Путник. Гариф Ахунов

Совсем юный путник спешит с маленьким узелком за плечами в большую человеческую жизнь. Он еще не знает, что в его узелке лежит «клад».
А пока весенний воздух арской дороги несет запахи сырости, испарений земли, прошлогодних трав и откуда-то тянет дымом горящей соломы.
Вот и прошел он весенний лес своих первых юношеских рассказов, а в поле аксакалы уже по пояс взрастили, как хлеб, свои яркие произведения.
Миновала пора сенокоса. Отгремели сабантуи… Щемящая  непроходящая тоска по родному дому заставляла его вновь и вновь мысленно возвращаться на свою родину.
Что вынашивало его сердце? Как готовился он к первому серьёзному экзамену на духовную зрелость и мастерство?
Пришла пора развязать узелок.
Долго он сидел молча, вспоминая детство, как, выбегая вместе с друзьями под потоки дождя,  кричал, захлёбываясь от восторга, заклиная: «Дождик, дождик, перестань…».
И вдруг из-за спины появилась Мунавара со сползшей на плечи косынкой, внимательно всматриваясь в его озарённое вдохновением лицо, как бы спрашивая: «Долго ли мне сидеть у окна, подставив руки под нежаркие лучи солнца? Душа моя волнуется без моего любимого Арслана…»
Он – то знал, что в глубине ещё теплого пепла в угасающем очаге вспыхивает жаркая искра, и  подуй  мощный и свежий ветер – тотчас превратится та искра в большое и глубокое пламя; согреет оно не только двоих, но всех, кто близко прильнет к нему, – щедрое, радостное, счастливое.
Счастье… Говорят, иногда несчастье – лишь предвестник его…
С болью в сердце отвечает он Мунаваре: «Вы – два путника на разных берегах широкой, неистовой реки. Вы так близки и так далеки друг от друга. Каждый в этой жизни пытается найти свой клад. Одним это удается, другие  об этом даже не подозревают, а третьи проходят мимо… Поспеши домой, тебя ждут твои дети!»
Впереди еще долгий  творческий путь к тому, самому главному, слову, которое скажет он своему народу. И не ошибся автор, говоря, что  «Дочь Волги» написать мог только он, потому что думал о романе и днем и ночью, переживал его как личную судьбу.
Не спал и Габбас-мулла, сон бежал от него. Он прислушивался, не раздастся ли в доме долгожданный звук, голос только что появившейся на свет жизни –  Нурии…
И раскроется нам изнутри, через неповторимый образ «Дочери Волги», жизнь татарского народа начала XX  века.
Поднялся земляк Тукая и ушел неслышно, оставляя нам ответы на главные вопросы своего времени.

2005

Биографическая справка

Родился 18 сентября 1925;г. в д. Учили Арского района в многодетной крестьянской семье, которая рано лишилась отца-кормильца: первого председателя колхоза, организованного в деревне Учили, коммуниста Ахунзяна (отца Гарифа) убили кулаки.
Основы грамоты постигал в школе-семилетке д. Казанбаш, позже получил образование в Арском педагогическом училище, которое окончил в 1947;году.
В 1947 году он становится студентом историко-филологического факультета Казанского государственного университета и в 1952 году успешно его заканчивает.
По окончании университета работает в редакции журнала «Совет эдэбияты» («Советская литература»).
С 1956 по 1968 годы проживает в Альметьевске, становится ответственным секретарём отделения Союза писателей Татарской АССР. В этот период Ахунов пишет свои основные произведения.
В 1957;г. становится членом Союза писателей СССР.
В 1968;г. Ахунов вернулся в Казань, где с 1971 по 1974 ;гг. работал главным редактором журнала «Казан утлары».
Г. Ахунов очень активен и в общественной жизни. С 1969 года он — член КПСС. Был делегатом XXV и XXVI съездов партии, II, III, IV съездов писателей РСФСР, V, VI и VII съездов писателей СССР. Депутат Верховного Совета СССР девятого и десятого созывов.
В 1973;г. за роман «Клад» и повесть «Ядро ореха» писатель награждён премией Татарской АССР имени Г. Тукая.
В 1974—1984;гг. Ахунов — председатель Союза писателей ТАССР, в 1987—1991;гг. — председатель Фонда культуры Татарстана.
В 1993;г. Ахунов был удостоен звания «Народный писатель Татарстана».
Умер 4 июня 2000 года, похоронен в Арске.

Фото из архива Ольги Левадной
Ольга Левадная, Гариф Ахунов


Рецензии