненные берега!

Владимир Набоков

Ирина Петал   26.01.2019 23:51   Заявить о нарушении / Удалить

Какой красивый символ. Древний. У многих народов. Мне понравился. Символ возрождения и обновления, силы и благородства, отваги и чистоты, набожности и благочестия. Символ человеческой души. Символ воина, мужского благородства. Символ отшельничества, благочестия и чистоты.

Символизирует Христа и ассоциируется с душой, стремящейся услышать слово Христа: «Как олениха желает к потокам воды, так душа желает к Тебе, Боже!»

Почитание оленя в таких совершенно разных исторических традициях вряд ли можно назвать случайным. Все это, так или иначе, отражает глубокую, во многом духовную связь человека с оленем – символом благородной души человека.

___________________
Золотой олень

Валерий Яковлевич Брюсов

* Золотой олень на эбеновой подставке, китайская статуэтка XIV в, до р. Х
из собрания И. С. Остроухова

Кем этот призрак заколдован?
Кто задержал навеки тень?
Стоит и смотрит, очарован,
В зубах сжав веточку, олень.

С какой изысканностью согнут
Его уверенный хребет!
И ноги тонкие не дрогнут,
Незримый оставляя след.

Летят века в безумной смене…
Но, вдохновительной мечтой,
На черно-блещущем эбене
Зверь неподвижен золотой.

Золотошерстный, златорогий,
Во рту с побегом золотым,
Он гордо говорит: «Не трогай
Того, что сделалось святым!

Здесь — истина тысячелетий,
Народов избранных восторг.
Лишь вы могли, земные дети,
Святыню выставить на торг.

Я жду: вращеньем не случайным
Мой, давний, возвратится день, —
И вам дорогу к вечным тайнам
Укажет золотой олень!»

Валерий Яковлевич Брюсов

Ирина Петал   27.01.2019 00:07 




Олень харгин

Есть путешественник один —
То северный олень харгин
Из мест чукотского рассвета,
Кочующий с зимы до лета.

Как лёд растает на морях,
Вода отступит за края,
Он по животной доброй воле
Бежит на побере
https://www.inpearls.ru/жье к соли,

Короткое всё лето там
Её ест с травкой пополам.
К зиме оленя юг ждёт снова,
Где ягель для еды основа.

Чукотка — вот адреналин.
Мороз и гнус — всему экстрим.
Здесь понимаешь: жизнь — движенье
Из года в год без торможенья!

© Сергей Прилуцкий






РОЛЬ ОЛЕНЯ В МИФОЛОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСУМЕ

Наиболее репрезентативным памятником древнего искусства Сибири являются оленные камни, широкая распространенность которых свидетельствует о том, что олень был едва ли ни самым мифологически значимым животным. В произведениях скифского звериного стиля роль оленя также одна из центральных. Однако интерпретация конкретной символики этих изображений затруднительна.

Иначе обстоит дело с хранящимися в Эрмитаже материалами раскопок знаменитых алтайских курганов. При захоронении коня на него надевали оленью маску с огромными рогами, изображение оленей было частью погребальной сбруи животного. Это свидетельствует о том, что именно олень, а не конь мыслился перевозчиком в потусторонний мир, и для успешного “путешествия” конь должен был быть символически превращен в оленя.

Перед нами отражение общеевразийского мифа об олене как посреднике между мирами. В европейской мифологии погоня за оленем (особенно белым) либо приводит охотника в сказочный мир, либо губит его. В азиатской мифологии самый яркий пример видим в “Рамаяне”, где погоня за золотым оленем является косвенной причиной переправы всех героев в потусторонний мир. Рассматривая эту мифологему не только в пространственном, но и в сущностном аспекте, мы видим ее отражение в зафиксированной иконографически легенде о Просветлении Будды, свидетелями которого были два оленя (так на уровне легендарном; на структурном мы легко распознаем в этих оленях причину Просветления). Не случайно изображение этих оленей над входом в ламаистский храм – как символических перевозчиков из светского мира в сакральный.

Возвращаясь к алтайским курганам, отметим, что сбруя одного из коней состоит из трехмерных изображений оленя, где четыре ноги распластаны в виде свастики, а голова им перпендикулярна. Это крестообразное изображение может быть сопоставлено с различными формами передачи символики Мирового Древа и четырех сторон света.

Связь оленя с Мировым Древом ярче всего видна в скандинавской “Эдде”, где фигурируют либо четыре оленя, стоящие у Древа, либо олень Эйктюрнир (последний символизирует средний мир наряду с орлом и змеем, символизирующими соответственно верхний и нижний). Аналогичный изображения часто встречаются на свадебных халатах коренных народов Сибири, что свидетельствует о типологическом единстве.

Уподобление рогов оленя ветвям дерева также носит универсальный характер и зафиксировано не только в искусстве, но и в лингвистике.

В мифологической структуре мироздания олень может означать не только средний мир, но также верхний и нижний. Примеры последнего мы уже приводили: в большинстве случаев переправа, причиной которой является олень, – это переправа в мир смерти. Заметим, что в мифологии нивхов хозяином устья мировой реки (т.е. мира смерти) является олень. Мотив смертоносного оленя известен и в Америке: так, в эпосе индейцев народа киче “Пополь Вух” боги, требующие регулярных человеческих жертв, велят в качестве доказательства их существования предъявлять оленью шкуру.

Известно, что другим зверем-проводником в евразийской мифологии является волк, реже собака, т.е. животные хищные. Устойчивая связь оленя с переправой в мир смерти позволяет говорить о том, что с мифологической точки зрения он тоже – хищник. Здесь же мы можем рассмотреть и образ греческой Артемиды – богини охоты, зооморфная ипостась которой – лань.

Сюда же относится и образ европейского Дикого Охотника, предводителя сонма мертвецов, голову которого венчают оленьи рога (согласно поверьям, встреча с Дикой Охотой грозит гибелью). Перед нами та же мифологема оленя–проводника в мир смерти; однако облик Дикого Охотника нуждается в отдельном разборе.

Мужчиной с оленьими рогами представлялся кельтский Кернунн – бог преисподней, владыка несметных сокровищ. Внешне ему тождествен один из второстепенных персонажей ламаистской мистерии “цам”. Это можно было бы счесть совпадением, если бы не наличие таких изображений в палеолите (культура Ориньяк, 40 тыс. лет до н.э.). Следовательно, перед нами древнейшиймифологический персонаж человечества.

Переходя от подземного оленя к небесному, мы встречаемся с образом рогатой оленихи, нередко парным. Так, на Руси созвездия Большой и Малой Медведицы именовали Лось и Лосенок. Рога небесного оленя уподобляются солнечным лучам и в убранстве дома могут занимать то же место, что и атрибуты коня-солнца. В эвенкийских сказаниях две небесные женщины-оленихи являются хозяйками солнечных лучей.

В древнем и архаичном искусстве образ рогатой богини сливается с универсальным изображением женщины с поднятыми вверх руками. Последнее связано с мифологемой Богини Матери, один из символов которой – рука. Другим вариантом этого изображения является образ богини с птицами, сидящими на поднятых руках. Плавное перетекание одного образа в другой позволяет говорить об общности их семантики: рога-руки-птицы символизируют верхний мир, свет, жизнь, благо. (Мы опять вернулись в мифологеме Мирового Древа, поскольку Богиня Мать часто уподобляется ему.)

Как видим, небесная олениха противоположна подземному оленю. Противопоставление женского и мужского как жизни и смерти встречается в мировой мифологии достаточно часто.

Итак, мы обрисовали несколько мифологем оленя, переходящих друг в друга. Это проводник в потусторонний мир, олень как ипостась Мирового Древа, бог–владыка преисподней и богиня солнечного света. Примером слияния ипостасей может служить современное изображение Нового Года, едущего на упряжке златорогих оленей (проводник, бог, солнечный свет).

Детальное изучение выделенных нами мифологем способно прояснить символику первобытных изображений оленя.
http://mith.ru/alb/mith/deer.htm


А.Л. Баркова. Работы по общей мифологии






Серебряное копытце

Елена Наильевна

Сказка рвётся там, где тонко.
Перескажем, вот смотри:
так же в домике Мурёнка,
я - снаружи, ты - внутри.

Стук тебе по крыше ножкой,
и покатятся по ней
 брошки, запонки, серёжки,
россыпь золота, камней!

У меня во взгляде вечность,
на копытах - пыль тайги,
ты докуриваешь вечер
 из картофельной мезги.

Но косуля тонконого
 пробежит - смотри в окно,
где тягуче одиноко,
тихо,
пасмурно,
темно...



© Copyright: Елена Наильевна, 2019



ОЛЕНЁНОК


----------------------------------------------
Дэвид Эйбрам - Плоть языка
Перевод - Виктор Постников
(Выдержки из книги Дэвида Эйбрама " Заклятие чувственного" (Восприятие и язык, выходящие за рамки чисто человеческого опыта) (Vintage Books, 1997)
Читать http://stihi.ru/2019/11/08/7316



Края и нити
Игумен Паисий Савосин

* * *


Края и нити. Сгибы вещества.
Собою вещи произносят
Чуть большее. Простое. Взяв едва,
Читает чувство то, что просит

Внимания. Прекрасное. Ничто,
Таящееся в углубленье
Какой-то тенью, выплеснув простор
Вокруг обычных черт, всей ленью

Пролегши густо в солнечном меду,
В мерцании парящей пыли,
И ткань привычно ловит череду,
Репейник, щепку... Лёгкой силы

Необъяснимое! Заворожён,
Стоишь и смотришь. Ветви, камень,
Ствол узловатый. Маслянисто жёлт
В реке вечерний свет. Веками

Напитанные травы. Луговой
Неяркий хаос. Узкой тропкой
По-над обрывом – в небо головой
И спуск витой. Ложбинкой топкой

Ручей журчит сквозь влажный полумрак.
И снова свет. Мостки и лодка.
Металла тёмное. Кольцо, кора
Перил, потёртая до лоска.

И каждое – звучит. Ни описать,
Ни миновать. Остановившись,
Живу. Благоухает время, сад
Явлений. Где угодно, в нише

Внимания.


Апрель 2021.

© Игумен Паисий Савосин, 2021
Первоисточник http://stihi.ru/2021/09/24/1012
----------------------------------------------------



Оленёнок
Автор: Сергей Христовский

Средь высоток раскалённых,
В этот смог,
Тонконокий оленёнок -
Цок, цок, цок!

Чёрным цветом стал зелёный,
Воздух, как песок,
Тонконогий оленёнок -
Цок, цок, цок!

В зыбкой дымке звуки тонут,
Отмеряя срок,
Тонконогий оленёнок -
Цок, цок, цок!

Ослепительно, бессонно -
Цок, цок, цок,
По асфальтам утомлённым
Мне в висок.

Может, к нам, на счастье наше,
Век не так жесток?
Но всё дальше, дальше, дальше -
Цок, цок, цок...
© Сергей Христовский, 2012
Первоисточник http://stihi.ru/2012/12/23/7459




День в руке
Автор: Игумен Паисий Савосин
.


Твой молчаливый дом, пересечённый сумрак
Густого леса, полон голосами, словно он –
Все полутени сберегающий рисунок,
Но лишь намёком удалённым, пропуском имён,

За хаосом ветвей, стволов и крон мерцаньем
Скрывающий движенье жизни, словно силуэт
Ступающего медленно оленя: встанет
И слушает, как день идёт поверх и без помет

Читает невмы спутанные, просто зная
Всё говорящее к нему самим дыханьем, так,
Как говорит пробел меж линиями, наледь
Росы под утро, иней их испуга, пустота

Их жажды робкой и всегдашней, что стоит в тени
Оленем замершим... И только руку протяни –

И вот он, день, в руке.


Октябрь 2020.

© Игумен Паисий Савосин, 2021
Первоисточник  http://stihi.ru/2021/03/09/7379


Рецензии