Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил

21 ноября — «Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных»

Празднование «Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных»
установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе,
бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора.

Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам,
как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.

Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта
(с которого в древности начинался год) —
в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских.

Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных
в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым»,
ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осьмый»,
и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним»
(Мф 25. 31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую.

Каждую иерархию составляют три чина:

В высшую иерархию входят: «Серафимы, Херувимы и Престолы».
Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестикрылые Серафимы
(Пламенеющие, Огненные) (Ис 6. 2).
Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После «Серафимов», Господу предстоят многоочитые «Херувимы» (Быт 3. 24).

Их имя, значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них,
сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих,
ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания. 

За «Херувимами» — предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения,
«Престолы» (Кол 1. 16), таинственно и непостижимо носящие Бога.
Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: «Господства, Силы и Власти».

«Господства» (Кол 1. 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов.
Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению.
«Господства» учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения,
порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

«Силы» (1 Пет 3. 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают
благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим.
«Силы» помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении,
даруют духовную крепость и мужество.

«Власти» (1 Пет 3. 22; Кол 1. 16) имеют власть укрощать силу диавола.
Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников,
оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: «Начала, Архангелы и Ангелы».

«Начала» (Кол 1. 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их
к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной,
охранять страны, народы, племена.
«Начала» наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию.
Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы
и выгоды, а ради чести Божией и пользы ближних.

«Архангелы» (1 Сол 4. 16) благовествуют о великом и преславном,
открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией,
укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

«Ангелы» (1 Пет 3. 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии,
наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих,
удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас
и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины «Небесных Сил» носят общее название «Ангелов» — по сути
своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам,
а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил
(имя его в переводе с еврейского — «кто, как Бог») — верный служитель Божий,
ибо он низринул с Неба возгордившегося Денницу с другими павшими духами.

А к остальным Ангельским Силам он воскликнул:
«Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим
и не помыслим неугодного Богу!»

По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу,
он принимал участие во многих ветхозаветных событиях.

Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им
в виде столпа облачного днём и столпа огненного ночью.

Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона,
преследовавших израильтян.

Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав 5. 13–16).

Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов
Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар 19. 35),

в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня
трёх святых отроков — Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь
на сожжение за отказ поклониться идолу (Дан 3. 92–95).

По воле Божией, Архистратиг перенёс пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон,
чтобы дать пищу Даниилу, во рве со львами заключенному (кондак акафиста, 8),

запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения
(Иуд 1. 9),

явил свою силу, когда чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море
с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времён прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси.

В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского
со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого:

«А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян ... 
внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый
Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его
Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему
итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде
у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел
и глагола князем своим указуя перстом:
«сей ми возбрани пойти на Великий Новгород».

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной
всегда осуществлялись Её явлениями с Воинством Небесным,
под предводительством Архистратига.

Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила
в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей,
соборных, дворцовых и посадских храмов.

В древнем Киеве сразу по принятии христианства
был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь.

Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице,
монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске.

Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела,
посвященного Архистратигу Михаилу.

Один из главнейших храмов города Москвы —
храм-усыпальница в Кремле — посвящен ему.

Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора.
Одна из них — икона «Благословенное воинство» — написана для Успенского собора
Московского Кремля, где святые воины — князья русские — изображены
под предводительством Архистратига Михаила.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы:
«Гавриил» — крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель
Божественного всемогущества (Дан. 8. 16; Лк 1. 26);

«Рафаил» — врачевание Божие, целитель человеческих недугов
(Тов 3. 16; Тов 12. 15);

«Уриил» — огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд 5. 20);

«Селафиил» — молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд 5. 16);

«Иегудиил» — славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней
и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги;

«Варахиил» — раздаятель благословения Божия на добрые дела,
испрашивающий людям милости Божий;

«Иеремиил» — возвышение к Богу (3 Езд 4. 36).

На иконах «Архангелы» изображаются в соответствии с родом их служения:

«Михаил» — попирает ногами диавола, в левой руке держит зелёную финиковую ветвь,
в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой
начертан червлёный крест.

«Гавриил» — с райской ветвью, принесённой им Пресвятой Деве,
или со светящимся фонарём в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой.

«Рафаил» — держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке,
а правой ведёт Товию, несущего рыбу.

«Уриил» — в поднятой правой руке — обнажённый меч на уровне груди,
в опущенной левой руке — «пламень огненный».

«Селафиил» — в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

«Иегудиил» — в деснице держит золотой венец, в шуйце — бич
из трёх красных (или чёрных) вервий.

«Варахиил» — на его одежде множество розовых цветов.

«Иеремиил» — держит в руке весы.

* Х *

Галина Храбрая

«Кто как БОГ»? —
Святой Архангел
Михаил мя осенил!
Верховой Чиноначальник
И Собор всех Высших Сил!

«Кто как БОГ»? —
Архангел, ты ли,
Войско Славное ведя,
Слышишь, бесы как завыли,
Исподлобья всё глядя!

«Кто как БОГ»! —
Архистратиже,
Полководец Небеси!
Подлети к земле поближе,
Нас от демонов спаси!

«Кто как БОГ»? —
Помилуй, БОЖЕ,
Верным Ангелом Твоим!
Кто спасёт ещё нас,
Кто же,
Войском Огненным Своим?!

* Х *
http://www.stihi.ru/2012/11/18/7533
«Встреча моя с Архистратигом»


Рецензии
Привет Глюнька.Мы дети Божие и созданы по образу и подобию ЕГО.И нам спасать землю от бесов и всякой нечисти.Ну а ты у нас полководец,я первый под твоё знамя встану.
Берёшь.?

Сергей Аверин   22.12.2016 18:45     Заявить о нарушении
как же не взять? раз дают!
значит, доверяют!

Православные Праздники   31.12.2016 01:54   Заявить о нарушении
И опять ты лукавишь,не уж то женшины от лукавого?

Сергей Аверин   21.05.2017 21:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.