Бодлер. Сон

                …И в этот миг прошли в мозгу все мысли
                единственные, нужные. Прошли
                и умерли...   /Александр Блок/


                …B горящий мозг
                Вошли слова: любовь, несчастье, счастье,
                Судьба, событье, похожденье, рок,
                Случайность, фарс и фальшь. Bошли и вышли. 
                /Борис Пастернак/




Он  спал…

Ему под ноги сквозняком
Ложился ветер снов.

Он  спал и плакал.

Луна роняла  желтые листы…
Бутоны  красных роз  покрыла соль
Истраченного в зное  сердца. Мозг
Не мог вместить  разбитых болью строчек –
Его переполняла пустота.


Он не кричал истошного «Прости!»
Ночному солнцу… Слов порвались связки
И горло обволакивала глушь.

Он спал и плакал…

Серый переулок
В пустое эхо превращал шаги.


Исчезнувшие годы  били такт
Полуночного резкого движенья
И  заливали  душу пустотой,
Которая травила, как наркотик.
Он спал и плакал…

Желтая луна
Святила слезы янтарем небесным…
Фонарь насвистывал мотив пустой,
Раскачивая тени на асфальте
И  приводил в смятение прохожих.
Забытые мечты всплывали вновь
Звенящей песней долгого рефрена,
Зловонье Сены вызывало спазм,
Кораблик отражался в нечистотах
И исчезал в мерцаньях темноты.

Вчера еще смеялись сквозняки
Над вечной  нерешенною задачей,
В которой он хотел увидеть смысл.
Он верил жизни, от судьбы – бежал,
Слагал стихи, чтобы напиться страстью.
Его строка глушила тишину –
Кричали птицы, раненные песней
Безмолвья сна.

Он спал и плакал…

Суровых нитей прочная петля
Затягивала крепче  в узел строчки,
Забвение вплетая в слово сказки,
Которую сулил тревожный сон.

Он черный цвет наполнил ароматом
Безумия и трепетности. Мрак
Был отраженьем  миросозерцанья.
Рука его ли  трогала сонет,
Когда  вне ритма трепетало сердце,
Окурки рассыпались по  столу,
А кофе обжигал, как нервы, – слово?

Он опрокидывал назад столетья,
Чтобы услышать голос бытия,
Затерянный в пустотах мирозданья,
И  прятался за маску шутовства,
Чтобы  сказать о суетности мира.

Он ненавидел золотой октябрь,
Который сто веков назад  убил
Святую веру в добродетель душ
И навсегда  печалью сон пометил,
Которой горче были только слезы.

Из года в год не забывался  день,
Из года в год лечить пытался рану
И не просил у жизни ничего,
Когда потери стали очевидны.

Ему достался снова белый лист –
Он заполнял его неторопливо,
Тень прошлого оставив за спиной.

Его ночами мучили кошмары:
Светила полупьяная луна
И звезды хохотали над распятьем…
А утром сатана его будил,
Чтоб выгнать прочь в казенные чертоги.
Он возвращался вечером домой,
И забывал дневное представленье.
Ложилась кошка возле изголовья
Грассировала  песни под сурдинку,
А он ее мурлыканью внимал
И улетал в свои воспоминанья,
Где  Лейли и Меджнун слагали песнь –
Где высыхали расставанья  слезы,
Круг меловой засыпанных границ
За складкой паранджи не прятал контур
И сердце не томилось на песке,
Пронзенное стрелою Тамерлана.

Что было там еще? Шел Менестрель
По бездорожью сумрачного мира,
Нарушив песней звуки тишины,
В которой отражалось эхо песни.
Сегодня эти давние шаги
Не возмущали сонного теченья.

Сегодня с крыш стекали пыль и грязь,
Размытые дождем начала лета.
Монмартр сверкал витринами, манил
Зайти туда-сюда ночных прохожих.
Цветочницы стояли у моста
И предлагали путникам  букеты.

Он оглянулся на зимы каприз –
Зачем в ночи зажглось цветов сиянье,
Забыть которое не хватит сил?

Он убивал в себе земную память,
Готовую все цепи разорвать,
Освобождая солнце из-за тучи.

Он ненавидел радугу зимой
И ненавидел ненависть до боли,
Которую он ненавидел тоже.

Еще вчера, в рожденья светлый час,
Совсем не помышляя о возможном,
Его поздравил ночью херувим,
Случайно пролетавший над селеньем,
Крыла узревший белый силуэт…

В ночи с тех пор навек остались крылья.

Он многозвучий пробовал каскад
На цвет и запах. Песен он хотел –
Не тех, забытых, –  новых совершенно!
И он взрастил в себе желанный звук,
Которому другие поклонялись.

Его переполняла пустота,
Когда миряне,  звук его вкушая,
Единогласно признавали: Бог.

А до утра осталось так немного…
Позволить ли себе живого сна,
Желанного среди дождей осенних?

Плыла луна высоко над водой,
Янтарные роняя капли в Сену.

Часы слагались в мысли о судьбе,
Которую хотелось ненавидеть.
Размыла дымка Лувра силуэт…

Еще вчера был контур безупречен.

Он спал и плакал…


                8 – 10. 10.2010





                Бодлер. Сон. Вариации

                Во сне я плачу…
                Зловонье Сены душит –
                Стихи протухли?

                Изнанка страха –
                Когда вне ритма сердце –
                Чернее  жути.

                Тень прошлого осталась,
                И вкус, и запах…
                Цветами зла осыплю
                Земли чертоги.


                27.10.2010



Рецензия на «Бодлер. Сон» 

Вы знаете, Ольга, я от изумления растеряла все слова. Вот эти десять строчек (я помню их в оригинале, правда не дословно), довольно-таки убогие, вдохновили Вас на ТАКОЕ? Да один Ваш рефрен "Он спал и плакал" стоит всего бодлеровского стиха. При моей патологической любви к французской культуре вообще, вынуждена признать, что наша поэзия - многократно сильнее и выразительнее.
С уважением и благодарностью,

Светлана Бестужева-Лада   30.03.2011 01:50


Рецензии
Образ Бодлера переложенный через призму Пастернака еще одним поэтом, это даже не концентрат и не выжимка, скорее, вариация на тему синергии одного поэта двумя остальными. Если говорить о "пастернаковости" видения Бодлера...То, в структуре повествования должна бы проявиться некая черта или мотив, позволяющий без авторской наводки читать текст, как фильтр Бориса Леонидовича. Но этого не происходит. Учитывая сложность парадигмы Бодлер-Пастернак-автор, сложно говорить и об ее наличии, и об ее отсутствии...Вспоминая вольницу Пастернака как переводчика, умудрившегося заколоть Дездемону, и положение оппозиции Бодлера не только к современности, но и к вообще творчеству, видится подобный опыт пропускания песка через фильтр воды не очень удачным..По сути, не осталось ни Пастернака, ни Бодлера, ни их транзакции..А только вольная фантазия на тему обоих...
Ну немного по тексту...
"Он спал...
Ему под ноги сквозняком
ложился ветер снов"...
Читается как красивая находка. А теперь о логистике клюквы. Если он спал, сквозняк дул из-под пола загробного мира? Или герой спит стоя, как лошадь? Если это сквозняк, он не может лечь, он может только длиться, даже в поэтической метафизике. Даже во сне...И метафора обрисовки сна снаружи и изнутри "он спал" ..."ложился ветер снов"...с такой экспозицией неубедительна и начинаешь не верить, предваряя этим ощущением всю околободлеровскую архитектонику. Бодлер был редкостный, почти что бытописатель, и помещение его в несвойственное ему окружение лишает образ релевантности...
Строка "Мозг не мог вместить разбитых болью строчек — Его переполняла пустота"..Если места не осталось..то как там могла внедриться пустота..и что тогда пустота ..как не аванс для своего заполнения хоть чем-то.. Солончак роз после лунного листопада тоже красивость отдаленно имеющая связь с бодлеровскими "Цветами.."
Фраза "Он не кричал истошного "Прости!" по построению и семантике чем-то тянет на словесную озвучку старого немого кино, где фразы намеренно слагались в расчете на обывателя и мелодраматизм. Слишком экспрессивный эпитет "истошный" делает интонацию слова "Прости", которое даже дебилами (коим считали автора по приговору родни) произносится как правило с пониженной и гаснущей интонацией, лубочным.

Выражение "обволакивала глушь" тоже условно верное с точки зрения стилистики. Не совсем понятен эпитет "пустое эхо". Если имелось ввиду малозначительное, не вызывающее резонанса, то это немного другой оттенок, чем отсутствие звука.
Не всегда удается поймать даже и осмысленность фраз, которые, наверное, должны передать уровень трагизма лирического героя. "Исчезнувшие годы били такт полуночного резкого движенья, И заливали душу пустотой". О такте, такт это сопровождение мелодии ударными инструментами, либо период времени в который происходят повторяющиеся события. А здесь речь идет о каком-то трансцендентном единичном резком движении. Если, допустим, лирический герой из-за событий прошлой жизни, вспоминая их очень часто в полночь вскакивал или делал что-то похожее, став каким-то психическим водоразделом между ночью и днем, это еще как-то можно принять. Но это уже очень отдаленный вариант трактовки, который требует не просто чтения, а погружения в символику, очень далекую и от Бодлера, и от Пастернака, тем более. И не факт, что такая интерпретация строки закладывалась автором. Ну, наркотик пустоты, это уже третье явление мотива опустошенности. Вот за ним интересно наблюдать...

И вообщем, целостно, автор попробовал подать "страдающего поэта"..В то время как Бодлер почти никогда не рассчитывал на чувство эмпатии, и скорее наоборот, противился и убегал от него. Он сознательно выбрал сторону зла и наверное не стоит его причесывать 200 лет спустя, делая таким собирателем пониманий. Его и сегодня понимают единицы, пользуются миллионы из-за особенностей текущего момента.

Кшесинская Деметра   06.07.2021 14:47     Заявить о нарушении
Ой... Букв много, придется соответствовать и отвечать по кускам.
Поехали?
.

ДЕМЕТРА: Образ Бодлера переложенный через призму Пастернака еще одним поэтом, это даже не концентрат и не выжимка, скорее, вариация на тему синергии одного поэта двумя остальными.
.
\
«ПРИЗМЫ» Пастернака здесь нет и не было. Это исключительно Ваше видение – частное мнение. Абсолютно самостоятельная тема, вложенная в форму, которую использовал Блок и потом повторил Б.П.
.
\
ДЕМЕТРА: Если говорить о "пастернаковости" видения Бодлера...
.
\
НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ ни о пастернаковском видении, ни о блоковском – как первопричине звука.
Как в голову-то пришла такая странная мысль – видеть одно через призму другого?
Очень простым путем пошел читатель…
.
\

ДЕМЕТРА: То, в структуре повествования должна бы проявиться некая черта или мотив, позволяющий без авторской наводки читать текст, как фильтр Бориса Леонидовича.
.
\
Появиться должно быдло то, что появилось. И ничего больше. Всё, что кажется читателю, может появиться только у него самого, если он вздумает писать о чем бы то ни было.
.
\
ДЕМЕТРА: Но этого не происходит. Учитывая сложность парадигмы Бодлер-Пастернак-автор, сложно говорить и об ее наличии, и об ее отсутствии...
.
\
НИКАК не связан данный текст с темой Пастернака. Ни единой буквой. За фантазии читателя НИКАКОЙ автор никогда не в ответе.
Если уж на то пошло, то куда Читатель дел сложность парадигмы Бодлер – Блок – автор? Никуда? Мимо проскочил? И правильно сделал, потому как у каждого из… СВОЯ парадигма. Ну… такое тоже бывает, понимаете ли…
.
\
ДЕМЕТРА: Вспоминая вольницу Пастернака как переводчика, умудрившегося заколоть Дездемону, и положение оппозиции Бодлера не только к современности, но и к вообще творчеству, видится подобный опыт пропускания песка через фильтр воды не очень удачным..
.
\
НЕ НАДО ВСПОМИНАТЬ ТО, что в этом случае вспоминать не надо!
.
/
ДЕМЕТРА: По сути, не осталось ни Пастернака, ни Бодлера, ни их транзакции..А только вольная фантазия на тему обоих...
.
\

Н Е Т здесь Пастернака, голубушка! И быть не было даже в мыслях! Наконец-то капля здравого смысла – ИМЕННО ВОЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ на тему Ш.Б.
И, деточка, вопрос по стилю речи: «транзакция» - термин из области программирования, «трансакция» - слово, которое употребляется в политической, юридической и финансовой сфере.
У Вас, видимо, та самая вольная фантазия на тему слов, влетающих в одно ушко, чтобы выпорхнуть из другого?
.
\

ДЕМЕТРА: Ну немного по тексту...
.
\
Получилось МНОГО.
.

ДЕМЕТРА:
"Он спал...
Ему под ноги сквозняком
ложился ветер снов"...
Читается как красивая находка. А теперь о логистике клюквы. Если он спал, сквозняк дул из-под пола загробного мира? Или герой спит стоя, как лошадь? Если это сквозняк, он не может лечь, он может только длиться, даже в поэтической метафизике. Даже во сне...И метафора обрисовки сна снаружи и изнутри "он спал" ..."ложился ветер снов"...с такой экспозицией неубедительна и начинаешь не верить, предваряя этим ощущением всю околободлеровскую архитектонику. Бодлер был редкостный, почти что бытописатель, и помещение его в несвойственное ему окружение лишает образ релевантности...
.
\
«…Деточка… Все мы немножко лошади! Каждый из нас – по –своему лошадь…»
Вы потратили много букв совершенно напрасно, потому что… Вяземский в письме Путяте: « В поэзии говорят не то, что есть, а то, что КАЖЕТСЯ». Чёрт возьми, а вдруг он тоже был прав?
.
\
ДЕМЕТРА: Строка "Мозг не мог вместить разбитых болью строчек — Его переполняла пустота"..Если места не осталось..то как там могла внедриться пустота..и что тогда пустота ..как не аванс для своего заполнения хоть чем-то.. Солончак роз после лунного листопада тоже красивость отдаленно имеющая связь с бодлеровскими "Цветами.."
.
\
Вяземский в письме Путяте: « В поэзии говорят не то, что есть, а то, что КАЖЕТСЯ». Чёрт возьми, а вдруг он тоже был прав?

.
\
ДЕМЕТРА: Фраза "Он не кричал истошного "Прости!" по построению и семантике чем-то тянет на словесную озвучку старого немого кино, где фразы намеренно слагались в расчете на обывателя и мелодраматизм. Слишком экспрессивный эпитет "истошный" делает интонацию слова "Прости", которое даже дебилами (коим считали автора по приговору родни) произносится как правило с пониженной и гаснущей интонацией, лубочным.
.
\
Вяземский в письме Путяте: « В поэзии говорят не то, что есть, а то, что КАЖЕТСЯ». Чёрт возьми, а вдруг он тоже был прав?
.
\
ДЕМЕТРА: Выражение "обволакивала глушь" тоже условно верное с точки зрения стилистики. Не совсем понятен эпитет "пустое эхо". Если имелось ввиду малозначительное, не вызывающее резонанса, то это немного другой оттенок, чем отсутствие звука.
.
\
Если вы упорно не понимаете, что имеется ввиду, то стоит ли так много умничать, пытаясь расшифровать непонятное?
Читайте то, что Вам доступно!
.
\
ДЕМЕТРА: Не всегда удается поймать даже и осмысленность фраз, которые, наверное, должны передать уровень трагизма лирического героя. "Исчезнувшие годы били такт полуночного резкого движенья, И заливали душу пустотой". О такте, такт это сопровождение мелодии ударными инструментами, либо период времени в который происходят повторяющиеся события. А здесь речь идет о каком-то трансцендентном единичном резком движении. Если, допустим, лирический герой из-за событий прошлой жизни, вспоминая их очень часто в полночь вскакивал или делал что-то похожее, став каким-то психическим водоразделом между ночью и днем, это еще как-то можно принять.
Но это уже очень отдаленный вариант трактовки, который требует не просто чтения, а погружения в символику, очень далекую и от Бодлера, и от Пастернака, тем более. И не факт, что такая интерпретация строки закладывалась автором. Ну, наркотик пустоты, это уже третье явление мотива опустошенности. Вот за ним интересно наблюдать...
И вообщем, целостно, автор попробовал подать "страдающего поэта"..
.
\
Деметра, то , что кажется Вам при чтении, не надо выдавать за то, что «пробовал подать автор». А вдруг он пробовал совсем не то, что увиделось попробовать Вам?
\
ДЕМЕТРА: В то время как Бодлер почти никогда не рассчитывал на чувство эмпатии, и скорее наоборот, противился и убегал от него.
.
\
Он Вам по великому секрету сказал о том, на что он рассчитывал?
Чёрт, завидую, ийбога!
.
\

ДЕМЕТРА: Он сознательно выбрал сторону зла и наверное не стоит его причесывать 200 лет спустя, делая таким собирателем пониманий. Его и сегодня понимают единицы, пользуются миллионы из-за особенностей текущего момента.
.
\
Видимо, Вы – та самая единица (которая ноль и которая – кому она нужна, ибо голос Ия – тоньше писка?) которая… понимает Бодлера? Боги, о, боги мои! К чему мир-то приполз…
.
Деметра, Вы умничка, хорошо поработали и даже постарались произвести впечатление. Ничего, что всё – мимо нот, но труд Ваш не оценить невозможно, а потому СПАСИБО Вам за потраченное время, но… Глупее глупого пытаться объяснять непонимающему, что хотел сказать автор. Тут мне ближе Бальмонт: « Двух вещей я никогда не объясняю: своих поцелуев и своих стихов. Такое у меня правило.» У меня - такое же: не рыдаю, если кто-то чего-то не понял.
.
Прочитала Вашу «умняшку» на стихи Евгения Феодорова, стало Вас жаль, потому что Евг. Феодоров в поэзии – ЯВЛЕНИЕ бесспорное. А то, что Вам не всё доступно в литературе... это просто надо понять и принять, ибо, ибо… и такое имеет право на СУЩЕСТВОвание. Не грустите, читайте то, что Вам по зубам. И поменьше умствования – с эмпатией перебор, чесслово, хотя, конечно, без
зеркальных нейронов, которые находятся в коре головного мозга и позволяют отражать чувства и эмоции других живых существ, - не жисть!
\
Удачи, Деметра! И просьба нижайшая – дальнейший диалог невозможен. Прошу меня услышать и поберечь своё и чужое время.

Миоль   07.07.2021 15:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.