Истоки и условие социальной справедливости

"... правительство должно иметь четкий долгосрочный   целевой ориентир, к       какому соотношению частного и государственного сектора оно хочет прийти."
                Анатолий Чубайс, 2015 г., на экономическом форуме в Китае
               
 Поскольку человек является естественным потребителем (ему надо есть, пить, одеваться, учиться-развиваться, иметь занятие в жизни, соответствовать текущему уровню цивилизации), то любая власть в обществе происходит от собственности: кто ею владеет (здесь инструменты - частная собственность, капитал, рыночная экономика) или распоряжается (здесь инструменты - общественная (государственная) собственность, плановая экономика, коммунизм), тот объективно имеет власть над людьми.  Все предложения социально справедливого общества останутся благими пожеланиями, пока не будут решены вопросы собственности в глобальном масштабе.   Задача эта объективная и естественная для развития человеческой цивилизации, если та ориентируется на своё сохранение на планете Земля, а не на самоуничтожение от неразрешимых (антагонистических) противоречий в беспощадном,  тупом и кровавом, противостоянии противоположных форм собственности. Объективность процесса должна проявляться в реальных примерах по отдельным странам, и такие примеры на планете уже есть!*)  Желательно, чтобы и Россия попала в их число как можно раньше. России это по плечу! У России есть все признаки необходимого уровня самодостаточности, чтобы показать миру пример устойчивого Социально Справедливого Строя Русской Цивилизации (СССРЦ).
       Крайности,  в виде коммунизма или капитализма(и Россия через обе УЖЕ прошла) для этой цели непригодны, так как каждая из них, для своей устойчивости, требует людей-роботов: индивидуалистов (для капитализма) или альтруистов (для коммунизма), что в чистом виде, особенно альтруисты, среди природных психологических типов людей встречается крайне редко.
      Задачу решит ЕДИНСТВО и ГАРМОНИЯ естественных, но противоположных (как по целям возникновения, так и в качестве стохастического и детерминированного начал) форм собственности, исторически возникших в  человеческом обществе (популяции разумных индивидов) - сложившейся форме вынужденного общежития-единства на одной планете. Гармония обеспечит соответствие типам, тоже  естественным, поведенческого интереса людей, а также, что очень важно,  необходимое ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ и РАЗВИТИЕ симбиоза-системы "Человечество-Цивилизация", как устойчивой живой (динамической) Системы в ряду других систем-качеств Мироздания.               
       С жизнеобеспечением лучше справляется общественная собственность, она же несёт нравственность,  определяющую гуманистический тип цивилизации. С инновациями и развитием потребностей лучше справляется частная собственность, но у той есть органический порок - алчность, порождающая психологическую жажду наживы любой ценой, что уничтожает нравственность. ГАРМОНИЯ, дающая устойчивость обществу, а, следовательно, определяет новое его качество, как Систему, примерно соответствует "золотому сечению": 60%  общественной собственности,  40% частной собственности, определяемых по критерию влияния на все процессы в обществе. Крайности и равновесия (балансы интересов), которые до сих пор знало Человечество, не гармоничны, и, значит, не устойчивы, что и показала история прямо на нашей памяти, на примере России.
      Это соотношение можно законодательно установить, для начала процесса, например, по отраслям народного хозяйства, соответственно (по крупным позициям):
отрасли физического жизнеобеспечения, ЖКХ, оборона, космос, крупные инфраструктурные проекты, культура, здравоохранение, образование и спорт - к общественной собственности;
обслуживающие отрасли - к частной собственности;
инновационный бизнес - к частно-государственному партнёрству.   
   Главное, чтобы жизнеобеспечение и обучение-развитие до трудового возраста было гарантировано обществом ПО ПРАВУ РОЖДЕНИЯ НА ПЛАНЕТЕ, а в трудовом возрасте - была обеспечена СВОБОДА осознанного ВЫБОРА  применения своих способностей, понимаемая:
- для наёмных работников, как достойная цивилизованная жизнь, уверенность в завтрашнем дне с правом на труд, лечение-отдых, достойную старость;
- для предпринимателей, как  зажиточная  жизнь с увеличенными потребительскими  возможностями через риск вложений в организацию новой деятельности и через применение своих неординарных способностей, причём  без наживы за счёт эксплуатации других, чтобы предпринимателю было куда отступить в случае неудачи, а именно, в общественный сектор, а не в долговую яму.
      Такое сочетание, в отличие от категорий крайности и равновесия, приводящих к кровавым разборкам, подавлению несогласных  и самоутверждению одних людей-роботов  над другими, такими же, но с противоположными убеждениями, делает общество устойчивым, так как не противоречит естественным поведенческим интересам самых больших (естественных!) частей общества (наёмных работников на зарплате и предпринимателей-хозяев), а учитывает и уважает их естественное право на существование и развитие, что создаёт высокую нравственную мотивацию самой жизни во всех её проявлениях.
             Правилу развития: «Единство и Гармония противоположностей», подчиняется вся состоявшаяся Вселенная, что доказывается её несомненной устойчивостью между диалектическими скачками от некоего уже существующего Качества (состояние, система, симметрия (как у физиков)) к более высокому Качеству. Новое Качество возникает только тогда, когда противоположные системы, оказавшиеся в вынужденном единстве, не уничтожат одна другую, а НАЙДУТ Гармонию существования в единстве. В результате именно таких плодотворных скачков в Природе дело дошло уже до Разума, способного осмыслить законы мирового устройства. В каждом таком устойчивом природном Качестве торжествует своя Гармония противоположностей!  Эту закономерность можно проследить в развитии Вселенной через Главную Последовательность устойчивых Состояний (Систем) самой Материи  от Большого Взрыва сингулярности (принятая ныне рабочая научная гипотеза происхождения Вселенной) вплоть до появления Разума. **)
         Следовательно, устойчивое Общество, как одно из проявлений движения Материи, являющееся продуктом духовного  развития,  тоже подчиняется Мировому Правилу устойчивости динамических систем:  «Единство и Гармония противоположностей»!***).

Примечания:

*) Иллюзия "плодотворности" неконтролируемой частной собственности в 20-м веке уже привела капитализм к Великой Депрессии, из которой тот вышел только благодаря РЕЗКОМУ рузвельтовскому повороту к СОЦИАЛЬНОМУ капитализму:  это мощный общественный сектор экономики, равноправное партнёрство профсоюзов (наёмные трудовые ресурсы) и бизнеса (работодатели), законодательное ограничение алчности банков, органически стремящихся к мошеннической наживе. Такое развитие стало основой современного процветания так называемых развитых стран Запада, в которых практически утвердился, в интересах среднего класса, БЮДЖЕТНЫЙ СОЦИАЛИЗМ (как учёт и контроль имеющихся ресурсов со стороны общества – всё по В. И. Ленину). Наиболее представительны в этом отношении США, Норвегия, Швеция с их структурой экономики и политической практикой: различаются только способы наполнения бюджета страны – у Норвегии это природные ресурсы, у Швеции - высококвалифицированный труд, у США - долларовая эмиссия-экспансия, поддерживаемая постоянно демонстрируемой в войнах с малыми странами военной мощью. Суть УСТОЙЧИВОСТИ общества состоит в следующем:  пассивная (консервативная) нравственность общественной собственности должна компенсировать (с превышением) активную безнравственность частной собственности;  равным образом, консервативная эффективность жизнеобеспечения ДОЛЖНА ПРЕОБЛАДАТЬ, по критерию интегрального влияния в обществе, над предприимчивым, но вредным для нравственности, потребительством-прибылью в частный карман. Ввиду наличия разного веса отрицательных качеств у каждой формы собственности, здесь не может быть голого арифметического их равновесия для поддержания устойчивого нравственного социально справедливого (по учёту интересов ВСЕХ) общества с сохранением мотиваций к развитию. Нужна ГАРМОНИЯ!
       Есть ли примеры стран с таким гармоническим соотношением (60% общественной и 40% частной форм собственности)?  ЕСТЬ! Китай (шёл от коммунистической крайности, и в том же направлении движется Вьетнам), Норвегия, Швеция, США (шли от капиталистической крайности). И сошлись, по критерию успешности, в точке ГАРМОНИЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ общества с использованием противоположных форм собственности. Интересно, что все эти страны фактически вдохновляются ленинской идеей НЭП, которую не смог, в условиях внешних угроз, реализовать СССР, так и не перешедший от мобилизационной экономики к Гармонии двух форм собственности.
       На наших глазах нарождается новое общественно-государственное образование – Новороссия. Олигархический капитализм (крайность) её разрушил, социализм-коммунизм (другая крайность) её не восстановит, в том числе, в силу отсутствия самодостаточности Новороссии. А вот творческое применение Правила «Единство и Гармония противоположностей» в становлении экономики новой страны по типу НЭП с учётом опыта Китая, Вьетнама, Норвегии, Швеции может решить проблему создания экономически процветающего государства! Пожелаем Новороссии успеха!

**) Мир познаваем именно потому,  что он достаточно устойчив для длительного процесса познания. Его устойчивость  определяется динамическими Системами, подчиняющимися Вселенскому Правилу: «Единство и Гармония противоположностей», причём каждая из противоположностей, в свою очередь, представляет собой динамическую Систему, подчиняющуюся тому же Правилу. Только эти Системы и "выжили" на материально-физическом уровне в диалектической борьбе противоположностей, которая в противном случае заканчивается, в конце концов, аннигиляцией ("исчезновением", обеднением материального Мира)  и  переходом материи в энергию уже на уровне элементарных частиц.  Гармонии-Системы,  имеющие именно динамическую устойчивость (ведь диалектическая борьба противоположностей никуда не делась!), составляют очевидную для нынешнего уровня развития науки  Главную Последовательность. Это,  например:
      1) волна-частица с квантовым разделением (дуализм) излучения и субатомных частиц,  как само существование в устойчивой Гармонии видимой барионной Материи (таковой всего 5-10% во Вселенной, остальное – ещё не познанная "тёмная" материя, тоже, без сомнения, пока неведомая Гармония противоположных систем), и это происходит за счёт обменного (динамического) их взаимодействия-борьбы  в сложившемся после Взрыва  единстве (заметим, вынужденном!) исходных субатомных частиц;
      2) атом, как квазиустойчивое квантовое существование в единстве (сложившемся, заметим, вынужденно, в звёздах!) притягивающихся противоположных зарядов, чем обусловлено наличие Вещества во Вселенной;
      3) Живая Клетка, как форма существования в единстве (в защитной оболочке-мембране) противоположных химических (окислительно-восстановительных) реакций за счёт энергетического и материального динамического обмена с окружающей средой, а также за счёт нейтрализации активных оснований в ядре клетки на двойной спирали молекулы ДНК, наращение которой до определённых пределов приводит к её расщеплению, воспроизводству самой себя в двух генетических копиях и последующему делению клетки (воспроизводство жизни!);
     4) Организм, как устойчивое сосуществование в единстве противоборствующих клеток. Сам Человек представляет собой  Гармонию-Содружество триллионов таких клеток, что обеспечивает  существование феномена Разума, осознающего окружающую действительность и собственную суть;
     5)  наконец, Общество, как вынужденное (на одной планете) Единство миллиардов противоборствующих интересов (в разумных индивидуальностях), которому ещё предстоит найти свою Гармонию на Планете Земля. Такое произойдёт тем раньше, чем меньше мешать развитию общественной мысли веригами старых ограниченных смыслов. Интересы  людей напрямую связаны с собственностью - Гармония её противоположных естественных форм (частной и общественной) даст устойчивое, развивающееся, Социально Справедливое относительно природных интересов людей, Общество;
    6) Социально Справедливое Общество породит следующие Гармонии уже на духовном уровне, обеспечивающие полное познание Вселенной и места Человека в ней, как Демиурга-Созидателя-Творца.
     Развитие потому и совершается СКАЧКАМИ, что переходит от некоего Качества-Системы к более высокому Качеству-Системе посредством установления новых, динамически устойчивых, Гармоний для обречённых на Единство и борющихся Противоположностей-Систем, что обеспечивает всё более высокий уровень развития (усложнение и обогащение) сначала Физической Материи, а теперь и Разума-Духа, воплощённого в нас с вами.

***) Надо находить в обществе Гармонию в применении Добра и Зла, как диалектически борющихся противоположностей в их религиозно-психологическом восприятии.
      Вот элементарный пример: двигатель внутреннего сгорания - внутри него работает взрыв, а это безусловное зло в других условиях, но в окружении разумного устойчивого упорядоченного устройства (добра) получается Гармония взрыва-зла и устройства-добра, создающая новое устойчивое Качество - Систему "двигатель", способную на управляемый созидательный труд. Для Общества желательно тоже найти похожий "двигатель". А на крайностях (если побеждает одна из противоположностей) двигатель или взрывается, или глохнет. И это естественно: нет Гармонии (требующей достаточно тонкой динамической настройки из-за диалектической борьбы противоположностей!) - нет и нового Качества.
      Сам Человек, с момента зачатия, развивается, как борьба чужеродных геномов, и строится, в результате, как Гармония противоположных систем иммунитета и жизнедеятельности, выражающаяся в новом Качестве - ребёнке, способном к устойчивому существованию в Мире (и к его преобразованию!). Отклонения от такой Гармонии приводят к  неустойчивым патологиям.
      То же и в Обществе, развивающемся уже на духовном уровне существования материи: если побеждает крайность, например, капитализм, или, наоборот, коммунизм - то в обоих случаях нет нового Качества в устроении общества(это же утверждение относится и к равновесию), а именно, динамически устойчивого Общества, обеспечивающего в общественной практике созидательного труда механизм ЕДИНСТВА и ГАРМОНИИ противоположных форм собственности. А значит, нет социально справедливого учёта противоположных ПРИРОДНЫХ интересов больших масс особей вида Гомо Сапиенс (людей разумных) при сохранении главного в человеческой цивилизации - гуманистической нравственности (Совести людской и Высшей, если та одухотворяет Вселенную).

В развитие темы: http://www.proza.ru/2015/07/14/1056
      
 

   Александр Беличенко  http://www.proza.ru/2014/12/14/1545


Рецензии