2015 - 4 конкурс. Итоги. Николай Калиниченко

Друзья, спасибо за ваши стихи! Вы очень смелые люди. Сам я не выношу критики и в конкурсах стараюсь не участвовать. Но раз уж меня попросили написать свое мнение, то кривить душой не стану. Поэтому прошу зла на меня не держать. :) В творчестве все мы непрерывно совершенствуемся и на этом пути выявленные ошибки -  наши помощники.
В целом по текстам хочу сказать, что меня порадовал приличный уровень технического исполнения. И если бы вас можно было бы судить, как фигуристов, то здесь несомненно почти у всех 6.0!  Есть, конечно, и огорчительные моменты, но о них вы прочтете в комментариях к произведениям.

С уважением,
Николай Калиниченко.
http://www.youtube.com/watch?v=MW2SWvbr6-M

1 место
1. Осень четырнадцатого

Старый скрипач, почему ты все время молчишь,
медленно водишь смычком по разбитой дороге?
Дом твой зачах, в палисаднике вызрела тишь.
Пес у калитки лежит сиротливо – убогий.
Вместе с дождем над поникшей твоей головой
ветви антоновки стынут, и катится в бездну
до удивления маленький шар кочевой, -
чтобы исчезнуть, конечно же, чтобы исчезнуть.

Вроде бы рядом, да, впрочем, совсем  ни к чему
шепчут луга, но безжизненна чуткая скрипка.
Где ж это было? – не ветер хлестал немчуру,
а голосистые травы до боли, до вскрика,
до бугорка, нареченного словом «земля».
Помнишь, его ты считал непокорной Отчизной?
Что же теперь? – Остается последнее «ля»…
Падают, падают, падают яблоки…
                близко.

Изображение выстраивается и это очень хорошо.  Настроение «последнего «ля» транслируется четко. «Вызревание тишины», «Кочевой шар» - интересные образы. Яблоки в качестве «занавеса» – здорово, кинематографично!
Технически стихотворение можно было бы выполнить лучше. Некоторые образы спорны либо нечетки. «Голосистые травы», «Ветер хлестал немчуру» - о чем это? 
Тот же вопрос к названию. Очевидно, автор имел ввиду какое-то, на его (автора) взгляд, общеизвестное историческое событие? Первая мировая война? Она началась летом. Значит, какое-то конкретное событие во время войны? Какое? Или речь про 1814? А может, про 2014? В тексте ни одного намека нет. Даже если речь идет о чем-то действительно знаменательном, хотя бы небольшой штрих должен быть.

2 место
11. Солдатики

Поиграем в войну словно в детстве – без крови -
Из коробки одной и соратник и враг,
Командиры лихие  - с мизинцами вровень,
Все солдаты встают после шквальных атак.

У солдатиков нет матерей оловянных,
Женщин в темных платках не положено тут,
И крестов – не наград, а простых,  деревянных,
Отчего-то в наборы с игрой не кладут.

Впрочем, их для солдат раздобыть не проблема,
Если хочешь, две спички крест-накрест свяжи…
Всё как будто взаправду, но лишь - без измены,
Без холодного зверства, без пакостной лжи.

Так давай же играть, выводить батальоны
Ряд за рядом -  соседнему миру назло,
Где повестки несут по домам  почтальоны,
Сообщая, что детство навеки ушло.

Тот случай, когда метафорический рисунок выстроен понятно и добротно. Крепкая гражданская лирика, доступная большинству читателей. Задача, которую поэт поставил перед собой, выполнена. В рамках избранного направления этого вполне достаточно.
Стихотворению недостает яркости и глубины. Какого-то западающего в душу образа. За техникой хочется увидеть космос, а его нет. Я уже написал, что автор свою задачу выполнил, но можно ведь из добротного произведения сделать и выдающееся. Подняться над собой.
«Ряд за рядом -  соседнему миру назло» - строчка не ко двору. В чем логика? Какому соседнему миру?  И кому конкретно хочет причинить зло лирический герой? Офицерам, политикам, сотрудникам военкомата? Зачем в ненасильственную патетику вводить агрессивную нотку? Вероятно, эта строчка введена для успешной рифмовки с последней – вполне достойной и оправданной строчкой. Так делать не стоит.

3 место
10. Будь родная страна осторожнее

Будь, родная страна, осторожнее:
в этих дебрях тропинка узка,
за равниной с травой придорожною
скользкий склон и урочище скал.
Ты босая – в полях славно ходится,
здесь же камни острее серпа.
Впереди замелькала околица –
не порезаться бы, не упасть.
Ты простая, но слишком беспечная,
телом крепкая, глазом зорка.
Знаешь: здесь, в примыкающей вечности
многих с карты слизнули века.
И околица рядом:  да вот она –
там, где ёжатся крыши кошар.
Хлеб достала хозяюшка с противня –
запах манит и ноги спешат.
Но обманчива близость селения –
острым скалам не видно конца.
То ли сгустки с другими вселенными,
то ли сны мельтешат у лица.
Путь окончен обрывом над пропастью:
крыльев нет, чтоб свободно лететь.
Нет ужасней преграды  на глобусе,
и в округе, наверное, нет.
А напротив, на сельской околице,
за коровами вышел пастух.
Над страной у обрыва проносится 
свежей сдобы дурманящий дух.

Стихотворение выстроено ладно. Аллегории избыточны, но красивы. Эдакая ненавязчивая некрасовщина. То есть декорации удались. А где же актеры? И каково либретто?  На эти вопросы ответа нет.

4 место
4. Берта и Миша

Берта и Миша не очень ещё и старые:
какой это возраст - всего-то по семьдесят четыре.
Трапезничают на кухне вместе дружной парою,
а потом разбредаются по квартире.

В квартире красивый ковёр и миленькие обои,
светло и чисто, нигде никакой пыли.

Так случилось, что с разницей в год инсульт подкосил обоих,
теперь получше, но двигаться трудно и много чего забыли.

Утром их посещает сиделка Алла,
убирает, ходит на рынок, потом затевает печиво.
Берта смотрит по телеку сериалы,
Миша - футбол.
Вторая сиделка, Катя, приходит вечером.

Дни похожи, как близнецы, но каждый - жизнь, попробуй вырви-ка,
поэтому надо, хочешь-не хочешь, вставать с кровати.
Берте и Мише нравятся нежные сырники,
особенно, если их приготовит Катя.

Большой фотоснимок на стенке у Берты в спаленке,
там на природе Миша с цветами, а Берта босая.
На фото они молодые, и дети маленькие,
а нынче выросли, живут отдельно, но родителей не бросают.

Соня, дочка, в Штатах, раз в месяц примерно звонит по скайпу,
Саша, сын, иногда заходит, занят по горло и выше.
Дети хорошие, очень любят маму и папу,
то есть маму Берту и папу Мишу.

Саша пишет докторскую диссертацию,
у него семья и большая зарплата.
Но рвётся в Женеву, и родители не просят его остаться,
иначе им будет казаться, что виноваты.

Так и живут, незаметные, в доме многоэтажном,
Берта засыпает у телевизора, а Миша весёлый, смеётся, шутит.
Конечно, одним в стране им будет немного страшно,
но это никак не меняет сути.

Это небольшой рассказ. История из жизни пожилой четы. Все здорово. Рассказ хороший. Вопроса собственно два. О какой неизменной сути идет речь в финале?  Кроме бытописания в стихотворении больше ничего нет. Второй и главный момент – почему в стихах? Эту задачу давно и успешно решает проза. Текст здесь не совсем на своем месте. Ведь конкурс все-таки поэтический.

5 место
5. Другое время, другие нравы?

Другое время и другие нравы?
Быстрее темпы. Больше геморрой.
Все ярче ткани, но стежок корявый.
В фасоне новом виден прежний крой.

Венчают на престолы супостатов.
Сулят в конце туннеля яркий свет.
Плюют на то, что раньше было свято.
И верят в то, чего в помине нет.

Любой стручок косит под перца чили.
Амбиций пруд. В мозгах большая брешь.
Рога вперед. Как будто не учили:
Семь раз отмерь и, лишь потом отрежь.

Раздолье для убийц, дельцов, и выжиг
Людская масса из папье-маше.
Нужны "стальные яйца", чтобы выжить,
Чтоб жить не хило – яйца Фаберже.

Другое время и другие нравы?
Названье сменят, внешний вид и гимн.
А суть все та же, по рецептам старым,
Но, разве что, под соусом другим.

Еще одно стихотворение о неизменности сути. На сей раз - гражданская лирика, поданная в форме протеста, а точнее традиционной для советских кухонь глухой жалобы. Автор проявляет находчивость в сатирических и несколько грубоватых сравнениях («Любой стручок косит под перца чили», «Нужны стальные яйца, чтобы выжить, Чтоб жить нехило – яйца Фаберже»).
Претензия та же, что и к «Солдатикам». Только здесь еще добавляется нарочитая незамысловатость и грубость. Кроме того, подобные протестные произведения достаточно распространены и однообразны. Скучновато.
 
6 место
12. «Внук – несмышлёныш, бабка - стара, как грех…»

Внук – несмышлёныш, бабка - стара, как грех,
рыжая псина – левая дочь бульдога,
в старой лесной развалюхе, вдали от всех,
жили себе - поживали, других не трогая.
Бабка парнишку холила, как могла -
мыла, кормила, старалась беречь от лиха,
а ввечеру внуку сказки свои плела,
сны зазывая под крышу словами тихими.
Ласково гладила мальчика по спине,
дула украдкой в белеющую макушку
 и темнота зависала у них в окне,
бабкины бредни от нечего делать слушая,
о Чуде-Юде, Кощеевом сундуке,
о Василисе-красе в золотом наряде...
внук бормотал, прижимаясь щекой к руке:
- Ба, я хочу навсегда жить с тобою рядышком!

Вырос малец, больше носа не кажет в дверь,
в красном углу на стене телефонный номер…
Баба Яга коротает свой срок теперь
 с чёрным котом вместо псины, от чумки помершей.
 
Есть несколько технических огрехов. Рифмы гуляют, финал смазан. Но в целом картинка складывается. Стихотворение представляется недоработанным. Сыроватым. Его можно было бы сделать лучше и глубже. В таком виде, как сейчас, оно банально.

7 место
2. «Рассол налит в стакан…»

Рассол налит в стакан, а в горле сухо,
И муторно который день подряд.
Ты смотришь преданно в глаза, как сука,
Которой надо накормить щенят.

Что прошлое? Его не станем хаять,
Оно ушло, и мы давно не те.
Угрюмых мыслей изморозь скупая
Проступит новой строчкой на листе.

Безлюдье. И дымится сигарета.
Вздыхают сонно рощи и поля.
В моих руках синицы больше нету,
Но нет, увы, и в небе журавля.

Раздумья наползают и терзают,
И ты, устав растерянно грустить,
Такими смотришь на меня глазами,
Что глаз от них никак не отвести.

Финал хороший. Что-то в нем из романсов. Над остальным нужно работать. История пока не получилась, но может получиться.

8 место
3. «Дыхание осени»

У июля и у августа
Мягкость тёплая в названии.
Поцелуями ласкай уста,
Невесомыми касаньями

Донеси до сердца осени
Дымку неугасшей нежности.
От лазурной неба просини
До дождливой неизбежности

Только шаг. От ветра ёжится
Тёплых дней очарование.
И на яблок яркой кожице
Ранней осени дыхание.

А сентябрь звенит уключиной.
Лодка с озером прощается.
Под минорные трезвучия
Ничего не обещается.

Только заморозки ранние
Над бескрылыми рассветами
Отрезвляют ожидания,
Бредят песнями допетыми.
 
Грусть светла. Пейзаж художника
В рамке, золочёной листьями,
Отвергает невозможное,
Отразив земные истины.

Редкий поэт не ощущал это дыхание. Некоторые по три-четыре раза. И конечно, со временем дыхание стало несколько несвежим. Давать на конкурс стихотворение про осень может либо очень мужественный, либо крайне самоуверенный человек. А если в стихотворении есть еще и спорные моменты,  вроде «ежащегося очарования», «звенящих уключин» и загадочных «трезвучий», то шансы на успех становятся зыбкими, как неба просинь перед дождливой неизбежностью.

9 место
6. «Кое-как»

Накрыли небо чёрным кое-как,
нашлась луна потерянным опалом.
Обшарпанной извёсткой - облака,
которая местами не отпала.
А мне так было пло..., что всех бы на...
шла тишина по рельсам вагонеткой,
стреляла память в тире сердца метко...
безусых у(с)покоила война -
приказы сверху выполняли или
спешили умирать, не постарев...
стыл красноватый свет от фонарей,
как-будто кровь неаккуратно смыли...

Да-да. И у меня были моменты щенячьего восторга, когда начала получаться хорошая рифма. Можно было гнать гигабайты текста. Очень красиво и абсолютно бессмысленно. Но зато какой кайф! Автору хочется сказать следующее: у Вас все здорово, не останавливайтесь на достигнутом. Теперь нужно погрузить в эту красивость суть. И тогда получится стихотворение. А пока – кое-как.

10 место
9.  Есенину

Когда сойдутся солнце и луна
На алом лоскуте небесной кожи
И то ли чёрт с глазами цвета льна,
То ль старший ангел выдохнет:«Серёжа…»
Тогда кленовый лист, как пятерню,
Сожмёшь до хруста в онемевших пальцах,
"Ну, как тебе порядки там - в раю?
Поэт нигде не может отоспаться".
Он выбрал путь из тысячи дорог
Сквозь Вавилон союзов и наречий,
Когда до невозможности продрог
От теплоты и ласки человечьей.
На шпульки века жизни намотав,
Катился  шарик – яблоком раздора,
От слова отступала немота….
«Танцуй со мной сегодня, Изадора».

И  встанет верховая на дыбы
На огненном кругу твоих наитий.
Два полюса разомкнутой судьбы.
Осталось только их соединить и…

Скроено наспех. Шатко. Торчат нитки, режет глаз рифма «раю – пятерню». Смысл ускользает. Образы существуют просто так. Никак не увязаны.
Посвящение, а это ведь посвящение, должно раскрывать взгляд автора на описываемую личность. Это сложно и требует глубокого знания предмета, а также высокой техники стихосложения.

11 место
8. Когда-нибудь

Когда-нибудь выпадет повод редкий
шершавой древесной коры коснуться
и в мыслях врасти в сердцевину веткой,
подставившей солнцу листочки-блюдца,

в которые льются тугие струи
живительной влаги, тепла и света,
шуметь и качаться, не помня всуе,
случайных касаний соседних веток,

раздать своё тело на капилляры,
несущие вверх молодые соки,
и чувствовать – жизнь не проходит даром,
пока существую в живом потоке

безу;держной силы, идущей снизу
от мощных корней, прорубивших почву,
пока холодам посылают вызов
набухшие плотью моею почки,

и даже когда разлетятся листья,
ветрами осенними вдаль гонимы –
душа вслед за ними метнётся чистой
от мыслей, что жизнь пролетела мимо.

Очевидно, духовный соратник автора стихотворения «Кое-как». И беды те же. Быть может я не понял тонкой духовной настройки автора, но я прочел стихотворение несколько раз, и оно мне представляется бессмысленным потоком сознания. Бог весть, может сейчас это как раз то, что нужно. Но уж простите ретрограда. На мой взгляд - это плохо.

12 место
7. Пьедестал

Подмётки рвал я – лез на пьедестал,
царапая гранит по вертикали,
рассёк ладони, вены набухали,
сворачивалась кровь...
Но влез и встал!

Усталым взглядом посмотрел вокруг –
и не заметил ни костров, ни трупов,
и не орал никто над ухом в рупор,
и места не просил:
– Подвинься, друг!

Оглохнув будто, не услышал звон –
когда кувалдой кто-то выбил клинья.
Сорвался вниз... и, проскользив по глине,
уткнулся в грязь…
И жалок, и смешон.

 Суть стихотворения выражается двустишьем: Я взошел на пьедестал, потоптался и упал. Не знаю, сколько лет автору стихотворения, но это пока даже не набросок. Это школьная проба пера. Нужно работать над собой.


Рецензии
Привет от мужественного человека! Профессия обязывает.
Вы меня порадовали, оценив как человека без комплексов. Это лестный отзыв.
А осень очень свежая (первая на Стихире. Я здесь с января),
свежее некуда.

Ирина Полюшко   18.11.2015 21:24     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.