Вместе с Басё - одним файлом

вместе с Басё – прыжок лягушки – дом Басё – молитва – ворон Басё – осенние кроны – глядя на клен – брошенное дитя – осенний дар – игра в шахматы – Арбуз в холодной воде – в метели и за ее пределами – путешествие одинокого – передышка – креветки и сверчки – на высокой скале – в ожидании слов – метель в декабре – осенние листья – камелия

========================================

ВМЕСТЕ С БАСЁ

тропинками Севера и другими тропинками
ходим мы вместе с Басё.

он видит то, чего не вижу я,
и говорит обо всем так, как я не мог бы сказать.

я несу его сумку, разжигаю костер
и готовлю еду.

сегодня я написал о нем
вот это маленькое стихотворение.

может быть, и он напишет обо мне пару строк.


ПРЫЖОК ЛЯГУШКИ

когда лягушке наскучит сидеть на берегу
и она прыгнет в пруд,
будь наготове:

тогда и тебе пора отправляться в путь –
туда, где темнеет море.


ДОМ БАСЁ

если бы у тебя был такой дом, как у Басё,
ты думал бы, что у тебя нет никакого дома;
ты чувствовал бы себя словно на пустыре:
все ветры и звезды были бы тебе знакомы.


МОЛИТВА

дорогой Басё
спаси меня от иронии
от постмодернистской невесомости
помоги сохранить серьезность модерна
его ностальгию по центру
порядку высоте
назови это как хочешь
возьми меня с собой в путешествие
по горам и долинам
я буду нести твое одеяло и сундучок
научи серьезному взгляду на вещи
научи видеть красоту
в цветах горах одиночестве
и если понадобится мори меня голодом
бей меня посохом
но обещаю
я буду прилежным учеником


ВОРОН БАСЁ

увидеть
одинокого ворона
на голой ветке
не так-то просто.

видишь обычно
в небе и на траве
не ворона, а ворон:
их всегда несколько,
они чем-то заняты,
часто ссорятся.

если бы увидеть
ворона на голой
осенней ветке –
как он сидит
и смотрит: молча,
не шевелясь, –

тогда, наверное,
изменилось бы многое,
может быть, всё,

и ты стал бы
таким же открытым
и зорким,
как старый поэт Басё.


ОСЕННИЕ КРОНЫ

каждую осень смотрю на эти деревья:
цветы распускаются, чтобы приманить бабочек, –
осенние кроны приманивают лишь взгляд.


ГЛЯДЯ НА КЛЁН

я смотрел на желтый осенний клен,
и мне казалось, что возле клена
стоит Басё.

я знал, что это иллюзия,
«сон золотой»,
и все же махнул рукой.


БРОШЕННОЕ ДИТЯ

в стихотворениях и записках
Басё не раз упоминает
«брошенное дитя»,
и я читал, что в то время в Японии
бедняки часто оставляли детей
подальше от дома,
где-нибудь на дороге,
потому что их нечем было кормить.

и вот я думаю, как Басё
проходил мимо этих детей,
подавал им что-нибудь из еды
и шёл дальше.

он не мог никакого приютить,
потому что и сам был нищим.

он не мог вызвать полицию
или скорую помощь.

единственное, что он мог сделать, –
дать замерзающему ребенку
кусок лепешки
и рассказать об этом
в записках
или коротком стихотворении.


ОСЕННИЙ ДАР

падают пожелтевшие листья:
клен дарит тебе зимнее одеяло, старик.


ИГРА В ШАХМАТЫ

Басё играет в шахматы с осенью.
осень играет белыми, точнее золотыми фигурами.
Басё играет черными.
он знает: выиграть у осени невозможно,
а чтобы свести партию вничью, потребуется
всё его мужество.


АРБУЗ В ХОЛОДНОЙ ВОДЕ

     Я прочел в одной статье на английском о реке, вода в которой была так холодна, что опущенные в нее арбузы раскалывались, и подумал, что Басё понравился бы этот образ, – не только потому, что он часто страдал от холода, но и потому, что образ арбуза, раскалывающегося в холодной воде, замечательно подходит к его словам: «Создание стихотворения должно происходить мгновенно, как дровосек валит могучее дерево или как воин  кидается на  опасного противника, точно так же, как режут арбуз острым ножом или откусывают большой кусок от груши».


В МЕТЕЛИ И ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ

Эдгар Аллан По бредет сквозь метель,
такую густую, что ему почти ничего не видно.
рукой он придерживает шляпу, но ветер
срывает ее и уносит. По чуть не плачет –
обидно потерять ковбойскую шляпу «стетсон».
между тем эту шляпу ловит Басё – где-то
там, далеко за пределами снежного поля.
он вертит ее так и сяк, гнет, примеряет, а потом
вешает на яблоневый сучок и уходит.

––––––––––––––––
«То ли это шляпа одинокого странника Сайгё? То ли шляпа старца По, бредущего сквозь снег?» – Басё. «Записки о дорожной шляпе».


ПУТЕШЕСТВИЕ ОДИНОКОГО

больной одинокий гусь
опустился на поле,
чтобы передохнуть,

а ты собираешься в путь
к далеким горам.

–––––––––––––––––
«Больной опустился гусь // На поле холодной ночью. // Сон одинокий в пути». – Басё.


ПЕРЕДЫШКА

больной одинокий гусь
опустился на поле –

отдохнет
и снова пустится в путь.

–––––––––––––––––
«Больной опустился гусь // На поле холодной ночью. // Сон одинокий в пути». – Басё.


КРЕВЕТКИ И СВЕРЧКИ

другие ловят креветок.
какое тебе дело до их улова!
креветки так молчаливы –
не то что сверчки.
но угоститься креветкой
было бы славно.

–––––––––––––––––
«Хижина рыбака. // Замешался в груду креветок // Одинокий сверчок». – Басё.


НА ВЫСОКОЙ СКАЛЕ

иногда Басё чувствовал себя козлом –
не козлом отпущения, но и не обычным:
он чувствовал себя
большим и могучим козлом,
озирающим мир с высокой скалы.
и это чувство делалось для него всё привычнее.

–––––––––––––––
The picture: Julian Schnabel. Untitled (The Sky of Illimitableness). Inkjet print, oil, ink on polyester, 130 x 142", 2012.


В ОЖИДАНИИ СЛОВ

когда небо льёт дождь, а деревья роняют листья,
поэт ждёт, что к нему придут самые точные,
самые верные слова и мысли.


МЕТЕЛЬ В ДЕКАБРЕ

лучше жить со сверчками в хижине,
чем в городе при дворе.
иногда, правда, думаешь по-другому,
особенно в декабре.


ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

желтые, красные осенние листья
наводят кого-то на мысль о зиме,
а кто-то другой, глядя на пурпур
плюща и золото кленов, думает
о прошлом, о юности, о далекой-
далекой волшебной весне.


––––––––––––––––––
«Листья плюща… // Отчего-то их дымный пурпур // О былом говорит». – Басё.


КАМЕЛИЯ

не успел я выпить утренний кофе со сливками,
как раздался стук в дверь – на пороге стоял Басё:

он принес мне цветок камелии – распустившийся,
пышный, розовый, сверкающий апрельской росой.

–––––––––––––––
«Роняя лепестки, // Вдруг пролил горсточку воды // Камелии цветок». – Басё.


Рецензии