КТО написал стихи о... немытой России?
Ещё одна загадка века
*****
(Из цикла "ИСТОРИЯ ОДНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ")
«…Эти стихи – эпитафия всей николаевской России.»
(С.Наровчатов)
От автора.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Это не серьёзная научная литературоведческая статья, а просто моё эссе, основанное на некоторых известных (и не очень) фактах и моих размышлениях на эту (как оказалось, до сих пор спорную и актуальную!) тему.
***
А предыстория такова.
Недавно, в переписке-разговоре-споре с Алексеем Сальниковым (по поводу авторства и подлинности некоторых рубаи Омара Хайяма, в частности – про зло-бумеранг), мы с ним совершенно случайно затронули и ещё один очень интересный вопрос: А кто же на самом деле написал стихотворение «Прощай, немытая Россия...»?
Вот оно:
«Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ...
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.»
***
Это знаменитое восьмистишие мы анализировали и заучивали в ТОЙ, советской ещё, школе.
И с тех самых пор мы навсегда запомнили, что строчки, полные обиды и злости на страну, принадлежат великому русскому поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову.
Да и потом, уже работая в школе, я как-то не сомневалась, что это так. И своим ученикам так же говорила.
Однако в последнее время появились публикации, которые ставят авторство русского классика под сомнение.
Похоже, что Лермонтов к обидным виршам про «немытую Россию» не имел никакого отношения!?
А может... кому-то просто хочется выдать желаемое за действительное?!..
***
Всегда было принято считать, что это антипатриотическое стихотворение Лермонтов написал незадолго до своей гибели, зимой или весной 1841-ого года.
Двадцатисемилетнего поэта тогда переполняли тягостные чувства: после отпуска в Санкт-Петербурге ему предстояло возвращаться на Кавказ, на военную службу.
На войну!
Напомню: под пули кавказских горцев, непокорных чеченцев, Лермонтов отправлялся не по доброй воле. Ещё в 1837-ом году его в первый раз выслали на Кавказ по политическим мотивам: Михаил, потрясённый смертью Пушкина, написал тогда своё самое смелое, разоблачительное и гневное стихотворение «На смерть поэта», впоследствии переименованное им (?) в «Смерть Поэта».
В этих стихах он, тогда ещё не известный в широких кругах, очень эмоционально и дерзко обвинил в гибели великого русского поэта не только убийцу Дантеса, но и высший свет, и царский двор.
Императору Николаю Первому эту крамолу услужливо дал почитать кто-то из придворных, сделав к стихам приписку: «Призыв к революции».
Разразился страшный скандал. Лермонтова, который служил в Петербурге офицером, арестовали. Спасло его только заступничество богатой и влиятельной бабушки, а также друзей Пушкина, особенно – известного поэта и воспитателя царских детей Василия Андреевича Жуковского.
Та первая лермонтовская «командировка» на Кавказ была недолгой – бабушка поэта добилась, чтобы внука через несколько месяцев перевели служить в центральную Россию.
Однако уже зимой 1840 года Михаила Юрьевича снова вернули на Кавказ – из-за дуэли с сыном французского посла де Баранта. Сын посла обиделся на оскорбительную эпиграмму, написанную на него Лермонтовым, и после ссоры в гостях они отправились выяснять отношения на шпагах и пистолетах.
К счастью, поединок закончился тем, что дуэлянты остались живы и невредимы. Однако Лермонтова из-за этого арестовали, судили военным судом и… снова отправили с глаз долой… В «горячую точку», как сейчас говорят.
На Кавказ.
В то время к молодому поэту уже пришла литературная слава, в «толстых» журналах публиковали его стихи и роман «Герой нашего времени». Если верить биографам, Лермонтову не хотелось служить, он мечтал выйти в отставку и целиком посвятить себя литературе.
И вот зимой 1841-го года он приехал в отпуск в Санкт-Петербург, одержимый этой мыслью. Но… что-то не заладилось.
Получить желанную отставку не удалось, встречи в свете с бывшими друзьями и возлюбленными разочаровали.
И поэт снова уезжает на Кавказ, где через несколько месяцев ему суждено было погибнуть на очередной дуэли, из-за очередного глупого конфликта с сослуживцем Николаем Мартыновым.
Есть мнения, что Лермонтов как будто нарочно искал гибели, потому что был глубоко разочарован в жизни и в любви. А своё разочарование и гнев он якобы и выплеснул тогда в стихах про «немытую Россию», написанных в сердцах накануне отъезда из Петербурга.
В общем-то, всё выглядит вполне правдоподобно и убедительно.
Но почему же тогда литературоведы сомневаются в том, что это стихотворение написал именно Лермонтов?
***
А дело в том, что доказательства-оригинала этих стихов, якобы собственноручно написанных Лермонтовым, не сохранилось!..
Впервые они были опубликованы в печати только в 1887-ом году, то есть спустя 46 (!) лет после смерти поэта (по др. данным – спустя 32 года после смерти Лермонтова).
Один из первых биографов М.Ю.Лермонтова, Павел Висковатов, процитировал это восьмистишие в своей статье в журнале «Русская старина».
По словам биографа, не публиковавшиеся ранее стихи Лермонтова он получил от литературоведа и издателя журнала «Русский архив» Петра Бартенева. А тот, в свою очередь, переписал их ещё у кого-то. У кого же?
Вопрос остался открытым!..
До нашего времени дошло письмо П.Бартенева от 9 марта 1873 года к издателю Петру Ефремову, который готовил тогда к выпуску двухтомное издание сочинений Лермонтова. В письме Бартенев процитировал это восьмистишие и предложил включить его в книгу.
Но… издатель отказался. Почему?
Побоялся цензуры и политических последствий? Или у него возникли сомнения в подлинности стихотворения?
Как можно понять из письма Бартенева, сам он списал это восьмистишие с оригинальной рукописи Лермонтова, которую видел у наследниц поэта, его двоюродных сестёр по материнской линии.
Но так ли это было на самом деле? Ведь впоследствии, когда наследницы передали музеям весь архив Лермонтова, загадочная рукопись с этими стихами так и не нашлась!
Зато Пётр Бартенев, опубликовавший стихотворение про «немытую Россию» в своём журнале «Русский архив» в 1890-м году, уже сделал приписку, что оно было «записано современником… со слов поэта».
Выходит, лермонтовского оригинала он всё-таки не видел!?
Как и никто другой!
***
Одним словом, история с появлением этого «лермонтовского» стихотворения… – тёмная, загадочная!
Валентин Антонов пишет: «...То безмерное разочарование в «народе», которым буквально пронизаны стихи о немытой России, наступило у нашей просвещённой «элиты» только лишь четверть века спустя и выходит, что Лермонтов успел в нём разувериться уже в 1841 году?..»
Говорят, что в литературной среде XIX века были в большой моде литературные мистификации и розыгрыши. Потому и не исключено, что кто-то из русских литераторов написал стихи «под Лермонтова», а редакторы литературных журналов мёртвой хваткой вцепились в «сенсацию» (Ведь журналисты всех времён и народов так падки на них!).
Да и вообще, по мнению многих известных литературоведов, стиль этих стихов слишком примитивен и НЕ характерен для гениального Лермонтова (мне, уже хорошо изучившей его жизнь и творчество, ТЕПЕРЬ тоже ТАК кажется!).
Зато он очень похож на стиль известного поэта-пародиста Дмитрия Минаева, сотрудничавшего во второй половине XIX века с юмористической газетой «Искра».
Литератор Д.Минаев прославился в 70-80-е гг. тем, что в издевательской манере… «перепел» стихи многих русских дворянских поэтов: Жуковского, Пушкина, Тютчева, Фета.
На Лермонтова, кстати, он тоже сочинил немало эпиграмм и пародий!
Вот, например, строчки одной из них:
«Когда хилея день от дня,
Я ездил на Кавказ,
Там встретил Лермонтов меня,
Обрызгал грязью раз...»
Как можно понять из воспоминаний современников, Минаев был типичным либералом, западником и... русофобом. И слова про «немытую Россию, страну рабов, страну господ» гораздо больше были созвучны именно ему и его окружению, нежели аристократу Лермонтову, автору прекрасных патриотических стихов про Бородинское сражение («Бородино»), про Родину («Родина»).
***
Приведу ещё один интересный и, на мой взгляд, довольно многозначительный факт.
Издатель и литературовед Пётр Ефремов, который до конца XIX века несколько раз переиздавал Лермонтова, ни разу так и не включил стихотворение «Прощай, немытая Россия…» ни в одно собрание его сочинений!
Сведений о том, когда это восьмистишие признали каноническим, лермонтовским и стали публиковать в книгах, я, к сожалению, не нашла. Рискну предположить, что это случилось только после революции 1917-го года, когда в бывшей «стране рабов, стране господ» начали строить социализм.
Если верить современному исследователю Павлу Краснову, в советские школьные учебники литературы спорное стихотворение попало лишь в 60-е годы, во время т.н. «оттепели». Тогда его якобы и признали «вершиной политической лирики Лермонтова».
«В среде литераторов ходят слухи, что «продавили» это решение с уровня ЦК КПСС через Академию наук, – написал Павел Краснов. – Но кто именно стоял за этой идеей, до сих пор неизвестно».
В общем, трудно (пока!) абсолютно точно сказать, КТО на самом деле написал стихотворение о «немытой России», приписываемое М.Ю.Лермонтову.
Надеюсь, эту загадку когда-нибудь разгадают!
Но... как бы там ни было,
«Судить его нам права нет.
Ну кто мы перед Миром?
Не мы, а он несёт нам свет
Дарованною лирой.»*
Так пусть же его нежная и суровая Лира ВСЕГДА и ВСЕМ несёт свой СВЕТ Любви, Добра и Разума!
Примечание-1
*Строки из стих-я автора Стихи.ру Комбатова.
***
ПОСЛЕСЛОВИЕ
В наше время строчки о «немытой России», «стране рабов, стране господ» приобрели новый смысл.
Они стали крылатыми у современных либералов, злопыхателей-русофобов, которые молятся на Запад и Америку, а про Россию, её народ говорят и пишут с издёвкой и пренебрежением.
«Более сильного литературного аргумента для опорочивания России, чем ссылка на её национального гения, трудно придумать», – считает публицист Алла Кутырёва.
По словам филолога Павла Краснова, хлёсткие строчки про «немытую Россию» воспринимались бы совсем иначе, если бы про них честно сказали: «Это стихи неизвестного поэта конца XIX века».
Но кому бы тогда эти стихи были интересны СЕГОДНЯ, когда так активизировались русофобы всех мастей, эти прозападные злобные шавки-пачкуны, только и ждущие возможности… укусить Россию и россиян побольнее!?!
А тут – САМ Лермонтов, вот ТАК зло пишущий о России!
Вот только ОН ли это?!..
***
А вы как думаете, коллеги?
P.S.
В Интернете я видела три версии «лермонтовского» стихотворения, существовавшие ещё в XIX веке (!) и существенно отличающиеся друг от друга.
Современную версию знаменитого стихотворения написал литератор и журналист Дмитрий Быков для проекта «Поэт и гражданин».
Она начинается словами:
«Ну, что, немытая Россия,
страна рабов, страна господ?
Тебя пытался отскрести я,
но кто ж такую отскребёт?»
Стихи эти… тоже «с душком», не правда ли?!..
И, в отличие от С.Наровчатова, сказавшего, что стихотворение «Прощай, немытая Россия...» – «эпитафия всей николаевской России», Д.Быков превращает его в эпитафию... СОВРЕМЕННОЙ России!
А зря! ЖИВЫ мы ещё! И, надеюсь, ДОЛГО БУДЕМ ЖИТЬ, назло врагам!!!
© Ольга Благодарёва, 2015
+ПРИЛОЖЕНИЕ .
1.«Главное, что сразу бросается в глаза, вызывает недоумение и внутренний протест, так это оскорбление Отечества – с первой строки. Лермонтов, дворянин и патриот, с любовью в своих сочинениях отзывавшийся о простом народе, НИГДЕ, ни одним словом не отмечает телесной нечистоплотности низших сословий. «К слову сказать, – пишет П.Краснов, – словосочетание «немытая Россия» если чем и примечательно, так это своей подлостью и переворачиванием ситуации с ног на голову. Уж по уровню гигиены с русским мужиком из самой захудалой деревни, сотни лет мывшимся в парной бане, как минимум, раз в неделю, не сравниться не то, что европейским крестьянам, мывшимся два раза в жизни, но и самым изысканным французским дворянам, мывшимся, в лучшем случае, раз в год, и придумавшим духи и одеколон для отбивания невыносимого смрада немытого тела, и дворянкам, носившим блохоловки».
Ваш покорный слуга, уважаемый читатель, сподобился после ВОВ, в юном возрасте, побывать в европах, куда занесли нашу семью военные дороги отца. Напоминаю, это была середина ХХ века. В сибирском городке, откуда мы, Сокуровы, родом, едва ли не в каждом дворе была банька (или одна на 2-3 двора). То же – в деревнях.
В мадьярской же Ньиредьхазе, в галицийском Самборе на первых порах негде было помыться. В отдельных квартирах среднего класса были ванные комнаты, но не сразу стал действовать водопровод. В простонародных кварталах горожане пользовались общими колонками на улицах, плескались на кухне в тазиках. Для селян – речка и колодец, без проблем. Зимой дрова, торф и уголь расходовали только на приготовление пищи и обогрев жилья. Так что вправе было бы воскликнуть: «Привет, немытая Европа!»"
"...Соотечественники, будьте бдительны и разборчивы! Читайте подлинного Лермонтова – «Родину», «Бородино», да практически всё, что им написано. К столетнему юбилею поэта «Вестник литературы» откликнулся такими словами: «Лермонтов составляет гордость и славу русской поэзии, которому наравне с другими «богатырями пера» обязаны мы крепостью наших национальных чувств… Ведь Лермонтов, бесспорно, был одним из тех поэтов, которые научили нас любить нашу родину и заставили возгордиться ею...». В.О.Ключевский писал: «... вспомните РОДИНУ Лермонтова... Поэзия, согретая личным чувством поэта, становится явлением народной жизни, историческим фактом. Ни один русский поэт доселе не был так способен глубоко проникнуться народным чувством и дать ему художественное выражение, как Лермонтов».
(Сергей СОКУРОВ. ОСТРЫЙ УГОЛ)
2.В средневековье Европа жила хорошо, но грязно. Личная гигиена тогда в тех краях вообще отсутствовала. Люди ходили годами немытые и очень дурно пахли. Мытье считалось делом опасным и не нужным, некоторые не мылись вообще никогда. И это касалось не только простых смертных, но и сильных мира сего: королей, королев, герцогов и прочей знати. По этой причине именно в то время и были изобретены духи - чтобы отбивать смрад, исходивший от людей. Вши заедали всех и от них избавлялись ртутью. Умирали от этого пачками, но вшей выводили. А русских считали придурками и извращенцами за то, что они каждую неделю ходили в баню. Темные были времена...
3."Немытой" Европа была в Средние века. Так считают многие. И ошибаются. Наоборот, до XV–XVI веков европейцы все-таки мылись. Непростительно часто — раз в полгода. А в эпоху Возрождения, как ни парадоксально, и вовсе оставили эту «скверную» привычку.
Свидетельство о публикации №115111908437
Ах, зачем мой отец грудью брал Сахалин,
если нынче на нём Самурай господин?
И зачем мне земля, на которой мой внук
будет милость просить из чужих жадных рук?
Не писать мне стихов на чужом языке,
нет земли для могил – утопите в реке.
Я бы сам утонул – держит за руку сын!
И жива ещё Русь: значит, я – не один!
Февраль 1993 года
Преданный России и таким ка Вы, Оля.
Владимир Паринос 01.12.2015 17:26 Заявить о нарушении
Правильно: Пока живы мы с Вами – жива и Россия! И – наоборот!
Ольга Благодарёва 01.12.2015 19:21 Заявить о нарушении