Лингам или лингва? Часть 9. Сикулы
Сикулы. В отличие от сиканов, их считают индоевропейцами. По археологическим данным, сикулы прибыли на остров в конце 2-го тысячелетия до н. э. и принесли с собой искусство обработки железа (ранее на острове использовалась бронза) и одомашненную лошадь. Возможно, сикулы впервые упоминаются в египетских надписях как один из «народов моря» (шекелеш). И сикулы явно потеснили сиканов.
Согласно преданию, сикулы ранее обитали в Лации, однако не ужились с аборигенами.
Стало быть, и там они были «пришлыми».
Из сикульских некрополей наиболее известна Панталика близ города Сиракузы. Этот некрополь содержит более 5000 гробниц, вырубленных в скалах Иблейских гор под открытым небом. Датируются периодом 13 — 7 вв. до н. э. Интересно, что же случилось потом?
Почему-то вспомнилось выражение «сбить с панталыку»… Полезла разбираться.
Сбиться с панталыку - такое выражение также известно в украинском и польском языках, в других славянских языках его нет. "Узбий Елея с пантелику" - в таком виде оборот впервые отмечен у Котляревского в 1798 году. В русских словарях обозначается с середины 19 века.
Сейчас это выражение действительно означает «сбить с толку, поставить в тупик, отвлечь от логической цепочки мыслей». Но когда-то оно имело несколько иной смысл – «обескуражить, сбить с куража».
Вероятно, слово заимствовано из тюркских языков, об этом говорит характерная концовка ЫК. Возможно, исходное выражение "панд-лык" - хитрый прием. Кроме того, существует тюркское слово "панлык" - гордость, чванство. Ан нет!
Слово «панталык» занесено в южные диалекты от карпатских гуцулов, которые вовсю пользуются заимствованиями из венгерского и немецкого языков. Австрийцы словом pantl называют петли и разнообразные завязки. Венгерское pantlika значит «ленточка, завязка». В словацком языке есть слово p'antlik, обозначающее цветные ленты и завязанные из них банты, украшающие одежду.
Почему-то не нашла версии с «патлами». А ведь логично патлы перевязывать ленточкой. И как тогда она будет называться?
Ещё раз повторю: «в слове панталык вместе с укр. диал., карп. пантлик, пантлика "лента", польск. диал. petlik, petlika "петля, завязка", слвц. pantlik, мор. pentlik можно видеть заимствование из австрийско-бав. раntl "завязка, ленточка", откуда и венг. pantlika...» А что из себя представляет лыко, из которого лапти плели? Между прочим, в русском языке «лен-та» имеет ту же основу, что и «лань, олень-та(ту?)». Или, что к Карпатам ближе, Пан Теля? Вот и Пантелей - Всемилостивый (греч.) Пантелеймон - греческое [panteleya] "совершенство, наивысший, высшая ступень- всемилостивый". Эпитет Зевса (кот. Похитил фиванскую царевну в облике быка)…
В. Даль: ПАНТЫ - монгольск. молодые, вешние рога изюбра, марала, настоящего оленя, до спадения с них сорочки, лыка, покупаемые в Китай на лекарственное снадобье.
Кстати, Сах - старославянское имя "олень". От скифского «сака» - олень. (Вспоминаете знаменитый «звериный» стиль скифов?) Возможно, отсюда и «сохатый». Из наименований скифских племён у персов и греков сохранились названия «Сака» и «Сайи-Сайхи».
Сдаётся мне, что это опять как-то связано с «волосатыми» и с тем, что кого-то «обескуражили». Так что же случилось с сикулами на Сицилии в 7 в. до н.э.?
А дело в том, что в середине 8-го и начале 7-го вв до н.э. Сицилия подверглась «аккупации» древними греками. Но давайте учитывать, что до этого (с начала II-го тыс. до н. э.) сама Греция испытала вторжение ахейских племён, а в сер. 13 – 10 вв до н.э. - дорийских, а потому и в 8 веке до н.э. была очень неоднородным образованием. Так, в колонизации Сицилии приняли участие халкидяне, коринфские дорийцы и дорийцы-мегареи. И есть в этой истории одно тёмное место: во всём древние авторы сходятся, кроме времени основания Мегареи Гиблейской. С научной точки зрения очень интересный вопрос, поскольку он касается взаимоотношений мегарейцев с сикулами. Поскольку ясности в научных кругах до сих пор нет, я этот вопрос опускаю. Скажу только, что коринфяне, основавшие город Сиракузы, пошли на полное порабощение соседних сикульских племён.
Что касается Мегареи Гиблейской, то говорится, что землю мегареям якобы предоставил сам сикульский царь Иблон (Гиблон). Однако будем учитывать, что именно в этот промежуток времени царство Гиблона перестало существовать…
Местность, в которой были основаны Мегары Гиблейские, не имела тех достоинств, какие обычно привлекали колонистов. Город был построен на невысоком каменистом плато, на побережье, лишенном естественной гавани. С севера плато огибает река Кантера, устье которой использовалось как место стоянки судов; с юга протекает ручей Сан Кусмано (возможно, древний Алабон). Склоны возвышенности служили естественной защитой города с трех сторон (с севера, юга и востока). Окружающая город равнина по качеству почвы значительно уступала долине реки Симетт, контролируемой Катаной и Леонтинами, и долине реки Анапо, на которую распространили свое влияние Сиракузы. Поэтому, с ростом населения, мегарейцы основывают ещё одну колонию, Селинунт, в 40 км к юго-востоку от мыса Лилибей, что на территории элимцев. (Древнегреческие источники, в частности, Фукидид, пишут об элимцах как о потомках выходцев из Трои, которые переселились в Сицилию, и, смешавшись с местными сиканами, образовали новый народ. Вергилий пишет, что поход элимцев из Трои в Сицилию возглавлял герой Ацест.)
Стремление селинунтян расширить зону своего влияния не могло не вызвать недовольства соседних городов. Уже в начале VI в. до н. э. происходит столкновение Селинунта с расположенным неподалеку элимским городом Сегестой. (Опять знакомое «Сиги»). Вот только от кого оно у элимцев? Да и вообще, откуда наименования у сицилийских топонимов?
Вот, например, вычитала, что Иблеи или Иблейские (Гиблейские) горы, расположенные к северу от Рагузы и западнее Сиракузы, своё название получили от греческой колонии Мегара-Гиблея. Интересно, да? Не удивлюсь, что сам Иблон своё имя в честь Мегареи получил! Это при том, что сикульских городов Гиблей на острове, как минимум, три. Где-то вычитала, что был у сикулов культ богини Гиблеи. К сожалению, совсем ничего по ней не нашла. Зато вспомнила про Гибралтар.
Слово «Гибралтар» является испанизированным вариантом арабского словосочетания «Джабал Тарик», означающего «гора Тарика». Название было дано в честь арабского полководца Тарика ибн Зияда, который возглавлял арабское вторжение на Пиренейский полуостров. Вот только случилось это в 711—718 годах от Р.Х.
Кстати, Иблис — в исламе: имя джинна, который благодаря своему усердию достиг того, что был приближен Богом, и пребывал среди ангелов, но из-за своей гордости был низвергнут с небес. После своего низвержения Иблис стал врагом Аллаха и людей, сбивая верующих с верного пути. Согласно Корану, Иблис ослушался приказа Аллаха пасть ниц перед сотворённым им первочеловеком — Адамом.
Что-то арабы меня тоже с панталыку сбили: гора или джинн? А ведь есть ещё мальтийское слово gebel – камень…
Мальта. Название происходит от древнефиникийского malat («гавань», «убежище»). «В Валлетте, столице Мальты, проживает более 9 тысяч жителей, которые в основном являются мальтийцами — потомками финикийцев…»
Кстати, и Палермо - столица Сицилии, тоже основан финикийцами ещё в XX в. до н. э. Поэтому Сицилию финикийцы начали колонизировать задолго до сикулов и, тем более, греков.
Так что источник наименования Иблейских гор следует искать у финикийцев. Забавно, но такое соответствие находится только у шумеров – ближайших соседей семитских племён, к которым учёные относят и финикийцев.
Гибил — в Шумерской мифологии бог огня, сын бога грозы Ишкура и богини плодородия Шалы. Был кузнечных дел мастером и обладал мудростью, которой «ни один бог не мог превысить». В греко-римской мифологии ему соответствует Гефест — Вулкан, в египетской — Птах. А вот в сирийской (финикийской) мифологии есть Пригожий-и-Мудрый, чьё имя уже в те далёкие времена не называлось. Его тоже с греческим Гефестом отождествляют…
А вот Эбла ещё ближе.
Эбла (Ибла, ныне городище Телль-Мардих ) — древний семитский торговый город-государство, существовавший на территории древней Сирии, с середины III тыс. до н. э. Эбла располагалась к западу от излучины Евфрата в Сирии, в 53 км к юго-западу от современного Алеппо. Является одной из старейших цивилизаций Сирии.
Основателями Эблы считаются эблаиты, древний народ семитского происхождения, переселившийся в Сирию из Юго-Восточной Аравии в середине IV тыс. до н. э. Эблаиты пользовались шумеро-аккадской клинописью. В период расцвета Эблы ее хозяйственное и политическое влияние распространялось от финикийского Библа на Средиземноморском побережье до города-государства Мари в среднем течении Евфрата. Город имел оживлённые торговые и политические связи с шумерским населением Древней Месопотамии, Эламом и с Египтом.
Поэтому логично предположить, что прибывшие в конце 2-го тысячелетия до н. э. на Сицилию сикулы многое переняли из культуры народов, заселивших эту территорию несколько ранее.
А вот сикульский язык с большой вероятностью относился к латино-фалискской подгруппе италийских языков, то есть был ближайшим родственником латинского языка (высокую степень сходства сикульского языка с латинским отмечал ещё современник Марк Теренций Варрон).
Считается, что к италийским языкам наиболее близки кельтские. Антуаном Мейе высказывалось предположение о существовании единой итало-кельтской языковой общности, но данная гипотеза окончательного признания в настоящий момент не получила.
Ряд немецких и нидерландских лингвистов рассматривают как италийские (или их ближайших родственников) группу племён, обитавших на территории Нидерландов до прихода туда германцев и кельтов и (частично) ассимилированных ими. Напомню, что именно в Нидерландах зародилась культура колоколовидных кубков, все представители которой принадлежали к гаплогруппе R1b. Очевидно, что это кельтские племена. А вот кто такие италики?
Древнейшие фалискские тексты датируются VII—VI веками до н. э. Они в основном содержат ономастику, подвергшуюся сильному этрусскому воздействию.
Земля фалисков носит имя Галиса (Галеза), прибывшего в Италию из Греции. Сын Агамемнона или его спутник, основатель Фалерии и прародитель фалисков, либо сын Посейдона и основатель династии города Вейи. Возница Агамемнона под Троей, вождь осков и аврунков. Ахеец?
Замечу, что город Фалерии входил в состав союза двенадцати городов Этрурии, хотя его население было смешанным: здесь проживали умбры и сабиняне. Жители Фалисий — фалиски — отличались от этрусков и своим выговором. Вейи — также древний город этрусков (севернее Рима). Так что государство этрусков основывалось на подчинении местных племён.
Точные пределы Этрурии определить не представляется возможным. Начало истории и культуры этрусков положено в регионе Тирренского моря и ограничено бассейном рек Тибр и Арно. В речную сеть страны входили также реки Авенция, Весидия, Цэцина, Алуза, Умбро, Оза, Альбиния, Армента, Марта, Минио, Аро.
Само Тирренское море - это часть Средиземного моря у западного побережья Италии, между Апеннинским полуостровом (итальянские области Тоскана, Лацио, Кампания и Калабрия) и островами Сицилия, Сардиния и Корсика. Сюда, на остров Эльбу, был сослан в свою первую ссылку император Наполеон.
Признанным центром Этрурии являлся город Тарквиния. Название города происходит от сына или брата Тиррена Таркона, основавшего двенадцать этрусских полисов.
В середине VII века до н. э. в Этрурию прибыл знатный грек Демарат из Коринфа. С его сыном Лукумоном связано предание о первом этрусском царе. Лукумон был женат на этрусской знатной женщине Танаквиль. В Тарквинии он не мог занять видного положения, не являясь чистокровным этруском, и жена уговорила его отправиться в Рим. По дороге супругам было дано предзнаменование о будущем величии Лукумона. Оно сбылось: под именем Луция Тарквиния Приска Лукумон стал первым этрусским царём Рима (616—578 до н. э.).
А я так и чувствовала, что этруски окажутся связанными с дорийцами! Даже одно общее слово есть – лелеги.
Вот только Демарунт — западно-семитское божество.
Сын бога неба и его любимой наложницы, которая во время битвы богов была отнята Элом и отдана Дагону, в доме которого родила. Приёмный сын Дагона. Сочетавшись с Астартой стал отцом Мелькарта, которому поклонялись финикийцы. Как говорится, сказка ложь, да в ней намёк…
И ещё... Финикиец Кадм на старости лет удалится на север, в Иллирию. Сразу после Троянской войны именно Иллирия придёт в движение, вовлекая в него и дорийские племена...
А ведь этруски свое происхождение выводили от Энея, героя Троянской войны из царского рода дарданов. Сын Анхиса и Афродиты, родился на Иде. Его вскормили горные нимфы. Плавал в Спарту вместе с Парисом. Согласно греческой традиции, Эней после падения Трои остался в Троаде и впоследствии властвовал над троянскими народами. Позднейшие сказания повествуют о переселении Энея с уцелевшими дарданами за море.
Когда корабли Энея подходили к берегам Лация, ненавидевшая его Гера наслала бурю, и флот его был отброшен к Карфагену. Здесь в героя влюбилась Дидона — основательница Карфагена. Гера и Афродита были склонны способствовать союзу Энея и финикийской красавицы, ранее бежавшей из Тира, ноЗевс через Меркурия повелел Энею покинуть Карфаген. Влюблённый Эней страдает, так как не может ни остаться с возлюбленной, ни взять её с собой — по предначертанию судьбы в Лации он должен жениться на Лавинии, чтобы новая династия положила в будущем основание Риму. Эней коварно бросает Дидону, которая, видя его паруса на горизонте, от горя убивает себя. Проклятия, которые посылает вслед беглецу Дидона с погребального костра, символизируют будущую вражду Карфагена и Рима в Пунических войнах. Эней вновь направился к берегам Сицилии. Здесь он устроил погребальные игры на могиле отца, а затем прибыл в Кумы. Чтобы узнать свою судьбу, Эней по совету Кумской Сивиллы спускается в царство мёртвых, и тень Анхиза, пребывающая в Элизиуме, предсказывает великое будущее ему и Римской державе.
Так появится Альба-Лонга.
Альба-Лонга (лат. Alba Longa), древний город в Лацио к юго-востоку от Рима. По преданию, Альба-Лонга основана около 1152 до н. э., через 30 лет после Лавиниума, Асканием, сыном Энея, принявшим позднее имя Юл и ставшим родоначальником рода Юлиев. Около начала 1-го тыс. до н. э. являлась центром Латинского союза, в VII в. до н. э. (при царе Тулле Гостилии) была разрушена римлянами, жители её переселены в Рим (римский плебс?), но находившееся в Альба-Лонге святилище Юпитера Лациариса осталось священным центром союза. Альба-Лонга является легендарной родиной Ромула и Рема.
Романтическая получилась история. Если бы не политика… О сиканах теперь уже в следующей части поговорим.
Продолжение следует…
Свидетельство о публикации №115111201236