отголосок носа
По частям,целиком.Не больно.
Как и все ничего не знаю.
Обоняю тебя произвольно.
Обонять-не понять,а нюхать.
Обонять-распылять и в память.
Обонять-как стоять над ухом
умоляя тебя растаять.
Обонять-не расслышать века.
Обонять не солдатские снасти,
обонять одного человека.
Обонять-поддаваться страсти.
Обонять,что стареть,что смертность
накликать,обонять и думать.
Обонять всю твою секретность.
Обонять,как таить рухлядь
в сердце,коему шлю обонянье:
помни,бейся внутри учащённо.
Занимайся запоминаньем
в правах своих ущемлённых.
Обоняю тебя,отпеваю,
отгоняю другие духи.
Обонять-не ваять,но к краю
нюх прислонять,к разрухе.
Обонять до одышки,до астмы.
Обонять до прощенья ближним.
Обонять не цветы,не астры-
обонять две твои лодыжки.
Обонять-напрягать дыханье.
Обонять до потери пульса.
Так внюхиваются в рыданье
до обретенья чувства.
Все зловонья и благовонья
обоняю-прости нелепо.
Так внюхиваются в надгробья
маленькие кусочки хлеба.
Обоняю тебя,расщепляю,
сочиняю,что получилось.
Чую возраст,возврат к сараю,
где утроба моя гнездилась.
А теперь только смертный ужас-
обонять тебя перестану.
Обонять,как идти наружу с
петлёю на шее Тарзану.
Обонять-не воспрясть,напротив-
обонять-закрывать все двери.
Обонять все законы кроме
крови.Обонять ни во что не верить.
Обонять-притуплять сознанье-
так внюхиваются в творенье,
так же внюхиваются в страданье,
или в солнечное сплетенье.
Обонять,где болит,где ноет.
Обонять до войны с морозом.
Обонять всем пчелиным роем-
будущим туберкулёзом.
Обонять-опьянеть,заплакать,
высморкаться и снова,
обонять,где покрыты лаком
ногти,волосы,разговоры.
Обонять-забывать кто правит
миром. Так внюхивается воин
в письма, так внюхивается крайний
кратер луны в пустое
место,в темноту, в пустыню.
Обонять-забегать за время.
Обонять значит знать,как было-
как не будет.Как пахнет семя.
Обонять глубину,раскраску-
душу,если она запахла.
Так внюхивается в пасху
паства нарочито нагло.
Так внюхиваются в молитву
возбуждаясь от слов бубнящих.
Так внюхивается в рифму
бессмертие подлежащих.
Обонять-распрягать"не едем"
дообонять боюсь не успею
160 сантиметров.
Почти целую галерею
точек,сеток,так ловят слабых
в диапазоны радиоволн. Рассказчик
так вслушивается в раскаты
грома внюхиваясь в передатчик.
Обоняю тебя, стесняю.
Крыл не дадено,воздух краден.
Обоняю тебя людская
плоть ничего не ради.
Свидетельство о публикации №115111408007
Оно исключительное - по пронзительной искренности. Но здесь ценно не только это: каждое достоинство этой задыхающейся от частоты сердечных сокращений ( или спазм) поэмы ( ведь по нынешним меркам 22 строфы - почти поэма, а по строю и смыслу это - эпос) - неразрешимая апория, парадокс.
Прежде всего: на такой точке боли писать невозможно. Но здесь сгущение боли превращается в точку опроры. Можно ли опереться на такую боль и сделать её источником силы? Да; и автору удалось немыслимое - при полном отсутствии патетики и эстетизма сразу взять очень высокую ноту - и выдержать ее до конца.
Возможно, причина отсутствия следов прикосновений критического пера в том, что каждая строфа здесь - это такое умопомрачающее при ясности сознания состояние необратимой утраты, сочетание отчаяния, нежности, ужаса, порыва, замиранья, затмения и просветления, что страшно коснуться этих узлов боли и нерасторжимой связи предельно вещественного - тела - с совершенно невещественным и лишь человеку присущим - и остающимся здесь - памятью.
Потому будет не разбор, а прикосновенья к территории мУки. А где она, эта территория, располагается? Этот ОТГОЛОСОК? в беспощадной памяти, ослепительной до звона, которая, кажется, раскалывает сердце и череп пополам, но сила этого стихотворения в том, что автор не позволяет себе отступиться и продолжает речь, конкретизируя то, что таким способом - способом лирического откровения, кажется, конкретизировать вообще невозможно, преврашая память о запахе в метафизику человеческой любви. Его голос нигде не срывается на крик и плач, хотя каждая клетка тела и мозга плачет и хочет забиться в конвульсии; но писавший эти строки упрямо распрямляет спазм и заставляет извивающийся нерв говорить; это мужские стихи.
Каждая строчка дышит катастрофой, сверхплотным сгущеньем сознанья, принявшего плоть во всей её полноте живого и животного, пронизанного
непостижимой и чудовищной способностью человека подниматься к звездам, загоняя себя в пропасть отчаяния. Ведь в каждой строфе автор себя убивает вдыханием запаха любимой, " накликая смертность" "до одышки, до астмы", до "остановки сердца"...
Валерия Исмиева 27.02.2020 02:26 Заявить о нарушении
мне не попалось ни одного выспреннего штампа, без которых вообще редко обходится у нас любовная лирика. Метафизика страсти и любви явлена через полное отсутствие претензий на метафизику, и в том сила этих 88 строк - с признанием с ходу: " ничего не знаю".
О чем же тогда вообще идёт речь? О частностях. О частном. Человек как ценность, как индивидуальная личность состоит только из частного:
Обонять-не расслышать века.
Обонять не солдатские снасти,
обонять одного человека.
Обонять-поддаваться страсти.
Т.е.стихотворение это о полной сдаче голосу плоти, влечению, страсти - к ЕДИНСТВЕННОЙ. В животном ( да и в человеческом мире) будущая пара узнает друг друга по запаху - прежде, чем заработает механизм сознания и обоснования влечения. Валерий это знает, и принимает сразу, как - можно было бы сказать - свой крест. Но жажда вдыхать запах здесь и реальность, и метафора - не только влечения, но любви, и именно любви, хотя сакральное слово здесь не произнесено, как и имя той, кому адресовано стихотворение.
Отбросив умственные обоснования, автор даёт - методом перечисления - обоснования предметам непостижимым или, точнее, неразложимым на умопостигаемое.
Валерия Исмиева 27.02.2020 02:27 Заявить о нарушении
Обонять - притуплять сознанье -
Характерно ещё, что сакральный предмет, т.е. женщина, здесь не описана, никакой конкретики, кроме, пожалуй, роста - 160 см. И это верно вдвойне.
Ведь вдыханье взахлёб - это вплотную, прильнув - не увидать.
Но ещё - такая не-видимость предмета страсти-вожделения-любви-поклонения - это как пребывание невидимым, как божество в целле храма, как агалма.
И -
Так внюхивается в пасху
паства нарочито нагло.
Так внюхиваются в молитву
возбуждаясь от слов бубнящих.
Так внюхивается в рифму
бессмертие подлежащих.
У меня мурашки бегут по коже от этого поворота. Произнесено то, что мы, читатели, уже знаем - одухотворение чувства произошло в слове. В момент написания? Раньше? Мы не знаем. Вопросы о природе творчества столь же трудно прояснимы, как вопросы о метафизике любви, их общие истоки - во тьме, в невидимом. Любимая - утрачена.
Но проявленное - это наличие слова. Это подлежащие, т.е.главнейшие члены предложения, пребывающие в "есть" без сказуемых и глаголов,
потому что вневременны, т.е. бессмертны.
Однако сказано не только это: бессмертие слова ЧУЕТ, где его "дом бытия" (по Хайдеггеру) - по рифме, т.е.по мастерству владения формой и звуком, точному их угадыванию. Ведь рифма - прежде всего звук ПОЭЗИИ - и не столь ли загадочный, непостижимый в своей природе, что и запах?
Если бы Богданов на этом закончил, или завершил следующей, 21 строфой, где поэт -радиопередатчик ловит громы грозы (т.к.нисхожденья небесного огня, инсайты, потрясения и т.д.) - стихотворение явило бы ошеломляющий пример обоснования соприродности любви и творчества, их энантиодромии и алетейи.
Но оно завершается бОльшим:
Признаньем своего бессилия, низости, малости:
Обоняю тебя, стесняю.
Крыл не дадено,воздух краден.
Чтобы двумя последними строчками поставить всё наоборот, перевернуть, вернув человеку и человеческому - полноту могущества через признание свободы для чего-то бОльшего - по отношению к любому возможному целеполаганию:
Обоняю тебя людская
плоть ничего не ради.
Возможно, я совершенно ошибаюсь. Но в финале, мне представляется, я начинаю понимать смысл прежде казавшихся мне нелепыми слов Тертуллиана: " Верую, ибо абсурдно".
Валерия Исмиева 27.02.2020 02:27 Заявить о нарушении
В ответ могу добавить немного- стихотворение вполне человеческое- два человека,мужчина и женщина - никакой метафизики -сплошное естество- никакого парфюма и прочей липкой и вонючей дряни.Люди узнают друг друга по запаху- если вы ,когда-нибудь чувствовали запах любимого мужчины -вы меня поймёте.
Спасибо вам ,что высказались о стихо -весьма умно и с пониманием того,что говорите.Потому что что любимая женщина -пахнет вся -от волос до пят дрожанием сердца - и вот этой строчкой---я знаю,как глубоко складывание салфетки женщиной,чьи волосы станут седыми.
Валерий Анатольевич Богданов 09.03.2020 13:44 Заявить о нарушении