Глава 48 Слово к Богу из глубин сердца

1

О Господи, к Могучему и Необъятному, к Тебе,
К несотворенному и неизменному в величии своeм,
К родителю неизъяснимой Славы Сына Твоего,
К недремлющему и всевидящему я обращаюсь вновь:
Явись перед детьми земными и детьми небес
И милосердием своим меня, отверженного, оправдай,
Да вышних песнями и хороводами отпраздновать вели
Моe прощение и к жизни возвращение моe;
Да словом всепрощения Твоим благослови и возвести,
Что я, умерший, снова жив;
Да благость волею Твоей мне объяви
Всем сущим прославляемый, о Ты,
Да имя неизреченное себе Ты обрети,
А мне же, злополучному, – спасенье подтверди.
Да уничтожь письмо заемное, что обвинит меня,
Смой крови каплями возлюбленного Сына Твоего
Тот смертный приговор моей душе,
Да начертай уверенность в спасении моeм, 
Христа обильной кровью подкрепив,
Да чудо сострадания на брачном пиршестве родного Сына Твоего яви, 
Не затворяй передо мной, взыскующим Тебя,
Завесу и пути в Твой жизни преисполненный чертог.
Не отделяй меня от всех, на пир Тобою званных и Милостей Твоих их не лишай,
Не прячь в хранилище своем скоп всех неправедных грехов моих,
И мерзости мои в сокровищницу Благостей Твоих не заключай,
И застарелых ран грехов моих в порочном теле не скрывай.
Не дозволяй смердящим гноем язвинам моим
Сгноить меня живьeм, - от них погибнуть мне,
Но словом состраданья Твоего очисть растленного меня,
Избавь меня и изнуряющий недуг мой исцели,
Поскольку я к выздоровлению готов.
И для огромной язвы, о Отец, мне снадобье могучее найди,
А от погибели жестокой мне спасение благое подари,
Да потому, о Господи Душелюбивый, что предан я Тебе,
И ведь когда всего за раз я тьмы грехов вершу,
Не буду вовсе ведь греховным я сочтен,
О Благодетельный Податель жизни Ты моей,
Поскольку уповаю на Твою дарящую надежду благодать,
Поскольку "тот правде следует, кто ведает Тебя,
И тот бессмертие наследует, кто исповедует Тебя",
Как прежде написал о том мудрец: 
"Столь безгранично и Твоe могущество над всем,
Что позволяет миловать нас всех".

2
 
Молитву упований Соломона за образец себе я взял,
Поскольку грешника я большего другого не нашeл,
Который со стези сойдя благой, сопутною моей пошeл. 
Сперва наследником любимым был,
Затем заклятым чужаком он стал,
Сперва посредником он был благим
Меж богом и меж племенем своим,
Затем причиною раздоров разных стал,
Сперва он жизни был закон,
Затем он смерти стал залог,
Он службу Вышнему поправ,
Чужого бога возлюбил.
Он миротворец, сеющий раздор,
Он притесняющий всех без нужды,
Он голода не ведающий вор,
Он баловень ропчущий на всe,
Изнеженный беглец,
Отступник богохульствующий он,
И безнаказанный преступник он,
Хулитель в неге выращенный он,
Сын, ненавидящий Отца,
Предавший не один завет,
Он Моисея поноситель, не знающий святынь,
И заблуждающийся он мудрец,
Всезнающий законов нарушитель он,
И каяльщик, объятый он стыдом,
Колеблющийся исповедник он,
Молящийся на идолов фанат, апологет;
И обращенье запоздалое ведь он,
Принятие непонятое он,
И примирение сомнительное он,
Грядущим предостереженье он,
Недостоверное спасенье он,
И полное сомненья обретение души, 
Былого царства сохранившаяся часть.
И пленник обольщенный он,
И грешник ведь полуспасенный он,
Самопредатель, нелюдь и безумец он,
Мыслитель, впавший в заблужденья он.
В речах, им изглаголанных, однако, о себе,
Как - человеке, погубившем самого себя,
Чувств двойственность присутствует всегда:
С насмешкой едкой смешан плач,
С великим осужденьем смешана ничтожная хвала,
Язвительности полная издевка – в покаяние влита.
Людей всех возрастов он Словом к совершенству побуждал,
А сам, заблудший вовсе, на устах у всех
Стенанья скорбные и жалость вызывал.

3
 
Смятенный и недоуменный я в отчаяньи дивлюсь:
Что ж будет ведь со мной, коль столько ошибался он?
И как он пал возвысившийся столь?
Как утвердившийся поколебался он?
И как разрушилось созижденное им?
Как близкий он смог стать таким чужим?
Как избранный он сын так в ересь впал?
Как приближенный удалился он? 
Как он блистающий враз потускнел?
Как он свободнейший в заложники попал?
Как поучающий неправедным вдруг стал?
Как именитый сам себя низвел?
И как прославленный осрамлен был?
И как богатый мигом обнищал?
И как благочестивый нечестивым стал?
Как стал тщеславным тот, кто распознал добро и зло?
И как поддался суетности, благостный такой?
И как свою привязанность с Всевышним он порвал?
Стыжусь сказать, что с преисподнею связался он,
Что общего меж сонмом идолов и ним?
Отколь к кумирам низменным его любовь
И эта склонность скверная к запретному всему?
Не вспомнил он как упрекнул Саула Самуил:
«Строптивость - тот же грех, что колдовство».
И почему он увещания отцова позабыл:
«Все идолы язычников - творенье рук людских
И их служители подобны им»?
Об этом первым молвил Моисей,
С насмешкою суровой обвиняя Израиль:
« Господь водил его один и рядом не было Богов чужих».
Так где ж они, где смертоносный и чудовищный Ваал?
Так где нагой, бесстыдный идол, всепроклятый сидонитянов бог?
Где этот гнусный и срамной в обличье женском истукан,
Которого жрецы стыда
Так нечестиво обожали во имя невоздержного их духа зла
И без различия по-скотски совокуплялись с ним?
Где тот, что уловил когда-то на погибель праотца,
Суть счастья Соломонова похитил так легко,
Пленив гордынею и негой развратив,
Величие его ума величиною трона поразив,
Да златом, серебром его себе немедля подчинив,
Коварного оружьем древним прославленному душу погубив,
Его из божьих рук исторгнув, повергнув ниц к лукавого стопам,   
Он умертвлён беспечностью и ленью усыплeн,
Он хмелем и распутством опьянeн.
О легковерная земная персть,
Каким оплакать плачем мне тебя!
Не только к Соломону эти обвинения мои,
Они ко всем, кто подобру в крамолу впал,
Поскольку на его примере разумеем мы,
Что, мудростью телесною хвалясь, не стоит жить,
Коль если мудреца не оправдает божий суд.
Лишь тот, кто скуден разумом, но сам
На волю божью всей душою станет уповать,
Из перечисленного выше не претерпит ничего.

4

Однако Соломон оставил в мире свой суровый след,
Подвергнув беспощадно осужденью жизнь свою,
Как тот, кто умер для любви и ко всему мирскому и к себе,
Кто, коли правду знать хотите, назвал жизнь «суетой сует»
И пролил слезы о деяньях жизни зазря промотанной своей,
Их порицанью вечному и горькому проклятию предав:
Свои старанья тщетные, напрасный труд,
Метания бесцельные, пустую беготню,
Бессмысленность намерений и суетный посев, 
Нелепые суждения, постыдные плоды;
Строения непрочные, на зыбком возведeнные песке,
Имущество, подверженное порче, - да прочее добро;
Порочные желания и пот от бесполезных дел,
Суд над своей душой, борьба с самим собой;
Стезя погибельная, ложная тропа,
Обманчивые знания, понятия, неверные всегда;
Блудообразный лик, бесстыдно подведенные глаза
И, порождающая страсти, плоть;
Безвкусная окраска и отвратная краса,
Дым полный копоти и разрежeнный пар;
Товар, что так легко разворовать,
Шатер, который можно разобрать;
Насмешка беспричинная, отчаяния вопль, 
Пристрастие к мирскому, погибельный исход;
Безбожье мысли, лживость откровенья, речения туман,
Небезупречное дознанье, неправый суд, обман;
Позорные поступки, постыдные видения и сны,
Нравоучения грядущим временам;
Дела, от коих следует, раскаявшись, бежать,
История гнусная, бездна сокрытая, для нерадивых пример,
Пучина бездонная, травля неясная, смерть возвещающий мрак;
Потворство убийцам, соплетателям козней и безрассудный вздор,
Обитель ветхая, мост поколебленный и пошатнувшийся дом,
Предатель свирепый, лжец обольщающий,  неуловимый мираж,
Бунт всякий против Всевышнего или просто мятеж.
Суждения все эти словно – исповедания правил свод,
У всех в сердцах посеял прежде сей Екклесиаст –
Законополагатель с раскаянием обращающимся всем –
Дабы никто не похвалялся из людей
И, будучи злословья стрелами вооружeн,
Непроизвольно не наносил себе и другу ран,
Поскольку идолопоклонник тот,
Кто, благочестия используя покров,
Личину жалкую являющий собой,
Вершит Создателю все неугодные дела.

5

Не осуждайте Соломона вовсе, хотя известно, он грешил,
Но глубже каялся при том, и помяните потому его добром,
Залогом упования для тех, кому ещe к стопам Господним припадать,
Когда сойдет он с Духом и Божественностью неотъемлемой Своей,
Животворить всех исповедующихся, кто пребывает там,
О чем почившие доставили живым, нам, достоверную благую весть.
С ним вместе я, виновный, не достигший мудрости его, 
Но разделивший с ним его грехи,
Тебя, Благословенного Великого, молю
Добавить к мудрости блаженного сие писанье скудное моe,
И пусть сплетутся в ткань единую моленья настоящие мои
С мольбой раскаявшегося и сожалеющего о содеянном царя,
Чтоб славу умножать Твою и вечно величать.
Будь милостив к моей мольбе,
Как внял ты Сыну Царскому, Избраннику угодному Тебе,
Кого поставил Ты в пример Единородному страдальцу-сыну Твоему.
Кого вкусили, причастившись мы крови его,
Узнав того, кто Славой делится с Тобой,
Даруй, о Всемогущий, Всеведущий, спасенье Твоему слуге,
И ради умножения, Создатель, Славы неколеблемой Твоей, 
Грехи его неискупимые прости.
Его с помилованными вместе возроди,
Воздай ему, благие Соломона наставления зачтя,
Которые в завета книгу церкви светозарную вошли,
Чтоб проповедовать Божественность Твою,
За сонмы лакомых и преизящных притч,
Где показал стезю благую приближения к Тебе
Чрез покаяние и исповедь, Небесный наш Отец.
Его слова, речения о том,
Что был от обретенья милосердия он вовсе недалек,
Коли отчаяния капля в пламень жаждущего сердца не упав,
Не приглушила покаянья пыл.


6

Не забывая о благах, которыми был он Тобою несказанно одарeн,
Яви же милосердие Свое и удостой блаженства вновь того,
Кто многие века злословия камнями побиваем был,
И кто, пролив обильные потоки горьких слез
В раскаяньи великом, пол пиршественного зала своего дворца залил
И превзошел души стенаньем жалобным страдания отца.
Так слей же слeзы Слова Твоего,
Что претерпело во себе страданья наши,
Присовокупь во благости своей, с его слезами слей,
О Милосердный, Ты!
И, приняв во Славу Единосущного Сына Твоего
Те величания псалма, ошибочно приписываемые ему,
Помилуй вместе с нищими и жизнь ему во благости даруй.
Один мудрец благочестивый, кто Соломону сострадал,
Вознаграждением великим для себя он почитал,
Молить Тебя о нем в едином гласе вместе с ним, как бы с живым, –
Что будет чередом показано своим, –
Поскольку сочиненный им пророческий и многодивный об убийце труд,
Оправдывающий Божественный Твой промысел и Твой закон,
Нам доказует, что Соломон был милосердьем Господа прощeн,
Вот почему о нем достойнее молить, чем поносить.


7

Поэтому и я с великим упованием молю,
И вместе с ним свой вопль, стенаниям его подобный, возношу;
И если, по заслугам нам воздав, погубишь нас,
То справедливостью ведомый и тем прославленный Ты будешь прав;
Но если Ты заблудших, нас, возвысив, обретешь,
То сам возвысившись, Твоe величье превзойдeшь,
Поскольку всe ж не гневом правым и суровостью прославлен Ты,
А вечно был и есть Благословляем милосердием своим. 
Оборотись, о Господи, с благоволеньем к состраданью обратись,
Утешь нас, вечно жаждущих, дарами безвозмездными любви, 
Спаси нас страждущих в неисцелимом пламени огня,
Да возложи спасенья длань свою и вновь нас возроди,
Очистив от грехов и защитив прощеньем Всеблагим.
Ты наш Начальный, Безначальный и Единственно благой,
Начальный Зачинатель всех начал,
Тебе и Божеству Единому и Троице Святой
Владычество со Славою во веки всех веков.
Аминь!


Рецензии