Жюри ОМ Финал Обзор от Марты Одуванчиковой
1. Тётя Света.
Понравилось.
Рефрен начала строк «Тётя Света», ритмика стихотворения – словно мерно-монотонно раскачивающийся вагон. Мне нравится, как выполнено конкурсное задание – без зацикливания на оном, слегка прорисованной деталью задания, с фокусировкой на человеке, на человеческом.
Слегка простит фраза «Жить на пенсию ей нелегко.» - повеяло детским стишком. «С озлоблением рвёт сорняки» - коробит мой слух слово «озлобление», возможно редкостью использования. На мой вкус, «раздражение» подошло бы больше.
5/5
2. Встреча.
Техническое стихотворение. По заданию. Не увидела чувств к герою, но неплохо переданы автобусная толкотня, суета, раздражительность. Обрывистость повествования соответствует смятению героини, но простоватость, пусть даже и разговорной по задумке автора, речи снижает градус. «Как теперь ты исчезнешь?», «Приросли что ли книзу?», «На тебя я смотрю. Наши дни вспоминаю.», «Ну, как наважденье.» - все эти фразы минусуют.
Проходное стихотворение. Я не стала бы на месте автора заморачиваться над его правкой. Отконкурсила и забыла бы.
3/3
3. Кибитка.
Простоватый ритм, но с середины стихотворения уже не замечается. Нравятся повторы: «Курит и курит», «И не видать, Ничего не видать!», закреплённые в финале «Не знаю, не знаю...». Это усиливает восприятие. Не только смысла, но и в контексте задания – ритма движения самой повозки.
Часто дёргаю фразы из стихов, понравившиеся по звукоряду или смыслу. «Высветив глубь, как темницу - свеча.»
Однако, инверсия в строке «Мягко коснувшись возницы плеча» минусует.
В целом, как зарисовка по конкурсному заданию имеет место быть.
4/4
4. Полдень.
Понравилось. Удались и покой полуденный, подтверждаемый многолетней размеренностью жизни, и налёт эпохи…. Так боялась, что автор сокрушит покой героев историческими событиями. Повеяло Шмелёвым «Лето Господне…».
Хорошо бы избавиться от злополучного «ужа» в строке «… А завтра, уж который год,».
Как-то хорошо легло мне стихотворение вдогон к «Кибитке».
5/5
5. Речной трамвай.
Ой…. А мне нравится! Обычненький сюжет во втором катрене закруживается в нечто приятное, вкусное… в духе советских бардов даже, показалось… И в каждом из трёх последних катренов есть изюминка, которая заставляет проникнуться симпатией к трамвайчику. Железяка становится героем! Доверительное повествование. Милое какое-то, щемящее. Очень! В таких стихах не обращаешь внимания на нюансы техники – в целом стихотворение оставляет ощущение гармонии ритма, рифм, смысла.
Разве что финал по звучанию хотелось бы подрихтовать…
5/5
6. Инструкция по швартовке от Бена Ганна.
Весьма интересно сложился лонг. «Кибитку» подхватил «Полдень»… «Речной трамвайчик» откликнулся в «Инструкции….»
Стилизованная зарисовочка. Имеет место быть. Нравится второй катрен – самый, на мой взгляд, сочный в стихотворении.
5/4
7. Когда-нибудь.
Нравится, как зациклено – обожаю этот приём-возврат в финале к первоначальным образам!
Удачные очень строчки:
«И в сумку кондуктора не монетку,
А жёлтый березовый листик бросить.»
и
«Пока холодам посылают вызов
Набухшие плотью моею почки.»
«Раздать своё тело на капилляры» - коробит «раздать»…. На мой взгляд, необходим иной глагол – иное действие….
Пока, на фоне предыдущих стихов, достаточно высокий уровень философской лирики.
5/5
8. Лихач.
О, как! Начало не предвещало глубины.. думала простенький стишок… второй катрен тронул за живое – сложно мне даются такие стихи…. Финал…. Не хочется такое обсуждать, если смыслово и технически всё в норме.
Поправила бы сочетание «успел крикнуть «Мама!» - связка «успел крикнуть» как-то проглатывается…
5/5
9. Электричка.
Всегда удивляюсь в творческих конкурсах, откуда авторы черпают идеи, как интерпретируют задание…. Словно шеф-повара, используя, казалось бы, одинаковые ингредиенты, создают оригинальные блюда….
Вспомнился мульт про паровозик из Ромашково….. Пригородная электричка, словно одушевлённая автором, вызывает чувство симпатии, родства, сострадания…. Пятый катрен лиричен – красиво….
5/5
10. Дорожные строки.
При всей ненавязчивости ритмики стихотворения, смысл мне понравился. Образность…. Сама частенько подумываю, как похожа наша жизнь на долгое путешествие в вагоне поезда. Именно – не автобуса, не самолёта… а поезда, где, перемещаясь в масштабах нашей страны, люди буквально живут одной «семьёй» несколько дней.
«Стихнут стуки, что на стыках» - скороговористо…. аллитерация!
«Снова рядом груз угрюмый» - напрягает это словосочетание «груз угрюмый»
5/5
11. Не прокатиться ли в Париж?
Рифмовка аббаа всегда привлекает. Рифмы зовут за собой, выныривают…. Люблю…
Смысл мечтательный…. Сама тяготею к автотуризму. Многоточащий обрыв в финале очень оправдан- притормаживает разгон мечты). В целом – простенько-зарисовчато.
ЭйфелЕвой башни.
5/5
12. Узкоколейка.
Очень тронуло. Даже возникла мысль о пересмотре критерия «пятёрки».
То, что я понимаю, мне близко.
«Глотало баб и мужиков Нутро вагонов», «В чернично-клюквенном раю, Как богатейка,», «Дороги нет, и нет отца,»…. Кроме этих удачных фраз, воссоздающих картину утраченного, слова «спецовка», «телогрейка» неминуемо отсылают к эпохе.
5/5
13. День сурка. (Студенческое)
Халат смутил)) …лёгонько написано – от ритмики до смысла… имеет право быть, как конкурсное….
Игра слов «везёт» как-то даже приукрасила сей простенький стиш. На уровне остальных, пожалуй, оценку занижу – но вовсе не обижая автора. Просто интересно узнать, кто автор – либо это уровень автора, либо проходной стишок.
3/3
14. Мечта
«Ведь города мелькают, словно вехи!» - штамп, но как-то даже и не к месту стилистически, вроде бы, такое сравнение – города мелькают, как вехи. Нравится рефрен «ехать, ехать, ехать» - «мы едем-едем-едем». Но в целом хорош и удачен только финал!
4/3
15. В путь!
Без обид – простецкий стиш, стилистически очень коверканный. В чём поехать к любимой – в шортах или в брюках. Не доплыть в корабле – сомнительное сочетание. Дальне-предальная земля – жутковато звучит)… Пешком – выпало из контекста первоначального вопроса: «в чём доехать?»… Финал хорош, но вся подводка к нему – никудышная….
2/2
16. Я остаюсь (после тяжелой болезни)
Дилемма для критика, коим мне выпало быть. Приписка в заголовке не оставляет мне шанса на критический подход, поэтому просто ставлю «хорошо». Не очень пониманию спекулятивность авторов на «щемящих» темах. Стихотворение понятно и без этой приписки.
4/4
17. Велосипедная душа.
Бодренько, с задором. Имеет место быть, как конкурсное.
Про светофор – автор не прав)).
5/4
18. Сибирский тракт.
Очень сильный первый катрен! Ждала, ждала… эх…. ириска….. как же так, автор?!) …к сожалению, только как сиюминутно конкурсное… но если доработать – пусть даже тот же смысл – но в бОльшей патетике, в ключе первого катрена… Гипотетический вопрос «Что ж я в осень эту стала часто плакать?» - остался без ответа. И ещё… казалось, мысль автора в том, что кармически Сибирский тракт обречён внушать ужас, тревогу… а к финалу, выяснилось – узбек, ночь-снег виновны…. а успокоение приносит ДПС и ириска))….
4/3
19. Автобусный сон.
Не буду много разливать – нравится. Стилистическое соответствие смысла и ритмики. Лёгкая ирония…. Хорошо! Чечёточно мне)))
5/5
20. Раба любви.
Люблю фильм, люблю Соловей, Нахапетова, Михалкова, музыку Артемьева…. Именно поэтому скажу совершенно уверенно – ритмика стихотворения – не от лица героини. Уместнее от третьего лица…. И в целом – холодно как-то…. Не хватило мне чего-то.. Пожалуй, бесподобна четвёртая строка и её бы надо было дожимать…. Хотя… допускаю, в рамках задания вывод на первый план трамвая (почему, кстати, пустотного? Не очень понимаю) оправдан…
4/3
21. А шар земной вокруг оси всё вертится…
Такое простецкое начало, но 20-21 строчки разворачивают стиш на 180 градусов…. Мне нравится с этих строк всё! И даже отплывая назад – в начало стихотворения – я прощаю автору в чём-то детскость, незрелость подводки…
Но вот игла в яйце здесь для меня странна… скорее – в стоге сена)).
4/4
22. Легенды в Жигулях живут.
Честно? Натянутый стиш, но я понимаю, как трудно уплетать в строчки исторические формулировки и названия.
Не совсем понимаю согласованность в предложении: «Здесь след оставил грозный хан Батый, Сражаясь с войском Волжскою Булгарии» - мне кажется, здесь стилистическая ошибка.
Во втором катрене заявлено «Хранят названья память о событиях.»… Может быть, автору разместить под стихотворением ссылки на те названия, что использованы в тексте, с кратким историческим подводом.
«Река связует близкое и давнее» - самая удачная строчка здесь. Остальное – не тронуло…
3/3
23. Тройка Гоголя.
Не моё. Не могу сказать ничего о стихотворении – ни строчки какой-либо выделить, ни поругать. Ни похвалить. Прочла и прочла. Оценка такая же)
3/3
24. В заброшенном парке
Много букв. Приблудилась в смыслах, постоянно теряя нить повествования. Только помнила одно – про автобус стиш, про автобус.
«Я нахожу, что трясёт, завывает и дует» - здесь взбодрилась. Хорошая мысль именно в контексте стихотворения.
4/3
25. Еду в детство.
Не ново, не оригинально. Имеет место быть. Ритм, к сожалению, гуляющий.
4/3
Если подытожить, то сказать, что где-то критерий оценки изменился – не могу. Пожалуй, больше всего зацепила «Узкоколейка», «Тётя Света» и «Речной трамвай».
В любом случае, моя оценка ваших произведений – это всего лишь моя оценка, моё настроение в момент прочтения.
Спасибо всем авторам за проявленное усердие.
Свидетельство о публикации №115110910942
С уважением,
Валентина Калёва 10.11.2015 17:01 Заявить о нарушении