Михайлов день - самый весёлый Праздник на Руси!

«Собор Архистратига Михаила»

21 ноября православные христиане празднуют
«Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных».

Что такое «Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных»:

«Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных» —
христианский праздник, который в Русской Православной Церкви
отмечают 21 ноября по новому стилю.

Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта
(раньше с марта начинался год).

Дело в том, что, согласно христианскому богословию,
существует девять ангельских чинов.

А восьмой день месяца (по старому стилю) — указывание
на будущий Собор всех сил небесных, который состоится в день Страшного Суда.

Святые отцы называли Страшный Суд «днем восьмым».

«Когда празднуется Собор Архистратига Михаила»:

Празднование «Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных»
совершается 21 ноября по новому стилю (8 ноября — по старому).
Это непереходящий праздник.

«Что можно есть на Собор Архистратига Михаила»:

Поста в этот день нет, то есть, православные христиане,
могут, есть любую пищу.

«Ангельские чины»:

Чины ангельские бывают трех иерархий:

Высшая — это Серафимы, Херувимы и Престолы.

Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы
(в переводе «Пламенеющие, Огненные»).

Средняя — Господства, Силы и Власти.

Низшая — Начала, Архангелы и Ангелы.

Все чины небесных сил называют Ангелами!

Ангел значит «вестник». Это отражает их предназначение —
доносить до людей Божию волю, быть защитниками и учителями людей.

Архангел Михаил стоит над всеми девятью чинами
и поэтому называется Архистратигом.

Мы знаем, также имена других Архангелов:

Гавриил («сила Божия»),
Рафаил («врачевание Божие»),
Уриил («свет Божий»),
Селафиил («молитвенник Божий»),
Иегудиил («славящий Бога»),
Варахиил («благословение Божие»),
Иеремиил («возвышение к Богу»).

«Архангел Михаил»:

Архангел Михаил в переводе с древнееврейского, значит «кто, как Бог!», 
или чуть по-другому, с вопросительной интонацией — «кто, как Бог?», то есть,
никого нет, БОГ Один!

Его называют Архистратигом, потому что он возглавил небесное воинство,
которое восстало на отпавших от Бога Ангелов и их предводителя Денницу.

Денницу мы знаем, как Люцифера, что в переводе означает «утренняя звезда».
Этого ангела Господь наделил великими совершенствами, но за свою гордыню
и восстание против Творца, Денница был низвергнут с Неба.

«В чём помогает Архангел Михаил, о чём молятся Архангелу Михаилу»:

Согласно иерархии чинов ангельских, Архангелы благовествуют людям
о Тайнах Божиих, открывают нам Божию волю.

Исторически на Руси Архангелу Михаилу молились о помощи в избавлении от скорби,
при входе в новый дом и на основание постройки дома, о покровительстве
царского трона и, вообще, государства, о спасении и сохранении России.

«История празднования Собора Архистратига Михаила»:

Праздник «Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных»
был установлен постановлением Лаодикийского собора, который состоялся,
примерно в 363 году — за несколько лет до Первого Вселенского Собора.

«Архангел Михаил в Ветхом Завете»:

Предание Церкви, которое почитается верующими наравне со Священным Писанием,
говорит о том, что Архангел Михаил был участником многих Ветхозаветных событий.

Например, указывал дорогу израильтянам во время исхода из Египта —
в виде облачного столпа днём, и огненного столпа ночью.

Кроме того, открыл Иисусу Навину волю Господа на взятие Иерихона
и перенёс пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу,
заключённому во рве со львами.

«Чудеса, связанные с именем Архангела Михаила»:

С именем Архистратига Михаила связано множество чудес.
Вот, лишь одна из историй:

Архангел Михаил спас афонского отрока. Юношу хотели утопить грабители:
они мечтали заполучить роскошную сокровищницу, которую тот случайно нашёл!

В память об этом чуде болгарский царедворец Дохиар построил на Афоне храм
в честь Архангела Михаила. Найденное отроком золото, пошло на убранство церкви.

Есть и чудеса, которые произошли на русской земле:

Например, в Волоколамском Патерике, можно прочитать рассказ преподобного
Пафнутия Боровского о чудесном спасении Новгорода Великого:

«А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян …
внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый
Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог
и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти
на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя
церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим
указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород».

«Чудо Архангела Михаила в Хонех»:

«Чудо Архистратига Михаила в Хонех» произошло в IV веке.
Как говорит легенда, во Фригии (внутренняя область на западе Малой Азии)
находился храм, построенный в честь Архистратига Михаила.

Около того храма тёк источник, в котором, по молитве Архангелу Михаилу,
исцелилась немая дочь одного из местных жителей.

В благодарность небесному заступнику мужчина возвёл здесь храм.
К источнику за исцелением шли не только христиане, но и язычники,
многие из которых отрекались от идолов и обратились ко Христовой вере.

В храме святого Архистратига Михаила в течение 60 лет пономарил
благочестивый Архипп. Однажды язычники задумали уничтожить храм
и убить пономаря. Для этого они соединили две горные реки
в одно русло и направили их течение на храм.

Святой Архипп горячо молился Архангелу Михаилу, и Архистратиг явился ему,
жезлом открыл в горе расселину и увёл в неё воды бушующего потока.

Храм остался невредимым. Место, где совершилось чудо, получило имя Хоны,
что означает «отверстие», «расселина».
 
Отсюда — и название «чудо Архангела Михаила в Хонех».

«Икона Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных»:

На иконах Архангелов изображают в соответствии с родом их служения.

Михаил попирает ногами дьявола, в левой руке держит зелёную финиковую ветвь,
в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой
начертан червлёный крест.

Гавриил написан с райской ветвью, которую он принёс Деве Марии
в день Благовещения, или со светящимся фонарем в правой руке
и зеркалом из ясписа — в левой.

Рафаил держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке,
а правой ведёт Товию, несущего рыбу.

Уриил держит в поднятой правой руке на уровне груди обнаженный меч,
в опущенной левой руке — «пламень огненный».

Селафиил изображён в молитвенном положении, смотрящим вниз,
руки сложены на груди.

Иегудиил в правой руке держит золотой венец,
в левой — бич из трёх красных (или чёрных) верёвок.

На одежде Варахиила изображено множество розовых цветов.

Иеремиил держит в руке весы.

«Молитвы Архистратигу Божиему Михаилу»

Молитва первая Архистратигу Божиему Михаилу:

Святый и великий Архангеле Божий Михаиле,
неисповедимыя и пресущественныя Троицы,
первый во Ангелех предстоятелю,
рода же человеческого приставниче и хранителю,
сокрушивый со воинствы своими главу прегордаго денницы
на небеси и всегда посрамляяй злобу и коварства его на земли!

К тебе с верою прибегаем и тебе с любовию молимся:

Буди щит несокрушим и забрало твердо Святей Церкви
и православному отечествию нашему, ограждая их
молниеносным мечём твоим от всех враг видимых и невидимых.

Буди наставник премудр и споспешник всем православным христианом,
износя им от Престола Царя царствующих просвещение и силу,
радость, мир и утешение.

Буди вождь и соратай непобедим Христолюбивому воинству нашему,
венчая его славою и победами над супостаты, да познают вси
противляющиися нам, яко с нами Бог и святии Ангели Его!

Не остави о, Архангеле Божий, помощию и заступлением твоим и нас,
прославляющих днесь святое имя твоё; се бо, аще многогрешнии есмы,
обаче не хощем в беззакониих наших погибнути, но еже обратитися ко Господу
и оживленным быти от Него на дела благая.

Озари убо ум наш светом Божиим, да возможем разумети,
что есть воля Божия о нас благая и совершенная,
и ведети вся, яже подобает нам творити и яже презирати и оставляти.

Укрепи благодатию Господнею слабую волю и немощное произволение наше,
да утвердившеся в законе Господни, престанем прочее влаятися земными помыслы
и похотьми плоти и ради тленнаго и земнаго вечная и небесная безумне забывати.

Над всеми же сими испроси нам свыше истиннаго покаяния,
нелицемерную печаль по Бозе и сокрушение о гресех наших,
да остающее нам число дней временнаго жития нашего во изглаждении зол,
содеянных нами, совершим.

Егда же приближится час скончания нашего и свобождения
от уз бреннаго сего телесе, не остави нас, Архангеле Божий,
беззащитных противу духов злобы поднебесных;
обыкших преграждати души человечестей восход в горняя,
да, охраняеми тобою, безпреткновенне достигнем оных
преславных селений райских, идеже несть печаль, ни воздыхание,
но жизнь безконечная, и сподобимся узрети Пресветлое лице
Всеблагаго Господа и Владыки нашего и Тому воздати славу,
со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая Архистратигу Божиему Михаилу:

О, святый Михаиле Архангеле,
светлообразный и грозный Небеснаго Царя воеводо!
Прежде Страшнаго суда ослаби ми покаятися от грехов моих,
от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу,
седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством
послёт ю в место покойное.

О, грозный воеводо Небесных Сил,
предстателю всех у Престола Владыки Христа,
хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче,
крепкий воеводо Небеснаго Царя!

Помилуй мя грешнаго требующаго твоего заступления,
сохрани мя от всех видимых и невидимых враг,
паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго,
и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему
в час страшнаго и праведнаго суда Его.

О, всесвятый великий Михаиле Архистратиже!

Не презри мене грешнаго, молящагося тебе о помощи
и заступлении твоём в веце сем и в будущем,
но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына
и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь «Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных»:

глас 4

Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы, недостойнии,
да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы,
сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны,
яко чиноначальницы Вышних сил.

Кондак «Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных»:

глас 2

Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы,
Ангелов начальницы и человеков наставницы,
полезное нам просите и велию милость, яко Безплотных Архистратизи.

 
«Интересные факты об Архангеле Михаиле»:

Считается, что именно Архангел Михаил являлся и помогал Жанне д’Арк.

Архистратиг поручил Жанне осуществить её миссию — короновать Карла VII в Реймсе.

По легенде, при освобождении Орлеана от англичан
Архистратиг Михаил в окружении всего сонма ангелов,
сияя появился в небе и сражался на стороне французов.

По преданию балканских христиан, Архангел Михаил
научил мучеников Флора и Лавра искусству управлять лошадьми.
Именно, поэтому на местных иконах Флора и Лавра часто изображают с конями,
поводья которых держит в руках Архистратиг.

Коптские христиане посвятили святому Архистратигу Михаилу
главную реку Египта — Нил.

Копты переняли византийскую традицию празднования в честь Архангела Михаила,
но перенесли его дату на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца
в Коптской Церкви совершается специальная служба в воспоминание
святого Архангела Михаила, а 12 июня, когда Нил выходит из берегов,
Архистратига славят за разлив реки и будущий урожай.

«Архангельский собор в Кремле»:

«Собор святого Архистратига Михаила в Кремле»
издревле был усыпальницей великих князей и русских царей.

В старину его называли «церковью святого Михаила на площади».

История Архангельского собора восходит к XIV веку.

В 1333 году первый великий московский князь Иван Калита
заложил белокаменную церковь во имя святого Архангела Михаила,
которого русские люди считали покровителем воинов.

В 1505-1508 годах на месте древнего храма был возведён
новый величественный собор. Строительством руководил
приглашённый великим князем венецианский архитектор Алевиз Новый.

С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор
служил местом упокоения московских князей и царей.

Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий
на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке.

Гробницы династии Рюриковичей — вдоль стен храма.
Гробницы царей из династии Романовых —
у юго-западного и северо-западного столпов.

Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены
в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора.
 
Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора
были мощи святого князя Михаила Черниговского,
погибшего мученической смертью в Золотой Орде
и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного.

Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги — раки,
предназначенные для поклонения верующих.

Рака с мощами царевича Дмитрия установлена
у юго-западного столпа под резной каменной сенью.

Стенописью собор был впервые украшен в царствование Ивана Грозного.
От этой древней росписи сохранились лишь небольшие фрагменты на столпах храма
и несколько композиций в алтаре и царской усыпальнице.

В 1652-1666 годах собор расписали заново — работала большая артель
русских мастеров. Работами руководил знаменитый царский живописец Симон Ушаков.

Среди святых, изображённых на столпах храма, мы видим княгиню Ольгу,
великого князя Владимира, крестителя Руси, его, принявших мученическую смерть,
сыновей Бориса и Глеба, князей Андрея Боголюбского, Александра Невского,
Даниила Московского.

Уникальной особенностью росписи Архангельского собора является цикл
надгробных портретов: в нижнем ярусе над захоронениями князей-Рюриковичей
написаны их «воображаемые» портреты.

Эта «портретная» галерея исторических лиц открывается изображением
великого московского князя Ивана Калиты и завершается изображением
Георгия Васильевича, младшего брата Ивана Грозного.

Иконостас собора, увенчанный Распятием, устроен в царствование
Федора Алексеевича Романова в 1679-1681 годах.

Все иконы написаны мастерами царской Оружейной палаты.
Лишь в местном, нижнем ряду сохранилось несколько древних икон.
Справа от Царских врат, находится храмовая икона собора —
«Архангел Михаил в деяниях», созданная около 1399 года.

По преданию, эта икона была написана по заказу вдовы Дмитрия Донского
монахини Евдокии в память о великом князе
и его победе в битве на Куликовом поле.

«Михайлов день — народные обычаи празднования Собора Архистратига Михаила»:

На Руси «Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных»
был одним из самых весёлых праздников.

С этого дня скот загоняли в хлева — на зимний корм.
Устраивали широкое застолье, звали в избу гостей.

Пекли пироги, подавали их к столу со свежим мёдом.
Гулянье могло длиться целую неделю — так крестьяне готовились
к строгому «Рождественскому», или «Филипповскому» посту.

За несколько дней до «Собора Архистратига Михаила» священники
со своими приходами ходили по домам прихожан и служили молебны.

Хозяева в благодарность угощали их ковригой хлеба
или деньгами — от 5 до 15 копеек со двора...

* Х *

«ТРАДИЦИИ НАШИ НАДО, ХОТЬ КАК-ТО СОХРАНЯТЬ!»

...пока я публиковала эту версию Праздника, моя помощница
и официально-доверенное лицо Леночка Андреева, съездила в магазин
и купила электрическую духовку, дабы напечь пирогов для Архангела Михаила
и угостить всё Воинство Небесное его «любимым кушаньем»!

...духовка эта была красно-кровавого колора, точь-в-точь, как и сам плащ
у Архистратига на иконе, такого же цвета были и все праздничные облачения
у наших православных священников, так же, как и у патриарха Кирилла
во время праздничной церковной службы, которую я всю  до основания
прочувствовала на себе и лицезрела воочию, как накануне вечером,
так и рано утром!

...пусть маленькая, согласитесь, но, гармония!
пусть незначительная, но, состыковка и подгонка деталей!
что есть, отчасти — бытовой каркас, и в народе он будет жить,
значительно дольше, нежели ещё, где-либо:

— Лерьна! (по-отчеству, моя помощница — Валерьевна) я тоже немедля
хочу заказать себе платье, такого же цвета «к Празднику» надевать,
в знак уважения и приобщения, так сказать, к принадлежности чадам небесным!
Наши батюшки в красном облачение не только в «Михайлов день»,
но и на «Георгия Победоносца», на «Пасху Христову»,
во святые дни чествования Князя «Владимира Красно Солнышка!

И вообще, давай-ка, Лена, составим с тобой, церковную цветовую гамму облачений,
исходящую из лучей небесного отражения божественной гармонии на земле!

В дни «Святой Троицы» — в «зелёное» облачаемся, так?!
На Неделе «Всех Святых» — в «жёлтое», а во все Богородничные Праздники —
только «небесно-голубые» цветовые гаммы надеваем на себя из уважения
к Божией Матери и почитания Её стойкости у Креста!

Все «Фиолетовые» краски отведены для дней великой скорби и поминовения усопших,
в «чёрное» облачаются — в «Страстную Пятницу при выносе Плащаницы»,
в «белом» же — идём на крестины, на «Крещение и Преображение Господне»…

сейчас, пока тесто подходит, давай-ка, станем всё это подробно изучать!

вот, хотя бы, таким образом, выучим святые символы и значения, начнём,
с малого, что на Руси завсегда считалось самым значительным — из уважения!

* Х *
http://www.stihi.ru/2012/11/21/7890
«Михаил мя осенил!»


Рецензии
Радужного Вам, Галина, настроения и с наступающим Праздником!

Валентина Ментуз   20.11.2019 09:22     Заявить о нарушении
пока с нами Архистратиже Божий Михаил,
нечего опасаться!

Галина Храбрая   20.11.2019 15:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.