Понятие об Арузе. Как пишут маснави

Желательно  перечитать статью о газели - http://www.stihi.ru/2015/10/11/3674

Как и газель, маснави (или «месневи») - это не только форма стихов, но и жанр восточного литературного произведения. Маснави (араб. «сдвоенный»)  - одна из основных форм традиционного персидского повествовательного произведения с  неограниченным числом  бейтов, которые пишутся  в форме рифмованных куплетов. Это  стихи, разделенные  на независимые, внутренне рифмующиеся строфы.

 Большинство маснави следуют метру из 11 (иногда 10) слогов. а так как количество куплетов не ограничено, то количество строк в поэтическом произведении может  доходить до 2000-9000. В жанре Маснави написана эпико-дидактическая поэма Джалал ад-Дин Руми «Маснави» и поэма Низами Гянджеви «Искандер-наме».

Итак, МАСНАВИ -  это вид стиха, где бейт, то есть две его мисры, имеет единую рифму, но рифмы разных бейтов отличаются друг от друга, например:
_______а _______а
_______б _______б
_______в _______в
Схема рифмовки маснави:  aa - bb - cc...

Ритмика маснави,  понятие об АРУЗЕ

Говорить о ритмике восточной поэзии, используя термины западноевропейской школы поэзии довольно трудно из-за особенностей звучания арабского, персидского и  тюркских языков, где гласные отличаются по их длительности. Для ритмики арабоязычной, персоязычной и тюркоязычной письменной поэзии разработана особая система метрического стихосложения арУз, или «аруд» (араб.), которая основывается на чередовании долгих и кратких слогов. Аруз насчитывает свыше 60 стихотворных размеров, из них наиболее употребительны 19: хаджаз, раджаз, рамал, мутакариб (размер «Шахнаме» Фирдоуси) и др. Метр наиболее знакомого нам рубаи, (близкий по звучанию 6-и стопному ямбу с использованием мужских и женских рифм) является народным и под схему аруза подгоняется искусственно.

Вид стихосложения маснави используется в духовно-мистических, эпических, нравоучительных и любовных произведениях. Его появление относится ко времени правления династии Саманидов. Например, от Рудаки до нас дошло 6 маснави нравственного характера. Унсури принадлежат 3 маснави, одно из которых - история любви Вамека и Азры. Асад Гургани написал «Вис и Рамин» - любовное маснави 5 века.

Наиболее известные маснави в персидской литературе:

1. «Шах-наме» Фирдауси;
2. «Хадикат уль-Хакикат» Санаи;
3. «Хамасе» Низами;
4. «Мантик ат-Тейр» Аттара;
5. «Маснави-йи маанави» Моулави;
6. «Бустан» Саади.

Разнообразие маснави по их содержанию

1. Эпические маснави

Создание таких маснави началось в 4 в. л. х. (10 в.) и достигло высшего развития в "Шах-наме" Фирдауси. Поэма носит эпическо-романтический характер, хотя в ней присутствуют и исторические части. Поскольку в произведении есть повествовательные разделы, оно называется эпическим. Говоря о размерах: "Шах-наме" написано размером "мутакарриб", который своим "героическим звучанием" отлично подходит к содержанию данного произведения.

Также сюда можно отнести маснави "Гершасп-наме" Асади Туси, где главной темой являются рассказы древнего Ирана, упомянутые в Авесте и других литературных источниках первых веков Ислама.

№1. Отрывок из «Шах-наме» Фирдоуси

Как буря простор покоряя, меж тем
К владыке Ирана примчался Ростем.

С поклоном вступил во дворец исполин
Навстречу ему поднялся властелин,

С приветом в объятья его заключил,
О здравьи, о близких, о войске спросил,

О ходе боев, нападений, засад,
Спросил, отчего воротился назад?

Рассказ о делах Сиавуша ведет
Ростем, и посланье царю отдает,

Лишь строки, что мудрый писец прочитал,
Царь выслушал — тучи темнее он стал.

Ответил Ростему: «Пусть юный мой сын
Еще не изведал суровых годин,

Но ты-то, над кем столько лет протекло —
Муж зрелый, познавший и благо, и зло.
…….

2. Дидактические маснави
 
В таких произведениях поэты поднимают вопросы нравственности. Так как в форме маснави можно писать длинные произведения, не быть ограниченными в наставлениях, и подробно излагать свои мысли, зачастую именно эта форма выбирается для создания таких произведений.

"Бустан" Саади - яркий пример персидской дидактической литературы. В эту же группу можно включить "Духовные маснави" Моулави, хотя дидактика лишь одна из составляющих этого труда, и "Хадикат ал-хакикат" (Сад истины) (1131г).

№ 2  Отрывок из «Сад Истины» Санаи Газнави

Весною поехал в охотничий стан
Махмуд - многославный забульский султан.

Старуха к нему обратилась несмело, -
От дыма лишений лицо почернело.

Свирепо насилье, жесток произвол!
Разорвано платье по самый подол.

Сказала: "Ты, царь, справедливостью славный,
Так будь справедлив и к старухе бесправной".

Подъехал прогнать ее телохранитель,
Однако его отстранил повелитель.

Сказал, возвышаясь на белом коне:
"Поведай печаль свою, женщина, мне.

Султану даны справедливость и сила,
Скажи, чья рука тебе зло учинила".

Из глаз у вдовы, в ее горе глубоком,
Горючие слезы струились потоком.
……

3. Любовные маснави

В этом виде маснави основное внимание уделяется лирическому повествованию, т. е. переживаниям героев и их любовным перипетиям. Здесь главные - влюбленный и возлюбленная и трудности, которые они преодолевают на пути достижения друг друга. Тема любви - земной или небесной - одна из любимых "вечных" тем в литературе в целом, и в персидской литературе, в частности.

В 11 в.  Асад Гургани написал известное любовное маснави "Вис и Рамин", сюжет которого заимствован из среднеперсидской литературы.

В 13 в. на поэтической арене появился крупнейший иранский поэт-повествователь Низами Гянджави. Его любовные маснави "Хосров и Ширин", "Лейли и Маджнун", "Хафт пайкар" (Семь красавиц), написанные зрелым и выразительным языком, по праву заняли ведущие позиции в персидской литературе.

В 13 в. в Индии работал мастер персидских любовных маснави — Амир Хосров Дихлави, который сочинил пять поэм, три из них — подражание Низами. Его "Ширин и Хосров" и "Лейли и Маджнун" перекликались с одноименными поэмами Низами, а "Хашт бехешт" (Восемь раев) была написана в стиле "Семи красавиц" Низами.

В 15 в. в подражание любовным маснави Низами писал Ходжу Кирмани. Он написал маснави "Хумай ва Хумайун" и "Гол ва Ноуруз" (Цветок и Новый год).

В 15 в. Джами в ответ на "Пятерицу" Низами создал свою "Семерицу", которая собирательно называлась "Хафт ауранг" (Семь венцов). К этой группе относятся также поэмы "Йусуф и Зулейха" и "Лайли и Маджнун". Но, следуя за Низами, Джами все же больше внимания уделял духовным и назидательным маснави, чем любовным.

В 16 в. в Индии Урфи Ширази написал в подражание Низами поэму "Хосров и Ширин". В том же веке Вахши Бафки создал любовное маснави "Фархад и Ширин", которое осталось незаконченным. Хатифи Харджирди (1520 г.), внук Джами, в подражание Низами написал три поэмы любовно-лирического содержания ("Лейли и Маджнун", "Ширин и Хосров" и "Хафт манзар" (Семь видов)).

В период литературного Возвращения также некоторые поэты проявляли склонность к сочинению маснави. В период правления Фатх 'Алишаха Каджара Висал Ширази написал маснави "Базм-е висал" (Пир свидания) и завершил неоконченную поэму Вахши Бафки "Фархад и Ширин".

№3. Отрывок из «Лейли и Маджнун», Низами Гянджави: Плач Маджнун

Вы все, кто окружил меня,
Враги мои, мои друзья,

Души печаль вам изолью своей
О той, кто светочем был прежде лучших дней,

О той, что мир покинула земной
И жизнь мою, любовь взяла с собой.

Вы все, кто прежде знал меня,
Спешите веселить себя,

Вот плоть моя лишенная души,
Где жизнь сгоревшая остыть спешит.

И мира суетность, что склеп: из темноты
Ни даль рассветная, ни звезды не видны.

Был сад, и птицы пели в нем,
Но смерть сожгла сад роз огнем,

Была любовь цветущая, как Гюлистан,
С источником души от страшных ран,

И, вот, песок, где рождена любовь,
Укрыл ее могильной стылой мглой.

И красота, что мир сумела покорить,
Что рождена была любовь свою дарить,

Что, ровно десять лун сошлись в луне одной,
Разливших серебро над звездной синевой,

Теперь осколками холодными, пустыми
Лежит забытая под сводами земными.

4.  Духовно-мистические маснави
 
Маснави духовно-мистического содержания появились в персидской поэзии в творчестве Сана'и. Хотя маснави "Хадикат ал-Хакикат" (Сад истины) представляет собой назидательную поэму, по содержанию оно может быть классифицировано и как духовно-мистическое, в нем нравоучения тесно переплетены с исламским мистицизмом. Духовными считаются и маснави 'Аттара, которому принадлежит второе по известности (после Моулави) мистическое маснави "Мантик ат-Тейр" (Беседа птиц).

№4 Отрывок «Мантик ат-Тейр», Аттара:  Притча о Симурге, (привожу незарифмованный построчный перевод)

В начале творения Симург, — о диво,
В сиянии пролетел в полночь над Китаем.
Посреди Китая упало одно Его перо.
И, конечно, в каждой стране началось волнение.
Каждый воспринял образ того пера,
Каждый, кто узрел тот образ, принимался за дело.
По сей день то перо лежит в хранилище Китая,
Вот почему говорят: «Ищите знание даже в Китае!»
Если б не стал образ того пера зримым,
В мире не поднялся бы такой переполох
Все произведения искусства — от Его великолепия.
Все создания — от образа Его пера.
Ведь описание Его не имеет ни начала, ни конца,
[Посему] ничего более добавить к этой речи.
А теперь те из вас, кто являются мужами пути,
Решайтесь и вступайте на путь.

 Эволюция духовных маснави достигла своего апогея в творчестве Моулави. "Духовные маснави" Моулави - это произведение духовно-мистического содержания, не лишенное также назидательных и религиозных моментов. Книга состоит из шести частей, в которых поэт приводит многочисленные рассказы и предания, подходящие к наставлениям маснави. После Моулави уже не было создано столь известных духовно-мистических маснави, как «Духовные маснави», но в этом жанре писали 'Ираки и Джами.

5. Современная персидская литература

В современной персидской литературе наиболее удачные маснави принадлежат иранской поэтессе Парвин Эттесами(1907-1941). Ее маснави - это короткие рассказы нравоучительного характера.

№5. Парвин Этесами. «Стихи о сиротской слезе» в переводе Дмитрия Каратеева (здесь рифмовка бейтов масневи,  характерная для  газели)

Что заходится от крику народ? —
То приветствует владыку народ.

— Что за камень там? — спросил сирота, —
Льет с короны блеск по лику, народ? —

— Дорог камень, да не знаем, как звать,
Все мы темный поелику народ. —

Только молвила старуха с горбом:
— Вор свою несет улику, народ!

Он сиротскую сбирает слезу,
Крови нашей землянику, народ.

Это волк: или не видно клыков?
Иль не слышно вою-рыку, народ?

Нарицаете царем, но кого? —
Голяка и горемыку, народ:

В нашем ходит, наше пьет, наше ест... —
Глух от собственного зыку народ.

Людям правда неугодна, Парвин,
На твою сердит музыку народ.

Итак, общим для большинства персидских маснави, даже если их бейты написаны в иной рифмовке, является то, что в них НАСТАВЛЕНИЯ ПОДТВЕРЖДАЮТСЯ РАССКАЗАМИ.

А теперь небольшой экспромпт от Алкоры - чтобы вы убедились, что ничего сложного в написании маснави для конкурса нет:

           Алкора. Правильное суждение. Маснави

Есть  много суждений… Где правда, где  ложь -
Не сразу ответ на загадку  найдешь…

Однажды жене заявил Насреддин:
«Я сыра хочу, с ним ко мне приходи,

Сыр  очень полезен желудку, бодрит
И так  возбуждает  всегда аппетит!»

- «Нет сыра у нас, - отвечает жена, -
На ужин сегодня похлебка одна…»

- «Прекрасно! Ведь сыр очень вреден зубам,
К тому же, для  утра  закуска груба!»

-«Помилуй, ты только что сыр похвалил,
Когда же, Ходжа, ты был прав? Говори!»

-«Суждения спорят, да суть их одна:
Коль есть в доме пища - полезна она,

А если дом пуст,  всё съестное нам - яд.         
Хвали иль ругай, лишь бы жизни был рад!»

С уважением, 09.11.15.


Рецензии
В интернете я нашла маснави Джалаладдина Руми. Как мне кажется, хорошие примеры с наставлениями. Может быть, они послужат образцами для участников конкурса.

1. Рассказ о том, как собака каждую зиму давала клятву
построить для себе дом, когда настанет лето.

Зимой собака бедная всегда
Сжимается, становится худа.

Зимою говорит себе собака:
"Такой я стала тощею, однако,

Что мне для сократившегося тела
Жилье построить - шуточное дело.

Клянусь, что летом я построю дом,
Притом, пожалуй, с небольшим трудом.

Но летом сыто и неторопливо
В тени собака думает лениво:

"Я дом воздвигла бы, но чья вина,
Что стала велика я и тучна,

И не построить дом такой обширный
Чтоб уместиться мне, большой и жирной!"

Когда людей несчастия гнетут,
Они обеты частые дают.

Построить дом они клянутся, плача,
Той самой зимней клятвою собачьей.

А после все обеты забывают,
Когда немного беды отступают.

2. О том, что истинно верующий человек не отличается от дикобраза

Да, дикобраз - создание такое,
Что впрок порой ему идут побои.
Все знают: если бить его сильней,
То глаже он бывает и жирней.
Мне кажется: душа у грешных нас
Не что иное - сущий дикобраз.
Не потому ль, что люди били их,
Пророки совершенней всех других?

Кому интересно – остальное можно почитать здесь http://lib.ru/POEEAST/pers1.txt

Санди Иданс   29.11.2015 17:27     Заявить о нарушении
Наверное, отличный оригинал: темы яркие. Жаль, что перевод написан "дюже поганым русским"...

Алкора   30.11.2015 16:52   Заявить о нарушении
Последнее - неправда.

Ксения Петрова 5   14.10.2021 13:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.