мст 254. Первое слово
Когда коснулась пальцем лба сурово,
В душе слепое шевельнулось слово.
Но был тяжёл и скован мой язык.
Проснулся разум, силясь превозмочь
Беспомощность великого немотства.
И ощутив вселенское сиротство,
Душа на время погрузилась в ночь.
В смятении и ужасе рвалась,
Пытаясь вспомнить, что когда-то знала.
И вдруг багрово и кроваво-ало
Ночная пелена пред ней зажглась.
Металось пламя. Мне глаза ожгло.
Струилась память… Обрывалась снова…
Сдавило горло каменное слово.
И судорогой губы мне свело.
И показалось в этот страшный миг,
Что задохнусь и лягу без движенья.
И началось в кромешный мрак скольженье.
Но вспыхнул свет. И в тишине возник,
Сдавив гортань в последнем напряженье,
Отчаянный, но полный смысла крик.
2004 год. Из книги "Между светом и тьмой" (2004)
Свидетельство о публикации №115111700185
А вот теперь (Простите! Простите!) - несколько "критических" слов - сразу же меня следует послать "на фиг" (критиковать стихи - а тем более такие сильные, как это - нельзя).
Поэтому - даже не в порядке "критики", а в порядке моего (сугубо личного - может быть, ошибочного) раздумья.
Вот - сильные по накалу эмоций и красивые по образности стихи. С формально литературной точки зрения - великолепно!
Почему возникает только "эстетическое", "интеллектуальное" восприятие прочитанного, и нет восприятия на уровне души? (Я - только о личном восприятии).
А потому, что героиня о сути глубинной проблемы (проблемы её жизни!) - даже не намекнула. Только - о "реакции" и "проявлениях". А повод - в чём?
И откуда такой накал эмоций в стихах? Я (читатель) чему должен сопереживать?
Отчаянью и "выбросу" в крик внутренней энергии героини? Да не вопрос - сопереживаю (абстрактно), как абстрактны (для меня - читателя) отчаянье и эмоции героини.
Такие эмоции и образы НЕ МОГУТ быть рождены в душе ребёнка (практически младенца) при произнесении первого слова или крика (например - слово "мама", или "баба") - где здесь "место" для такого "накала"?. Но повод, наверняка, есть - какой-то другой.
Поверить в такие образы в душе МЛАДЕНЦА-человека, произносящего первое в своей жизни слово или звук, - не представляется возможным при всём уважении к неординарности личности героини стиха.
Уверен - у любого даже самого "абстрактно образного" стихотворения есть вполне конкретный ("земной", самый "житейский") повод для написания.
Какое событие в жизни (реальной, взрослой жизни - чувства и эмоции, образы стиха - вполне взрослые) вызвало это "воспоминание" (связь) с первым словом?
Не было такого - ну, значит не было. А что было? Почему родилось именно сейчас (во взрослой жизни -в конкретный период, не чуть раньше, не чуть позже) именно это стихотворение-"воспоминание".
Хотя бы намекните - и будет "совсем другая история" и другое впечатление на читателя.
Оно будет не лучше и не хуже того впечатления, которое есть сейчас.
Но оно (впечатление) будет - живое, о жизни.
Как это сделать? - я не знаю (я и самой родившей эти стихи проблемы не знаю).
Надо ли это делать? - решать только Вам.
Ещё раз - стихи великолепные! Именно поэтому я так "въедлив". У этого стиха - огромный потенциал, если станет понятным источник таких "взрослых" эмоций героини, сопоставимых по значимости с первым словом, первым звуком!
Мои слова - от искреннего уважения к Вам, как автору (с робкой надеждой, что Вы великодушно простите мне это "вторжение" и моё "занудство").
Кто бы и что бы ни говорил (в том числе - мои слова) ----- Вам - виднее, какие пределы откровенности автора (о жизни своих героев) допустимы при написании стихов.
Простите, если я - ПРОСТО НЕ ПОНЯЛ НИЧЕГО, Ну, - не сумел.
Надеюсь на Ваше понимание искренности моего отношения к Вам и Вашу доброту.
С уважением и теплом,
Владимир Глебович Сапков 17.11.2015 15:36 Заявить о нарушении
Первый: что явилось поводом для написания. Вы можете мне не поверить, но первое моё воспоминание о себе - краткое и малозначительное - относится к возрасту около 6-ти месяцев от роду. Чуть позже было ещё два таких же незначительных момента, которые почему-то остались у меня в памяти. А дальше - первое слово. История довольно драматичная и смешная одновременно. Не буду утомлять Вас подробностями, но уверяю Вас, что помню всё совершенно отчётливо - все свои ощущения, чувства и мысли (не удивляйтесь, именно мысли словами, хотя говорить я ещё не умела, как Вы понимаете). Думаю, что ситуация была такой для меня, что вызвала сильнейший стресс. Отсюда и результат. Достаточно сказать, что первым моим словом было истошное "кавуль!!!" ("караул!!!") :))). А то, как училась ходить и прочее, помню, как сейчас. :) Извините, что рассказываю так подробно, но Вы сами "напросились" :)))
Ну, вот и решила я попробовать написать об этом стихи. Попробовала. Результат перед Вами. Старалась передать в стихах всё как можно точнее и подробнее. Кстати, Вы совершенно правы, стихи - и мои, в частности - появляются из самых обычных вещей и событий.
Почему именно в тот момент написала - не знаю. Наверное, пришло время, что-то сложилось... Кстати, о лирическом герое. Что-то последнее время только об этом и приходится говорить. :) Но тут я скажу замечательными словами Михаила Сонькина, перефразировавшего Флобера, которые хочу присвоить: "мои стихи - это я".
Теперь о том, что стихи непонятны. Даже не знаю, что и сказать... а, тем более, сделать. Сейчас, перечитывая эти довольно давние стихи, думаю, что смысл в них, может быть, всё-таки шире, чем частный случай из моей жизни... Или нет? Во всяком случае, я непременно серьёзно обдумаю Ваши слова, Володя, и либо переделаю что-то, либо оставлю всё, как есть.
Ещё раз - моя благодарность за Ваше внимание к моим стихам и мои извинения за вынужденное изложение сугубо личных моментов жизни.
Володя, прошу Вас, если появятся замечания или вопросы ко мне и желание их высказать, не стесняйтесь, буду рада. С искренним уважением и сердечным теплом - Елена.
Елена Зернова 17.11.2015 22:42 Заявить о нарушении
Теперь - что же делать со стихом? По-моему - пока ничего не делать.
"Это" должно придти к Вам так же спонтанно, как пришло спонтанное желание написать именно об этом эпизоде жизни.
А стих - очень сильный. (Поэтому и верю в силу воспоминаний о детстве).
Если бы удалось немного приоткрыть "завесу тайны событий", как это сделали Вы в своём ответе (прозой), но в самом стихотворении, то это было бы очень круто!
Но "это" должно созреть, чтобы стих "не рассыпался" на две неравноценные части (эмоции - и "введение" в суть события).
Быть может - со временем...
С уважением и теплом,
Владимир Глебович Сапков 17.11.2015 23:38 Заявить о нарушении
Елена Зернова 18.11.2015 00:26 Заявить о нарушении