Я от земли до неба сам горю

Я б отчих мест неудальность презрел
за мусор жизни, нарочитость терний,
да сам ступил за праведный предел,
и долго ль стать отступника презренней!

Пускай светлее смотрят свысока
на суету, повязанную бредом,
и птицы Божии, и облака,
пускай светлей - на то, что я не предал.

Кому отдать из жителей небес
тяжёлую по неудобьям землю
и с трупами валежин сорный лес,
кому в чистилище - всё, что приемлю?

И плотью вживлен в дымную зарю,
в движенье ветра и в теченье жизни,
я от земли до неба сам горю,
как в Судный день, назначенный Отчизне.


Рецензии
Это комментарий к "Если б жизни волнение я оборвал", который мне не удалось опубликовать (сайт считает что я его уже опубликовал) после того как я удалил начальный вариант с ошибкой. Поскольку текст содержит ссылку на это стихотворение, я решился поместить его здесь.

(И я случайно случайно удалил предыдущий свой комментарий на "Я от земли до неба сам горю". Ладно, это не обо мне)

Согласен с Вашим ответом, Нина, к комментарию Александра Гинзбурга, но добавлю что, как мне кажется, этот "жанр" (в этом стихотворении как и в "Я от земли до неба сам горю") сформировался как разговор с собственной судьбой ("замолвивай там за себя") и, потому, с читателем ("отвечать за другого весне"), на равных. По-видимому именно в силу этой возможности он стал "любимым" для автора. Тот цельный подход к поэтическому творчеству, "с открытым забралом" идя от собственной судьбы и личности, который Виктор практиковал, крайне труден и рискован. Эти риск и трудность есть то почему Пастернак самоустранился как поэт (моё мнение, конечно), устраняя "романтический наигрыш, постороннюю интересность", делая карьеру "поэта-новатора". Виктор же в этой форме как поэт проявился ярко. Его, как автора, легко критиковать; его метод трудно практиковать и это то, почему его творчество опередило признание. Ведь трудно признать то, чего планомерно избегаешь для карьеры; контраст невыгоден рецензенту.

Гена Тихий   03.06.2016 15:09     Заявить о нарушении
Геннадий, мне очень понравился Ваш подход к оценке стихотворения Виктора. И Вы правы, это стихотворение - одно из программных в его творчестве. Поавда, таких программных у него немало, но здесь с наибольшей силой выразилась его философская и человеческая позиция. Как ни странно, он, писавшие такие стихи, не был уверен в качестве своего творчества, сомневался. Наверно, так и должно быть у настоящего поэта. Его любимыми были Пастернак и Блок. Бродского он не принимал.

Геннадий, конечно в слове "чистилище" вкралась досадная опечатка. Уже исправила. Спасибо за внимательное прочтение.

С уважением,
Нина

Виктор Гаврилин   10.05.2016 18:40   Заявить о нарушении
Да. Именно так и должно быть. Сомнение - есть признак изменчивости творческого человека, для которого каждое произведение начинается с нуля. Лишая себя сомнения, автор лишет новое произведение возможности достичь нового. Это и ещё невостребованность формы искусства. Ты должен быть никому не нужен и самодостаточен как автор, чтобы каждый раз выражать своё и новое.

Мне лично очень интересно что Виктор ценил Пастернака, многое в творчестве которого мне кажется неясным и лишним (в противоположность Мандельштаму). Но уже потому, что Виктор ценил его лирику, я прочту её по-новому.

А я уже почти убедил себя, что "читилище" - неологизм.

Спасибо Вам за поддержание странички Виктора.

Гена Тихий   11.05.2016 02:07   Заявить о нарушении
Геннадий, если хотите узнать что-то подробное о Гаврилине - у него на странице есть раздел "Всё то, что называется судьбой". В числе других статей, там и его автобиографический очерк под этим же названием.
Нина

Виктор Гаврилин   11.05.2016 10:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.