отголосок носа

Обоняю тебя,обоняю.
По частям,целиком.Не больно.
Как и все ничего не знаю.
Обоняю тебя произвольно.

Обонять-не понять,а нюхать.
Обонять-распылять и в память.
Обонять-как стоять над ухом
умоляя тебя растаять.

Обонять-не расслышать века.
Обонять не солдатские снасти,
обонять одного человека.
Обонять-поддаваться  страсти.

Обонять,что стареть,что смертность
накликать,обонять и думать.
Обонять всю твою секретность.
Обонять,как таить рухлядь

в сердце,коему шлю обонянье:
помни,бейся внутри учащённо.
Занимайся запоминаньем
в правах своих ущемлённых.

Обоняю тебя,отпеваю,
отгоняю другие духи.
Обонять-не ваять,но к краю
нюх прислонять,к разрухе.

Обонять до одышки,до астмы.
Обонять до прощенья ближним.
Обонять не цветы,не астры-
обонять две твои лодыжки.

Обонять-напрягать дыханье.
Обонять до потери пульса.
Так  внюхиваются в рыданье
до обретенья чувства.

Все  зловонья и благовонья
обоняю-прости нелепо.
Так внюхиваются в надгробья
маленькие кусочки хлеба.

Обоняю тебя,расщепляю,
сочиняю,что получилось.
Чую возраст,возврат к сараю,
где утроба моя гнездилась.

А теперь только смертный ужас-
обонять тебя перестану.
Обонять,как идти наружу с
петлёю на шее Тарзану.

Обонять-не воспрясть,напротив-
обонять-закрывать все двери.
Обонять все законы кроме
крови.Обонять ни во что не верить.

Обонять-притуплять сознанье-
так внюхиваются в творенье,
так же внюхиваются в страданье,
или в солнечное сплетенье.

Обонять,где болит,где ноет.
Обонять до войны с морозом.
Обонять всем пчелиным роем-
будущим туберкулёзом.

Обонять-опьянеть,заплакать,
высморкаться и снова,
обонять,где покрыты лаком
ногти,волосы,разговоры.

Обонять-забывать кто правит
миром. Так внюхивается воин
в письма, так внюхивается крайний
кратер луны в пустое

место,в темноту, в пустыню.
Обонять-забегать за время.
Обонять значит знать,как было-
как не будет.Как пахнет семя.

Обонять глубину,раскраску-
душу,если она запахла.
Так внюхивается в пасху
паства нарочито нагло.

Так внюхиваются в молитву
возбуждаясь от слов бубнящих.
Так внюхивается в рифму
бессмертие подлежащих.

Обонять-распрягать"не едем"
дообонять боюсь не успею
160 сантиметров.
Почти целую галерею

точек,сеток,так ловят слабых
в диапазоны радиоволн. Рассказчик
так вслушивается  в раскаты
грома внюхиваясь в передатчик.

Обоняю тебя, стесняю.
Крыл не дадено,воздух краден.
Обоняю тебя людская
плоть ничего не ради.


Рецензии
Очень странно, что никто до сих пор не нашел возможным написать на это стихотворение отклик.
Оно исключительное - по пронзительной искренности. Но здесь ценно не только это: каждое достоинство этой задыхающейся от частоты сердечных сокращений ( или спазм) поэмы ( ведь по нынешним меркам 22 строфы - почти поэма, а по строю и смыслу это - эпос) - неразрешимая апория, парадокс.
Прежде всего: на такой точке боли писать невозможно. Но здесь сгущение боли превращается в точку опроры. Можно ли опереться на такую боль и сделать её источником силы? Да; и автору удалось немыслимое - при полном отсутствии патетики и эстетизма сразу взять очень высокую ноту - и выдержать ее до конца.

Возможно, причина отсутствия следов прикосновений критического пера в том, что каждая строфа здесь - это такое умопомрачающее при ясности сознания состояние необратимой утраты, сочетание отчаяния, нежности, ужаса, порыва, замиранья, затмения и просветления, что страшно коснуться этих узлов боли и нерасторжимой связи предельно вещественного - тела - с совершенно невещественным и лишь человеку присущим - и остающимся здесь - памятью.

Потому будет не разбор, а прикосновенья к территории мУки. А где она, эта территория, располагается? Этот ОТГОЛОСОК? в беспощадной памяти, ослепительной до звона, которая, кажется, раскалывает сердце и череп пополам, но сила этого стихотворения в том, что автор не позволяет себе отступиться и продолжает речь, конкретизируя то, что таким способом - способом лирического откровения, кажется, конкретизировать вообще невозможно, преврашая память о запахе в метафизику человеческой любви. Его голос нигде не срывается на крик и плач, хотя каждая клетка тела и мозга плачет и хочет забиться в конвульсии; но писавший эти строки упрямо распрямляет спазм и заставляет извивающийся нерв говорить; это мужские стихи.
Каждая строчка дышит катастрофой, сверхплотным сгущеньем сознанья, принявшего плоть во всей её полноте живого и животного, пронизанного
непостижимой и чудовищной способностью человека подниматься к звездам, загоняя себя в пропасть отчаяния. Ведь в каждой строфе автор себя убивает вдыханием запаха любимой, " накликая смертность" "до одышки, до астмы", до "остановки сердца"...

Валерия Исмиева   27.02.2020 02:26     Заявить о нарушении
В этом гимне человеку плотскому и духовному через плотское
мне не попалось ни одного выспреннего штампа, без которых вообще редко обходится у нас любовная лирика. Метафизика страсти и любви явлена через полное отсутствие претензий на метафизику, и в том сила этих 88 строк - с признанием с ходу: " ничего не знаю".
О чем же тогда вообще идёт речь? О частностях. О частном. Человек как ценность, как индивидуальная личность состоит только из частного:

Обонять-не расслышать века.
Обонять не солдатские снасти,
обонять одного человека.
Обонять-поддаваться страсти.

Т.е.стихотворение это о полной сдаче голосу плоти, влечению, страсти - к ЕДИНСТВЕННОЙ. В животном ( да и в человеческом мире) будущая пара узнает друг друга по запаху - прежде, чем заработает механизм сознания и обоснования влечения. Валерий это знает, и принимает сразу, как - можно было бы сказать - свой крест. Но жажда вдыхать запах здесь и реальность, и метафора - не только влечения, но любви, и именно любви, хотя сакральное слово здесь не произнесено, как и имя той, кому адресовано стихотворение.
Отбросив умственные обоснования, автор даёт - методом перечисления - обоснования предметам непостижимым или, точнее, неразложимым на умопостигаемое.

Валерия Исмиева   27.02.2020 02:27   Заявить о нарушении
Однако, да простится мне эта дерзость, не таков ли в сути своей и религиозный экстаз? Как его понимал один из главных апологетов Христианства Тертуллиан? Ум слукавит, его обоснованья ложны, они оперируют обыденным и об'яснимым с позиций всего лишь челрвеческой логики, но чувства - более надёжный путь богопостижения.

Обонять - притуплять сознанье -

Характерно ещё, что сакральный предмет, т.е. женщина, здесь не описана, никакой конкретики, кроме, пожалуй, роста - 160 см. И это верно вдвойне.
Ведь вдыханье взахлёб - это вплотную, прильнув - не увидать.
Но ещё - такая не-видимость предмета страсти-вожделения-любви-поклонения - это как пребывание невидимым, как божество в целле храма, как агалма.

И -

Так внюхивается в пасху
паства нарочито нагло.

Так внюхиваются в молитву
возбуждаясь от слов бубнящих.
Так внюхивается в рифму
бессмертие подлежащих.

У меня мурашки бегут по коже от этого поворота. Произнесено то, что мы, читатели, уже знаем - одухотворение чувства произошло в слове. В момент написания? Раньше? Мы не знаем. Вопросы о природе творчества столь же трудно прояснимы, как вопросы о метафизике любви, их общие истоки - во тьме, в невидимом. Любимая - утрачена.
Но проявленное - это наличие слова. Это подлежащие, т.е.главнейшие члены предложения, пребывающие в "есть" без сказуемых и глаголов,
потому что вневременны, т.е. бессмертны.
Однако сказано не только это: бессмертие слова ЧУЕТ, где его "дом бытия" (по Хайдеггеру) - по рифме, т.е.по мастерству владения формой и звуком, точному их угадыванию. Ведь рифма - прежде всего звук ПОЭЗИИ - и не столь ли загадочный, непостижимый в своей природе, что и запах?

Если бы Богданов на этом закончил, или завершил следующей, 21 строфой, где поэт -радиопередатчик ловит громы грозы (т.к.нисхожденья небесного огня, инсайты, потрясения и т.д.) - стихотворение явило бы ошеломляющий пример обоснования соприродности любви и творчества, их энантиодромии и алетейи.
Но оно завершается бОльшим:
Признаньем своего бессилия, низости, малости:

Обоняю тебя, стесняю.
Крыл не дадено,воздух краден.

Чтобы двумя последними строчками поставить всё наоборот, перевернуть, вернув человеку и человеческому - полноту могущества через признание свободы для чего-то бОльшего - по отношению к любому возможному целеполаганию:

Обоняю тебя людская
плоть ничего не ради.

Возможно, я совершенно ошибаюсь. Но в финале, мне представляется, я начинаю понимать смысл прежде казавшихся мне нелепыми слов Тертуллиана: " Верую, ибо абсурдно".

Валерия Исмиева   27.02.2020 02:27   Заявить о нарушении
Благодарю вас ,Валерия,что обратили внимание на это -давным давно -написанное стихотворение - у вас -тоже обоняние весьма развито -но обоняние ,я бы сказал,лингвистического характера.
В ответ могу добавить немного- стихотворение вполне человеческое- два человека,мужчина и женщина - никакой метафизики -сплошное естество- никакого парфюма и прочей липкой и вонючей дряни.Люди узнают друг друга по запаху- если вы ,когда-нибудь чувствовали запах любимого мужчины -вы меня поймёте.
Спасибо вам ,что высказались о стихо -весьма умно и с пониманием того,что говорите.Потому что что любимая женщина -пахнет вся -от волос до пят дрожанием сердца - и вот этой строчкой---я знаю,как глубоко складывание салфетки женщиной,чьи волосы станут седыми.

Валерий Анатольевич Богданов   09.03.2020 13:44   Заявить о нарушении