Кто придумал хоровод?

ЧЕЛОВЕК, СОЗДАВШИЙ СЕБЯ САМ (SELF-MADE MAN) .

Избранник ремесла.
(Это любой из нас?)
«Я бачив дивний сон. Немов передо мною
Безмірна, та пуста, і дика площина,
І я,прикований ланцем залізним, стою
Під височенною гранітною скалою,
А далі тисячі таких самих, як я.»
(«Каменяри» (1878), Ивана Яковлевича Франко (1856 —1916), украинского писателя, поэта, публициста, переводчика, ученого, общественного и политического деятеля. Был трижды арестован. Доктор философии (1893), действительный член НТШ (1899 р.), почетный доктор Харьковского университета (1906).

30.10.2015.
Кто придумал хоровод?
Кто придумал огород?
Кто придумал вермишель,
Бутерброд, суп и кисель?
Данко, Александр, Мишель?

Или кто-нибудь другой?
Бросьте дрейфить, вы – герой!
Вас поймала канитель?
В гости к вам пришла артель1
Неумех и болтунов?
Дорогие читатели, извините пожалуйста за то, что в выше представленном тексте есть словосочетание «артель неумех и болтунов». Кризисный капитализм в большом славянском государстве оказал и оказывает уродливое воздействие на применение традиционных форм сотрудничества. «Артель» нужна людям как апробированная временем система повышения эффективности человека в любой сфере деятельности. В украинском мире сохранилась замечательная форма активности, называемая «толокой». Сообща  жители населенного пункта решают проблемы: строительства дома, уборки урожая, прокладки дороги и т.д.
Замечательным потенциалом обладает этно-культкрологическое понятие «громада». Речь идет о консолидации знаний, умений, симпатий, способностей всех ее членов. Единомышленники обладают преимуществом перед теми, кто составляет некую массу, множество разновекторных позиций, разные аспекты миропонимания, которые господствуют в том или другом ареалах, или в случайно возникшей массе индивидов.  Великий Иван Франко писал:
«Отак ми всі йдемо, в одну громаду скуті
Святою думкою, а молоти в руках.
Нехай прокляті ми і світом позабуті!
Ми ломимор скалу, рівняєм правді путі,
І щастя всіх прийде по наших аж кістках.»
__________
1 артель – это различные виды добровольного объединения граждан для общей хозяйственной деятельности. В СССР и других социалистических странах - основная форма коллективного ведения хозяйства на базе обобществления средств производства.

***
Известно, что история создает героев. Вот почему «персонификация» принята в научно-философской и художественной практиках. Так появлялись термины: «платоники», «платонизм», «аристотеризм» и т.д.
В более близких к нам эпохах терминологическая практика активна. Тогда появляются и закрепляются термины: «кантианство», «гегельянство», «марксизм», «ленинизм» и т.д.
В событийных потоках роль личности никогда не умаляется, но терминологически это может быть оформлено новыми понятиями. Такими, как: «пролетариат», «трудящиеся массы», «инженерно-технические кадры» и т.д.
Поэтический вариант подобных персонификаций может быть выражен с помощью местоимений. В нашем случае мы говорим: «Вы теперь сильнее зла…».  Автор данной поэтической формулы прав:
Вы теперь сильнее зла
Как избранник ремесла.
Вы теперь главнее тех,
Кто всегда имел успех.
Юрий Петров     21.11.2015.

Резюме: 
Еще раз предоставим слово гениальному поэту:
«І всі ми вірили, що своїми руками
Розіб'ємо скалу, роздробимо граніт,
Що кров'ю власною і власними кістками
Твердий змуруємо гостинець і за нами
Прийде нове життя, добро нове у світ.»
(там же).
Франко был прав: новая жизнь пришла к украинцам.
Великий поэт и мыслитель имел свою оригинальную концепцию развития общественно-экономических формаций. Он был противником эксплуатации человека человеком, разделенности людей на богатых и бедных. Бунтарский характер великого украинца, его огненное слово, отрицание им несправедливости – все это замечательные черты великого характера. Иван Франко шел в революцию и верил в нее как в единственное средство переустройства капиталистической Украины. И революция состоялась. В двадцатом веке миру открылась триумфальная Советская Украина. В тот период украинский народ и стал Космическим Народом. К этим вершинам Иван Франко и звал соотечественников. 
Постскриптум:
Точность деталей, которыми пользуется Иван Франко, поражает. Руки труженика – скованы – этот образ делает ненужным многословие прозаического типа. Гений фиксирует способ жизни обездоленных тружеников: 
«У кождого чоло життя і жаль порили,
І в оці кождого горить любові жар,
І руки в кождого ланці, мов гадь, обвили,
І плечі кождого додолу ся схилили,
Бо давить всіх один страшний якийсь тягар.»
(там же).
Последняя строка поэта – о нашем времени! Не так ли?

С уважением,
Юрий Петров, доктор философских наук, академик Европейской Академии проблем человека


Рецензии