Жизнь А. С. Грибоедова в комедии Горе от ума
Когда я в первый раз прочитала "Горе от ума" Грибоедова, я поняла, что написал ее умный человек. Мне стало интересно, каким образом автор пришел к мысли написать бессмертное произведение. И когда я прочитала биографию талантливого поэта, мне стало многое понятно, я даже заметила некоторые сходства жизни Грибоедова и его произведения.
Период, когда творил Александр Сергеевич, был переходным. Совершался переход от классицизма к реализму и романтизму. Грибоедов избрал путь реализма, объективно оценивая обстановку и персонажей своего произведения. Но ведь переход можно не только принять, но и показать, запечатлеть на бумаге.
На мой взгляд, период перехода литературы от классицизма к реализму можно спроецировать на "Горе от ума". В произведении показано столкновение старого и нового веков в лицах Чацкого и фамусовского общества, в которых и можно найти отражение перехода от одного литературного стиля к другому.
Обычно переходы сопровождаются столкновениями старого и нового, как и показано в "Горе от ума". Старые традиции можно выразить фразой "Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца". Действительно, старое время пытается учить новое по-своему, придерживаясь консерватизма, боясь неизведанного. Но время идет, читающие люди требуют нового, потому что от старого они уже устали. И тогда "Вот молодость!.. — читать!.. а после хвать!..". Новые идеи, лишь только промелькнули, тут же будут подхвачены. На Грибоедова, например, было оказано влияние новых революционных идей, что и было так же отражено в столкновении двух эпох. Среди декабристов, вышедших на Сенатскую площадь, было много друзей Грибоедова, и поступил приказ об аресте поэта, однако его генерал предупредил его, так что доказать вину не удалось.
Но не все меняется, что-то остается. Вот и в "Горе..." очень тонко сочетаются два литературных стиля, столкновение которых отчасти присутствует в комедии: классицизм и критический реализм. Эта умно проведенная грань многое говорит об авторе, о его уме и находчивости, в каком-то смысле раскрывает его.
В столкновении стилей Грибоедов отобразил многие аспекты жизни, открытые и скрытые, притом очень ловко и живо.
Кроме того, в комедии мы можем наблюдать ум и неординарность Чацкого, у которого было множество прототипов, таких как Чаадаев, судьбу которого герой предсказал: его сочли сумасшедшим. Но я считаю, что в главном герое можно найти и самого автора. Интеллект Чацкого перекликается с интеллектом Грибоедова, хоть образ героя "Горя от ума" и собирательный.
Как известно, Грибоедов знал девять языков, что дало ему возможность служить в Коллегии иностранных дел, предварительно прослужив несколько лет в армии. И в его жизни случилось "горе от ума". Будучи посланным Николаем вторым в качестве дипломата в Персию, гениальный автор был растерзан обезумевшей толпой религиозных фанатиков, деятельность которых не пресекли власти. Кто знает, как сложилась бы жизнь Грибоедова, если бы он не был таким хорошим дипломатом, но можно с уверенностью сказать, что тогда у нас бы не было бессмертного произведения, отображающего непрерывный круговорот смены веков и нравов, неминуемого столкновения нового и старого общества, типы характеров, которые никогда не исчезнут, отображающего жизнь, какой ее видел и так точно передал потомкам Грибоедов. Произведение так тонко прочувствовано, что и в наши дни является востребованным и "разобранным" на цитаты, которые стали крылатыми выражениями.
"Горе от ума" вызвало у меня восторг, ровно как и печально-романтическая судьба автора. Александр Сергеевич за несколько месяцев до своей трагичной смерти женился. Женился по любви, а жена его после его смерти до конца своих дней сохраняла ему верность, что делает его историю еще более трагичной.
Жизнь каждого писателя отражается в его творении, так и жизнь Грибоедова отразилась в его бессмертном произведении, увековечив имя своего создателя на страницах истории литературы наряду с другими титанами литературного искусства.
Свидетельство о публикации №115111409010