Трагедия ГГ или Исповедь Светлокожего Вдовца

Прекрасного воскресения, дорогие Горожане! Сегодня мне бы хотелось рассказать вам об одном из самых противоречивых романов шестидесятых. Если вам по душе сложные композиции и интересный сюжет, яркие образы и всеохватывающие чувства, неожиданный финал и внутренние монологи героя, не проходите мимо – сегодня мы поговорим о романе Владимира НАБОКОВА «ЛОЛИТА».

Первоначально роман был написан на английском языке, а впоследствии переведен на русский (автором) и многие другие языки мира. Сегодня роман не теряет своей актуальности и стоит одним из первых произведений в списках книголюбов, однако экранизировать его отважились лишь два режиссера: Стэнли КУБРИК (в 1962 году) и Эдриан ЛАЙН (в 1997 году).

По сей день некоторые литературные критики и посредственные читатели называют Гумберта растлителем. Я принадлежу к противоположному лагерю. Все внутренние монологи Г.Г. обращены к читателю: он кается, винит себя, оправдывается, как перед судьей. Читатель – всегда судья. И Гумберт раскрывает свою душу перед ним. Нельзя называть Г.Г. растлителем, потому что на протяжении всего романа Лолита растет, ее характер меняется, а вместе с тем растет и меняется любовь Гумберта:

--> Ло – насмешливое влечение к девочке с плохими манерами и лукавым взглядом, привлекательной неопрятностью и рыжими косичками, дочке женщины, у которой он снимал комнату;

-->Ли – демоническая страсть после долгожданного приезда Долорес домой, страсть к девушке с неким опытом, полученным в лагере наряду с элементарными понятиями о поведении в обществе и спорными манерами подрастающей леди;

-->Та – зрелая любовь к женщине, любовь, готовая пройти любые преграды и простить все недомолвки, обман и даже чужого ребенка под сердцем.

Гумберт не первый мужчина в жизни Лолиты, но первый, кто полюбил ее. Ее клеймо прелюбодеяния, нелюбимое воспоминание из детства.

Он был безупречно одетым Гумбертом, вечно молодым и полным энергии. Гумбертом, полным отталкивающе-притягательной харизмы, Гумочкой для нее и ее матери – Гейзихи, Г.Г. для самого себя и неисправимым романтиком для каждого из нас.

Гум-бер-т: верхняя и нижняя губы смыкаются в непродолжительный поцелуй и растягиваются томным английским yeah, после которого язык в изнеможении падает на зубы.

Психологическое потрясение в возрасте начального полового созревания – смерть его первой возлюбленной – повлияло на дальнейший выбор господина Гумберта.

Аннабелла Ли – первая любовь Г.Г. Она – прообраз Лолиты, утерянный героем в далеком детстве. Если бы не было Аннабеллы, в воображении Гумберта не возникла бы первоначальная симпатия к Лолите.

Аннабелла – его потерянный рай, запретный плод, после вкушения которого душа Гумберта осталась в отрочестве, а тело было изгнано в земное существование и дальнейшее физическое развитие.

Г.Г. хотел найти в Лолите те чувства, которые отдавала ему Аннабелла. Но Ло не была ею, за исключением лишь внешнего сходства. Лолита обладала изменчивым характером: то была слишком холодна, то чересчур эмоциональна. В силу этой изменчивости Ло управляла их с Гумбертом раем. Ло – еще до конца не оформившийся подросток, – она ставила условия в этом союзе.

Это была, что называется, самая нормальная любовь между людьми противоположного пола, любовь со всеми ее капризами. В случае Лолиты Гумберт был мифическим мужчиной с обложки, детской мечтой, при соприкосновении с которой юная Ло охладела, как и все дети ее возраста, к предмету своего обожания...

В романе есть поистине отрицательный герой: Клэр Куильти. Он выступает в роли «плохого» Гумберта, в которого влюбляется Лолита. Однако, она вскоре понимает, что совершила ошибку и сбегает от него.

Гумберт, снова потерявший свою возлюбленную (как это с ним случилось в далеком детстве), находит Куильти и жестоко убивает его. На момент записок о жизни с Ло Гумберт находится в тюрьме. Он так и не дождется своего приговора и умрет в камере предварительного заключения от сердечного приступа, а Лолита скончается при родах.

Не только у Гумберта, но и у читателя к развязке романа просыпается еще до конца неоформленная мысль о том, что Долорес так и не оценила чистых помыслов Г.Г.

... Говорю я о бесконечных поездках из одного города в другой, совместном выполнении домашних заданий, заплетании милых рыжеватых косичек, записей в дневнике Гумберта – о каждом моменте их пребывания вдвоем, всплывающих в моей памяти.

И это единственное бессмертие, которое Г.Г. и Ло могут разделить друг с другом.

Виолетта Гурина специально для #РИНХбург #РГЭУ #РИНХ #RSUE


Рецензии