До Тацита и после

До Тацита и после

«Но ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса, ни обращением за содействием к божествам невозможно было пресечь бесчестящую его [Нерона] молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлёк на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается всё наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличённых не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обречённых на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады; тогда же он дал представление в цирке, во время которого сидел среди толпы в одежде возничего или правил упряжкой, участвуя в состязании колесниц. И хотя на христианах лежала вина и они заслуживали самой суровой кары, всё же эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не в видах общественной пользы, а вследствие кровожадности одного Нерона».
                Книга             XV "Анналов". Публий Корнелий Тацит

До Тацита и после

Людей, как и числа,
можно делить.
Для этого надо
ругать и хвалить.
Поруганый - дальше,
похваленый - ближе,
и в дело вступают
законы престижа.
А если к престижу
добавить подачку, -
ближний решит вам
любую задачку.
А тот, что подальше,
под гнётом нужды,
будет питать себя
ядом вражды.
   И порох готов
из людей разделённых:
"судьбой" наделённых
и обделённых.
Горячее слово
к любым поднеси
и ринутся души
глупцов в небеси...

Только лишь равенство
и доброта
могут захлопнуть
на небе врата.
Но, как заметил
когда-то Тацит,
на эти два слова
 большой дефицит.
             ***


,


Рецензии