Жюри ОМ Финал Обзор от Марты Одуванчиковой

Сразу оговорюсь, что пятибальная шкала рассматривается мною всегда исходя из общего уровня всех конкурсных стихов. Поэтому, начиная оценивать, я, как правило, для понравившихся стихов ставлю высокие баллы, но если в ленте встречается вдруг что-то суперическое, могу вернуться и снизить баллы даже первоначальным «отличникам». Поэтому, если вы увидите, что мне понравилось, а оценки не «пятёрошные» - знайте, где-то в ленте стихов я споткнулась и шкала была мною пересмотрена. Но я постараюсь сказать вам – где.

1. Тётя Света.
 
Понравилось.
Рефрен начала строк «Тётя Света», ритмика стихотворения – словно мерно-монотонно раскачивающийся вагон. Мне нравится, как выполнено конкурсное задание – без зацикливания на оном, слегка прорисованной деталью задания, с фокусировкой на человеке, на человеческом.
Слегка простит фраза «Жить на пенсию ей нелегко.» - повеяло детским стишком. «С озлоблением рвёт сорняки» - коробит мой слух слово «озлобление», возможно редкостью использования. На мой вкус, «раздражение» подошло бы больше.
5/5
 
2. Встреча.
 
Техническое стихотворение. По заданию. Не увидела чувств к герою, но неплохо переданы автобусная толкотня, суета, раздражительность. Обрывистость повествования соответствует смятению героини, но простоватость, пусть даже и разговорной по задумке автора, речи снижает градус.  «Как теперь ты исчезнешь?», «Приросли что ли книзу?», «На тебя я смотрю. Наши дни вспоминаю.», «Ну, как наважденье.» - все эти фразы минусуют.
Проходное стихотворение. Я не стала бы на месте автора заморачиваться над его правкой. Отконкурсила и забыла бы.
3/3
 
3. Кибитка.
 
Простоватый ритм, но с середины стихотворения уже не замечается. Нравятся повторы: «Курит и курит», «И не видать, Ничего не видать!», закреплённые в финале «Не знаю, не знаю...».  Это усиливает восприятие. Не только смысла, но и в контексте задания – ритма движения самой повозки.
Часто дёргаю фразы из стихов, понравившиеся по звукоряду или смыслу. «Высветив глубь, как темницу - свеча.»
Однако, инверсия в строке «Мягко коснувшись возницы плеча» минусует.
В целом, как зарисовка по конкурсному заданию имеет место быть.
4/4
 
4. Полдень.
 
Понравилось. Удались и покой полуденный, подтверждаемый многолетней размеренностью жизни, и налёт эпохи…. Так боялась, что автор сокрушит покой героев историческими событиями.  Повеяло Шмелёвым «Лето Господне…».
Хорошо бы избавиться от злополучного «ужа» в строке «… А завтра, уж который год,».
Как-то хорошо легло мне стихотворение вдогон к «Кибитке».
5/5
 
5. Речной трамвай.
 
Ой…. А мне нравится! Обычненький сюжет во втором катрене закруживается в нечто приятное, вкусное… в духе советских бардов даже, показалось… И в каждом из трёх последних катренов есть изюминка, которая заставляет проникнуться симпатией к трамвайчику. Железяка становится героем! Доверительное повествование. Милое какое-то, щемящее. Очень! В таких стихах не обращаешь внимания на нюансы техники – в целом стихотворение оставляет ощущение гармонии ритма, рифм, смысла.
Разве что финал по звучанию хотелось бы подрихтовать…
5/5

6. Инструкция по швартовке от Бена Ганна.

Весьма интересно сложился лонг. «Кибитку» подхватил «Полдень»… «Речной трамвайчик» откликнулся в «Инструкции….»
Стилизованная зарисовочка. Имеет место быть. Нравится второй катрен – самый, на мой взгляд, сочный в стихотворении.
5/4

7. Когда-нибудь.

Нравится, как зациклено – обожаю этот приём-возврат в финале к первоначальным образам!
Удачные очень строчки:
«И в сумку кондуктора не монетку,
А жёлтый березовый листик бросить.»
и
«Пока холодам посылают вызов
Набухшие плотью моею почки.»
«Раздать своё тело на капилляры» - коробит «раздать»…. На мой взгляд, необходим иной глагол – иное действие….
Пока, на фоне предыдущих стихов, достаточно высокий уровень философской лирики.
5/5

8. Лихач.

О, как! Начало не предвещало глубины..  думала простенький стишок… второй катрен тронул за живое – сложно мне даются такие стихи…. Финал…. Не хочется такое обсуждать, если смыслово и технически всё в норме.
Поправила бы сочетание «успел крикнуть «Мама!» - связка «успел крикнуть» как-то проглатывается…
5/5

9. Электричка.

Всегда удивляюсь в творческих конкурсах, откуда авторы черпают идеи, как интерпретируют задание…. Словно шеф-повара, используя, казалось бы, одинаковые ингредиенты, создают оригинальные блюда….
Вспомнился мульт про паровозик из Ромашково….. Пригородная электричка, словно одушевлённая автором, вызывает чувство симпатии, родства, сострадания…. Пятый катрен лиричен – красиво….
5/5

10. Дорожные строки.

При всей ненавязчивости ритмики стихотворения, смысл мне понравился. Образность…. Сама частенько подумываю, как похожа наша жизнь на долгое путешествие в вагоне поезда. Именно – не автобуса, не самолёта… а поезда, где, перемещаясь в масштабах нашей страны, люди буквально живут одной «семьёй» несколько дней.
«Стихнут стуки, что на стыках» - скороговористо…. аллитерация!
«Снова рядом груз угрюмый» - напрягает это словосочетание «груз угрюмый»
5/5

11. Не прокатиться ли в Париж?

Рифмовка аббаа всегда привлекает. Рифмы зовут за собой, выныривают…. Люблю…
Смысл мечтательный…. Сама тяготею к автотуризму. Многоточащий обрыв в финале очень оправдан- притормаживает разгон мечты). В целом – простенько-зарисовчато.
ЭйфелЕвой башни.
5/5

12. Узкоколейка.

Очень тронуло. Даже возникла мысль о пересмотре критерия «пятёрки».
То, что я понимаю, мне близко.
«Глотало баб и мужиков Нутро вагонов», «В чернично-клюквенном раю, Как богатейка,», «Дороги нет, и нет отца,»…. Кроме этих удачных фраз, воссоздающих картину утраченного, слова «спецовка», «телогрейка» неминуемо отсылают к эпохе.
5/5

13. День сурка. (Студенческое)

Халат смутил)) …лёгонько написано – от ритмики до смысла… имеет право быть, как конкурсное….
Игра слов «везёт» как-то даже приукрасила сей простенький стиш. На уровне остальных, пожалуй, оценку занижу – но вовсе не обижая автора. Просто интересно узнать, кто автор – либо это уровень автора, либо проходной стишок.
3/3

14. Мечта

«Ведь города мелькают, словно вехи!» - штамп, но как-то даже и не к месту стилистически, вроде бы, такое сравнение – города мелькают, как вехи. Нравится рефрен «ехать, ехать, ехать» - «мы едем-едем-едем». Но в целом хорош и удачен только финал!
4/3

15. В путь!

Без обид – простецкий стиш, стилистически очень коверканный. В чём поехать к любимой – в шортах или в брюках. Не доплыть в корабле – сомнительное сочетание. Дальне-предальная земля – жутковато звучит)… Пешком – выпало из контекста первоначального вопроса: «в чём доехать?»… Финал хорош, но вся подводка к нему – никудышная….
2/2

16. Я остаюсь (после тяжелой болезни)

Дилемма для критика, коим мне выпало быть. Приписка в заголовке не оставляет мне шанса на критический подход, поэтому просто ставлю «хорошо». Не очень пониманию спекулятивность авторов на «щемящих» темах. Стихотворение понятно и без этой приписки.
4/4

17. Велосипедная душа.

Бодренько, с задором. Имеет место быть, как конкурсное.
Про светофор – автор не прав)).
5/4

18. Сибирский тракт.

Очень сильный первый катрен! Ждала, ждала… эх…. ириска….. как же так, автор?!) …к сожалению, только как сиюминутно конкурсное… но если доработать – пусть даже тот же смысл – но в бОльшей патетике, в ключе первого катрена… Гипотетический вопрос «Что ж я в осень эту стала часто плакать?» - остался без ответа. И ещё… казалось, мысль автора в том, что кармически Сибирский тракт  обречён внушать ужас, тревогу… а к финалу, выяснилось – узбек, ночь-снег виновны…. а успокоение приносит ДПС и ириска))….
4/3

19. Автобусный сон.

Не буду много разливать – нравится. Стилистическое соответствие смысла и ритмики. Лёгкая ирония…. Хорошо! Чечёточно мне)))
5/5
20. Раба любви.

Люблю фильм, люблю Соловей, Нахапетова, Михалкова, музыку Артемьева…. Именно поэтому скажу совершенно уверенно – ритмика стихотворения – не от лица героини. Уместнее от третьего лица…. И в целом – холодно как-то…. Не хватило мне чего-то.. Пожалуй, бесподобна четвёртая строка и её бы надо было дожимать…. Хотя… допускаю, в рамках задания вывод на первый план трамвая (почему, кстати, пустотного? Не очень понимаю) оправдан…
4/3

21. А шар земной вокруг оси всё вертится…

Такое простецкое начало, но 20-21 строчки разворачивают стиш на 180 градусов…. Мне нравится с этих строк всё! И даже отплывая назад – в начало стихотворения – я прощаю автору в чём-то детскость, незрелость подводки…
Но вот игла в яйце здесь для меня странна… скорее – в стоге сена)).
4/4

22. Легенды в Жигулях живут.

Честно? Натянутый стиш, но я понимаю, как трудно уплетать в строчки исторические формулировки и названия.
Не совсем понимаю согласованность в предложении: «Здесь след оставил грозный хан Батый, Сражаясь с войском Волжскою Булгарии» - мне кажется, здесь стилистическая ошибка.
Во втором катрене заявлено «Хранят названья память о событиях.»… Может быть, автору разместить под стихотворением ссылки на те названия, что использованы в тексте, с кратким историческим подводом.
«Река связует близкое и давнее» - самая удачная строчка здесь. Остальное – не тронуло…
3/3

23. Тройка Гоголя.

Не моё. Не могу сказать ничего о стихотворении – ни строчки какой-либо выделить, ни поругать. Ни похвалить. Прочла и прочла. Оценка такая же)
3/3

24. В заброшенном парке

Много букв. Приблудилась в смыслах, постоянно теряя нить повествования. Только помнила одно – про автобус стиш, про автобус.
«Я нахожу, что трясёт, завывает и дует» - здесь взбодрилась. Хорошая мысль именно в контексте стихотворения.
4/3

25. Еду в детство.

Не ново, не оригинально. Имеет место быть. Ритм, к сожалению, гуляющий.
4/3


Если подытожить, то сказать, что где-то критерий оценки изменился – не могу. Пожалуй, больше всего зацепила «Узкоколейка», «Тётя Света» и «Речной трамвай».
В любом случае, моя оценка ваших произведений – это всего лишь моя оценка, моё настроение в момент прочтения.
Спасибо всем авторам за проявленное усердие.


Рецензии
Марта, огромное спасибо за тёплые слова!
С уважением,

Валентина Калёва   10.11.2015 17:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.