Виссарион Соколов Кострома
Виссарион Соколов
Родился в Костромской обл. В 1941 г. Долгие годы жил в Латвии, в г.Саласпилсе. Закончил Латвийский гос.университет, биологический факультет. Преподавал химию и биологию в русской ср.шк. г.Саласпилса. Автор сборника стихотворений, изданных в г.Костроме. Авторские стихи и рассказы публиковались в периодической печати России и Латвии. В настоящее время постоянно живёт под Костромой.
КАНДРУЕВСКАЯ ЛЕГЕНДА О ФИЛИМОНЕ
Приехал я в деревню Кандруевку на Псковщину, к тетке Глаше, помочь участок под картошку вскопать. Подхожу к дому – издалека ее увидел: палкой землю долбает. Подошел ближе – не палка в руках, а лом.
- Что, Глафира Петровна, в мерзлой земле ковыряешься?
- О..! Племянничек! Дождалась тебя… вышла автобус встречать, да смотрю десять рублей в лужу вмерзли… – всё деньги… кто-то выронил, может, и сама. Идем в избу... радость мне одинокой – Верка позвонила, что ты едешь. Делов за зиму накопилось!
Одна стена избы на кухне вся оклеена почетными грамотами (знатная доярка), другая – семейными фотографиями, на окнах – рассада помидоров в ящичках, в углу иконка закоптелая – не разобрать, какой святой на ней изображен, может и сама матерь Божья.
Тетя состряпала блинов, творог, молоко козье поставила, а я подарки из рюкзака разложил.
– Первое дело – надо в хлеву убраться, навозу козьего – с метр накопилось, – говорит тетя. – Дрова не пиленые – хлыстов-то притащили на тракторе – тысячу отдала, ну, а как с дровами управимся, тут и май придет, соловьи запоют, можно и землю копать. Куда без картошки? Всю зиму телевизор смотрела, как на Украине – житнице, людей замутили, не дождаться, когда эта муть осядет. Неужто опять война по Псковщине покатится? Недавно последнего воина похоронили – Филимона. А мины до сих пор находят – натерпелись, а 70 лет прошло. Свожу тебя на наше кладбище – скоро Пасха: помянем тех, которые здесь в лесах воевали – партизанили…
За блинами с молоком она, не останавливаясь, рассказала легенду – быль, которая ходит по окрестностям Кандруевки:
– Филимон партизанил и в разведке, оглушеный гранатой, попал в плен к фашистам, которые тут гарнизоном стояли. О Филимоне рассказала мне соседка – покойная ныне бабка Шима, и я подозреваю, что сама ее и сложила.
Когда Филимона привели к главному здешнему немцу, он читал церковные книги на старославянском языке, значит, был каким-то ученым. Немец спросил Филимона:
– Кто такой и какую должность исполняешь?
– Накорми, напои, в бане попарь и спать уложи, а потом уж и спрашивай. У нас такой обычай, – ответил ему Филимон.
Немец велел напоить его, накормить, умыть и спать уложить, а сам подумал: «Велика, видно, птичка залетела, если так смело держится. Как бы мне с него семь шкур содрать, да Гитлеру отослать. Похвастать, что вот он какой немец-умелец и слуга послушный».
А Филимон лежит не спит, а думает: «Как провести этого подлюгу лысого, муки вытерпеть и венец мученический принять?» Видит у дверей два пса и два солдата стоят и решил: «Утро вечера мудрее, и хоть раны болят, заставил себя спать – к завтрашнему поединку сил набираться.
Утром солдаты с собаками привели Филимона к главному. Посмотрел через очки немец на Филимона и спрашивает:
– Кто ты такой и какую должность исполняешь?
– Я партизан, звать Филимон Филипас, а состою в должности комиссара, – ответил партизан.
– Почему так говоришь? Неужели не слыхал, что всех комиссаров предаем мучительной смерти?
– Как не слыхать – слыхал….
– Пойдем – посмотришь на наши орудия пытки для тебя.
– Пойдем, – ответил Филимон….
– А я посмотрю, каков ты комиссар.
Спустились они в подвал, и показывает немец орудия душевынимания: горн с раскаленными прутьями, которыми в глаза и в тело тыкают, гребешок, который волосья выдирает; кольцо, что в рот вставляют, чтобы порох насыпать или свинец налить; котел с кипятком, а по стене, еще приспособления дьявольские, что чистому человеку и знать постыдно.
– Расскажешь о партизанах – умрешь без мук.
– Ничего не скажу, потому, что я Комиссар, а ты – фашист, войной к нам пришел.
Лысый снял очки, глаза от злости стали красными.
– Может, вина и не твоя, что глуп и не хочешь сделать, как я хочу, - и приказал выдрать у Филимона волосы.
– Теперь ты лыс, говори, иначе мучения тебя ждут дальше.
– Пытай, - ответил немцу Филимон.
Рассвирепевший немец приказал выжечь на груди Филимона череп с костями и подпалить ребра.
После новой пытки Филимон встал и с ясным взором спросил своего мучителя:
– Устал ты пытать меня. Отдохни немного. Подумаем: кто из нас дурее.
– Хорошо, - Согласился палач, – передохнем. – И приказал подвесить Филимона за руки и вбить между зубов кусок дерева.
– Отдыхай, думай: кто из нас, как ты говоришь, дурее.
Филимон думает: «Повишу до завтра, приму еще пытки, покажу, кто таков Комиссар, чтобы спесь с дьявола сбить, а там обману его, как мужик черта всегда обманывает…».
А немец, немец, стал водку пить. – смекнул, дьявол, что Комиссар сильнее его духом, и смеяться над ним будет. Ведро вина и водки выпил и решил, что коль завтра комиссар телом не падет, то возьмет он его своим дьявольским умом.
На третий день пыток встал палач с больной головой, велит узнать: что комиссар?
– Комиссар висит, а псы ему ноги лижут, поскуливают, словно жалеют, и свирепости в них нет.
Не поверил немец, сам спустился и видит, что все так, как сказали. Набросился он на солдат:
– Почему собак на место не отозвали?
– Мы отзывали их, но они рычат на нас.
Немец пистолетом, пытается отогнать собак, но те ощерились и ждут, вот-вот бросятся.
Струсил немец, аж в пот кинуло, приказал в собак стрелять. Убили псов.
Сняли Филимона, дерево изо рта вынули. Лежит он себе, как без дыхания. Окатили водой – открыл он глаза и в немца глядит, улыбаясь.
– Еще пытай.
– Вижу – вера твоя крепка. Только отниму я ее: переодену тебя в форму полицейскую, по селу и по деревням возить с солдатами буду, крестьянские избы жечь, а ты среди нас на это посмотришь, а народ твой на тебя посмотрит, каков ты есть комиссар-изменник.
– Верно, – эта пытка похуже. Но что пользы тебе от этого?
– А мне пользы от этого много: твой народ увидит тебя в пре-дателях и скажет: если комиссары наши предатели, то войну мы проиграли, давайте служить истинно великому фюреру… и сложит оружие, а смутьянов –партизан сами выловят. А мои солдаты, наоборот, увидят тебя в предателях и скажут: русские трусливы, мы сильнее и храбрее их. И дух у солдат окрепнет. А в-третьих, жду, что ты всё скажешь, тогда тебя смерти предам безо всякого театра.
– Нет, - отвечает Филимон, - делай свой театр, а правды тебе от меня не будет….
Натянули на Филимона полицейскую форму, с ремнями и черной свастикой. Голову лысую и окровавленную шапкой прикры-ли, лицо пудрой обмахали, чтоб синяки не заметны были, и поехали они из крепости на двух открытых машинах к Молокову и давай жечь-палить, детей сиротить, якобы, с позволения Филимона, ко-торому на улице стул поставили. Бежит, ефрейтор ихний, перед Филимоном вытягивается и лопочет, очкастый наклоняется к Фи-лимону, будто советуется с ним, улыбается, а ефрейтору головой кивает. Ефрейтор убегает – новая изба горит, скотина, какая осталась, мечется, орет, гвалт и слезы сухие. Крестьяне стоят перед автоматами, на фашистов смотрят, незнамо что о Филимоне думают.
А Филимон сидит, не шелохнется – к стулу невидимо привязан, а руки в карманы ему засунуты, а карманы с руками едино пришиты. Сидит, обледенел весь. Говорит очкатому:
– Твоя взяла, не могу такой пытки вынести, чтоб народ страдал. Кончай все, поехали, сейчас партизан укажу. Только уговор такой: в Кандруевке сестра моя старшая живет. Дашь зайти к ней, я попрощаться хочу – таково мое последнее желание.
Согласился немец, думает: «Войну не только силой выигрывают, но и умом. Завтра на партизан пойдем».
Приехали опять в Кандруевку, Филимон говорит:
– Вот дом моей сестры, подожди, я ее по нашему обычаю трижды поцелую на прощание.
Одного его не пустил в дом бес очкастый, а дал конвой из двух солдат.
Входит Филимон с солдатами к Суханихе, а та в печи что-то парила, вонь – дух замирает, а под потолком пар стоит.
– Что делаешь? – спросил Филимон.
– А ты кто такой? – ответила Суханиха.
– Я Филимон, ты что ослепла, старая….
– Нет, вижу, А кто ты такой – не знаю.
– Я брат твой, меня в плен взяли и мучили, потому я такой… попрощаться пришел.
– Брат, так брат, прощайся, если хочешь, а я давно с тобой про-стилась… не мешай делу моему.
– Что за дело?
– Кашу, вишь, варю. Прощай еще раз.
– А я хотел помощи у тебя…. дай мне зелья покрепче, чтоб их скрючило…. Я тогда в живых останусь….
Подошла Суханиха к Филимону, посмотрела на его ухо и говорит:
– Вправду ты – Филимон, и мученик…. Хочешь спастись, значит…. Каждый грешит или спасается сам-собой. Только они потеряли образ Божий и подобие Божье. Потому дам, что просишь, только когда мороз хороший, тогда ты им дай, это потешение нам будет, когда стынуть начнут. И дала ему кисет, наполовину мукой набит.
Конвоиры Филимона в сенях стояли: им запах суханихиной каши совсем нос своротил.
– В воду им попить дай, этого на всех хватит, сколько бы ни было.
- Прощай , сестра. Спасаться, вишь, не в одиночку надо.
Вышел из избы Филимон, говорит очкатому ведьмаку:
– Я у нее справку навел, про болото – она говорит, что в сильный мороз надо его переходить. Хорошо бы в ночь выйти, чтобы с рассветом в тылу у партизан быть. Иначе дозор нас увидит, и ищи потом. В мороз, в ночь выходить надо.
– Складно у тебя получилось. Только меня не проведешь, а сестре своей сболтнул чего, так я ее в подвале подержу, чтобы у нас с тобой получилось. Если все хорошо получится, то тебе жизнь оставлю, у нас служить будешь. Веры-то тебе нет уже никакой.
Пришла ночь. Немец собрал за день своих осатанелых со всей Кандруевской округи. Бряцали, бегали, суетились до полуночи, потом насытились, утихли. В полночь тронулись из крепости, тихо-тихо, только скрип снега выдавал их, и мы все слышали, что они идут. Впереди – два десятка псов, а сзади все остальные, по два в ряд.
– Взяли ли с собой продуктов? – спросил Филимон у немцев, – идти надо по болоту эту ночь, а не пройдем, так и вторую придется захватить. Далеко партизаны.
Очкастый ответил, что взял все, как сказано было, только почему у тебя забота такая к нам появилась. Что-то замыслил ты?.
– Ты на воду стал дуть….
– Что это значит? – не понял немец.
– Поговорка у нас такая. А спросил я тебя потому, что в обычае у нас: едешь на день, бери хлеба на неделю…это тебе не понять.
Идут дальше – заря красна с мороза заниматься стала.
– Скоро ли?
– Еще час с небольшим ходу.
Солдаты сели, снег сосут, пить хотят. Собаки крысятся друг на друга, толкутся, а заря реденький лес насквозь просвечивает, морозом обдает.
Развели солдаты костер: прошлогоднего багульника и осоки нарвали, стоят над дымом, консервные банки греют. Потом толковый костер составили, плавят снег в котелках, лопочут о нуждах своих по-своему.
– Я вам чай сварю такой, который партизаны пьют, только погодите малость, – предложил Филимон.
Отошел с двумя солдатами, нарвал брусничных листьев, да можжевеловых ягод набрал, смешал в каске с суханинской мукой из кисета, пришел к костру и заварил им чаек.
Любопытно партизанский чаек попробовать – берут по щепотке, заваривают. Горьковатый на вкус, но ароматен, и в мороз хорошо пьется. Пьют, посмеиваются, очкастому дали. Он половину выпил, а остальное со спиртом смешал. Выпил – нос полиловел.
– Отдохнули, – говорит Филимон, – пора и дело кончить; зимний день короток.
Собрались, построились, собак вперед пустили; очкастый ко-манду дал вперед идти, тут суханихино зелье себя показало: подняли ноги, чтоб шаг сделать, а их окаменелость какая-то ударила…. Отвердели члены, даже глазом моргнуть, бровью шевельнуть не могут.
От закиданного снегом костра парок валит, солнце с земли разгон набирает, а две роты солдат, что пни на просеке, стоят – не шелохнутся.
Филимон со стороны на это смотрит, потом к очкастому под очки заглянул, но ничего не сказал, и так все понятно, а если понятно, так зачем что-то говорить. И хотел он уже идти к своим, как услышал вой и скулеж, - это собаки-людоеды впереди, почуяв неладное паникуют, шерсть дыбом и – в лес, в поводках путаются, кувыркаются, но бегут от своих неподвижных хозяев.
Филимон снял автомат с одного солдата – тот, потеряв рав-новесие, упал плашмя.
…Когда Филимон привел партизан на поляну, все оставалось на своих местах, и партизаны, обходили строй трупов, заглядывали в заиндевелые глаза и некоторые крестились.
А Суханиха потом говорила своему братцу: «Скрючило их, говоришь. Как не скрючить, если они на полях весь хлеб повытоптали, а если и остался, так с одной головней. А я, братец, если б не твое рваное в детстве ухо, до сих пор не узнала бы, как они тебя переделали».
Шима рассказала мне одну из легенд о филимоновом плене. Они вспоминались вновь и пересказывались детям после 1955 года, когда Филимон вернулся в родное село. Десять лет мы не знали о нем ничего и боялись спрашивать про его судьбу друг у друга. А когда он вернулся, то нам не рассказал о своем плене и о своей жизни в Воркуте, куда был сослан. На мои вопросы ответил одна-жды: «Я, Полип, не совершил ни одной в жизни подлости. Все».
Может, то что рассказала бабка Шима, и правда? Да и откуда в наших лесах так много одичавших овчарок после войны развелось?
Свидетельство о публикации №115111303506
В русской сказке всегда была зашифрована идея - вероломный наказан будет. А если честный человек, то в нём - страх падения с небес, страх предательства, отступления от верного служения Родине, и полное бесстрашие, если к врагу приблизиться надо. Таков настоящий герой, он и становится в конце концов в глазах всех героем. Сказочные герои всегда храбро преодолевали трудности и побеждали зло.
"Кандруевская легенда о Филимоне" - быль, может быть, но в её изложении сохранена эта традиция, честь и верность своей земле всего важнее, русский умеет терпеть свою долю в труднейших испытаниях. И хитёр его ум!
Пусть и простодушные - на первый взгляд - русские сказочные герои, а хитро с врагами своими поступали, свойством этим себя выручая, врагов побеждая. и Филимон - таков!
:) Умом России не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Это быль, в которой есть сказка, или сказка, в которой есть быль - и быль и сказка. На материале Великой Отечественной Войны получилось создать убедительную и яркую, очень понравилась.
Ирина Безрукова 2 22.01.2016 03:11 Заявить о нарушении