Верасы

«ВЕРАСЫ» – белорусский вокально-инструментальный ансамбль, созданный в 1971 году как ансамбль политической песни, под руководством (с 1974 г.) Василия Раинчика, Однако (что и неудивительно) наиболее популярными стали песни совершенно в противоположном стиле – такие, как «Малиновки заслышав голосок», «Завируха», «Карнавал», «Я у бабушки живу», «Любви прощальный бал», «Музыка для всех».

В начале 1970-х годов при Белорусской государственной филармонии был создан ансамбль «Верасы» (исключительно девичий коллектив). В составе его выступали: Ядвига Поплавская, Люцина Шеметкова, Надежда Микулич и Людмила Вознюк.
Квартет работал при филармонии как бэк-вокал у заслуженного артиста Эдуарда Мицуля. Через два года пришло несколько парней (в том числе Александр Тиханович).

В переводе с белорусского название ансамбля означает «Цветы вереска».

В 1974 году на пятом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады уже после первого тура молодой коллектив привлёк к себе внимание жюри и слушателей, единодушно отмечавших своеобразие манеры распева и чистоту интонации. Успешно выступив во втором и третьем турах с песней Александры Пахмутовой на слова Николая Добронравова «В песнях останемся мы», ансамбль «Верасы» становится лауреатом Всесоюзного конкурса. Этим успехом ансамбль полностью развеял мнения скептиков, говорившие, что ансамбль будет «бледной копией «Песняров»» и просуществует недолго.

Руководителем в то время становится Василий Раинчик.
За довольно короткое время ансамбль сумел наработать свой, ни на кого совсем не похожий репертуар и найти свой собственный стиль исполнения.

Почти десять лет состав ансамбля оставался неизменным. Правда, одна серьёзная потеря случилась вскоре после образования ВИА. Главной солисткой первых «Верасов» была Надежда Микулич – кроме неё, по признанию руководителя, по-настоящему больше никто петь не умел.

«Надя была в то время изящная, фигуристая – что называется, кровь с молоком, – вспоминает Раинчик. – Потом она родила, стала чуть пышнее. А на Центральном телевидении был такой музыкальный редактор Тернявский, он сказал: всё, больше «Верасы» не возьмём, если солистка не похудеет. Микулич честно пробовала похудеть – не ела днями. Но по ночам, бывало, летела к холодильнику».

Когда в 1980 году композитор Эдуард Ханок предложил «Верасам» несомненный хит «Малиновка», петь его уже было некому – Микулич коллектив покинула. Ядвига Поплавская не хотела петь «Малиновку».
Мало кто помнит, но первой «Малиновку» спела Людмила Исупова из «Песняров». Песня не пошла. А однажды Раинчик, экспериментируя на синтезаторе, придумал «свистящее» вступление и загорелся идеей именно в такой аранжировке спеть эту бесхитростную песенку. Собрал «малый худсовет» у себя дома – кроме него и его жены Ирины Цветковой (они поженились еще в консерватории, до «Верасов») – были Саша Тиханович и Ядя Поплавская (а они стали мужем и женой уже в «Верасах»).

«Когда я первый раз показывал «Малиновку» и говорил, что будем её петь, жена стала меня стыдить: «Мы что, опустимся до такого уровня? Будем перед всей страной такую песню убогую петь?» – со смехом вспоминает Василий Петрович. – Мы в то время «Битлз» на восемь-девять голосов раскладывали, а тут «Малиновка». Яде тоже она не понравилась. Но я уже тогда был диктатором, сказал, что будем петь – и всё. И сказал, что завтра эту песню будут петь все. Доказать не мог, но интуитивно чувствовал. А Саша Тиханович, который вообще тогда не пел, сказал: «Я спою, не слушай их».

Но нужен был ещё и женский голос. Один был – Светлана Скачко. Но его было мало. Второй нашёлся весьма оригинально. «Верасы» выступали в районном ДК в Иваново Брестской области. Там-то Раинчик и увидел на фото на стенде девушку, которой суждено было стать исполнительницей самого громкого хита «Верасов». Девушку по имени Надя разыскали в какой-то деревне. Привезли в Минск. Для пущего антуража купили настоящую свистульку, из которой Надя как бы выдувала знаменитый пересвист. Руководитель «Верасов» как в воду глядел – после «Песни-80» в Москве «Малиновка» зазвучала чуть ли не из каждого утюга.
И вот тогда «Верасы» окончательно вошли в элиту ВИА-жанра.
Произнесёшь название ансамбля и видишь, как появляются улыбки на лицах окружающих тебя людей независимо от возраста.

У Надежды Анатольевны Микулич есть повод настороженно относиться к пишущей братии. Потому что именно журналисты растиражировали слухи о том, что легендарную «Малиновку» пела абсолютно неизвестная певица. Потому якобы, что все вокалистки «Верасов» отказались исполнять предложенную Эдуардом Ханком пеcню из-за примитивной мелодии. И тогда, мол, Раинчику пришлось искать певицу для будущего хита чуть ли не в глухом провинциальном клубе.
«Первой исполнительницей «Малиновки» была я. Это мой тогдашний тонкий и звонкий голосочек. Да, когда нам Василий впервые показал ноты, мы немножко покритиковали мелодию – ведь она очень простенькая, что называется, на два хлопка. Сделали аранжировку, Ядя Поплавская очень удачно придумала свистулечку. «Малиновка» прозвучала на телевидении в программе «Песня года». И все вдруг словно с ума сошли. В гостиницах, на улицах, везде зазвучал этот мотив. Мы исполняли «Малиновку» в концертах на бис, записали на фирме «Мелодия». Так что официально заявляю: на пластинках, в записях «Малиновки» на радио и телевидении звучит мой голос».

В том же году ансамбль в числе почётных гостей был приглашён на фестиваль «Золотой Орфей», проходивший в Болгарии. К примеру, от Австрии на фестиваль приехала группа Supermax, из ФРГ – певица Прешес Уилсон (солистка группы Eruption).

Жена Василия Раинчика Ирина Цветкова (она, кстати, как и муж, дважды окончила консерваторию – как пианистка и как композитор) пришла в ансамбль на пике его славы, в 1982-м. Сегодня она пишет книгу о «Верасах», но не уверена, что книга когда-нибудь выйдет – уж слишком много пикантных подробностей собралось на её страницах за тридцать с лишним лет истории «Верасов».

В 1983 году ансамбль принял участие в съёмках телепрограммы «Новогодний аттракцион», которую вели Игорь Кио и Алла Пугачёва. Песня «Карнавал» руководителя ансамбля Василия Раинчика, видеоклип которой показали в «новогоднем аттракционе», стала нашумевшим хитом в 1984-85 годах.

Возвращаясь к имени Эдуарда Ханка, можно сказать, что с этим композитором ансамблю повезло. Помимо иных достоинств, есть у руководителя коллектива Василия Раинчика чутье на песни, способные в короткий срок стать привлекательными для многих.

Так вот, после успеха «Малиновки» ансамбль сделал ставку на новую работу Э. Ханка – «Я у бабушки живу» – песню действительно популярную, с элементами входящего «в моду» стиля реггей.

По словам Александра Тихановича, когда-то давно ансамблю объявили благодарность за песню «Я у бабушки живу», поспособствовавшую улучшению демографической ситуации в СССР. Ядвига Поплавская записывала её, ожидая появления ребёнка и сидя в студии на стуле, потому как стоять уже не могла. В новой аранжировке она звучала ещё лучше, чем раньше, тяжелее и с большим драйвом. Роли в песне были распределены между всеми четырьмя участниками ансамбля. Кристина пела «мама-мама», Игорь басом «папа-папа», Александр другие второстепенные партии, а Ядвига исполняла партию «слоняющегося по двору несчастного ребёнка». В песне сочетались серьёзность и шуточность, Александр с Игорем пританцовывали, зрители тихонько начинали подпевать, настроение у всех непрерывно поднималось.

Однако (как можно было прочесть в одной из публикаций о коллективе в 1984 году) третий номер тандема «Верасы» –Ханок «Белый снег» (Завируха) – заметной удачей не стал. Абстрактный текст и предельно упрощённая мелодия. Думаю (писал тогда музыкальный обозреватель В. Глазов), не этого ждали слушатели... Но неудача не смутила В. Раинчика. Зазвучали с эстрады его авторские композиции и песни музыкантов ансамбля, но пока большого интереса это не вызывает. Увы, не очень оригинален музыкальный язык этих сочинений. Если номера участников весьма традиционны по стилистике, то круг возможностей самого Раинчика более широк: здесь и композиции с элементами латиноамериканской музыки («Карнавал»), и лирические баллады («Любви прощальный бал»), и номера с влиянием современных электронных танцевальных стилей. Правда, в последнее время в программе появилось несколько серьёзных вещей («Эльдорадо», «Сон»). Раинчик успешно проявляет себя как театрально-камерный композитор и своеобразный исполнитель на полифонических синтезаторах.

Из-за своей нерасторопности фирма «Мелодия» почти два года «промариновала» выход пластинки – в итоге двойной диск-гигант с материалом 1984-85 годов увидел свет лишь к концу 1986-го, когда ансамбль, по сути, уже не существовал в привычном всем составе – это был первый его творческий кризис.

Также время показало, что «критик» творчества «Верасов» оказался не прав и последующие два года стали самыми успешными в карьере ансамбля. Новые песни и новый имидж группы были тепло приняты слушателями по всему СССР, пользовалась успехом и пластинка.

Итак, в 1986 году Ядвига Поплавская и Александр Тиханович формально покинули группу и устроились в только что организованный оркестр под управлением Михаила Финберга. Вскоре создали группу «Счастливый случай». С песней «Счастливый случай» Эдуарда Ханка и Ларисы Рубальской стали лауреатами фестиваля «Песня года-88». И превзошли в то время по популярности даже свой бывший ансамбль.
В конце 80-х они организовали свой Театр песни. Через школу и студию прошло много молодых белорусских исполнителей – самые известные из них, пожалуй, Александр Солодуха и группа «Ляпис Трубецкой».
А в ансамбле «Верасы» появились новые артисты, наиболее известные из которых – Лика Ялинская (ныне известная как Анжелика Агурбаш) и Ирина Дорофеева. Сейчас они заслуженные артисты Республики Беларусь.
В ансамбле также работали солистки Надежда Воеводина и Юлия Скороход.

И всё-таки у многих слушателей и поклонников ВИА «Верасы» ансамбль в первую очередь ассоциируется с именами солистов коллектива – Александра Тихановича и Ядвиги Поплавской.

Ядвига Поплавская (род. 1 мая 1949, Минск) окончила Белорусскую консерваторию по классу фортепиано и отделение композиции. В 1971 году была в числе основателей ВИА «Верасы». В ансамбле занималась аранжировкой, играла на клавишных, исполняла вокальные партии. В 1973 году в ансамбль пришёл Александр Тиханович (бас-гитара, вокал, труба), ставший впоследствии мужем Ядвиги Поплавской.

Александр Тиханович (род. 13 июля 1952, Минск) закончил духовое отделение (труба) Белорусской консерватории. В ансамбле играл на бас-гитаре и трубе, исполнял вокальные партии.

«Верасы» просуществовали до середины 90-х годов. За это время они сумели проявить себя в качестве самого мелодичного ВИА в Союзе и оставить после себя 2 диска-гиганта (второй – «Музыка для всех» является двойным), порядка сотни песен, два десятка хитов, исполняемых до сих пор, и несколько миньонов.

В настоящее время ансамбль «Верасы» выступает с сольными концертами. При ансамбле «Верасы» в 1997 году был создан детский ансамбль «Верасята».

В 2007 году заслуженный артист Беларуси Василий Раинчик вновь возродил «Верасы» в виде вокального квартета из совсем молодых юношей и девушек, которые исполняют любимые миллионами людей песни из старого репертуара ансамбля.
В 2008 году фирма грамзаписи «Мелодия» издала альбом «Верасов» с их семнадцатью лучшими песнями на CD.

(По материалам сайтов ВИКИПЕДИЯ и ПАРАД АНСАМБЛЕЙ, а также нескольких публикаций в прессе)


* * *


ВЕРАСЫ. «МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ». Избранное

1. Наша дискотека (В. Раинчик – М. Танхилевич (Танич))
2. Малиновки заслышав голосок (Э. Ханок – А. Поперечный)
3. Белый снег (Завируха) (Э. Ханок – Г. Буравкин)
4. Люблю тебя (И. Якушенко – В. Харитонов)
5. Белый парус (Е. Глебов – Б. Окуджава)
6. Страдания (Я. Френкель – М. Танхилевич (Танич))
7. Я у бабушки живу (Э. Ханок – И. Шаферан)
8. Карнавал (В. Раинчик – В. Некляев)
9. Наедине (В. Раинчик – В. Некляев)
10. Любви прощальный бал (В. Раинчик – В. Некляев)
11. Первое свидание (В. Раинчик – Г. Буравкин, перевод П. Кошеля)
12. Звезда любви (В. Раинчик – В. Некляев)
13. Полёт (В. Раинчик – В. Некляев)
14. Аэробика (В. Раинчик – В. Некляев)
15. Караван (В. Раинчик – В. Некляев)
16. Фестиваль (В. Раинчик – В. Некляев)
17. Мир устроен так (В. Раинчик – Л. Рубальская)
18. А жизнь идёт (В. Раинчик – В. Некляев)
19. Музыка для всех (В. Раинчик – В. Некляев)
__________

при участии:
14, 18 – Детского хора средней специальной музыкальной школы
при Белорусской государственной консерватории им. А. В. Луначарского, худ. рук. И. Матюхов
19 – струнной группы симфонического оркестра Гостелерадио Белорусской ССР

Записи 1980-85 гг.

ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: http:///yadi.sk/d/pjSC92VgkTEoB

Размер архива: 110,5 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 80 мин. 00 сек.


Рецензии