Юрий Чернавский
Выступал в эстрадных, джазовых, поп- и рок-коллективах СССР. Сотрудничал с известными советскими, российскими и зарубежными исполнителями, продюсировал крупные музыкальные фестивали и проекты. Написал музыку к ряду кинофильмов и мультфильмов. Лауреат музыкальных и телевизионных конкурсов. С 1994 года работает и живёт в Лос-Анджелесе (США).
Профессиональное музыкальное образование получил в первой музыкальной школе г. Тамбова (класс скрипки) и в Тамбовском музыкальном училище, которое окончил по классу скрипки в 1965 году.
Позднее учился в Тамбовском филиале Московского института культуры (классы композиции и оркестровки).
Во время обучения в музыкальном училище Юрий Чернавский создал со своим другом Олегом Куценко джазовый квинтет, в котором работал в качестве саксофониста и аранжировщика, выступал в его составе на концертах и танцплощадках, участвовал в джаз-фестивале в Саратове. Первый опыт работы в ансамбле пригодился позднее, когда музыкант предпочёл скрипке саксофон, встав на путь джазового артиста.
С 1968 по 1983 годы занимался гастрольно-концертной деятельностью.
В 1969-73 годах выступал в джазовых оркестрах Бориса Ренского, Олега Лундстрема, Леонида Утёсова, Дмитрия Покрасса и др.
В 1973-75 годах работал в качестве лидер-саксофониста и аранжировщика в Государственном эстрадном оркестре Азербайджана под управлением Муслима Магомаева, где в то время был собран состав лучших джаз-музыкантов СССР.
С 1976 года начался новый этап творчества – работа в музыкальном стиле джаз-рок, новая волна и мейнстрим. Юрий Чернавский играл, занимался аранжировкой и выступал в качестве музыкального руководителя и аранжировщика в известных вокально-инструментальных ансамблях «Фантазия», «Красные маки», «Весёлые ребята» и рок-группе «Карнавал». В этот период музыкант освоил клавишные и синтезаторы, проявил себя как вокалист и стал перерастать из аранжировщика в композитора. Его постоянными партнёрами в эти годы были Юрий Китаев (ударные) и Сергей Рыжов (бас-гитара).
В 1981 году Юрий Чернавский организовал рок-группу «Динамик» в составе: Ю. Китаев, С. Рыжов, В. Кузьмин, Ю. Чернавский и саунд-инженер Юрий Фомин, выступая в ней как музыкальный руководитель, клавишник, саксофонист, флейтист и аранжировщик, реализуя новые музыкальные идеи, положенные в основу двух первых альбомов «Динамика». В 1982 году он ушёл из группы и стал заниматься композицией.
С 1982 по 1983 годы работал в группе «Весёлые ребята» и c ней и с помощью Владимира Матецкого записал рок-альбом «Банановые острова», ставший культовым символом интеллектуально-технической революции 1980-х в СССР и названный критикой сочинением авангардистского направления в рок-музыке. В это же время занимался записью авторской музыки в личной домашней студии. Магнитофонные альбомы «Банановые острова» и «Автоматический комплект» представляют собой интересный эксперимент в области сплава рока с электронной музыкой и фактически первые в СССР работы международного уровня (позже купленные фирмой «EMI Europe»), а «Банановые острова» включены в сводку «100 магнитоальбомов советского рока» Александра Кушнира. По опросам ведущих диск-жокеев Москвы и Ленинграда зимой 1984 года, сделанным Артемием Троицким, песни «Здравствуй, мальчик Бананан!» и «Робот» заняли соответственно первое и четвёртое места в своеобразном «топ тэне» (англ. Top 10) советских танцевальных хитов. Критики даже не знали, к какой категории причислить эти альбомы – остановились на определении «шизофренический рок». Тот же Троицкий так оценивает альбом «Банановые острова»:
«Это один из самых весёлых советских рок-альбомов, записанный одним из самых мрачно выглядящих людей. Юрий Чернавский тощ как спица и угловат в движениях, он носит огромные очки, говорит скрипучим «индустриальным» голосом и вообще похож на персонажа из видеоклипа – не то гуманоида, не то «безумного профессора». Он немолод и успел переиграть на саксофоне и клавишных в десятках джаз-ансамблей, ВИА и рок-групп (последней был «Динамик»), где создал себе репутацию одного из лучших аранжировщиков в стране и главного эксперта по электронике. Если большинство наших хорошо образованных клавишников подходило к синтезаторам почти так же, как к роялю, играя с фантастической беглостью в стандартных регистрах, то Чернавский исследовал именно тембровые возможности и старался извлекать из инструментов звуки неслыханные.<…> «Банановые острова» – первый сольный проект Чернавского, записанный с помощью экс-члена «Удачного приобретения» Владимира Матецкого и ритм-секции Рыжов–Китаев. Это коллаж стилей, от рок-н-ролла до компьютерной робот-музыки, пронизанный ритмическим «заводом» и по качеству записи стоящий на голову выше любого другого советского диска – официального или «самодельного». Трудно поверить, что это удалось сделать на двух дорожках… Дотошный аккуратист, Чернавский так и не смог найти подходящего вокалиста («они все поют фальшиво») и вынужден был исполнить все песни собственным странным голосом, который в чистом виде звучит почти как «вокодер».
По результатам опроса читателей ленинградского журнала «Смена» Юрий Чернавский в составе «Весёлых ребят» был назван в 1983 году лучшим советским исполнителем на клавишных инструментах, лучшим мультиинструменталистом и вторым (после Игоря Романова из группы «Земляне») аранжировщиком, а дуэт авторов и исполнителей Чернавский – Матецкий за альбом «Банановые острова» был признан лучшими дебютантами, открытиями года.
В 1980-е годы Чернавский сотрудничал с такими поэтами, как Андрей Вознесенский, Леонид Дербенёв, Александр Маркевич, Валерий Сауткин и др., писал музыку и работал как композитор и продюсер со многими ведущими советскими исполнителями песен – Аллой Пугачёвой, Алексеем Глызиным, Валерием Леонтьевым, Михаилом Боярским, Сергеем Минаевым, Тынисом Мяги, Владимиром Пресняковым, Анне Вески, Мариной Журавлёвой и др. Его музыкальные пристрастия более тяготели к музыке мейнстрим и электро-фьюжн, нежели к хард-року.
По музыкальным итогам 1985 года, по версии газеты «Московский комсомолец», две песни Юрия Чернавского в исполнении Аллы Пугачёвой («Робинзон» и «Белая дверь») были названы лучшими в СССР, а сам композитор занял вторую строчку в списке лучших советских популярных композиторов (вслед за Раймондом Паулсом) и был первым в категории аранжировки (за музыку к кинофильму «Сезон чудес»):
«…Чернавский много экспериментирует, ищет новый подход к музыкальной фактуре, активно сотрудничает с кинематографом, мультипликацией, работает над созданием музыки к эстрадным представлениям, пишет песни для Аллы Пугачёвой, поэтому, естественно, имеет своего слушателя…»
Комментируя ход конкурса «Самые, самые, самые» в «Московском комсомольце» в 1985 году, композитор Григорий Гладков отмечал:
«Популярность песен Юрия Чернавского неудивительна. Это композитор, обладающий огромным талантом. В настоящей песне и музыка, и аранжировка должны быть маленьким открытием. Для создания шлягера есть два пути: либо повториться, вспомнив уже открытое, но несколько забытое (как, например, в мелодии песни «Паромщик»), либо сделать новое открытие. В свое время каждая песня Дунаевского, Соловьева-Седого, Блантера, ансамбля «Битлз» была для слушателей неожиданным открытием, и поэтому каждая новая мелодия становилась популярной. Эта популярность держалась и продолжает держаться не днями и месяцами, а годами. Сегодня таким автором, мне кажется, становится Юрий Чернавский».
В 1985 году тесно сотрудничавшая с композитором Алла Пугачёва исполнила вместе с бэк-вокалистами знаменитой шведской группы «ABBA» песни Чернавского «Superman» (английский вариант «Робинзона», запрещённый в СССР) и «Through the Eyes of a Child», впервые занявшие высшие места в западноевропейских хит-парадах. Песню «Superman» в то время исполняли многие западные группы, в том числе группа «The Pink’s» даже назвала свой новый альбом «Superman».
В 1986 году стал основателем и художественным руководителем Всесоюзной студии популярной музыки «Рекорд» (при Министерстве культуры СССР) – первой в СССР крупной независимой профессиональной компании в области интертейнмента (англ. entertainment), с множеством филиалов по всей стране, давшей старт компаниям Сергея Лисовского, «АТВ» («Авторское Телевидение»), группам «Ласковый май», «Мираж», «Класс», студиям Игоря Бабенко, Валерия Жарова, Игоря Матвиенко и др., а также исполнителям – Вячеславу Малежику, Игорю Талькову, Андрею Разину, Наталье Ветлицкой, Сергею Крылову, Олегу Газманову и многим другим.
В 1986 году был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР. В итоговом всесоюзном хит-параде газеты «Московский комсомолец» Ю. Чернавский был назван в числе лучших композиторов страны.
Чернавский заслужил репутацию одного из лучших аранжировщиков и специалистов в области электронной музыки в бывшем СССР, подтверждением чего являются красноречивые признания Аллы Пугачёвой:
«Юра не просто человек-компьютер. В этом он обогнал наше время. Он глубокий музыкант, давший мне импульс на многие годы. Юрий Чернавский – самое значительное в эстрадной музыке явление…
К сожалению или к счастью, но у меня часто так бывало, что песни, не вышедшие в эфир, лежали годами. А потом вдруг возникали и становились актуальными, любимыми и популярными. Например, с такими людьми, как Чернавский. Он всегда опережал свое время. Ему уже было неинтересно, а мы только дорастали до этих штанов».
Чернавский активно работал в советском кино – с Георгием Юнгвальд-Хилькевичем, Сергеем Соловьёвым, Валерием Пендраковским и другими известными режиссёрами, сочинив музыку к художественным фильмам «Сезон чудес», «Выше Радуги», «Повод», к документальным фильмам на спортивную тему «Время спартакиады», «Движение» и др.
Написал саундтреки к более чем 20 мультфильмам, в тесном сотрудничестве с Александром Татарским и Игорем Ковалёвым (создателями фильмов «Следствие ведут Колобки», «Крылья, ноги и хвосты», «Кубик-Рубик», «Советы профессора Чайникова» и т. д., получивших международные золотые призы), а также с другими режиссёрами и авторами.
В 1989 году была задумана группа «ЧЮМА» (Юрий Чернавский и Матвей Аничкин) как хэви-электроник состав, с гитарами и живыми барабанами. Было записано несколько песен, начались съёмки, но всё остановилось в 1990 году в связи с участием Ю. Чернавского в новом европейском проекте.
С 1990 года Чернавский работал в Берлине, где создал рекорд-лейбл «How’s that» Music Gmbh, совместно с известным хит-мейкером Брюсом Хаммондом Ёрламом. Хиты этой компании, включая проект Mark’Oh с песнями «Love Song» и «Tears Don’t Lie», занимали первые места в европейских хит-парадах в течение полутора лет.
В 1992-93 году Чернавский как продюсер, композитор и аранжировщик записывает вместе с Брюсом Хаммондом Ёрламом, Дугласом Вилгрувом и компанией «Pikosso Records» альбомы «Beyond the Banana Islands» и «Magic Tour», выпущенные позже в России.
В 1994 году Юрий Чернавский переехал работать в Голливуд, где создал совместную компанию с участием своего 16-летнего сына Дэймона (Дмитрия) Чернавского – «LA 3D Motion», которая специализировалась в области компьютерной графики с использованием высоких технологий (CGI) в видео- и киноиндустрии США. Одновременно Чернавский продюсировал сына, который в день своего восемнадцатилетия в 1996 году был удостоен премии MTV Europe Music Awards за участие в лучшем музыкальном видеоклипе года на телеканале MTV Европа в песне «Get Down (You’re the One for Me)» с американской группой Backstreet Boys. Дэймон также работал над клипами для групп и исполнителей 'N Sync, The Boyz, Рода Стюарта, Тупака Шакура, Dance Jam и др.
В настоящее время Дэймон совладелец Голливудской компании FX Postproduction Studio – «Red Square Studios».
Юрий Чернавский сотрудничает с музыкальными семейными кланами Дайон Уорвик (англ. Dionne Warwick) – Дэймоном Эллиоттом (англ. Damon Elliott) с сонгом «Gaga Juice», семьёй Джексонов – Джермэйном Джексоном (англ. Jermaine Jackson) в проекте «Dance Jam», компаниями Red Square Studios, Track Records Studio, Pikosso Records, EMI, Sony и др. Путешествует и экспериментирует в области международного шоу-бизнеса с молодыми американскими и европейскими певцами-исполнителями в стиле R&B и рэп, киноактёрами, режиссёрами.
В 2010 году опубликовал книгу воспоминаний «Здравствуй, мальчик Бананан!».
Занимается проектами (один из них – группа «Fox» / Pikosso Records «Hollywood Dreams Vol. 2» – producer Yury Chernavsky) в США и России по продвижению русских идей на всемирный рынок, проводит профессиональный отбор юных артистов для их подготовки и презентации в международном шоу-бизнесе, способствует вовлечению российских телевизионных и кинокомпаний в международную индустрию, созданию сетей культурно-досуговых центров на базе высоких технологий.
В 2011 году, совместно с Фондом BFI, основал международный благотворительный проект для детей – «Звёзды детям – A merry Christmas!», идеей которого является сонг-поздравление с Рождеством детей всего мира, в исполнении суперзвёзд и др. VIP международного класса. Причём, почти каждый год, к проекту присоединяются всё новые участники со всех концов мира.
С 2008 года, совместно с Интернет-порталом OpenSpace.ru, работал над новым проектом – виртуальным продюсерским центром «Record» v 2.0 (RV2), продолжающим традиции СПМ «Рекорд» (1986). В настоящее время портал Record v 2.0 расположен на собственном сервере.
Проект RV2 был разработан Чернавским с целью создания профессиональной международной сетевой платформы для молодых музыкантов, которые смогут творчески общаться, учиться друг у друга и создавать совместные проекты, находясь в разных точках планеты. Такая система даёт возможность исполнителям, авторам и продюсерам из разных стран, найти реальные способы творческого взаимодействия, используя новейшие технологии.
(По материалам сайта ВИКИПЕДИЯ)
* * *
Песни Юрия ЧЕРНАВСКОГО
CD 1. «БАНАНОВЫЕ ОСТРОВА»
1. Ю. Чернавский – Банановые острова
2. Ю. Чернавский и анс. «Весёлые ребята» – Здравствуй, мальчик Бананан!
3. Ю. Чернавский – Становитесь в очередь за мной
4. Ю. Чернавский – Я сам
5. Ю. Чернавский – Мечта идиота
6. Ю. Чернавский – Робот
7. Ю. Чернавский – Автоматический комплект
8. Ю. Чернавский – Заводные куклы
9. Ю. Чернавский – Сага о пузыре
10. Ю. Чернавский – Вчера (инстр.)
11. Ю. Чернавский – Доктор Альберт Карлович
12. Ю. Чернавский – Позавчера (инстр.)
13. Ю. Чернавский – Какаду
14. Ю. Чернавский – Танго (инстр.)
BONUS:
15. С. Минаев – Шаман (А. Маркевич)
16. Ю. Чернавский и Г. Гладков – Будильник (Ю. Чернавский)
17. В. Пресняков-мл. – Острова (Л. Дербенёв)
18. А. Разин – Маленький дом с трубой (А. Маркевич)
ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: http:///yadi.sk/d/lt3ZI8Gnkwaum
Размер архива: 110,6 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 53 сек.
* * *
CD 2. «ЛУННОЕ КИНО»
1. М. Боярский – Лунное кино (А. Маркевич)
2. А. Пугачёва – Белая дверь /из к/ф «Сезон чудес»/ (Л. Дербенёв)
3. В. Пресняков-мл. – Зурбаган /из к/ф «Выше Радуги»/ (Л. Дербенёв)
4. А. Пугачёва – Сирена (полная версия) /из к/ф «Выше Радуги»/ (Л. Дербенёв)
5. М. Боярский – Капитан (А. Маркевич, Ю. Чернавский)
6. М. Боярский – Фараон (А. Маркевич)
7. В. Пресняков-мл. – Кот в мешке /из к/ф «Выше Радуги»/ (Л. Дербенёв)
8. А. Пугачёва – Робинзон /из к/ф «Сезон чудес»/ (Л. Дербенёв)
9. М. Боярский – Песенка трёхголового дракона /из к/ф «Сезон чудес»/ (Л. Дербенёв)
10. М. Боярский – Говорящие собаки (Что с нами будет?) /из к/ф «Сезон чудес»/ (Л. Дербенёв)
11. А. Пугачёва – Отражение в воде /из к/ф «Сезон чудес»/ (Л. Дербенёв)
12. М. Боярский – Песенка глухого пирата /из к/ф «Выше Радуги»/ (Л. Дербенёв)
13. В. Пресняков-мл. – Разноцветный город (Л. Дербенёв)
14. В. Врадий и В. Пресняков-мл. – Бьют часы (Л. Дербенёв)
15. М. Боярский – Над миром Новый Год (А. Маркевич)
16. М. Боярский – Песня о времени (Только раз…) /из к/ф «Выше Радуги»/ (Л. Дербенёв)
17. В. Пресняков-мл. – Острова + финальный проигрыш /из к/ф «Выше Радуги»/ (Л. Дербенёв)
ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: http:///yadi.sk/d/Z-t6ooM5kwbCJ
Размер архива: 110 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 48 сек.
* * *
CD 3. «МАРГАРИТА»
1. А. Пугачёва – Белая панама (Л. Дербенёв)
2. С. Минаев и В. Савельева – Если ты помнишь (А. Маркевич)
3. Ю. Чернавский – Тема Сирены /из к/ф «Выше Радуги»/
4. Н. Нурмухамедова и В. Пресняков-мл. – Малиновый сироп (Л. Дербенёв)
5. В. Пресняков-мл. – Механическая сова (А. Маркевич)
6. С. Минаев – Принцесса дискотек (А. Маркевич)
7. М. Боярский – Я друга жду /из к/ф «Витражных дел мастер»/ (А. Вознесенский)
8. М. Боярский – Дорога к дому (Г. Кантор)
9. А. Глызин – Лесная сказка (Зацепился месяц…) (А. Маркевич)
10. С. Минаев – Маргарита ’87 (А. Маркевич)
11. Ю. Чернавский – Полёт шмеля (инстр.)
12. С. Крылов – Какаду (Ю. Чернавский)
13. В. Леонтьев – Маргарита ’89 (А. Маркевич)
14. А. Разин – Остров на двоих (А. Маркевич)
15. Ю. Чернавский и А. Пугачёва – Я не могу без тебя ’89 (Ю. Чернавский)
16. Ю. Чернавский – Эхо (инстр.) /бэк-вокал – В. Пресняков-мл./ /из к/ф «Повод»/
BONUS:
17. Ю. Чернавский – Сирена /минус/
18. В. Пресняков-мл. – Острова /remix/
ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: http:///yadi.sk/d/FyhAdUiSkwbZX
Размер архива: 110,7 Мб
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 56 сек.
__________
КРАСНАЯ КНИГА. Глава 3: ЮРИЙ ЧЕРНАВСКИЙ: http:///qlql.ru/DmJ
Свидетельство о публикации №115112100593
Макс Трапицин 02.02.2022 10:30 Заявить о нарушении