Волчок в галуне

Помню, как в «царьгороховом» детстве
Приз в станице забрал на коне.
Дед-конвоец на зависть соседским
Мне отдал свой волчок в галуне.

Солнце счастьем стучалось в оконце,
Как я принял заветную сталь.
А на алой черкеске конвойца
Серебрились «Кресты» и медаль.

Дед сказал: «Береги честь казачью!
Сколько б в жизни не выпало бед!»
И прищурился хитро: «Тем паче,
Есть волчок, что ковал Магомет!»

Чудо-шашку мой дед Дорофеич,
На рассказы о сечах скупой,
У наиба в бою взял трофеем.
С ней служить он пошёл и в Конвой.

В лаве грозной бросался под Ловчей,
Так, что турок – то в холод, то в жар.
Шашку эту в руках, между прочим,
Государь Император держал!

Ай да шашка! Острее, чем бритва
И легка, будто птичье перо.
Я не раз испытал это в битвах,
Где гуляла смерть рядом порой.

И кидаясь в огонь, словно с кручи,
Я всегда вспоминал, как мой дед
Говорил хитро: «Шашку мне, внУчек,
Отковал сам пророк Магомет!»


Наибольшей популярностью на Кавказе пользовались шашки "гурда" и "терс-маймал". На "терс-маймал" мастера изготовители ставили свои клейма в виде волка, от этого эти шашки среди русских казаков получили название "волчок".
Галунные ножны—явление удивительное и совершенно оригинальное, даже для такого яркого и самобытного региона, как Кавказ. Черкесские ножны этого типа, как это ни странно — самая женская часть костюма джигита. Дело в том, что оружие было самым дорогим, что было у мужчины, и его красота определяла статус воина. А украшения для ножен делала женщина — показывая богатство и искусство рода, к которому принадлежала. Изготовление галуна дело дорогое и очень кропотливое, долгое. Заниматься им могли лишь девушки и женщины знатных семей, не занятые на иных бытовых работах. Цвета и узоры на ножнах галунных шашек регламентировались и могли рассказать понимающему взгляду многое еще до обнажения оружия в схватке. Русские казаки переняли это удивительное искусство, и такие шашки стояли на вооружении, например, в Конвое ЕИВ Государя. Так же с такой шашкой воевал знаменитый гусар, поэт и партизан Д.В.Давыдов.

Картинка взята с сайта русской оружейной мануфактуры "Назаров и Калибр"
http://rukalibr.com/


Рецензии
Дорогой Игорь Николаевич, начал читать Вашу страницу со стихотворений памяти Вашим родителям, потом открыл сборник, в первую очередь, "Слава Богу, мы казаки!" Глубокая боль, но и просветлённое любовное чувство этих посвящений помогает, по-моему, тем, кто уже знает эти потери. Я, очевидно, как и Вы, верю в нерастанный свет загробной жизни в Боге, верю в то, что наши близкие молятся оттуда за нас, ждут наших молитв и поминовений за Литургией. А искренние стихи сродни молитве.
По материнской линии, мой предок - Д.В.Давыдов (моя прабабушка в девичестве - Мария Леонтьевна Давыдова). Отцовский род - из донских казаков. Когда начался геноцид казаков как часть геноцида Русских в XX веке, семья перебралась в Новороссию. Когда началась Великая отечественная война и дедушка ушёл на фронт (оба деда воевали, хотя по возрасту могли бы и остаться дома), а немцы начали оккупировать Малороссию, семья перебралась в Сочи. Надеюсь прочитать всё, что Вы опубликовали на своей странице.

Игорь Стешенко   09.12.2015 12:46     Заявить о нарушении
Благодарю, дорогой Игорь, за слова признательности! В Ваших венах течёт кровь достойных предков!
Всегда к Вашим глазам!
Слава Богу, что мы казаки!

С уважением

Игорь Шептухин   09.12.2015 13:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.