Отважные воительницы

Иллюстрация: - фотографии курдской и новороссийской ополченок, 2014 год;
- барельеф с амазонкой из Храма Аполлона в Бассах (Греция), 450-420 лет до н.э.;
- фрагмент картины художника Константина Васильева «Настасья Микулишна».

***
Посвящается женщинам, защищавшим с оружием в руках свою Родину и свой народ.

***
№ 1
«Амазонки» значит «воины». Еще до нашей эры.

Неустрашимы и непобедимы,
Мы ужас наводили на врага.
Так многое прошло бесследно, мимо, 
Но нашей славы эхо – на века.

    В истории многих народов можно найти упоминания о женщинах-воительницах,  сражавшихся наравне с мужчинами, однако самые знаменитые из них – легендарные амазонки, которых хорошо знали древние греки и о которых писали  автор «Илиады» Гомер и «отец истории» Геродот (5-тый век до нашей эры). Гомер называл амазонок «антианейрами» (те, кто сражаются, как мужчины), а Геродот именовал их «андроктонами» (убийцами мужчин).

    Согласно Геродоту, царство амазонок, население которого состояло из женщин и в котором правили только женщины, находилось на побережье Черного моря (у древних греков Понт Эвксинский), в его южной части (современная Турция, область Амасия). Столица амазонок называлась Фемискира, стояла она на берегу реки Фермодонт, и в те времена, когда там правила амазонка Ипполита, Геракл совершил свой девятый подвиг, - завладел поясом воинственной царицы. Но еще ранее этого времени амазонки обитали в донских степях и на побережье Азовского моря.    
    Амазонки  совершали военные походы по всей Малой Азии, добираясь до Сирии и Египта, воевали с греками и навели ужас на Афины, осадив город и прорвав оборону. Во время Троянской войны (13—12 века до н. э.) они поддерживали троянцев.
    Согласно легендам, именно амазонки основали такие города, как Эфес, Смирна (ныне турецкий Измир), Синоп и Пафос. Богиней амазонок была Артемида, охотница и воительница.
    Царство амазонок просуществовало до времен Александра Великого (330 лет до нашей эры), - то есть получается, что начало истории амазонок надо искать в 14-13 веках до н.э., и в целом она может насчитывать порядка 10-ти веков.
    Геродот в своей «Истории» утверждает, что сарматы – это потомки амазонок и скифов.

    И все это долго считалось не более чем легендой, пока почти по всему побережью Черного моря, включая Крым, не были найдены древние захоронения женщин во всеоружии, со следами боевых ран на сохранившихся костях.

    Само название «амазонка» производят от разных словосочетаний, сопровождая версии подходящими к случаю объяснениями. Варианты:
- от иранского «ha-mazan» (воины),
- от греческого «a mazos» (без груди). Амазонки якобы отрезали себе правую грудь, чтобы не мешала целиться из лука, хотя многочисленные изображения амазонок, сделанные древними греками, не показывают данного увечья, - вероятнее всего, это только миф.
    Так что «ha-mazan» - женщины-воины, амазонки. 

http://stimfalid.livejournal.com/46251.html
Амазонки в искусстве Древней Греции и Древнего Рима. Подборка фотографий.

***
№ 2

Останки амазонок древних
Морской баюкает прилив,
Но дух воительниц бессмертен
И в новых поколеньях жив.

    Царства, где преимущественно обитали и правили только женщины, больше не возникали, но прекрасная половина человечества продолжала выдвигать из своей среды самых воинственных и отважных представительниц, способных сражаться наравне с мужчинами. Понятие же «амазонка» из названия членов конкретного племени превратилось в нарицательное для всех женщин-воительниц.   

***
№ 3
Удалые поляницы. 10-12 века.

Сладить с девкой – честь велИка,
Да не будет и того.
Поединщик, выходи-ка,
Мы посмотрим, кто кого.

    Говорят, что в давние былинные времена у славян существовал обычай полякования, - воины-одиночки выезжали в дикое поле на поиски славы и приключений. Таких воинов называли поляковщик (в мужском роде), или поляница, если речь шла о женщине. Говорят, обычай полякования берет свое начало в скифских и сарматских степях. В более поздние века воинский поединок на Руси все еще продолжал называться полем.

    Старинные сказания (11-13-тые века) повествуют о женщинах-воинах, удалых поляницах. Героиня былины о Ставре Годиновиче Василиса Микулишна в совершенстве владеет искусством боя и затмевает всех воинов при княжеском дворе. С поляницами сражаются прославленные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Дунай Иванович, причем военная удача не всегда оказывается на стороне мужчин.

***   
№ 4
Псковитянки. Неудавшийся штурм Пскова войском Стефана Батория.
День 8 сентября 1581 года.

Паны твои, король, легли во рвах,
А пани их в печали и слезах.
И лагерь польский огласился стонами…
Король, ты бит под Псковом даже женами.

    Лев Диакон, византийский хронист, описавший войну киевского князя Святослава Игоревича с Византией в Болгарии (конец 10-того века), свидетельствует, что в войске русов были женщины: ромеи находили погибших женщин-воинов после ожесточенных сражений под Доростолом среди убитых.

    Древняя скифская-славянская-русская традиция участия женщин в войнах никогда полностью не угасала в русском народе. В случае необходимости русские женщины вместе с мужчинами встречали врага и бились с ним до последнего.

    В августе 1581 года король польский и великий князь литовский Стефан Баторий привел под Псков 50-тысячное войско, в рядах которого помимо польских и литовских отрядов были добровольцы и наемники из многих стран Западной Европы. Им должны были противостоять находившиеся во Пскове 16 тысяч царского войска (стрельцов и дворян) и 10 тысяч ополченцев-горожан. Крепость Пскова была мощнейшей в Европе, ее защитники располагали достаточным количеством пушек, в том числе и дальнобойных, но силы были слишком неравны, и война предстояла не на жизнь, а на смерть.
 
    6 и 7 сентября артиллерия Батория била по участку внешней крепостной стены между двумя башнями, в результате чего образовался широкий пролом, а 8 сентября 1581 года Баторий отдал приказ штурмовать город. Ожесточенное сражение продолжалось целый день, к вечеру же «…по всему граду Пскову промчалась весть: «Всех литовских людей Бог помог с городской стены сбить и перебить, а вам, оставшимся женам, велено, собравшись у пролома, идти за литовскими орудиями и оставшуюся литву добивать».
    Тогда все бывшие в Пскове женщины, по домам сидевшие… забыв о слабости женской и мужской силы исполнившись, все быстро взяли оружие, какое было в доме и какое им было по силам. Молодые и средних лет женщины, крепкие телом, несли оружие, чтобы добить оставшихся после приступа литовцев; старые же женщины, немощные телом, несли в своих руках небольшие короткие веревки, собираясь ими, как сказано, литовские орудия в город ввезти. И все бежали к пролому, и каждая женщина стремилась опередить другую. Множество женщин сбежалось к проломному месту, и там великую помощь и облегчение принесли они христианским воинам. Одни из них, как уже сказал, сильные женщины, мужской храбрости исполнившись, с литвой бились и одолевали литву; другие приносили воинам камни, и те камнями били литовцев на стене города и за нею; третьи уставшим воинам, изнемогшим от жажды, приносили воду и ретивые их сердца утоляли водою».

    Приняв активное участие в военных действиях, псковитянки сыграли роль военного резерва на заключительном этапе битвы и оказали существенную помощь измученным длительным сражением защитникам города в день первого, самого страшного штурма. Подробный рассказ об этом  деле содержится в тексте «Повести о прихождении Стефана Батория на град Псков», написанной очевидцем событий, псковским иконописцем Василием, по горячим следам.

    «Король «спросил: «Уже в крепости мои дворяне?» … Ему же  ответили: «Государь, все те твои дворяне… убиты и сожжены во рву [под крепостными стенами] лежат»…
    «Услышав об этом, король впал в отчаяние и великую кручину, осыпая себя и свое войско многими упреками. К тому же слышит король у себя в станах плач сильный, и крик, и рыдание, и вопли многие, будто весь лагерь пришел в волнение и смятение: пани о панах плачут, мужьях своих… Жестоко поплатились они под Псковом жизнью своей: повелели супругам своим встречать их из Пскова, но за эту похвальбу и сами не вернулись с псковского поля, изо рва не вышли, и тела их были брошены на съедение псам».

    Осада Пскова продолжалась с 18 августа 1581 года по 4 февраля 1582 года, Баторию так и не удалось взять город, и война закончилась заключением мира, с возвращением Русскому царству всех захваченных земель и крепостей. 

    Позднее, уже в 19-том веке, поляки попытались изобразить дело так, будто в те  роковые месяцы 1581-82 годов русские вымаливали у Батория мир. Причем «изобразить» было сделано в буквальном смысле: на эту тему польский художник Ян Матейко написал картину «Стефан Баторий под Псковом», где защитники Пскова показаны вполне униженными, - чего никогда не наблюдалось в действительности. Понятно, воинам Батория (а далее их безутешным потомкам) было горько вспоминать, как их побили даже псковские женщины.

***
№ 5
К портрету партизанки Василисы Кожиной. 1812 год.

Портрет крестьянки молодой
В накинутой на плечи шали.
А это смерть сама, с косой.
Ну что, мусью, не ожидали?

    22 (10) июня 1812 года солдатам и офицерам французской «Великой армии», готовой вторгнуться в российские пределы, был зачитан приказ императора Наполеона Бонапарта: «Солдаты! Россия увлечена роком. Судьбы ее должны свершиться. Идем же вперед, перейдем Неман, внесем войну в Русские пределы… Мир, который мы заключим, будет прочен и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы».
    В речи западно-европейского агрессора было сконцентрировано главное: ненависть к России и уверенность в победе над ней. Далее Наполеон произнес еще много трескучих фраз и в конце концов, как известно, вынужден был с позором бежать из России, бросив свою погибающую армию. 

    Достойное место среди героев Отечественной войны 1812 года, противостоявших врагу, занимают и русские женщины. Два имени всегда вспоминаются, когда заходит речь о тех временах: офицер Надежда Дурова и партизанка Василиса Кожина.         

    Василиса Кожина была женой старосты хутора Горшково Сычевского уезда Смоленской губернии. После того, как французы убили ее мужа, Василиса собрала отряд, преимущественно из женщин и подростков, и устраивала нападения на французские фуражирские команды, конвоируя затем захваченных пленных  в расположение регулярных частей русской армии. Однажды один из французских офицеров, оскорбленный тем, что попал в плен к какой-то «крестьянской девке», попытался сбежать, но Василиса зарубила его косой, - она была вооружена косой, насаженной на укороченное древко.

    Подвиги Василисы Кожиной стали известны главнокомандующему Михаилу Илларионовичу Кутузову и самому императору Александру Павловичу, который щедро наградил храбрую сельчанку.

    Сохранился портрет Василисы Кожиной кисти А. Смирнова, написанный в 1813 году. Так что мы можем увидеть, какая же она была, эта народная героиня. А ведь таких героинь было гораздо больше, чем об этом доподлинно известно.

***
№ 6
Кавалерист-девица Надежда Дурова. 1806-1816 гг.

Красиво только в оперетте:
И приключенья, и любовь.
На деле – тяготы и кровь,
Но яркий подвиг славен в свете.

    Дурова Надежда Андреевна, дворянка Вятской губернии, она же штабс-ротмистр Александр Андреевич Александров, годы жизни 1783-1866.

    Отцом Надежды был офицер гусарского полка, а ее нянькой – рядовой солдат Астахов, так что не стоит слишком удивляться, что Надежда выросла настоящим сорванцом, с детства полюбив полковую жизнь и военную службу. Замужество за чиновником 14-того класса Василием Черновым и даже материнство не смогли стать для нее настолько привлекательными, чтобы затмить ее мечту поступить в армию. Через пять лет супружества, в 1806 году, Надежда сбежала из дома с квартировавшим поблизости казачьим отрядом, что и положило начало ее военной карьере. Правда, говорят, тут не обошлось без неотразимого обаяния казачьего сотника, но впоследствии об этом увлечении слышно уже не было, между тем Надежда не изменила выбранному пути.
 
     Пока родные сбились с ног, разыскивая беглянку, Надежда попала на войну. Под именем дворянина Соколова она с 1807 года воевала в составе одного из уланских конных полков, участвовала в сражениях при Гутштадте, Гейльсберге
и Фридланде, получила юнкерский знак военного ордена и первый офицерский чин. Любопытно, что Надежда не отличалась ни высоким ростом, ни особенной физической силой, зато отваги и упорства ей было не занимать. О том, что этот молодой храбрец -  женщина, никто из ее однополчан не имел ни малейшего понятия целых три года, до тех пор, пока ее не выдала полученная рана.
    Необычный инцидент привлек внимание императора. Александр Павлович отнесся к прославившему себя военными подвигами офицеру, хотя бы и женского пола, с пониманием и сочувствием, - он разрешил Дуровой и далее служить в армии и даже взять себе его имя. С тех пор Надежда именовалась Александром Андреевичем Александровым. Родные, узнав наконец о ее судьбе, были вынуждены примириться с произошедшим. 

    Послужной список Александра Александрова выглядит весьма впечатляющим: участие в Отечественной войне 1812 года (сражения под Смоленском, Бородинское поле),  назначение ординарцем при главнокомандующем князе М.И. Кутузове, контузия на поле боя, возвращение в строй после лечения в мае 1813 года, новые битвы, новые подвиги,   блокада крепости Модлина, осада Гамбурга. После десяти лет военной службы в условиях почти постоянных боевых действий заслуженный офицер вышел в отставку, с назначением положенного пенсиона, в чине штабс-ротмистра.
   
    Даже будучи в отставке, Надежда Дурова уже не вернулась к женскому образу жизни, по въевшейся привычке одеваясь только в мужское платье. Последние свои годы она провела в городе Елабуге Вятской губернии, жила скромно на небольшую пенсию, очень любила и опекала животных, прославилась среди местных жителей отзывчивостью и добротой. 

    Когда она закончила свой земной путь, на похороны Кавалерист-девицы прибыл местный кадровый батальон, чтобы проводить ее почетным воинским конвоем. Георгиевский крест за ее гробом нес один из офицеров полка.    

    На досуге Надежда Дурова занималась писательством, - ее талант признавал сам Александр Сергеевич Пушкин. Свои повести и рассказы она публиковала под псевдонимом «Девица-Кавалерист», и они пользовались в свое время успехом, хотя теперь уже устарели и не представляют интереса. А вот ее мемуары - другое дело. Воспоминания Надежды Дуровой, штабс-ротмистра Александра Александрова, переиздавались неоднократно, ведь в них она рассказала о своей полной приключений необычной жизни.

    В 1962 году на киностудии «Мосфильм» был снят музыкальный фильм «Гусарская баллада» - по пьесе Александра Гладкова «Давным-давно», режиссер Эльдар Рязанов, в главной роли Лариса Голубкина. Очаровательная задорная оперетта популярна и сегодня, сюжет – по мотивам подлинной истории Кавалерист-девицы Надежды Дуровой.
    Фильм знаменит также тем, что для его создания была собрана поистине звездная актерская когорта. Лучший поручик Ржевский – Юрий Яковлев, лучший Михаил Илларионович Кутузов – Игорь Ильинский. Образ Луизы Жермон воплотила бесподобная блистательная Татьяна Шмыга.
    Среди действующих лиц – тот старый солдат, который вырастил героиню, его роль исполнил замечательный артист Николай Крючков.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/23928/ДУРОВА
Большая биографическая энциклопедия.
Дурова, Надежда Андреевна.

***
№ 7
Небесные создания. 1942-1945 гг.

Паника фрицев зашкаливает:
«В небе ночные ведьмы!»
Вы ошибаетесь, черти:
Вас побеждают ангелы.

     46-й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк был сформирован в 1942 году и особенно знаменит тем, что служили в нем женщины.

     Первый боевой вылет - 12 июня 1942 года, первоначальная численность полка 115 человек (за три года боев погибла треть личного состава), возраст летчиц от 17 до 22 лет, самолеты По-2 (в полку их было около четырех десятков). Такие самолетики, фанерные, малоскоростные, с открытой кабиной, еще известны как «кукурузники», но девушки называли свои машины «ласточками». Несмотря на свою непрезентабельность, «кукурузники» вполне подошли для назначенной им службы, деятельность полка была признана командованием эффективной.
 
    За ночь один экипаж (два человека – пилот и штурман) совершал до двух десятков вылетов с промежутком в несколько минут. Первоначально самолеты не были оснащены пулеметами для самообороны, а в первый год полетов  лётчицы не брали с собой парашюты, чтобы увеличить груз бомб на борту еще на 20 кг (нагрузка могла составить максимум 300 кг). Если погибала летчица-пилот, управление самолета переходило штурману. Главным при любых обстоятельствах было выполнить боевую задачу – сбросить бомбы на заданный объект.
    Полк воевал три года без перерывов (тысяча сто ночей).
    26 летчиц удостоены званий Героя Советского Союза, России и Казахстана.
    И немцы называли летчиц полка «ночные ведьмы». Это все знают. 

    «Ночные ведьмы» наносили большой урон, их боялись, поэтому сочиняли о них легенды, дескать, летчицам дают снадобья, чтобы не уставали, не мерзли и видели в темноте, как кошки. Враги не могли поверить, что женщины способны так воевать – перебарывая усталость, в мороз и ветер, научившись видеть в темноте без всяких снадобий.
    Против русских летчиц немцы бросали лучших пилотов. Летчикам Люфтваффе  обещали Железный крест за каждую сбитую «ночную ведьму».
    А свои называли отважных летчиц небесными созданиями.

http://www.stihi.ru/2013/09/26/48
Галина Римская. «Ночные бомбардировщицы».

http:///youtube.com/watch?v=sp3jjHShxAE
Ночные ведьмы.

***
№ 8
«Я смерти не боюсь». Курдские девушки на войне. 2014 г.

Прекрасны, как цветы в саду весны,
Но изменил их судьбы гром войны.
Для них, готовых рабству предпочесть
В сраженье смерть, за край свой биться – честь.

    Из 50 тысяч курдских бойцов в Сирии, борющихся с Исламским Государством (ИГ, ИГИЛ), -  35 процентов (около 18 тысяч) - женщины. Женское подразделение Народной самообороны Сирии - одна из ветвей Рабочей партии Курдистана (РПК), турецко-курдской повстанческой организации.

    «Что вообще могут предъявить нам эти люди из «Даэш» (арабский термин для ИГ), которые приходят бороться с нами? У нас здесь корни. Мы имеем право находиться здесь; поэтому мы имеем и право защищать себя. Если мы потеряем свою землю, мы потеряем свою честь, а если потеряем честь, то потеряем и наше право высказываться о нашей истории и нашем языке».
    Из интервью девушки- солдата курдского отряда самообороны, сражающейся с ИГ в Сирии. 

http://www.ridus.ru/news/169382
«Я смерти не боюсь» - на передовой с воюющими против ИГИЛ женщинами». Алексей Васильев. 12.10.2014
В статье приводятся выдержки из бесед журналиста с курдскими девушками-ополченками.

***
Сентябрь-октябрь 2015.
***


Рецензии
Ну что тут скажешь... Честь и слава женщинам-воительницам!
И СПАСИБО! автору.

Надежда Грищук   16.11.2015 15:41     Заявить о нарушении