Жюри ОМ Финал Обзор от Юрия Семецкого
Тетя Света с утра на веранде –
Сизый дым из-за шторы ползёт.
Не рассядешься – стало прохладней,
Караулит зима у ворот…
И дрожит огонёк сигареты
Всё сильнее в озябшей руке,
Тётя Света встречает рассветы
Год за годом в своём уголке –
Всё одна. Мужа не было вовсе,
Только связи случайные… Сын.
Он ушел молодым, в двадцать восемь…
Не спасла. Погубил героин.
Тётя Света метёт тротуары -
Жить на пенсию ей нелегко.
…Светят призрачно желтые фары,
Не туман, а почти молоко.
…Едет к сыну в трамвае гремящем
И дорога её далека.
Не получится жить в настоящем,
Если прошлое живо пока.
Красит ярко-зеленым оградку,
С озлоблением рвет сорняки –
Тётя Света привыкла к порядку
Маете и хандре вопреки.
К остановке ползёт еле-еле…
Что спешить-то? Ведь дома не ждут.
Тают силы в старушечьем теле,
Бесконечен трамвайный маршрут.
… Тётя Света дымит папиросой
И гоняет с соседкой чаи,
Ожидает прихода «безносой»
С равнодушием старой змеи…
Стихотворение неплохое, но нарочито-нарративное и, соответственно, маловыразительное. Финал непонятный. При чём здесь змея? По сюжету — типичная слёзодавилка, к тому же без детализации.
Оценка 4/3=7
2.Встреча
Эта встреча. Автобус, набитый народом.
Утро странное. Холод. И давит мороз.
Ты? И здесь? Сколько лет! Взгляд до боли знакомый.
Стены каменных плеч. По спине моей дрожь.
Подойти или нет? Мысли вихрем. Истома.
Как теперь ты исчезнешь? Закрытый салон.
Всё. Решилась. Иду. Взгляды встретились снова.
Мы вдвоём. Никого. Всё исчезло кругом.
Ты такой же, как был. Вспышка чувств. Рвусь поближе.
Не пойму, почему слишком тесный проход?
Шубы. Куртки. Пальто. Приросли что ли книзу?
Чья-то грудь припирает. Пусти же, народ!
На тебя я смотрю. Наши дни вспоминаю.
Подойду и спрошу о тебе, о делах.
Вот сейчас проберусь. Всех локтями толкаю.
Что за странные люди? Смущенье и страх.
Поворот. Остановка. Выходишь. Движенье.
Отвернулся. Меня не пускает толпа.
Снова звуки мотора. В глазах помутненье.
Так свободно в салоне! Как будто одна.
Вот и всё. Повидались. Ну, как наважденье.
А уже рисовалось: А помнишь, тогда?
Не судьба. Ни к чему. Словно солнца затменье.
Только память тревожит, слегка, иногда...
«Привет»? Идея взята у группы «Секрет». Из нового только то, что герои не стали разговаривать друг с другом. Но и это уже было в «Семнадцати мгновениях весны». Никто не против аллюзий, но аллюзии должны что-то добавлять к Вашему месседжу, а тут и месседжа-то Вашего нет.
«Эта встреча» - почему Эта? Понятно, что ради ритма, а, значит, заплатка. Мороз разве давит? Это неточное выражение. Видеоряд надо строить не с помощью вопросов без ответов, а через образы.
Оценка 3/2=5
3. Кибитка
Долго кибитка взбирается в гору,
Бедные лошади еле трусят,
Из лабиринтов дремучего бора
Слышно ворчанье голодных рысят.
Страшно?
Ещё бы!
Кружатся колёса,
Сонно качается возчик-старик,
Курит и курит, и дым папиросы
С плотным туманом сливается вмиг.
Чудно: под выгнутым войлочным тентом
Лишь черноты шелковистая гладь,
Лишь импульсивные мутные тени...
И не видать,
Ничего не видать!
Только луны серебрящийся локон,
Мягко коснувшись возницы плеча,
Чуть проникает в кибиточный кокон,
Высветив глубь, как темницу - свеча.
Только невнятный, волнующий шёпот
Слабо несётся из той глубины,
Да лошадей утомительный топот -
Как затихающий отплеск волны.
Круто петляет кибитка ночная,
Медленно катит, не ведая сна...
Что за кибитка?
Не знаю, не знаю...
Только куда же всё едет она?
Есть некоторые помарки, типа, инверсии — «возницы плеча», и финал не впечатлил, но в целом стихотворение оставляет очень приятное впечатление. Помарки прощу.
Оценка 5/4=9
4. Полдень
В сосновый бор ведёт тропа,
За ним - серебряная речка.
…Мамa'н встречая и пап'a,
Сбегает девочка с крылечка.
Кобылка радостно фырчит,
Почуяв отдых долгожданный.
Возница слушает отчит,
Мотая головою пьяной.
Сирени тесно. За забор
Сбежали белые метёлки*.
Нестройно окружили двор
Свободно выросшие ёлки…
Возня и квох домашних птиц,
Слепень облюбовал оплётку,
Ложатся тени от живиц**
На запылённую пролётку…
Двенадцать.
Где-то в глубине,
В прохладе затаённых комнат
Открыты двери в кабинет,
Цветы разнежены и томны.
… У гувернантки сонный вид,
Но речь отскакивает чётко.
… От ветра лёгкого скрипит
Рессорой старая пролётка.
Покой, расслабленность на всём.
Щенок разлёгся на пороге.
Кобылка, хрумкая овсом,
Сопит, переминая ноги.
… А завтра, уж который год,
Без понукания и плётки
Она на службу повезёт
Пап'a в сверкающей пролётке.
*соцветие сирени
**вишня
Не понял зачем автору понадобились «маман» и «папа», но не буду цепляться к технике, так как здесь главная проблема — композиция. Детализация избыточная, и это тем более бросается в глаза, поскольку никуда не приводит — финала нет.
Оценка 5/3=8
5.Речной трамвай
Без штанги, без пантографа, без рельсов возит нас,
от пристани понтонной отходит каждый час,
везёт по расписанию на правый бережок.
На нём есть круг спасательный, а на корме флажок.
Автобусы не бегают, не ездят по воде -
пройди полсвета белого, но нет таких нигде.
Не существует, право ведь, троллейбусов речных,
а вот трамвайчик плавает до осени с весны.
Без бугеля и провода, без штанги и ветрил
он как-то раз без повода и в море выходил:
Вернее, как-то вечером наведался в залив.
Да, поступил беспечно он, но был закат красив…
А ночью он безвылазно стоит в речном порту
и думает, что вырастет – иные ведь растут.
С волной трамвай поладил бы, увидел много стран…
Когда он станет лайнером, то выйдет в океан!
Судя по задумке, могло бы получиться хорошее детское стихотворение. Но не получилось. Для детей надо писать так, чтобы у ребёнка никаких вопросов по тексту не возникало. И не надо надеяться, что из названия понятно, о чём идёт речь. А тут ещё и с синтаксисом надо поработать, и вторая строфа лишняя...
Оценка 4/3=7
6.Инструкция по швартовке от Бена Ганна
Когда доплыл штормам назло
До гавани спокойной,
Суши, браток, своё весло,
Чтоб не сломать невольно.
Уж рядом твердь, но волны бьют,
И терпит снасть безвинно.
Неровен час, воткнётся в грунт
И хрустнет сердцевиной.
Ты обретёшь мешки добра
И злата тыщи унций,
Но без хорошего весла
Обратно не вернуться.
Надёжна лодочка вполне,
Ведёт фарватер к пляжу,
А что на острове в цене,
Бен Ганн тебе расскажет.
Ты назовёшь меня козлом,
В бинокль посмотришь грозно,
Но всё ж, браток… суши весло –
Иначе будет поздно!
Разве вёсла сушат, чтобы невольно их не сломать? Полагаю, что «невольно» попало в стихотворение исключительно для рифмы. В гаване спокойно, но волны бьют так, что весло можно невольно сломать? Подозреваю, что автор почувствовал свою ошибку, и решил её исправить, создав противоречивую картину события. Разве корпус лодки называют снастью? Не думаю, но кто знает этих поморов, спорить не стану. Спорить не стану, а впечатление из-за возникающих вопросов по каждому предложению испорчено.
Оценка 5/3=8
7.Когда-нибудь
Когда-нибудь выпадет случай редкий
На старом трамвае уехать в осень
И в сумку кондуктора не монетку,
А жёлтый березовый листик бросить.
Сойти посредине пустой аллеи
И сразу почувствовать повод веский
Щекой прикоснуться к стволу смелее
И в мыслях врасти в сердцевину веткой.
Раздать своё тело на капилляры,
Несущие вверх молодые соки,
И чувствовать – жизнь не проходит даром,
Пока существую в живом потоке
Безу'держной силы, идущей снизу
От мощных корней, прорубивших почву,
Пока холодам посылают вызов
Набухшие плотью моею почки.
И даже когда разлетятся листья,
Ветрами осенними вдаль гонимы,
Душа не прельстится небесной высью,
А старый трамвай не проедет мимо.
«старый трамвай не проедет мимо», а что сделает? Остановится, и новая жертва выйдет из него в Ваш парк, прикоснётся к какому-нибудь дереву, и тоже превратится в дерево?
«Душа не прельстится небесной высью», а чем прельстится? Подземной низью?
Инфернальное стихотворение. Интересное, но не законченное.
Запятые бы ещё поставить недостающие. Впрочем, это работа корректора.
Оценка 5/3=8
8.Лихач
*
Сопит безмятежно младенец в коляске,
Как маленький ангел в пелёночном храме.
Спи, мальчик! Любую беду и опасность
Прогонит от сына любимая мама.
Три года…Падение с велосипеда,
Колени и локти залиты зелёнкой.
Упрямый мальчишка садится и едет,
А мама за ним наблюдает в сторонке.
Сыны подрастают, их манят полёты,
Без глупого риска жизнь кажется пресной,
А мамины руки, слова и забота
Забыты, порой раздражают и бесят.
В машинах на «газ» нажимают упрямо:
Двойная сплошная, а после – по встречной.
Последнее слово успел крикнуть «Мама!»
А дальше…а дальше – холодная вечность.
Автор, извините, но Вы тут ничего не придумали, ничего острым глазом не подсмотрели, ничего такого, что я не мог бы услышать в новостях, Вы мне не сообщили.
Понимаете, «ангел в пелёночном храме» - это не метафора. Метафора подразумевает замену одного термина другим по какому-либо признаку. А здесь Вы просто называете кокон из пелёнок храмом, да ещё утверждаете, что именно в таких обитают ангелы. Вы, конечно, можете настаивать на своей правоте, но я с Вами не соглашусь.
Оценка 4/2=6
9. Электричка
Ползла электричка, качая вагоны,
Туман отгоняла движеньем хвоста,
Вздыхала, сопела и щурилась сонно:
Всего-то пять сорок – к чему суета?
Ползла электричка ни шатко ни валко,
У крошечных станций будя тормоза,
На тёмных перронах, пустынных и жалких,
Ища пассажиров, косила глаза:
Дедок с рюкзаком, две старушки в платочках
Да бомж затрапезный, знакомый сто лет…
Ну кто в электричке тащиться захочет,
Когда ни комфорта, ни скорости нет?
Ползли мимо окон столбы, семафоры,
Опять остановка – есть повод вздремнуть:
Пронёсся, как смерч, торопящийся скорый –
Ему позавидовать можно чуть-чуть…
Реснички подкрасив нахмуренным елям,
Восход заиграл на причёсках берёз,
Осинки от ласки его покраснели –
Теперь электричка проснулась всерьёз:
Чуть сцепками звякнув, слегка потянулась
И с низкого старта рванула вперёд!
Припомнилась сразу далёкая юность,
Когда на перронах толпился народ,
Когда на вокзал, как на праздник, спешили! –
Теперь на машинах гарцует страна.
…А нашу старушку вчера отменили:
Она с октября никому не нужна…
Началось за здравие, а закончилось за упокой. То есть финал никакой и затянуто.
Оценка 5/2=7
10.Дорожные строки
По неведомому плану,
отработав жизни стаж,
Я от времени отстану –
вдаль умчится мой багаж.
Стихнут стуки, что на стыках
вычеканивал вагон,
Лишь прощально фары вспыхнут,
уносясь за горизонт.
Где я, кто я? Только память –
неусыпный постовой.
Льется небо под ногами,
и оно ж - над головой.
Но соседствовать с лучами
долго мне невмоготу.
Наполняюсь я печалью:
лишь подобным сладко тут.
А в моей душе сиянья
не накоплено, увы!
На невидимом экране -
буераки, ямы, рвы.
Вспоминаю чемоданы –
груз казался дорогим!
Начинаю думать: странно
было петь пожиткам гимн,
Пустословить и сердиться,
яму ближнему копать,
Где они, добра крупицы?
Эх, пустить бы время вспять!
Эх, начать бы все сначала,
выровнять судьбы пути,
Чтоб душа людей встречала
и старалась им светить!
...Мчится поезд многошумный.
Я по-прежнему внутри.
Снова рядом груз угрюмый:
чемоданы - раз, два, три...
Все при мне - и плоть, и время,
не пришел еще мой срок.
Долго ехать до прозренья
в суете дорожных строк…
За инверсию «судьбы пути» один бал сниму с впечатления, потому что реально покоробило, но в качестве технической ошибки можно простить.
Оценка 5/4=9
11.Не прокатиться ли в Париж?
Не прокатиться ли в Париж
отведать жареных каштанов?
Что ж - ровно в полночь у рыдвана;
пускай мечта, пускай фетиш,
но ты же мне не запретишь?
Давай не сядем в самолёт -
на высоте бывает страшно,
мы лучше с Эйфеловой башни
увидим, как земля цветёт,
и ближе станет небосвод.
Давай устроим карнавал,
ты - мушкетёр, а я - Миледи,
сбегутся гости и соседи,
и будет бал, придворный бал!
Но вскоре мы покинем зал,
от Лувра - в тени Нотр-Дам,
в Булонский лес, на берег Сены,
забудем распри и измены,
и снова - в старенький рыдван,
из дальних стран -
в обратный путь,
к родным пенатам...
Ну что ты смотришь виновато,
повесив голову на грудь?
Пусть не сейчас -
когда-нибудь...
За игры с ритмом один балл сниму. Не понравилась Ваша попытка разнообразить ритм. А ещё я думаю, что Нотр-Дам склоняется. Финал смазан. Почему героиня смотрит виновато, если поездку обещал герой?
Оценка 4/4=8
12.Узкоколейка
Перрон, доступный всем ветрам,
Тропинка-змейка:
Звала рабочих по утрам
Узкоколейка.
Глотало баб и мужиков
Нутро вагонов,
Мешался гулкий стук шагов
С лесным жаргоном.
В хвосте - дощатый, как сарай,
Вагон-конюшня,
А рядом кухня-"ресторан",
Где шторки в рюшах.
Гудел надрывно паровоз
И ржали кони.
Тайга - работа на износ
В любом сезоне.
По вечерам со всех сторон
Спешили дети -
Мы прибегали на перрон
Рабочих встретить.
Мне было сказочно тепло
От рук отцовских,
И пахла дымом и смолой
Его спецовка.
В чернично-клюквенном раю,
Как богатейка,
Кормила каждую семью
Узкоколейка.
Сегодня жалит без конца
Слеза скупая -
Дороги нет, и нет отца,
Осталась память:
Листок помятый наградной
И телогрейка,
Да грусть о проданной давно
Узкоколейке...
Если непонятно, то узкоколейка - это УЖД - узкоколейная железная дорога местного значения, по которой ходили поезда. Сначала по ней ездили паровозы, потом мотовозы, а в 80-90-е тепловозы - с вагонами для перевозки рабочих.
Всё-таки это конкурс, а на конкурсе всё, сделанное напоказ, оценивается. Как в плюс, так и в минус. Зачем этому стихотворению нужен Пастернаковский ритм, я не понял. То есть задачу Вы себе упростили, а в содержании какой-нибудь аллюзией необходимость именно этого ритма не подтвердили, а сам этот ритм монотонный, и для длинных, тем более рассказов, не предназначен.
Оценка 4/4=8
13."День сурка. (Студенческое)".
Троллейбус доверху набит.
Водитель в микрофон кричит.
Всё повторяется как сон.
Вхожу и вижу: снова он.
На том же месте он сидит
И вдаль задумчиво глядит.
Знакомый профиль, умный взгляд,
С собой учебник и халат.
Я оторвать не в силах глаз -
Как много общего у нас!
Я на себя чуть-чуть сержусь
И всё же рядышком сажусь.
Мы с ним знакомились раз сто,
Но он опять забыл про то.
Привычно кинув пару фраз,
Войду в контакт в сто первый раз.
И тают звуки болтовни,
На нить нанизывая дни.
Троллейбус медленно ползёт
И нас везёт, везёт, везёт...
А мне везёт, везёт, везёт,
Что он так медленно ползёт.
В окно смотреть совсем не лень.
И так бывает каждый день.
Это зарифмованный рассказ, причём автор даже не пытался его поэтизировать. Нет ни тропов, ни фигур речи. Как рассказ данный текст тоже не получился, поскольку автор даже не пытался поделится какими-нибудь личными впечатлениями. В литературе принято писать не о том, что как у всех, а об особенных людях и об особенных событиях. Вспомните, с чего начинается «Анна Каренина».
Оценка 3/2=5
14.Мечта
Купить билет Москва-Владивосток.
Сесть в скорый поезд. Ехать-ехать-ехать...
За родину прочувствовать восторг,
ведь города мелькают словно вехи!
Леса, деревни, горы и поля,
не уставая, наблюдать часами!
На остановках медленно гулять,
у бабок брать картошку с огурцами.
Пить крепкий чай. Читать. Смотреть в окно.
Выслушивать истории соседей.
Снимать своё, дорожное, кино
под стук колёс "мы едем-едем-едем"...
В заветной бухте* встать на край земли,
Вглядеться в даль, задуматься:"А что там?"
В порту пересчитать все корабли
и... улететь обратно.
Самолётом!
* бухта Золотой Рог
Ирония? Ну хоть какое-то движение души. Спасибо и на этом. И всё-таки хотелось бы, чтобы поездка описывалась не только поступательными действиями героя, но и сопровождалась лирическими отступлениями. То есть не только самому почувствовать восторг, не просто сообщить читателю, что герой почувствовал восторг, но написать так, чтобы читатель сам ощутил восторг.
Оценка 5/3=8
15."В путь!"
В чём поехать к Любимой: В метро?
Это было б совсем не хитро.
Только -- так далеко она, что
О метро не слыхал там никто.
Ни трамваи не ходят туда,
Ни автобусы, ни поезда,
И туда не доплыть в корабле --
К этой дальней-предальней земле.
А пешком... Я ходьбы не боюсь,
И, конечно, с пути не собьюсь.
Но идти надо тысячу дней.
Мне сейчас бы увидеться с Ней!
Оседлал я Пегаса -- и вот
Подо мною планета плывёт.
И Любимую -- пусть не рукой --
Тронул я стихотворной строкой.
Думаю, что в первом предложении синтаксическая ошибка. Человек входит в метро, как в здание, но едет он на метро, как на средстве передвижения.
А впечатление от стихотворения совсем никакое. Автору я не верю — не нашёл он особенных слов, чтобы передать свою чувство читателю. Любимую как-то тронул, но как именно нам не рассказал, мол, сами догадайтесь. А я хочу не догадываться, а чтобы было чувственно и красиво.
Ну и учитесь делать лирические отступления, а не только рассказывать о совершённых действиях.
Оценка 4/2=6
16.Я ОСТАЮСЬ!... (после тяжёлой болезни)
*
Вдаль убегают дороги-разлучницы,
Поезд в пути.
Песню раздолья беру я в попутчицы –
Город, прости!
Лето лучистое, осень дождливая,
Зимний закат,
Волосы треплет весна шаловливая…–
Годы летят.
Детство бедовое, юность беспечная,
Где же вы, эй?!
Реже мелькают за окнами встречными
Лица друзей...
Ну же, колёса, бегите спокойнее,
Незачем гнать!
Ветра свистящего звуки нестройные –
Скуке под стать.
Стойте, я выйду! В деревне заброшенной –
Дом у воды.
Здесь отыщу в росных травах некошеных
Детства следы.
Воздух медовый, берёзки окрестные –
Верный маршрут.
Встречу любовь... А хоромы небесные
Пусть подождут!
Мчится экспресс, ускоряя движение
В дымчатой мгле.
Я остаюсь... Для меня наслаждение –
Жить на земле!
Не без штампов, конечно, и рифмы не самые интересные, но это настоящее стихотворение, созданное из цепочки образов, а не из последовательности поступков. Понимаете?
Ну и за жизнеутверждающий финал штампы прощаю. А потому что приятно читать.
Оценка 5/5=10
17.Велосипедная душа
За плечом рюкзак потёртый.
Отвергая джип феррари,
Предпочту отдаться спорту,
День-деньской крутя педали.
Я душой с велосипедом,
Светофор – по барабану.
Суете назло и бедам
Пью живительную прану.
Ветерок поёт мне в уши
Песни, устали не зная.
Городской мотив все глуше...
В небе вьется птичья стая...
Каждый год маршрут мой разный:
В рощи – к соснам и осинам,
К солнцу вверх по горным трассам,
В тишину – к озёрам синим.
А когда настанет время
Путешествий за край света,
И туда я непременно
С другом ве'ликом поеду.
Автор прибыл к нам из будущего? Неужели машина времени? Или тривиальная контрамоция? Вот к каким вопросам привило, казалось бы, ничем не примечательное словосочетание «джип феррари». Оказывается, и правда, в настоящее время босс Феррари ведёт переговоры с хозяевами Джипа о создании нового кроссовера на базе «Гранд Чероки». Пожалуй, эта новость (для меня) — самое интересное, что я обнаружил в стихотворении.
Третья строфа хорошая. Остальные надо доработать. И финал! С таким финалом стихотворение вообще писать не стоило.
Оценка 3/3=6
18.Сибирский тракт
По обочинам застыли обелиски,
Как свидетели безвременных утрат…
Ах, дороженька, дорога - тракт Сибирский,
Я-то знаю: «Ты ни в чем не виноват!»
Невиновен в том, что путь в Сибирь неблизкий,
И что именно туда – на край земли
Здесь закованных в железо декабристов
Под конвоем по этапу провели.
Не виновен, что царапины и ямы
Так упорно проступают сквозь асфальт,
Может быть, они пробиты кандалами
Тех, что шли почти две сотни лет назад?
Едем в ночь. И мокрый снег наводит ужас.
Муж в ладонях согревает мою кисть…
Я бы точно понеслась в Сибирь за мужем,
Если был бы он в те годы декабрист!
На ухабах сотрясается маршрутка,
А водитель - молодой лихач-узбек…
Сердце ёкает, ведь в жизни все так хрупко,
Если вместе ополчились ночь и снег…
Что ж я в осень эту стала часто плакать?
Может, просто заразилась у небес?
Превышает наш лихач, не видит знака…
«Боже правый, ниспошли нам ДПС!»
Только дворники танцуют в стиле диско,
Раскрывая кружевные веера…
… «Не расстраивайся. Вот тебе ириска!
Будем дома через часик-полтора…»
Потенциально хорошее стихотворение, только финал нужен другой (последние две строфы переделать), и поправить ритмическую инверсию «мОю кисть».
Оценка 4/4=8
19.Автобусный сон
Остановка. Холод зверский.
Ветер. Снежная пурга.
Телу – зябко, носу – мерзко,
и чечеточно ногам –
напрочь одеревенели.
… Транспорт движется. Ура!
Подползает еле-еле.
Двери. Теплая «нора».
Ничего в окно не видно –
заморожено стекло.
Из автобуса не выйду
всем водителям назло.
Буду ехать, спать и греться.
… Обволакивает пляж.
Подчирикаванье сердца
о любви, морской пейзаж.
Мой автобус вместо яхты,
загребая колесом,
бороздит моря, закаты.
… Будит кто-то. Вот и всё?
Гололёд. Качаясь плавно,
доплыла, как ледокол.
Дом. Квартира. На диване
развалился толстый кот.
Ну-ка, двигайся, усатый!
Сон автобусный хочу
досмотреть… моря, закаты
под напевы южных чувств.
… Не выходит. Надо, что бы
сон подобный увидать,
снова сесть на тот автобус,
проморозившись до льда.
Хорошее стихотворение, но по мелочи набежало — один балл сниму.
Оценка 5/4=9
20.Раба любви
"Господа, вы звери, господа..."
или "Я не с ними, я с вами"?
/Раба любви Никиты Михалкова
Прототип: Вера Холодная/
Я не сяду на поезд в Париж, и отчизну свою не оставлю...
Но жар-птица - успеха фети'ш, промелькнула кометой за далью.
И смешались "чужие-свои" - утончённой натуры смятенье.
Оставаясь рабою любви, я играла не то и не с теми.
А в ловушку попала сама - по наивности, правды не зная.
Как слепая, осталась впотьмах в деревянном, пустотном трамвае.
Колоритна последняя роль - одиночество в цепком капкане.
Импресарио - сумрачный тролль - курит ужас на жёстком диване...
Все исчезли - друзья и враги, разбежались и некому верить.
Стук копыт разрывает мозги - за актрисочкой гонятся "звери".
На устах застывают слова, у стекла пальцы выхода просят.
Дребезжа пустотою, трамвай без вожатого катится в пропасть...
фети'ш - в смысле "талисман"
Вы считаете, что «промелькнула кометой за далью» - это по-русски? Видимо, Вы хотели сказать — вдали? Но не придумали нормальную рифму к слову «оставлю». Это техническая ошибка. А следом идёт инверсия. Понимаете, какое дело, если Вы не используете инверсию в стихотворении в качестве приёма, то это всегда ошибка.
И далее тоже есть ошибки.
А стихотворение понравилось.
Оценка 3/5=8
21.А шар земной вокруг оси всё вертится…
Не знаю, как до Счастья добрести.
И есть ли эта станция на глобусе?
Билет купить в сети — без перспектив,
но кто-то ж добирался на автобусе!
Аэропорт! Пусть частный самолёт!
Я оплачу и в два конца наличными!
— Аэропорт, вы слышите?! Алё!
Похоже, обращаться надо к мичману:
знакомый есть — не то, чтоб «волк морской»,
но у него — своя рука в Правительстве!
Сижу на телефоне день-деньской,
но ничего, похоже, мне не вытрясти…
Сказали обратиться мне в депо:
там рейсы в непогоду не снимаются!
Никто из упомянутых господ
вновь не помог растерянной страдалице…
Объездила столицу на такси,
включила блат — народных и так далее…
И, заказав ещё немало «ксив»,
я поняла, что счастье запоздалое
гонялось, представляете, за мной!
Я — редкий гость в трамваях и троллейбусах.
Оно нашло меня! Нашло само,
решив загадку в этом странном ребусе!
Отчаявшись, езжайте на метро
в толпе людской, в час пик — в трамвае стареньком.
Не нужен счастью чин и даже трон,
оно цветёт в траве цветочком аленьким.
Его не примечают сотни глаз,
но, если суждено вам было встретиться,
то и в яйце отыщется игла!
А шар земной вокруг оси всё вертится…
Я извиняюсь, но так писать нельзя. Поэзия — это система образов. Никому не интересно знать, чего Вы не знаете. От Вас ждут неожиданных сравнений, параллелей, новых метафор, то есть фигур речи и тропов.
В качестве примера:
Счастье — это плацкартный билет,
что приведёт меня в точку на глобусе.
Я не говорю, что здорово или оригинально придумал, но я начинаю со сравнения, а заодно задаю тему стихотворения, то есть начинаю оформлять композицию.
А у Вас первые две строчки просто лишние. И переход к аэропорту очень резкий. Конечно, поэзия предполагает плотность письма, но это не означает, что можно прыгать с одного на другое совсем без переходов.
Например, переход может быть такой: Возьму такси, рванусь в аэропорт.
И только почувствовали, что перешли на нарратив, сразу придумывайте образ скорости или другой образ, который Вам нужен — пусть встречный ветер мне растреплет волосы.
Понимаете? Это я сейчас не сочинял стихи, а показал Вам, как это надо делать, показал схематично. Если освоите этот метод, то будете писать стихи похожие на стихи. Но настоящая поэзия — это когда вне всяких схем, когда непонятно, как можно так написать, и вопреки всему — прекрасно.
Оценка 3/3=6
22.Легенды в Жигулях живут
Волна призывно ударяет в борт.
"Отдать швартовы!"- дан приказ к отплытию.
Корабль выходит на речной простор,
И пассажиры машут по традиции.
Пусть недалёким будет наш маршрут,
Но нам сулит речной круиз открытия:
Не зря легенды в Жигулях живут,
Хранят названья память о событиях.
Речной простор, Самарская Лука,
Издревле славясь щедрым хлебосолием,
Родными становились на века
Народам, что искали волю вольную.
Здесь след оставил грозный хан Батый,
Сражаясь с войском Волжскою Булгарии,
Здесь Тохтамыш Стрелу соорудил,
Сразить мечтая ставку Тамерланову.
Иван Кольцо, Барбоша и Ермак
Живут доселе в сказах и преданиях,
Стоит утёс, где славный Шелудяк
Погиб, а в Чаше - слёзы сострадания.
Плывёт корабль меж волжских берегов,
Река связует близкое и давнее.
Седой Жигуль - хранитель вещих снов.
Он не доверит тайный ключ случайному.
В принципе, рифмы — это не главное, но они способны украсить стихотворение. Вы не украсили, а испортили. Надо выбрать что-либо одно — либо рифмы, либо с трудом улавливаемые созвучия.
У Вас Жигули вынесены в название, то есть этим Вы сообщаете читателям, о чём Ваше стихотворение, а начинаете Вы не с Жигулей, а с волны. Это композиционная ошибка. Линейная композиция предполагает введение в тему, то есть в первых строках Вы определяетесь с местом действия и главными героями, а потом уже переходите непосредственно к действию.
«Хранят названья память о событиях» - я не понимаю, о каких названиях идёт речь. Сначала следовало рассказать о названиях, а потом уже делать вывод. Это синтаксическая ошибка.
Оценка 4/3=7
23.Тройка Гоголя
Гуляла свадьба, веселясь,
звенела скрипка разудало.
Сорочинцы пустились в пляс,
село, как море, бушевало.
Умчалась тройка напрямик
с богатой ярмарки – за славой.
Не ведал путник, сладкий миг
поступится тщете лукавой.
Был вечный странник одинок,
а за окном таилась нечисть.
Талант ему доверил Бог -
и Гоголь принял крест на плечи.
О, как бывают неверны
успех, признание и слухи.
Вдали от милой стороны
ослабнут кони и подпруги.
Огнём охватятся слова,
к утру страницы жизни сгинут…
И солнца тёплый каравай
напомнит сердцу Украину.
«Не ведал путник, сладкий миг поступится тщете лукавой» - отсутствие союза «что» говорит о синтаксической ошибке, наличие архаизмов в современном тексте говорит о стилистической ошибке.
Общее впечатление — сумбур.
Оценка 3/2=5
24.В заброшенном парке
Старый автобус в осеннем заброшенном парке.
Спущены шины, закрашены двери и окна.
Кружатся листья, к зиме обращаясь в огарки.
Крутятся люди, деревья чернеют и мокнут.
Ночь неподвластна ни снам, ни угрозам, ни карам,
Только года, словно крысы, без спросу пролазят.
Небо зовёт, но по жизни он не был Икаром.
И не Икарус он даже, а брошенный ПАЗик.
В жизни другой был он складом, киоском и тиром.
А до того – по дорогам эпохи транжирил.
Людям удобней, покинув дома и квартиры,
Не ходоком обратиться, а лишь пассажиром.
Людям привычней катить по маршрутам знакомым
И поклоняться портретам, в окладе, с окладом,
Верить в уклад и другие святые оковы
И выбирать между лавкой, стрельбою и складом.
Что же ты, ночь, не подашь ни сигнала, ни вида,
Что этот мрак не разбавить ни сном, ни шансоном?
Это места для детей, стариков, инвалидов.
Я подхожу по любому из этих фасонов.
Я захожу за черту в неоткрытые двери.
Старый маршрут по волнам ностальгической дури.
Каждый находит по мере, по жизни, по вере.
Я нахожу, что трясёт, завывает и дует.
Я обхожу это время десятой фиестой,
В смысле, дорогой, по ямам, на сдувшихся скатах,
Чтоб, не сходя ни с того и ни с этого места,
Старый автобус катился навстречу закату.
Скрип тормозов неуместен – они отказали.
Ложь и беспутица – с дурью сплелись накануне.
Время и место – с базара уже на вокзале.
Правды и чести не видно – они утонули.
Пир благодати, стучат, и грохочут парады.
Мысли ровней, а стихи обратились в куплеты.
Можно спросить – но тебе больше всех, что ли, надо –
Чтобы узнать, парк какого периода это?..
В этом заброшенном парке – где встали, там сели.
Можно взять паузу, ноту, бутылку, подругу.
Есть колесо обозрения и карусели.
Выбор маршрута свободный, но так же по кругу.
Стихотворение хорошее, а техника не на высоте. Ничего объяснять не буду, тут с каждой строчкой надо копаться.
Оценка 4/5=9
25.Еду в детство.
Чем трястись по Вселенной
В разбитом вагоне,
Вспоминая былое -
Во сне, наяву,
Я поеду, пожалуй,
На маленьком пони
В ту страну, что пронзительно
Детством зовут.
Пусть смеются друзья,
А случайный прохожий,
Покрутив у виска,
Пробурчит пусть: - Чудак!
Буду ехать на пони,
На себя непохожий,
Может, в детство, а может -
Совсем в никуда.
Но однажды - случайно? -
На неведомой кочке,
Вдруг споткнётся мой пони -
Растает во мгле,
И увижу я маму -
Живую!.. в платочке,
И тарелку борща
(Ждёт меня!) на столе...
Нескладный финал испортил стихотворение. Первые две строфы — прекрасные.
Оценка 4/4=8
Свидетельство о публикации №115110910994
Юрий Октябрёв 10.11.2015 20:15 Заявить о нарушении