Мангуп-кале. Детский плач
В бессчётный раз посеребрит
Руину цитадели на скале
Над чернотой долин – Мангуп-кале,
И тот, кто здесь заночевал, не веря слухам,
С неупокоенным столкнуться может духом.
Давно, уже который век,
Бывает, слышит человек
(Рассказывают это, не шутя),
Как плачет в темноте глухой дитя,
Но лучше не спешить на одинокий голос:
Он заведет легко за край обрыва, в пропасть.
Пять долгих месяцев подряд
Турецкий осаждал отряд
Твердыню Феодоро, наконец
Защитников провел паша-хитрец:
Его уловка с отступленьем войска ложным
Паденье города и сделала возможным.
Ворота настежь, кончен бой
Немилосердною резнёй,
Жизнь многих тысяч страшно пресеклась.
Гласит преданье: пал, сражаясь, князь,
И гибели шагнул в объятия последним
Сам в пропасть бросившийся маленький наследник.
С тех пор промчалось много лет.
Старинной были явствен след,
Но временем, что не впустую шло,
Он полустёрт уж и порос быльём.
В закатные часы подкрашенные красным,
Руины предстают таинственно-прекрасны,
И, наслаждаясь всей душой
Спокойствием и красотой,
На грани гаснущего дня и тьмы
Заметить вовсе не стремимся мы:
Не алостью зари как будто бы омыты,
Но кровью павших всё сочатся эти плиты.
Разумно ли страдать о том,
Что кануло давным-давно?
Предать забвенью прошлое пора.
Но, будь то дух, или сама гора
Из сердца каменного стоны исторгает, -
Рыданье тишину внезапно нарушает.
Должно быть, в назиданье нам
Ребёнок плачет по ночам,
Когда луна в зените, на скале,
В развалинах пустых Мангуп-кале,
Заставив вспомнить вдруг, что и сейчас на свете,
Совсем как встарь, творится зло, и гибнут дети.
18.11.2015
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
Призрак Мангуп-кале.
В Крыму, в окрестностях Бахчисарая среди живописных таинственных развалин древних пещерных городов выделяется величественная руина Феодоритской цитадели, ныне известная под своим последним именем – Мангуп-кале. История крепости уходит в глубокое прошлое. Дошедшие до наших дней городские ворота украшены резьбой, символы которой позволяют исследователям говорить о том, что, вероятно, этот город на высокой горе был построен еще обитавшими здесь когда-то славянскими племенами.
В 12-15 веках город был столицей православного княжества Феодоро (Крымская Готия), сметенного с лица земли турками-османами. В 1475 году турки пять месяцев осаждали последний оплот феодорийцев, овладев же им в конце концов с помощью хитрости, устроили в городе, население которого равнялось примерно 15-ти тысячам человек, страшную резню. До сих пор на Мангупе находят пещеры, забитые доверху изувеченными скелетами. Турки мстили защитникам за их ожесточенное героическое сопротивление, в ходе которого погиб весь янычарский корпус и еще много турецких воинов. Уцелевших жителей продали в рабство, город опустел.
Последний князь Феодоро Александр был взят в плен с маленьким сыном и отвезен к султану. Князя предали казни, княжича не тронули и оставили жить при султанском дворе на правах заложника-аманата. Малолетних знатных заложников и пленников турки обращали в ислам и воспитывали в духе религиозного фанатизма, делая из них на будущее верных слуг Порты. Через несколько лет после казни пленного князя Александра казнили и его победителя, Гедик Ахмед-пашу, который стал неугоден султану Баязиду II.
Разоренную столицу Феодоро турки перестроили и дали крепости новое имя – Мангуп-кале. К 18-тому веку значение крепости осталось в прошлом, наконец ее покинули и турки, и последние обитатели – караимы (1790 год). Мангуп-кале стал мертвым городом. Ныне это развалины, чрезвычайно привлекательные для историков и туристов.
Трудно сказать, когда в окрестностях Мангуп-кале появилась легенда о призраке маленького мальчика, плачущего по ночам на развалинах крепости. Легенда имеет варианты, по одной из версий это неупокоенный дух княжича, который в том роковом кровавом 1475 году избежал турецкого плена, выбрав самоубийство.
Туристы, ночевавшие на вершине Мангупа, утверждают, что в самом деле слышали звуки, похожие на плач. Есть предположение, что это и не выдумка, и не действие сверхъестественных сил: на Мангупе много расщелин, трещин, пещер, рукотворных и природных, вот в них-то и завывает ветер, что особенно слышно в ночной тишине. К тому же на звукообразование особенным образом влияют перепады дневных и ночных температур. Ночью на необитаемых развалинах подобные звуки, конечно, могут произвести сильное впечатление и даже всерьез напугать, что, видимо, и случилось с двумя туристами в 1960-х годах, для которых ночевка на Мангупе, как об этом рассказывают, закончилась душевной травмой и больницей. Говорят, один из них, когда его нашли, не уставал повторять: «Он все время плачет».
Конечно, любителям мистики нравится верить в то, что те бедняги в самом деле встретили призрака, что призрак – это не досужая выдумка. С другой стороны, даже люди вполне здравомыслящие не отрицают, что энергия мест, в прошлом которых есть такие кровавые страницы, как в прошлом цитадели Мангуп-кале, - не самое лучшее, с чем может столкнуться человек.
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
Сборник всех легенд о мангупском мальчике, включая упоминание о догадливом преподавателе, который выдумал призрак, чтобы припугнуть своих юных шустрых подопечных и не дать им слишком резвиться на развалинах с риском переломать себе руки и ноги:
http://neattt.narod.ru/history/dorogi/mangup3.html
Очень красивые фото Мангуп-кале и окрестностей зимой:
http://www.liveinternet.ru/users/4768613/post299271816
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
Свидетельство о публикации №115111902789
Музаффар Хайдаров 2 09.12.2015 13:55 Заявить о нарушении
Я непременно зайду к вам, поскольку читала ваши стихи несколько впопыхах, а они стоят большего. Кое-что меня зацепило. К тому же в виду нового конкурсного задания (касыда) есть о чем подумать, а в восточных жанрах никто практически не пишет. Так что не прощаюсь. Всего доброго. )))
Ирина Воропаева 13.12.2015 21:40 Заявить о нарушении