Машхур Жусуп Копеев - самородок Золотой земли
"Машхур Жусуп Копеев - самородок Золотой земли".
Как вершины гор полны величия, так и назидания предков - сокровищница мудрости, закон бытия: не забывая имен великих, донести до нынешнего молодого поколения - величие дел их предшественников.
Бесспорно, что в мудрости сокрыта та истина: "Благое воспитание - от корней" или к тому примеру, "Учитель без учеников, что сирота одинокий"...
Итак, в конце 19 - начала 20 в.в. из казахской среды вышла целая плеяда талантливых историков: Шакарим Кудайбердиев, Машхур Жусуп Копеев и др.
Ведь они были носителями знаний духовной и материальной культуры своего народа: знали наизусть степные предания(исторического фольклора), важнейшие решения биев, законы обычного права, ритуалы и обряды, шежире - устными историческими традициями. Данное определение является конкретизацией понятия "степная историология", введенная некогда В. П. Юдиным /1/.
Одним из ярких представителей национальной исторической науки был Машхур Жусуп Копеев(1858-1931 г.г.) Он родился в местности Кызылтау Баянаульского степного округа, входящего в состав в Западно-Сибирского генерал-губернаторства.
С детских лет М.-Ж. Копеев, благодаря своему окружению, а в Баянаульском крае было немало носителей исторического национального фольклора, что способствовало изучению им не только религиозной литературы, но и народной мудрости, и в память о прошлом, выраженные в различных формах фольклора, скорее всего устной исторической традиции( героических эпосов, легенд и шежире). Подтверждением тому явятся слова мыслителя из его же исторического наследия:" У наших казахов нет конкретно как в камень, вточенной, истории. Не признавали они учения, ибо считали, что "тот, кто доверится чтению - будет забывчив. Не признавали они и письменности, так как думали, что "тот, кто доверит письму, будет в ошибках..." И оттого, что не признавали они чтения и письменности, нет у нас сейчас письменной истории, но были прозорливые и сметливые души, у которых были открыты уши и грудь, не забывающие никогда того, что они услышали... И, благодаря таким душам, которые передавали услышанное, и говорили об этом, "кариялар" - у них грудь была как письмо, а услышанное они запоминали и передавали из уст в уста как в пример добрых дел и хороших поступков, сохранилась наша история..."/2, с.7/
Большую часть жизни, он посвятил изучению истории казахов. Однако, в своей деятельности историка, он не ограничивался сбором образцов устного исторического наследия, можно сказать не был приверженцем одной только устной традиции. В своих трудах автор критически переосмыслил историографию по истории казахов по духу времени и высказал по многим из них свои соображения.
В то же время он знал труды своих современников - казахских авторов Ш. Кудайбердиева, К. Халида и др. Но, основное кредо автора заключается в передаче устных исторических исторических преданиях казахов, в текстах порою, встречающихся мифо -легендарных сюжетов или образов, поневоле М.- Ж. Копеев вставляет вот такие формулы: "Не повинны мои уши в услышанном..." Исследователь в собственных рукописях употребляет такое понятие как "мес"(кара мес). "МЕС" в казахском быту представляет собой сосуд для хранения кумыса, а в данном случае, собирает М.-Ж. по крупицам фрагменты прошлой истории своего народа на каждом отдельном листе, закладывая их в свой "мес", воссоздал максимально объективную, приближенную к оригиналу историю степи./3/
На становление М.-Ж. Копеева как историка большое влияние оказала, безусловно, восточная историческая традиция. Это было отмечено еще А. Х. Маргуланом, который писал: "Машхур Жусуп Копеев бывал в Ташкенте и присырдарьинских районах, где он знакомился с различными историческими историческими сочинениями, книгами, собирая сведения о средневековой истории Казахстана. М.-Ж. Копеев в своих трудах пишет о том, какое сильное впечатление на него оказало чтение "Шежире" Абульгазы Бахадура (хивинского)"./4/
Также в рукописях автора, мы часто встречаемся с материалами российских историков. Из российских авторов М.- Ж. Копеев обратил свое внимание на труды Н.А. Радлова, Н.А. Аристова, В.В. Вильяминова -Зернова.
Машхур Жусуп Копеев был ярым противником колонизаторской политики России, что подтверждают его стихотворения, обличающие насилие и гнет. На-сегодня общеизвестно,что поэт смело выступал против баев и волостных, замечал их надменное отношение к простому народу. Какие бы злободневные вопросы он не поднимал в своих произведениях в свое время, приведем в качестве была примера статью М.-Ж. Копеева: "Из Баянаула", которая была напечатана в газете "Дала уалаяты"№№5,6 в 1890 году/5/, они также остаются актуальными, и сегодня не теряют своего значения.
Позже демократические события 1905-1907 г.г. отразились на окраинах Российских империи. Эту тему поднял Машхур Жусуп в своем произведении ";анды жексенбі"("Кровавое воскресенье"), он первый среди казахских поэтов откликнулся на события, происходящие в центре России. Он видел другую Россию, прогрессивную, демократическую. М.- Ж. Копеев разделял демократические идеи Л.Н. Толстого, ему близка резкая критика в трудах М.Е. Салтыкова - Щедрина.
Таким образом, в свою очередь знакомство с лучшими представителями русской интеллигенции вырабатывало у него положительное отношение к русскому народу, показывало значение образования и культуры.
В последний раз, в 1907 году М.- Ж. Копеев совершил поездку в Среднюю Азию, но эта поездка, как свидетельствуют некоторые элементы его творческой биографии, была вынужденной. Как известно в этот год в типографии у Хусаиновых в Казани, одновременно вышли три его книги: "Увиденное мною удивительное явление в моей долголетней жизни", "Хал-ахуал/ Бытье-житие /"и "Сарыар;аны; тарихи ;;гемесі, Сарыар;аны; кімдікі екендігі"/ О том, чья земля Сарыарка/" В этих книгах автор выражал свое отрицательное отношение к переселенческой политике царизма, изъятию плодородных земель для переселенцев и т. д.
Из-за высказываний в пользу народа, именно, с этого времени начались преследования и гонения со стороны царской жандармерии, которая обвинила Машхур Жусупа в вольнодумстве, наложила арест на все его книги, изданные в том же году в одной из типографий гор. Казани, оштрафовав на сумму 12 000 руб с изъятием печатных изданий. Как ни прискорбно, но с этого времени нигде не печатались труды, которые оставались в его рукописях.
В годы Советской власти Машхур Жусуп Копеев принимает самое активное участие в работе обществ, где занимается изучением материальной и духовной культуры казахского народа. В своих произведениях он взывает свой народ к просвещению, ремеслу и оседлости.
Стремление к науке М.- Ж. Копеев считает главной целью, противопоставляя его жажде к наживе. Мыслитель убежден, что только образование может привести к истине, к признанию долга, а стремление к богатству, скорее человека может привести к деморализации, так как качества как гордыня и тщеславие пагубны для каждого.
Очень интересно обратить внимание на такое противопоставление общества, с точки зрения человека, который продолжает мыслить как ученый-философ, знавший путь мистического познания суфиев в различии добра и зла, правды и лжи и, наконец-то, именно, что от Бога и Сатаны. Сильные мира всего как показывает Машхур Жусуп: бии, муллы, волостные и хаджи выступают как сторонники дъявола. Муллы - завистники, волостные - насильники, баи - порочны и высокомерны. Только нищие добродушны и чутки. На деньги, отобранные у бедняков, муллы строят мечети. Парадоксально то, что с одной стороны М.- Ж. Копеев отличает ханжество мулл, но с другой стороны - все же верит в Бога, проповедует Ислам.
Вопросы, поднятые в статье "Как же к истине сегодня отыскать дорогу", "Истина", конечно же, нашли свое отражение, противопоставляемые стремлению к наживе, обману. Осмысливая через религиозное
отношение, как бы проявлялась связь этического и эстетического, и которые на наш взгляд оказали значительное влияние на его этико-эстетические воззрения. Поэт предостерегает людей не поддаваться "сатанинским деяниям", а искать путь к Богу, правде, служению людям.
Машхур Жусуп - человек, который все увиденное и услышанное в жизни, считал, что это все послужат на благо народа, тем более в изучении истории народа, его культуры старался сохранить в памяти народа историческое прошлое, способствовал тем самым формированию казахского народа как целостной нации.
И все же дальнейшие, разворачивающиеся события в жизни ученого-мыслителя, и признанию общественного деятеля, оставляют желать лучшего, так как в старости такая участь как преследования властей и скитания в чужих краях во имя спасения своих домочадцев, оказали тяжелый осадок на него, им овладевает уныние и пессимизм.
Но есть, и яркая плеяда ученых, верностью сыновнему долгу и глубокими знаниями, достойно продолжившая великие дела первопроходцев науки. Нужно отдать должное тому, кто обратил внимание на его творчество еще при жизни.
Речь идет о Жусупбеке Аймауытове - одного из великих деятелей культуры, учеников- исследователей Машхура Жусупа Копеева, первого драматурга в Казахстане, педагога и общественного деятеля партии Алаш в нач. ХХ века. Перечитывая письма - переписки мыслителя в последние годы жизни( 1927-1928 г.г.), прихожу к такому анализу изложенного. К примеру, присланные письма из гор. Шымкента от Ж. Аймауытова с известием, где он продолжает свою трудовую деятельность в должности директора педтехникума, к тому же со стороны автора в письме даются советы ему с упоминанием имен известнейших поэтов, которые полностью отдавались письменному творчеству, что облегчало страдания их душ в минуты разочарования.
И вновь, прослеживая строки письма, написанные уже самим же Жусупом, убеждаемся в том, как они окрыляют наставника, вновь обретенного в живых своего ученика:
Б;йге ал;ан шаршы топта озып атты,
Танымал бол;ан ж;рт;а ;ияпаты.
М;ш;;рді, оліп ;ал;ан, бір тірілткен;
Шымкенттен Ж;сіпбекті; жаз;ан хаты.
;;дайды; ;;п ш;кірлік бергеніне,
;а;аз;а ;олым аттай желгеніне!
;уандым лашы;ыма мен сыймай,
Со;ымнан сендей інін ергеніне!
Отчасти, поначалу в строках первого письма своему Жусупбеку, в ответ заметно как старец изливает всю боль души, вчитываясь в них дальше, ощущаешь радость за семью Аймауытовых. Отчасти заметно из этой переписки, что Машхур Жусуп преисполнен желанием систематизировать в записях своего творческого наследия по просьбе самого Аймауытова, в готовности печатать труды, соответственно, под авторством своего Учителя./6/
То что из числа простого народа выдвинулись великие личности, не только освоившие иные языки и тайны мировой науки, но и пробудившие самосознание последующих поколений своими личными благими примерами - само удивительное явление. Мы не ошибемся, если имеем ввиду то, что духовное богатство родной земли для всего казахского народа - это сокровенное наследие для молодого поколения.
Но, к сожалению, еще в 20-е годы прошлого столетия, когда начались гонения против деятельности партии Алаш, за проводимые общественно-политические мероприятия в Степном Крае, следом пришедшая на смену советская власть наложила арест на дальнейшее существование правительства Алаш - Орды, начались аресты. По этому поводу в газетах "Сарыарка", "Абай" Жусупбек Аймауытов написал свои критические очерки на беспредел действующей власти, объявляя протест всему происходящему бесправию. Позднее, в 1929 году Аймауытов был репрессирован в числе обвиняемых, связанных с общественным движением Алаш в 1917-1919 г.г., а через 2 года был приговорен к расстрелу и убит в Бутырской тюрьме.
И сегодня примером подражания, кладезем истинной учености служат плеяда талантливых личностей, родившихся или как-то судьбоносно, оказавшихся на этой обетованной земле Прииртышья, получили азы знаний у замечательных педагогов. Отныне, сохранить духовность казахского народа, критически осмыслить прошлое, отделить хорошее от плохого, внимательно и трезво оценивать факты - священный долг потомков. После смерти Машхур Жусупа Копеева, чтобы сберечь, оставшее им наследие и рукописи: его сыновья ( Мухамед-Фазыл, Жол-Мурат, Шарафи), один из них Шарафи доставляет их в Академию наук Казахстана. Вскоре, продолжили это дело одними из первых молодых ученых, сподвижники движения Алаш: Каныш Сатпаев, Алькей Маргулан и Ермухан Бекмаханов, которые были знакомы и понимали значение этих рукописей./7/
Появление в свет первых трудов Машхур Жусупа Копеева, означало новое веяние времени в деятельности ученого круга в свете Машхуро-ведения. В 1940 году в газете ";аза; ;дебиеті", впервые появляется статья Алькея Маргулана, следом Ермухан Бекмаханов использует материалы М.-Ж. Копеева в своей книге "Казахстан в 20-40-е годы 19 века", посвященной восстанию Кенесары Касымова/8/.
Но, пролившемуся лучу в "темное царство", изучению и распростране-нию знаниям казахской философии было суждено недолго просуществовать. В скором времени оба историка подверглись жестоким преследованиям, туже со стороны идеологических органов советской власти.
Немалых полвека в прошлом столетии, благодаря Постановлению ЦК КП Казахстана, в 1947 году в истории также был наложен запрет изучению и исследованиям трудов Машхур Жусупа Копеева. Это грязное клеймо, обвиняемое его в "религиозном фанатизме, с точностью определения "религиозного мистицизма и клеркализма в общественной мысли Казахстана", надолго перекрывало все дороги для исследователей - машхуроведов.
И только после перестройки, казахстанские авторы, вновь обращаются к трудам М.- Ж. Копеева. Сегодня проводятся международные научно-практические конференции "Машхур Жусуповские чтения", посвященные великому просветителю, поэту и философу, этнографу, наставнику одного из знатных земляков, гордости казахской нации Жусупбека Аймауытова. Исходя из этого, в рамках проекта программы "Этнокультурного исследования Павлодарского Прииртышья", впервые в истории нашей страны ПГУ им. С. Торайгырова было выпущено 11-ти томное собрание сочинений Машхур Жусупа Копеева. Это большое достижение в истории Прииртышья, о котором можно говорить с чувством законной гордости.
Вот только в одном истина, невозможно за раз сполна изложить все жизненные качества выдающихся ученых-краеведов Прииртышья, в этом есть необходимость долго и пытливо исследовать, раскрывая всю глубину их незаурядных личностей. Видимо, в этом бессмертии и есть - тайна вечности человеческого мудрости, научной мысли.
Литература :
1. Юдин В.П. Орды: Белая, Синяя, Золотая...// Соч., А-Ата -1992, 243 С.
2. Артыкбаев Ж.О. Среднее Прииртышье//В контексте проблем истории
Евразийских степей.Т.1- Павлодар-2007-с.206.
3 Кошумбетов Б. М.-Ж. Копеев и газета "Дала уалаяты"// "ЗП"- май, 1999
4. Мар;улан ; ";аза; ;дебиеті" баспасы - 1940
5 М;ш;;р Ж;сіп К;пей;лы / Та;дамалы шы;армалары. 2 том//Хат ;
;лендері-Ж;сіпбек Аймауыт;лыны; (екі хат), Павлодар ;, 2005-36-43б
6. Артыкбаев Ж.О. Среднее Прииртышье//В контексте проблем истории
Евразийских степей.Т.1- Павлодар-2007-с.208
7 Бекмаханов Е.Б. Казахстан в 20-40-е годы ХХ в.- Алматы -1963- с.188.
Свидетельство о публикации №115111302103
По счастливой случайности в просторах интернета забрёл на Вашу страницу, и очень рад этому. Мой близкий друг является внуком М.Ж.Копеева, в свободное время решил почитать о нём и нашёл Вас. Как выяснилось, являюсь вашим родственником - Каракесеком, отец мой из Каркаралинска.
Здесь на стихи.ру размещаю свои стихи, ищу себя в поэзии. Сейчас собираю материал и дописываю биографию о первом спортивном фотожурналисте Казахстана - Дендербае Егзове. Это к слову мой нагашы Ата.
Очень рад знакомству с Вашими работами, как приятно осознавать, что есть люди небезразличные к нашей Великой истории, к истории Славных Номадов.
С уважением, Умирзаков Санжар!
Санжар Умирзаков 19.12.2019 10:06 Заявить о нарушении
Константин Лунин 15.03.2021 14:15 Заявить о нарушении