Бодлер. Сон
единственные, нужные. Прошли
и умерли... /Александр Блок/
…B горящий мозг
Вошли слова: любовь, несчастье, счастье,
Судьба, событье, похожденье, рок,
Случайность, фарс и фальшь. Bошли и вышли.
/Борис Пастернак/
Он спал…
Ему под ноги сквозняком
Ложился ветер снов.
Он спал и плакал.
Луна роняла желтые листы…
Бутоны красных роз покрыла соль
Истраченного в зное сердца. Мозг
Не мог вместить разбитых болью строчек –
Его переполняла пустота.
Он не кричал истошного «Прости!»
Ночному солнцу… Слов порвались связки
И горло обволакивала глушь.
Он спал и плакал…
Серый переулок
В пустое эхо превращал шаги.
Исчезнувшие годы били такт
Полуночного резкого движенья
И заливали душу пустотой,
Которая травила, как наркотик.
Он спал и плакал…
Желтая луна
Святила слезы янтарем небесным…
Фонарь насвистывал мотив пустой,
Раскачивая тени на асфальте
И приводил в смятение прохожих.
Забытые мечты всплывали вновь
Звенящей песней долгого рефрена,
Зловонье Сены вызывало спазм,
Кораблик отражался в нечистотах
И исчезал в мерцаньях темноты.
Вчера еще смеялись сквозняки
Над вечной нерешенною задачей,
В которой он хотел увидеть смысл.
Он верил жизни, от судьбы – бежал,
Слагал стихи, чтобы напиться страстью.
Его строка глушила тишину –
Кричали птицы, раненные песней
Безмолвья сна.
Он спал и плакал…
Суровых нитей прочная петля
Затягивала крепче в узел строчки,
Забвение вплетая в слово сказки,
Которую сулил тревожный сон.
Он черный цвет наполнил ароматом
Безумия и трепетности. Мрак
Был отраженьем миросозерцанья.
Рука его ли трогала сонет,
Когда вне ритма трепетало сердце,
Окурки рассыпались по столу,
А кофе обжигал, как нервы, – слово?
Он опрокидывал назад столетья,
Чтобы услышать голос бытия,
Затерянный в пустотах мирозданья,
И прятался за маску шутовства,
Чтобы сказать о суетности мира.
Он ненавидел золотой октябрь,
Который сто веков назад убил
Святую веру в добродетель душ
И навсегда печалью сон пометил,
Которой горче были только слезы.
Из года в год не забывался день,
Из года в год лечить пытался рану
И не просил у жизни ничего,
Когда потери стали очевидны.
Ему достался снова белый лист –
Он заполнял его неторопливо,
Тень прошлого оставив за спиной.
Его ночами мучили кошмары:
Светила полупьяная луна
И звезды хохотали над распятьем…
А утром сатана его будил,
Чтоб выгнать прочь в казенные чертоги.
Он возвращался вечером домой,
И забывал дневное представленье.
Ложилась кошка возле изголовья
Грассировала песни под сурдинку,
А он ее мурлыканью внимал
И улетал в свои воспоминанья,
Где Лейли и Меджнун слагали песнь –
Где высыхали расставанья слезы,
Круг меловой засыпанных границ
За складкой паранджи не прятал контур
И сердце не томилось на песке,
Пронзенное стрелою Тамерлана.
Что было там еще? Шел Менестрель
По бездорожью сумрачного мира,
Нарушив песней звуки тишины,
В которой отражалось эхо песни.
Сегодня эти давние шаги
Не возмущали сонного теченья.
Сегодня с крыш стекали пыль и грязь,
Размытые дождем начала лета.
Монмартр сверкал витринами, манил
Зайти туда-сюда ночных прохожих.
Цветочницы стояли у моста
И предлагали путникам букеты.
Он оглянулся на зимы каприз –
Зачем в ночи зажглось цветов сиянье,
Забыть которое не хватит сил?
Он убивал в себе земную память,
Готовую все цепи разорвать,
Освобождая солнце из-за тучи.
Он ненавидел радугу зимой
И ненавидел ненависть до боли,
Которую он ненавидел тоже.
Еще вчера, в рожденья светлый час,
Совсем не помышляя о возможном,
Его поздравил ночью херувим,
Случайно пролетавший над селеньем,
Крыла узревший белый силуэт…
В ночи с тех пор навек остались крылья.
Он многозвучий пробовал каскад
На цвет и запах. Песен он хотел –
Не тех, забытых, – новых совершенно!
И он взрастил в себе желанный звук,
Которому другие поклонялись.
Его переполняла пустота,
Когда миряне, звук его вкушая,
Единогласно признавали: Бог.
А до утра осталось так немного…
Позволить ли себе живого сна,
Желанного среди дождей осенних?
Плыла луна высоко над водой,
Янтарные роняя капли в Сену.
Часы слагались в мысли о судьбе,
Которую хотелось ненавидеть.
Размыла дымка Лувра силуэт…
Еще вчера был контур безупречен.
Он спал и плакал…
8 – 10. 10.2010
Бодлер. Сон. Вариации
Во сне я плачу…
Зловонье Сены душит –
Стихи протухли?
Изнанка страха –
Когда вне ритма сердце –
Чернее жути.
Тень прошлого осталась,
И вкус, и запах…
Цветами зла осыплю
Земли чертоги.
27.10.2010
Рецензия на «Бодлер. Сон»
Вы знаете, Ольга, я от изумления растеряла все слова. Вот эти десять строчек (я помню их в оригинале, правда не дословно), довольно-таки убогие, вдохновили Вас на ТАКОЕ? Да один Ваш рефрен "Он спал и плакал" стоит всего бодлеровского стиха. При моей патологической любви к французской культуре вообще, вынуждена признать, что наша поэзия - многократно сильнее и выразительнее.
С уважением и благодарностью,
Светлана Бестужева-Лада 30.03.2011 01:50
Свидетельство о публикации №115111905082
Ну немного по тексту...
"Он спал...
Ему под ноги сквозняком
ложился ветер снов"...
Читается как красивая находка. А теперь о логистике клюквы. Если он спал, сквозняк дул из-под пола загробного мира? Или герой спит стоя, как лошадь? Если это сквозняк, он не может лечь, он может только длиться, даже в поэтической метафизике. Даже во сне...И метафора обрисовки сна снаружи и изнутри "он спал" ..."ложился ветер снов"...с такой экспозицией неубедительна и начинаешь не верить, предваряя этим ощущением всю околободлеровскую архитектонику. Бодлер был редкостный, почти что бытописатель, и помещение его в несвойственное ему окружение лишает образ релевантности...
Строка "Мозг не мог вместить разбитых болью строчек — Его переполняла пустота"..Если места не осталось..то как там могла внедриться пустота..и что тогда пустота ..как не аванс для своего заполнения хоть чем-то.. Солончак роз после лунного листопада тоже красивость отдаленно имеющая связь с бодлеровскими "Цветами.."
Фраза "Он не кричал истошного "Прости!" по построению и семантике чем-то тянет на словесную озвучку старого немого кино, где фразы намеренно слагались в расчете на обывателя и мелодраматизм. Слишком экспрессивный эпитет "истошный" делает интонацию слова "Прости", которое даже дебилами (коим считали автора по приговору родни) произносится как правило с пониженной и гаснущей интонацией, лубочным.
Выражение "обволакивала глушь" тоже условно верное с точки зрения стилистики. Не совсем понятен эпитет "пустое эхо". Если имелось ввиду малозначительное, не вызывающее резонанса, то это немного другой оттенок, чем отсутствие звука.
Не всегда удается поймать даже и осмысленность фраз, которые, наверное, должны передать уровень трагизма лирического героя. "Исчезнувшие годы били такт полуночного резкого движенья, И заливали душу пустотой". О такте, такт это сопровождение мелодии ударными инструментами, либо период времени в который происходят повторяющиеся события. А здесь речь идет о каком-то трансцендентном единичном резком движении. Если, допустим, лирический герой из-за событий прошлой жизни, вспоминая их очень часто в полночь вскакивал или делал что-то похожее, став каким-то психическим водоразделом между ночью и днем, это еще как-то можно принять. Но это уже очень отдаленный вариант трактовки, который требует не просто чтения, а погружения в символику, очень далекую и от Бодлера, и от Пастернака, тем более. И не факт, что такая интерпретация строки закладывалась автором. Ну, наркотик пустоты, это уже третье явление мотива опустошенности. Вот за ним интересно наблюдать...
И вообщем, целостно, автор попробовал подать "страдающего поэта"..В то время как Бодлер почти никогда не рассчитывал на чувство эмпатии, и скорее наоборот, противился и убегал от него. Он сознательно выбрал сторону зла и наверное не стоит его причесывать 200 лет спустя, делая таким собирателем пониманий. Его и сегодня понимают единицы, пользуются миллионы из-за особенностей текущего момента.
Кшесинская Деметра 06.07.2021 14:47 Заявить о нарушении
Поехали?
.
ДЕМЕТРА: Образ Бодлера переложенный через призму Пастернака еще одним поэтом, это даже не концентрат и не выжимка, скорее, вариация на тему синергии одного поэта двумя остальными.
.
\
«ПРИЗМЫ» Пастернака здесь нет и не было. Это исключительно Ваше видение – частное мнение. Абсолютно самостоятельная тема, вложенная в форму, которую использовал Блок и потом повторил Б.П.
.
\
ДЕМЕТРА: Если говорить о "пастернаковости" видения Бодлера...
.
\
НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ ни о пастернаковском видении, ни о блоковском – как первопричине звука.
Как в голову-то пришла такая странная мысль – видеть одно через призму другого?
Очень простым путем пошел читатель…
.
\
ДЕМЕТРА: То, в структуре повествования должна бы проявиться некая черта или мотив, позволяющий без авторской наводки читать текст, как фильтр Бориса Леонидовича.
.
\
Появиться должно быдло то, что появилось. И ничего больше. Всё, что кажется читателю, может появиться только у него самого, если он вздумает писать о чем бы то ни было.
.
\
ДЕМЕТРА: Но этого не происходит. Учитывая сложность парадигмы Бодлер-Пастернак-автор, сложно говорить и об ее наличии, и об ее отсутствии...
.
\
НИКАК не связан данный текст с темой Пастернака. Ни единой буквой. За фантазии читателя НИКАКОЙ автор никогда не в ответе.
Если уж на то пошло, то куда Читатель дел сложность парадигмы Бодлер – Блок – автор? Никуда? Мимо проскочил? И правильно сделал, потому как у каждого из… СВОЯ парадигма. Ну… такое тоже бывает, понимаете ли…
.
\
ДЕМЕТРА: Вспоминая вольницу Пастернака как переводчика, умудрившегося заколоть Дездемону, и положение оппозиции Бодлера не только к современности, но и к вообще творчеству, видится подобный опыт пропускания песка через фильтр воды не очень удачным..
.
\
НЕ НАДО ВСПОМИНАТЬ ТО, что в этом случае вспоминать не надо!
.
/
ДЕМЕТРА: По сути, не осталось ни Пастернака, ни Бодлера, ни их транзакции..А только вольная фантазия на тему обоих...
.
\
Н Е Т здесь Пастернака, голубушка! И быть не было даже в мыслях! Наконец-то капля здравого смысла – ИМЕННО ВОЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ на тему Ш.Б.
И, деточка, вопрос по стилю речи: «транзакция» - термин из области программирования, «трансакция» - слово, которое употребляется в политической, юридической и финансовой сфере.
У Вас, видимо, та самая вольная фантазия на тему слов, влетающих в одно ушко, чтобы выпорхнуть из другого?
.
\
ДЕМЕТРА: Ну немного по тексту...
.
\
Получилось МНОГО.
.
ДЕМЕТРА:
"Он спал...
Ему под ноги сквозняком
ложился ветер снов"...
Читается как красивая находка. А теперь о логистике клюквы. Если он спал, сквозняк дул из-под пола загробного мира? Или герой спит стоя, как лошадь? Если это сквозняк, он не может лечь, он может только длиться, даже в поэтической метафизике. Даже во сне...И метафора обрисовки сна снаружи и изнутри "он спал" ..."ложился ветер снов"...с такой экспозицией неубедительна и начинаешь не верить, предваряя этим ощущением всю околободлеровскую архитектонику. Бодлер был редкостный, почти что бытописатель, и помещение его в несвойственное ему окружение лишает образ релевантности...
.
\
«…Деточка… Все мы немножко лошади! Каждый из нас – по –своему лошадь…»
Вы потратили много букв совершенно напрасно, потому что… Вяземский в письме Путяте: « В поэзии говорят не то, что есть, а то, что КАЖЕТСЯ». Чёрт возьми, а вдруг он тоже был прав?
.
\
ДЕМЕТРА: Строка "Мозг не мог вместить разбитых болью строчек — Его переполняла пустота"..Если места не осталось..то как там могла внедриться пустота..и что тогда пустота ..как не аванс для своего заполнения хоть чем-то.. Солончак роз после лунного листопада тоже красивость отдаленно имеющая связь с бодлеровскими "Цветами.."
.
\
Вяземский в письме Путяте: « В поэзии говорят не то, что есть, а то, что КАЖЕТСЯ». Чёрт возьми, а вдруг он тоже был прав?
.
\
ДЕМЕТРА: Фраза "Он не кричал истошного "Прости!" по построению и семантике чем-то тянет на словесную озвучку старого немого кино, где фразы намеренно слагались в расчете на обывателя и мелодраматизм. Слишком экспрессивный эпитет "истошный" делает интонацию слова "Прости", которое даже дебилами (коим считали автора по приговору родни) произносится как правило с пониженной и гаснущей интонацией, лубочным.
.
\
Вяземский в письме Путяте: « В поэзии говорят не то, что есть, а то, что КАЖЕТСЯ». Чёрт возьми, а вдруг он тоже был прав?
.
\
ДЕМЕТРА: Выражение "обволакивала глушь" тоже условно верное с точки зрения стилистики. Не совсем понятен эпитет "пустое эхо". Если имелось ввиду малозначительное, не вызывающее резонанса, то это немного другой оттенок, чем отсутствие звука.
.
\
Если вы упорно не понимаете, что имеется ввиду, то стоит ли так много умничать, пытаясь расшифровать непонятное?
Читайте то, что Вам доступно!
.
\
ДЕМЕТРА: Не всегда удается поймать даже и осмысленность фраз, которые, наверное, должны передать уровень трагизма лирического героя. "Исчезнувшие годы били такт полуночного резкого движенья, И заливали душу пустотой". О такте, такт это сопровождение мелодии ударными инструментами, либо период времени в который происходят повторяющиеся события. А здесь речь идет о каком-то трансцендентном единичном резком движении. Если, допустим, лирический герой из-за событий прошлой жизни, вспоминая их очень часто в полночь вскакивал или делал что-то похожее, став каким-то психическим водоразделом между ночью и днем, это еще как-то можно принять.
Но это уже очень отдаленный вариант трактовки, который требует не просто чтения, а погружения в символику, очень далекую и от Бодлера, и от Пастернака, тем более. И не факт, что такая интерпретация строки закладывалась автором. Ну, наркотик пустоты, это уже третье явление мотива опустошенности. Вот за ним интересно наблюдать...
И вообщем, целостно, автор попробовал подать "страдающего поэта"..
.
\
Деметра, то , что кажется Вам при чтении, не надо выдавать за то, что «пробовал подать автор». А вдруг он пробовал совсем не то, что увиделось попробовать Вам?
\
ДЕМЕТРА: В то время как Бодлер почти никогда не рассчитывал на чувство эмпатии, и скорее наоборот, противился и убегал от него.
.
\
Он Вам по великому секрету сказал о том, на что он рассчитывал?
Чёрт, завидую, ийбога!
.
\
ДЕМЕТРА: Он сознательно выбрал сторону зла и наверное не стоит его причесывать 200 лет спустя, делая таким собирателем пониманий. Его и сегодня понимают единицы, пользуются миллионы из-за особенностей текущего момента.
.
\
Видимо, Вы – та самая единица (которая ноль и которая – кому она нужна, ибо голос Ия – тоньше писка?) которая… понимает Бодлера? Боги, о, боги мои! К чему мир-то приполз…
.
Деметра, Вы умничка, хорошо поработали и даже постарались произвести впечатление. Ничего, что всё – мимо нот, но труд Ваш не оценить невозможно, а потому СПАСИБО Вам за потраченное время, но… Глупее глупого пытаться объяснять непонимающему, что хотел сказать автор. Тут мне ближе Бальмонт: « Двух вещей я никогда не объясняю: своих поцелуев и своих стихов. Такое у меня правило.» У меня - такое же: не рыдаю, если кто-то чего-то не понял.
.
Прочитала Вашу «умняшку» на стихи Евгения Феодорова, стало Вас жаль, потому что Евг. Феодоров в поэзии – ЯВЛЕНИЕ бесспорное. А то, что Вам не всё доступно в литературе... это просто надо понять и принять, ибо, ибо… и такое имеет право на СУЩЕСТВОвание. Не грустите, читайте то, что Вам по зубам. И поменьше умствования – с эмпатией перебор, чесслово, хотя, конечно, без
зеркальных нейронов, которые находятся в коре головного мозга и позволяют отражать чувства и эмоции других живых существ, - не жисть!
\
Удачи, Деметра! И просьба нижайшая – дальнейший диалог невозможен. Прошу меня услышать и поберечь своё и чужое время.
Миоль 07.07.2021 15:29 Заявить о нарушении