Понятие об Арузе. Как пишут маснави
Как и газель, маснави (или «месневи») - это не только форма стихов, но и жанр восточного литературного произведения. Маснави (араб. «сдвоенный») - одна из основных форм традиционного персидского повествовательного произведения с неограниченным числом бейтов, которые пишутся в форме рифмованных куплетов. Это стихи, разделенные на независимые, внутренне рифмующиеся строфы.
Большинство маснави следуют метру из 11 (иногда 10) слогов. а так как количество куплетов не ограничено, то количество строк в поэтическом произведении может доходить до 2000-9000. В жанре Маснави написана эпико-дидактическая поэма Джалал ад-Дин Руми «Маснави» и поэма Низами Гянджеви «Искандер-наме».
Итак, МАСНАВИ - это вид стиха, где бейт, то есть две его мисры, имеет единую рифму, но рифмы разных бейтов отличаются друг от друга, например:
_______а _______а
_______б _______б
_______в _______в
Схема рифмовки маснави: aa - bb - cc...
Ритмика маснави, понятие об АРУЗЕ
Говорить о ритмике восточной поэзии, используя термины западноевропейской школы поэзии довольно трудно из-за особенностей звучания арабского, персидского и тюркских языков, где гласные отличаются по их длительности. Для ритмики арабоязычной, персоязычной и тюркоязычной письменной поэзии разработана особая система метрического стихосложения арУз, или «аруд» (араб.), которая основывается на чередовании долгих и кратких слогов. Аруз насчитывает свыше 60 стихотворных размеров, из них наиболее употребительны 19: хаджаз, раджаз, рамал, мутакариб (размер «Шахнаме» Фирдоуси) и др. Метр наиболее знакомого нам рубаи, (близкий по звучанию 6-и стопному ямбу с использованием мужских и женских рифм) является народным и под схему аруза подгоняется искусственно.
Вид стихосложения маснави используется в духовно-мистических, эпических, нравоучительных и любовных произведениях. Его появление относится ко времени правления династии Саманидов. Например, от Рудаки до нас дошло 6 маснави нравственного характера. Унсури принадлежат 3 маснави, одно из которых - история любви Вамека и Азры. Асад Гургани написал «Вис и Рамин» - любовное маснави 5 века.
Наиболее известные маснави в персидской литературе:
1. «Шах-наме» Фирдауси;
2. «Хадикат уль-Хакикат» Санаи;
3. «Хамасе» Низами;
4. «Мантик ат-Тейр» Аттара;
5. «Маснави-йи маанави» Моулави;
6. «Бустан» Саади.
Разнообразие маснави по их содержанию
1. Эпические маснави
Создание таких маснави началось в 4 в. л. х. (10 в.) и достигло высшего развития в "Шах-наме" Фирдауси. Поэма носит эпическо-романтический характер, хотя в ней присутствуют и исторические части. Поскольку в произведении есть повествовательные разделы, оно называется эпическим. Говоря о размерах: "Шах-наме" написано размером "мутакарриб", который своим "героическим звучанием" отлично подходит к содержанию данного произведения.
Также сюда можно отнести маснави "Гершасп-наме" Асади Туси, где главной темой являются рассказы древнего Ирана, упомянутые в Авесте и других литературных источниках первых веков Ислама.
№1. Отрывок из «Шах-наме» Фирдоуси
Как буря простор покоряя, меж тем
К владыке Ирана примчался Ростем.
С поклоном вступил во дворец исполин
Навстречу ему поднялся властелин,
С приветом в объятья его заключил,
О здравьи, о близких, о войске спросил,
О ходе боев, нападений, засад,
Спросил, отчего воротился назад?
Рассказ о делах Сиавуша ведет
Ростем, и посланье царю отдает,
Лишь строки, что мудрый писец прочитал,
Царь выслушал — тучи темнее он стал.
Ответил Ростему: «Пусть юный мой сын
Еще не изведал суровых годин,
Но ты-то, над кем столько лет протекло —
Муж зрелый, познавший и благо, и зло.
…….
2. Дидактические маснави
В таких произведениях поэты поднимают вопросы нравственности. Так как в форме маснави можно писать длинные произведения, не быть ограниченными в наставлениях, и подробно излагать свои мысли, зачастую именно эта форма выбирается для создания таких произведений.
"Бустан" Саади - яркий пример персидской дидактической литературы. В эту же группу можно включить "Духовные маснави" Моулави, хотя дидактика лишь одна из составляющих этого труда, и "Хадикат ал-хакикат" (Сад истины) (1131г).
№ 2 Отрывок из «Сад Истины» Санаи Газнави
Весною поехал в охотничий стан
Махмуд - многославный забульский султан.
Старуха к нему обратилась несмело, -
От дыма лишений лицо почернело.
Свирепо насилье, жесток произвол!
Разорвано платье по самый подол.
Сказала: "Ты, царь, справедливостью славный,
Так будь справедлив и к старухе бесправной".
Подъехал прогнать ее телохранитель,
Однако его отстранил повелитель.
Сказал, возвышаясь на белом коне:
"Поведай печаль свою, женщина, мне.
Султану даны справедливость и сила,
Скажи, чья рука тебе зло учинила".
Из глаз у вдовы, в ее горе глубоком,
Горючие слезы струились потоком.
……
3. Любовные маснави
В этом виде маснави основное внимание уделяется лирическому повествованию, т. е. переживаниям героев и их любовным перипетиям. Здесь главные - влюбленный и возлюбленная и трудности, которые они преодолевают на пути достижения друг друга. Тема любви - земной или небесной - одна из любимых "вечных" тем в литературе в целом, и в персидской литературе, в частности.
В 11 в. Асад Гургани написал известное любовное маснави "Вис и Рамин", сюжет которого заимствован из среднеперсидской литературы.
В 13 в. на поэтической арене появился крупнейший иранский поэт-повествователь Низами Гянджави. Его любовные маснави "Хосров и Ширин", "Лейли и Маджнун", "Хафт пайкар" (Семь красавиц), написанные зрелым и выразительным языком, по праву заняли ведущие позиции в персидской литературе.
В 13 в. в Индии работал мастер персидских любовных маснави — Амир Хосров Дихлави, который сочинил пять поэм, три из них — подражание Низами. Его "Ширин и Хосров" и "Лейли и Маджнун" перекликались с одноименными поэмами Низами, а "Хашт бехешт" (Восемь раев) была написана в стиле "Семи красавиц" Низами.
В 15 в. в подражание любовным маснави Низами писал Ходжу Кирмани. Он написал маснави "Хумай ва Хумайун" и "Гол ва Ноуруз" (Цветок и Новый год).
В 15 в. Джами в ответ на "Пятерицу" Низами создал свою "Семерицу", которая собирательно называлась "Хафт ауранг" (Семь венцов). К этой группе относятся также поэмы "Йусуф и Зулейха" и "Лайли и Маджнун". Но, следуя за Низами, Джами все же больше внимания уделял духовным и назидательным маснави, чем любовным.
В 16 в. в Индии Урфи Ширази написал в подражание Низами поэму "Хосров и Ширин". В том же веке Вахши Бафки создал любовное маснави "Фархад и Ширин", которое осталось незаконченным. Хатифи Харджирди (1520 г.), внук Джами, в подражание Низами написал три поэмы любовно-лирического содержания ("Лейли и Маджнун", "Ширин и Хосров" и "Хафт манзар" (Семь видов)).
В период литературного Возвращения также некоторые поэты проявляли склонность к сочинению маснави. В период правления Фатх 'Алишаха Каджара Висал Ширази написал маснави "Базм-е висал" (Пир свидания) и завершил неоконченную поэму Вахши Бафки "Фархад и Ширин".
№3. Отрывок из «Лейли и Маджнун», Низами Гянджави: Плач Маджнун
Вы все, кто окружил меня,
Враги мои, мои друзья,
Души печаль вам изолью своей
О той, кто светочем был прежде лучших дней,
О той, что мир покинула земной
И жизнь мою, любовь взяла с собой.
Вы все, кто прежде знал меня,
Спешите веселить себя,
Вот плоть моя лишенная души,
Где жизнь сгоревшая остыть спешит.
И мира суетность, что склеп: из темноты
Ни даль рассветная, ни звезды не видны.
Был сад, и птицы пели в нем,
Но смерть сожгла сад роз огнем,
Была любовь цветущая, как Гюлистан,
С источником души от страшных ран,
И, вот, песок, где рождена любовь,
Укрыл ее могильной стылой мглой.
И красота, что мир сумела покорить,
Что рождена была любовь свою дарить,
Что, ровно десять лун сошлись в луне одной,
Разливших серебро над звездной синевой,
Теперь осколками холодными, пустыми
Лежит забытая под сводами земными.
4. Духовно-мистические маснави
Маснави духовно-мистического содержания появились в персидской поэзии в творчестве Сана'и. Хотя маснави "Хадикат ал-Хакикат" (Сад истины) представляет собой назидательную поэму, по содержанию оно может быть классифицировано и как духовно-мистическое, в нем нравоучения тесно переплетены с исламским мистицизмом. Духовными считаются и маснави 'Аттара, которому принадлежит второе по известности (после Моулави) мистическое маснави "Мантик ат-Тейр" (Беседа птиц).
№4 Отрывок «Мантик ат-Тейр», Аттара: Притча о Симурге, (привожу незарифмованный построчный перевод)
В начале творения Симург, — о диво,
В сиянии пролетел в полночь над Китаем.
Посреди Китая упало одно Его перо.
И, конечно, в каждой стране началось волнение.
Каждый воспринял образ того пера,
Каждый, кто узрел тот образ, принимался за дело.
По сей день то перо лежит в хранилище Китая,
Вот почему говорят: «Ищите знание даже в Китае!»
Если б не стал образ того пера зримым,
В мире не поднялся бы такой переполох
Все произведения искусства — от Его великолепия.
Все создания — от образа Его пера.
Ведь описание Его не имеет ни начала, ни конца,
[Посему] ничего более добавить к этой речи.
А теперь те из вас, кто являются мужами пути,
Решайтесь и вступайте на путь.
Эволюция духовных маснави достигла своего апогея в творчестве Моулави. "Духовные маснави" Моулави - это произведение духовно-мистического содержания, не лишенное также назидательных и религиозных моментов. Книга состоит из шести частей, в которых поэт приводит многочисленные рассказы и предания, подходящие к наставлениям маснави. После Моулави уже не было создано столь известных духовно-мистических маснави, как «Духовные маснави», но в этом жанре писали 'Ираки и Джами.
5. Современная персидская литература
В современной персидской литературе наиболее удачные маснави принадлежат иранской поэтессе Парвин Эттесами(1907-1941). Ее маснави - это короткие рассказы нравоучительного характера.
№5. Парвин Этесами. «Стихи о сиротской слезе» в переводе Дмитрия Каратеева (здесь рифмовка бейтов масневи, характерная для газели)
Что заходится от крику народ? —
То приветствует владыку народ.
— Что за камень там? — спросил сирота, —
Льет с короны блеск по лику, народ? —
— Дорог камень, да не знаем, как звать,
Все мы темный поелику народ. —
Только молвила старуха с горбом:
— Вор свою несет улику, народ!
Он сиротскую сбирает слезу,
Крови нашей землянику, народ.
Это волк: или не видно клыков?
Иль не слышно вою-рыку, народ?
Нарицаете царем, но кого? —
Голяка и горемыку, народ:
В нашем ходит, наше пьет, наше ест... —
Глух от собственного зыку народ.
Людям правда неугодна, Парвин,
На твою сердит музыку народ.
Итак, общим для большинства персидских маснави, даже если их бейты написаны в иной рифмовке, является то, что в них НАСТАВЛЕНИЯ ПОДТВЕРЖДАЮТСЯ РАССКАЗАМИ.
А теперь небольшой экспромпт от Алкоры - чтобы вы убедились, что ничего сложного в написании маснави для конкурса нет:
Алкора. Правильное суждение. Маснави
Есть много суждений… Где правда, где ложь -
Не сразу ответ на загадку найдешь…
Однажды жене заявил Насреддин:
«Я сыра хочу, с ним ко мне приходи,
Сыр очень полезен желудку, бодрит
И так возбуждает всегда аппетит!»
- «Нет сыра у нас, - отвечает жена, -
На ужин сегодня похлебка одна…»
- «Прекрасно! Ведь сыр очень вреден зубам,
К тому же, для утра закуска груба!»
-«Помилуй, ты только что сыр похвалил,
Когда же, Ходжа, ты был прав? Говори!»
-«Суждения спорят, да суть их одна:
Коль есть в доме пища - полезна она,
А если дом пуст, всё съестное нам - яд.
Хвали иль ругай, лишь бы жизни был рад!»
С уважением, 09.11.15.
Свидетельство о публикации №115110905639
1. Рассказ о том, как собака каждую зиму давала клятву
построить для себе дом, когда настанет лето.
Зимой собака бедная всегда
Сжимается, становится худа.
Зимою говорит себе собака:
"Такой я стала тощею, однако,
Что мне для сократившегося тела
Жилье построить - шуточное дело.
Клянусь, что летом я построю дом,
Притом, пожалуй, с небольшим трудом.
Но летом сыто и неторопливо
В тени собака думает лениво:
"Я дом воздвигла бы, но чья вина,
Что стала велика я и тучна,
И не построить дом такой обширный
Чтоб уместиться мне, большой и жирной!"
Когда людей несчастия гнетут,
Они обеты частые дают.
Построить дом они клянутся, плача,
Той самой зимней клятвою собачьей.
А после все обеты забывают,
Когда немного беды отступают.
2. О том, что истинно верующий человек не отличается от дикобраза
Да, дикобраз - создание такое,
Что впрок порой ему идут побои.
Все знают: если бить его сильней,
То глаже он бывает и жирней.
Мне кажется: душа у грешных нас
Не что иное - сущий дикобраз.
Не потому ль, что люди били их,
Пророки совершенней всех других?
Кому интересно – остальное можно почитать здесь http://lib.ru/POEEAST/pers1.txt
Санди Иданс 29.11.2015 17:27 Заявить о нарушении
Алкора 30.11.2015 16:52 Заявить о нарушении