Роль и значение интеллигенции Павлодарского уезда
Павлодарского уезда в движении Алаш.
В истории Павлодарского Прииртышья возникает особый интерес к изучению деятельности на начало ХХ столетия всех членов национально-демократической партии Алаш – казахской интеллигенции Павлодарского уезда.
В географическом и политическом отношении к центру Семей -Павлодар являлся самым ближним соседом, к тому же охватывающие на раннем этапе исторические события в данном регионе, к нач. 20 века не заставили себя ждать. С течением всех обстоятельств, невозможно было оставаться лишь наблюдателями всего происходящего, напротив необходимо отметить об активном участии интеллигенции нашего края в работе партии и создания правительства Алаш- Орды.
На заре ХХ столетия одними из немногих, получили образование, к примеру среди наших земляков Ж. Аймауытов, К. Кеменгеров, М. Саматов, К. Бердалин, и др. в действующих на ту пору в уезде, учебных заведениях как 2-х годичном русско-киргизском училище, начальном 3-х классном городском училище, также женском и мужском прогимназиях и сельских школах /1; 240/. Впоследствии, не оставляя учебу на достигнутом, уровне начального, продолжили свой путь в приобретении знаний в таких городах России как: Петербург, Томск, Омск и Казань. В то время они были крупнейшими центрами культурно-просветительских учреждений.
Под влиянием политических событий того времени, самая творческая и образованная часть казахской молодежи, стали известными активистами в общественно-политической жизни. В Омске подобно по своей деятельности с партией Алаш, в 1913 году появилось первое молодежное общественное объединение, получившее свое название «Бірлік». Данное общественно-политическое объединение имело свой печатный орган «Балапан», редактором издательской деятельности руководил Кошмухамед Кеменгеров(1896--1937). Несмотря на то, что он родился и рос в пределах территории Омского уезда, предки его родом из Баянаула Павлодарского уезда, таким образом неслучайно его ранняя деятельность тесна была связана с Павлодарским Прииртышьем. Поэтому имя К. Кеменгерова, мы причисляем к числу самых знаменитых земляков своего края.
После окончания сельскохозяйственного училища в г. Омске, далее и на территории г. Акмолы, он организовал комитеты Алаш- Орды/2; 45/.
Первыми членами общественно-политического объединения «Бірлік» стали земляки К. Кеменгерова такие, как Асылбек, Муратбек и Мусулманбек Сеитовы. К примеру, А. Сеитов являлся выпускником Томского медицинского университета. По воспомина-ниям Клары Сеитовой ( дочери А. Сеитова) Алихан Букейханов был ближайшим другом отца, имел особое влияние на развитие его мировоззрения, с течением времени наложивших отпечаток на устои собственных политических взглядов. Конечно, особо можно отметить весомый вклад в деле организационной деятельности «Бірлік» братьев Асылбека, Муратбека и Мусулманбека. Муратбек закончил Омский сельскохозяйственный институт. Среди своих земляков он был известен, более того отличившимся как талантливый переводчик. Мусулманбек получил высшее образо-вание в одном из Российских высших учебных( к сожалению, в каком конкретно, до сей поры неизвестно) заведений с квалификацией экономиста. Смолоду был общественным деятелем, популярным среди политических кругов./ 3; 64/.
Мухтар Саматов (1894-1937), родом из Акбеттауской волости Баянаульского округа, окончивший Омское сельскохозяйственное училище, немалый вклад внес в дело организации «Бірлік» с теми же соратниками, ранее из которых были упомянуты в числе первых организаторов общественно-политического объединения./ 4; 7/
После февральской революции 1917 года, подобно коренному перевороту по всей России, повсеместно на территории Казахстана возникли многочисленные общественно-политические ячейки. Каждая из них выступала со своими предложениями за установление будущего в казахской степи: за национальную независимость, политическую свободу, территориальную целостность. Вот каковы были первые лозунги движения Алаш, о чем мечтали в то время наша казахская интеллигенция.
Председателем Павлодарского уездного комитета национальной партии «Алаш» был избран Кабыш Бердалин(заместителем был избран Ахмет Барлыбаев), а также отметим и Мукаша Боштаева, чье имя можно назвать наряду с теми, кто немало потрудился для создания Павлодарского комитета.
Мукаш Боштаев, также является уроженцем местности Баянаула, с Акбеттауской волости. Он- по образованию юрист. Однако, точно не установлено в каком из высших учебных заведений, Мукаш получил образование, так как об этом указывается в нескольких источниках по-разному: в газете «;аза;», вышедшем в 1916 году, упоминается об окончании Петербургского университета, позже в 1917 году в одном из очерков указывают, что он выпускник Казанского университета/5; 161, 416/. На страницах печати, М. Боштаев выступает за ликвидацию безграмотности населения, рассчитывая на осуществление в будущем в родном краю.
Еще в студенческие годы, М. Боштаев проблеснул в своих общественно-политических взглядах. С группой студентов Казанского университета, он дал понять уходящим на фронт солдатам, о готовности оказать им помощь. О чем свидетельствуется в одном из очерков газеты «;аза;»за № 201, вышедшей в тот грозный 1916 года. Во время кровопролитной гражданской войны, встал вопрос в Алаш Орде о создании Уполномоченного органа с целью сохранения народного спокойствия. М. Боштаев стал заместителем председателя так называемого органа как Национального Совета /6; 333/. Поистине, доказывающий тот факт, о чем свидетельствуется в газете «;аза;» за №235 1917 года , что он являлся яркой личностью своего времени, также был действительно выдвинут депутатом от делегации правительства Алаш Орды, и в списке значился под №22, среди участвовавших в работе Российской Гос. Думы/7; 250/.
В самый печальный период 1917-1918 годах, Мукаш Боштаев со своими соратниками активно занимался общественно-политической жизни различного характера деятельности, в особенности, на момент народных волнений в Степном крае вел разъяснительную пропаганду, а также вел агитацию по поводу создания спасательных отрядов милиции и т. д. К сожалению, исследовательская работа по данной проблеме, иногда заходит в тупик из-за отсутствия в местных архивах документов за данный период.
Представители казахской интеллигенции, выходцы из Павлодарского Прииртышья имели теснейшую связь с политическим центром Алаш Орды, находившегося в г. Семипалатинске. В октябре 1917 года С. Торайгыров, А. Сатбаев, Ж. Аймауытов, А. Сеитов были официально зачислены членами партии Алаш / 8; 122/.
Местная интеллигенция занималась не только социальными вопросами, они также участвовали в работе многих съездов. К примеру, 20-28 мая 1917 года состоялся в Оренбурге Всероссийский съезд. Основной целью на повестку дня Всероссийского съезда вносились выступления представителей казахской интеллигенции.
Представителем из числа делегированных от партии Алаш Семипалатинской области, шестнадцатым был зарегистрирован Абикей Сатбаев в списке депутатов № 5/ 9; 73/. Он также родился в пределах территории Баянаула. Обучившись в Омской учительской семинарии, получив педагогическое образование, продолжал трудиться учителем в г. Павлодаре. В 1917 году, Алихан Букейханов- один из виднейших руководителей партии Алаш, из Петербурга после всех политических переворотов отправил письмо в Казахстан, доверенному из членов партии на имя А. Сатбаева.
Приведем примерный текст из изложенного послания: «Необходимо всем, казахам объединиться, затем чтобы поддержать только-что созданное правительство Алаш- Орда,… надо принять со всей любовью настоящую власть, … еще раз с большой ответственностью исполнять дела, в особенности, касающихся оказания помощи нашим рабочим на фронте. Более того, всегда быть в курсе настроений народа…»
А. Букейханов поручил Абикею Сатбаеву взять на себя руководство в краю, по организации деятельности, необходимых по оказанию социальной помощи среди населения. Данное обращение было оглашено в газете «;аза;»за № 223 в 1917 году/ 10; 233/.
Из среды казахской интеллигенции, Базыкен Оскенбаев( 1872-1937), уроженец Щидертинской волости Павлодарского уезда представляется одаренной личностью с интересной биографией: выпускник 3-классного городского училища, позднее закончив начальную Омскую школу, следом школу фельдшеров, он работает фельдшером в Екибастузском районе. Именно, в тот период Базыкен Оскенбаев является активным деятелем партии «Алаш», более того будет делегирован от представительства партии с 2-х областей: Семипалатинского и Акмолинского, будучи депутатом участвует в работе съезда в Оренбурге в период с 20-28 мая 1917 года. К тому же будет причислен к числу Почетных граждан Российской империи/ 11; 3/.
В последующих, очередных съездах в Оренбурге, т.е. с 21-26 июля сего года, участниками явятся М. Боштаев с Семипалатинской области, А. Сеитов с Акмолинской области/ 12; 105/. На прошедшем в декабре Всеказахского съезда в том же городе, в работе по утверждению создания правительства Алаш- Орды, в решениях ряда общественно-политических задач, соответственно развивающейся в той исторической ситуации, участие имел также М. Саматов.
Огромную историческую роль сыграл в движении Алаш Амре Айтбакин. По-мнению Мухтара Куль-Мухаммеда, его весомый вклад в дело общественно-политической жизни партии среди соратников интеллигенции Павлодарского уезда ощущается с неистовой отдачей силы процветанию Алаш- Орды/14; 84/.
Путь, проторенный им, доказывает общественности как многогранна его деятельность была за короткий промежуток времени, прожитой им жизни. Ссылаясь на свидетельствующие факты, указанных в «Дала у;лаяты»: наш земляк- уроженец Баянаульского округа, вначале в Омске, проучившись в военной прогимназии, затем в 1882 г. поступает и заканчивает Московскую учительскую семинарию военного ведомства. Немного проработав в управлении генерал –губернатора Степного края, он продолжает работать в той же должности чиновника по особым делам, но уже в пределах Семипалатинской области./13; 91/. В 1889 году Айтбакин Амре, вновь продолжает учиться, поступая в Томский университет медицинского факультета. К тому же, выпускник А. Айтбакин, в 1894 году заканчивает с серебрянной медалью данное высшее учебное заведение.
Следующий этап жизни полон событиями, которые послужат началом утверждения в его мировоззрении как будущего общественно-политического деятеля. В 80- е годы XIX века, он в Семипалатинском областном управлении исполняет работу корреспондента и советника управляющего. Благодаря, подобного характера сама деятельность, в дальнейшем сблизит его с политическими ссыльными с России социал-демократами, несомненно будет в тесном контакте с революционерами./ 14; 84/.
Известный в нашем краю поэт, писатель С. Торайгыров(1893-1920), один из авторов гимна партии Алаш (1917г.) сыграл немалую роль в ее развитии. Одухотворенный, всем происходящим в истории того времени, молодой поэт в само содержание этого гимна, написанного в начале ХХ века, отразил надежды казахского народа на огромные перемены в светлое будущее Великой Степи. Был в теснейших связях с первыми руководителями правительства Алаш- Орды как А. Букейхановым, М. Дулатовым и А. Байтурсыновым. С. Торайгыров поддерживал прогрессивные идеи о национальной независимости, всеобщей грамотности своему народу.
Неслучайно, в 1914 году нашим знаменитым земляком. С. Торайгыровым была написана поэма “Знакомство”. Автор в данной поэме знакомит свой народ с выдающимися личностями, представителями движения Алаш. Таким образом, он в данной поэме, описывает М. Боштаева, А. Букейханова, Ш. Кудайбердиева, а также остальных соратников, оказывая свою признательность и поддержку.
В октябре 1917 года, после прошедшего съезда Сибирских автономий в г. Томске, А. Букейханов по возвращению в г. Семипалатинске открыл на местном уровне очередной рабочий съезд. В основу данного съезда легли такие основные задачи, согласно которым и выступил Алихан перед своим народом; в- сущности о принципиально важном для истории - образования Казахской автономии. Конечно же, по этому поводу были многочисленные дискуссии и горячие споры, впоследствии всех выступлений алашординцев С. Торайгыров и Ж. Аймауытов, впервые в торжественной обстановке прочли свои стихи, посвященные рождению Алаш- Орды. Поэма автором которой является С. Торайгыров «;алиханны; Семейге келуі», была опубликована в №№ 18, 20 газеты «Сарыар;а» 1917 года. Он своей поэме отражает собственный анализ, именно касающегося национальной автономии / 15, 376/.
А эти строки, написанные Ж. Аймауытовым, стали гимном партии Алаш. Приведем несколько куплетов из них, отражающих бурные перемены, происходящих в обществе, слом старого мира и возрождение нового, свидетельствуют о полной решимости и призыву казахского народа лучшими сынами Отечества:
;РАН .
;аза;ым, ;а;ты;па ;амалма!
Ел болар ;аманды амалда!
Кетті т;н, атып та;, шы;ып к;н,
Сал малды, сал жанды аянба!
***
***
;раным,;ор;аным, сен Алаш!
Жолы;а ;;рмалды;ь мал мен бас!
;нер тап,;рге шап,;ару ат,
Аллалап ал;а бас, ал Алаш!!! ( 1917ж.)
Жусупбек Аймауытов ( 1889-1931) –наша гордость, выдающаяся личность своего времени. Наш земляк, родом с Баянаульского округа, Кызылтауской волости. Человек щедрого таланта, которому судьба отмерила лишь 42 года жизни, но весомый вклад несоизмерим, так как вся его жизнь была связана с чаяниями народа. Сполна, отданная без остатка, навечно прописана в сердцах благодарных потомков казахского народа.
Будущий писатель и ученый в детстве освоил арабскую грамоту. Затем уезжает в г. Павлодар, где поступает в двухгодичную русско-казахскую школу. Далее, в 1914 году поступает в Семипалатинскую учительскую семинарию, учебу которой завершает в 1918 году. Ведь г. Семипалатинск был центром всех политических событий того времени, и к этому периоду относится его самое деятельное участие в работе «Алаш-Орды». Был делегатом нескольких съездов, к примеру имел активное участие в работе, проходящих с момента 27-7 марта 1917 года съездов Алаш- Орды. Характерной особенностью Жусупбека Аймауытова было, присущее интеллигенции того периода, чувство сострадания. Именно- это сострадание заставило его в годы Великого голода принять участие в создании семипалатинского фонда «Жанар», основной целью которого было оказание помощи умирающему от голода населению. В состав комитета фонда вместе с ним вошли такие видные деятели как: Алихан Букейханов, Мукаш Боштаев, Миржакып Дулатов, Мухтар Ауезов. Сбор помощи голодающим производился с населения по принципу - «кто чем может…».
С 1920 года, когда начались гонения против деятельности партии Алаш, за проводимые общественно-политические мероприятия в Степном крае, следом пришедшая на смену Советская власть наложила запрет на дальнейшее существование правительства Алаш-Орды, начались аресты. По этому поводу в газетах «Сарыар;а»,
«Абай» он написал свои критические очерки на беспредел действующей власти, объявляя протест всему происходящему бесправию. К сожалению, фактически это позволило сталинским чекистам усмотреть «корыстные намерения» в деятельности организаторов фонда. И хотя это обвинение в ходе проверки и последующего суда было снято, но остались подозрения, которые затем материализовались в отдельный параграф обвинительного заключения по делу Ж. Аймауытова.
«Великий вождь народов» с предубеждением относился к понятию «национальное», отождествляя его с «националистическим». Поэтому благодаря, сталинским репрессиям Жусупбек Аймауытов, Мукаш Боштаев, Абикей Сатбаев, братья Сеитовы, Базыкен Оскенбаев и другие стали жертвой первых воли, отлаженной сталинской машины насилия. Весь траурный список имен, составляющих цвет и соль казахской нации, жизнь которых оборвалась в самом расцвете творческих сил, имеет бесконечное свое продолжение, напоминая нам потомкам о вечной потери Большой плеяды из числа казахской интеллигенции, какими были они: выразителями чаяний и дум народных.
Уход каждого из них, оставался открытой раной на теле нации, поскольку долгое время имя каждого было окружено ореолом забвения и умолчания до самой «хрущев-ской оттепели»…
Культурно-историческое наследие творческой казахской интеллигенции- деятелей Алаша нашего края необъятно по своему масштабу. Поэтому будущее поколение от нас ждет результатов тех больших исследований, касающихся истории данного периода, ведь несказанного еще много...
Свидетельство о публикации №115111301877