Облик хорошего стихотворения

Что такое стихотворение плохое никому не нужно объяснять. Открываешь любого автора, берешь наугад, и вот оно, милое. А недостатков так много, что лень перечислять.
Однако неужели взыскательному критику ничего не понравится, и он просто по злобе и зависти своей громит приличные вещи? Нет, у строгого критика наверняка имеются свои идеалы.
Итак, попробуем выделить наши критерии хорошего стихотворения. Разумеется, сделаем оговорку, что это лишь наше мнение, но кто-то думаю, согласится.
Разберем по пунктам

1. Что самое первое в стихотворении? Конечно, оно должно быть ИНТЕРЕСНО ЧИТАТЕЛЮ.

Ну не автору же! Попадаются, конечно, авторы-перфекционисты, чьи творения им не по душе, но публика в восторге, но это исключение, а обычно наоборот.
Подумаем, в чем может выражаться интерес. Ну, хотя бы в том, что стихотворение дочитано до конца. И в том, что стихотворение перечитано. И наконец, стихотворение настолько понравилось, что был репост или размещена цитата из него. Последнее считаю, очень показательным. Неинтересные (чужие) стихи никто не будет постить. Тут мне могут возразить, что публика может не разбираться в поэзии и рекламировать слабые вещи. Теоретически, такое конечно может быть, но в действительности, гораздо реже, чем кажется. Просто это скорее всего будет не высокий, а «легкий» жанр, проще говоря, попса. Лично я не вижу ничего плохого в легком жанре, только через него и можно популяризировать поэзию как род литературы (надо сказать, существенно потерявшей авторитет в последнее время).
Популярность, выраженная в конкретных и затратных для читателя вещах (максимум, деньги, потраченные на книгу, минимум  - потраченное время на репост) – важнее мнения критика. Читатели – те же критики, только их много.
Если из 100 прочитавших, хотя бы один перепостил стихотворение, то, считаю, это очень хороший показатель. А вот если вас сто раз похвалили, но никто и не подумал дать ссылку, то это повод задуматься. В научной литературе кстати есть даже такая терминология – индекс цитируемости.
Хотя все это будет ясно позже. Поэтому сделаем оговорку: интересное стихотворение само по себе из ниоткуда не появляется, это следствие выполнения ряда других условий, о которых ниже

2. УНИВЕРСАЛЬНОЕ

Хорошее стихотворение – универсально. Оно как бы перестает быть авторским, а становится общим, в том смысле, что вы перестаете видеть автора, а видите себя, либо какие-то свои переживания. Не авторские переживания, а свои. Именно это, а не что иное способствует «лайкингу и репостингу», т.к. читатель в своей массе не мыслит категориями художественной ценности. Однако ирония заключается в том, что если стихотворение понравилось многим, то, скорее всего, оно этой художественной ценностью обладает.
Если это описание героя, то читатель мысленно ставит себя на его место. Если это описание природы или места, то читатель как бы переносится туда. Если это сюжетное стихотворение, то читателя захватил этот сюжет. Именно в этом суть знакомой фразы – «Зацепило!» Вспомним пушкинское «я вас любил…». Вроде бы обычные слова, чужие эмоции. Но разве тысячи и миллионы мужчин (и даже женщин) не могут узнать себя на месте лиргероя, не могут сказать «это написано про меня!»
Если в стихотворении отсылки на какие-то моменты из жизни автора, о которых никто не знает, если оно слишком личное или слишком сложное для понимания аудитории, то очевидно, об универсальности речи не идет

2. ИМЕЮЩЕЕ СВОЮ ЦЕЛЕВУЮ АУДИТОРИЮ

На первый взгляд, это противоречит предыдущему. Но мы должны четко осознавать, что нельзя мерить одним мерилом принципиально разные по жанровому и стилистическому исполнению вещи. Если вы пришли в консерваторию, то публика не поймет ваш хэви-метал, а в пабе будет неуместным Чайковский.
Как и любой другой художественный продукт, стихотворение должно ориентироваться на определенный потребительский сегмент. Самый узкий сегмент – это сам автор. Группа близких единомышленников – шире.
Проблема многих авторов и их произведений, что они позиционируют свою поэзию как элитарную, не обладая сколько-нибудь существенной поддержкой даже внутри своей среды (чаще всего таких же авторов). Не говоря уж о том, что их претензии чаще всего безосновательны и в техническом плане (просто никому не охота ковыряться в их словесной грязи). Видимо, так просто удобнее  - загнать себя в состояние изгоя, как в политике: «Нас никто не любит, но зато мы духовные»
Но даже если такое (излишне сложное) стихотворение глубоко продуманно и технически совершенно, может ли оно считаться хорошим? – ну разве что с массой оговорок. Хорошее стихотворение всегда будет для кого-то написано. Если это не так, то проще говоря, это графомания.

3. ОБЛАДАЮЩЕЕ ИДЕЕЙ, КОМПОЗИЦИЕЙ И СОДЕРЖАНИЕМ

В основе любого значимого художественного произведения лежит ИДЕЯ. К идее близок ЗАМЫСЕЛ. Лично я не верю в спонтанных гениев. Спонтанно можно написать отрывок, но не все произведение. Далее, мы говорим о КОМПОЗИЦИИ –  сочетании разных частей. Особенно это важно для объемных творений. Наконец, произведение должно обладать СОДЕРЖАНИЕМ, то есть сообщать нам о чем-то, желательно актуальном и важном. Странно говорить о таких прописных истинах, но многие стихи имеют совсем куцее или сомнительное содержание, либо вовсе бессмысленны. Маленький стишок еще как-то можно написать, игнорируя все эти вещи, но на «длинных дистанциях» без идеи, замысла, композиции и содержания ваше творение будет лишь упражнением по рифмовке, выплеском излишней энергии на бумагу или что-то в этом роде

4. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ (ТЕХНИЧНОЕ)

Хорошая техника – это когда ты забыл про технику, а просто читаешь стихотворение. А почему должно быть иначе? Когда вы слушаете музыку, неужели вы изучаете последовательность аккордов? Когда смотрите картину, анализируете состав красок? Когда берете в руку книгу,  следите за знаками препинания и речевыми оборотами? Техника – просто способ достижения нужного контакта с читателем, грубо говоря, нужные детали должны стоять в нужном порядке. Не стоит недооценивать технику, но и переоценивать тоже не стоит. Это чисто рассудочные, а у профессионалов я бы даже сказал, рефлекторные навыки, которые можно натренировать, но к таланту не имеющие почти никакого отношения. Это технология приготовления шоколада, но это не сам шоколад, которые мы покупаем в магазине.
Любой профессионал по умолчанию должен владеть техникой. Но не всякая техничная вещь может считаться хорошей.
Применительно к поэзии, что можно считать техничным стихотворением?
Во-первых,  соответствующим правилам и нормам русского языка (грамотность в узком и широком смысле - отсутствие необоснованных инверсий, переносов слов и т.п.) Здесь важно подчеркнуть, что наличие понятных ограничителей в виде ритма и рифм заставляет многих авторов пожертвовать этим пунктом. То есть, лучше будет криво и косо, но зато с оригинальной рифмой.
Определить, «по-русски» ли написано очень просто  – представим, что это проза. Если написанное будет естественно звучать в прозе, то и в стихе оно будет также уместно. Если ваш вывод будет «так никто не говорит», то с чего иначе должно быть для стихотворения?
Бывают примеры удачных инверсий и перестановок. Но их как минимум должно быть немного и они не буду бросаться в глаза.
Во-вторых, техничное стихотворение стилистически однородно. За исключением тех немногих случаев, когда смешение стилей является литературным приемом, чаще всего оно говорит все о том же – неумении автора придерживаться заданных рамок. Так, жаргонная лексика будет неуместна в лиричном стихотворении о любви. Впрочем, это азы.
В-третьих, техничное стихотворение  - это четкий ритм. Собственно, стихотворение - это ритмичная проза. Рифма – также должна работать на ритм. Если при прочтении вы сбиваетесь, значит, что-то не так выстроено.
В-четвертых, техничное стихотворение обладает качественным звучанием. Некоторые забывают про то, что стихи предназначены и для чтения вслух
В-пятых, в стихотворении не должно быть ничего лишнего. Стихи – малая форма, а чем меньше объем, тем больше требований к тем словам, которые есть. Скажем, если 1-3 четверостишия, КАЖДОЕ слово должно быть выверено и стоять на своем месте. Профессионалы скажут, что прежде чем принять свою итоговую форму, такие стихи могли быть переписаны по 15-20 раз, а слова переставляться, пока не будет найдено лучшее сочетание. Не должно быть слов-наполнителей (или они должны быть мастерски спрятаны), то есть таких, которые нужны только для поддержания нужного ритма или рифм.

5. ГАРМОНИЧНОЕ

Хорошее стихотворение должно обладать правильной «консистенцией» - т.е. не быть ни слишком жидким, ни чересчур вязким. Но скорее, оно будет лаконичным, т.к. это искусство сказать многое в немногих словах.
Отдельный разговор по поводу эпитетов, образности и т.д. Я не отношусь к тем людям, которые считают, что в стихотворении это самое главное. Более того, много раз встречал стихи, настолько перегруженные новомодными техническими элементами, что их невозможно было читать.
По аналогии с музыкой, это все равно, что добавлять инструменты в музыкальное произведение. Вроде 3 инструмента лучше чем 2, а 4 лучше чем 3… Однако простым добавлением элементов вы добиваетесь усложнения, а отнюдь не силы воздействия. В конце концов, вы придете к обычной какофонии. А практика показывает, что наиболее значимые творения – простые (это не значит, что они просто давались авторам, но по внешней форме они просты).
Таким образом, эпитетов должно быть в меру (не говоря, что они должны быть по делу), равно как и других технических приемов и элементов. Итак, хорошее стихотворение – гармонично.


Рецензии
Согласна с автором статьи.
Ещё меня напрягает в стихах избыточный отсыл к ста фильмам, книгам, песням, или даже к одному из вышеперечисленного, когда автор считает, что эта вещь должна быть культовой для всех и у всех на слуху.
Сложное отношение у меня и к сюру в стихах.
А элитарное (активно отмечаемое сейчас на конкурсах) хочется дать прочесть тысяче людей на улице и спросить, нужно оно им или нет? И посчитать процент заинтересованных.
Поэты, производящие такую продукцию, утверждают, что вся поэзия элитарна. Не соглашусь с таким утверждением. Я любитель простых и ёмких стихов, не перегруженных лишними модными атрибутами.

Ирина Полюшко   14.07.2019 13:38     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.