28. 1 Песнь одинокого. Избранные комментарии

Приложение к книге (расширенный вариант книги):
Песнь одинокого и Формула одиночества/ Виталий Иванов . – СПб. : Серебряная Нить, 2015. –168 с.
В книге собраны авторские стихи, афоризмы и тексты на тему одиночества.

Скачать файлы pdf и FB2:
http://russolit.ru/books/download/item/2812/
Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/xrcd
Заказать печатную книгу:
http://cereniti.ru/products/20059006


«Бал»
--------------------

«О, как я боялся, что я не любил…»
Что делаю: не любил, не люблю, не буду любить… Не любил – длительность, пролонгация действия из прошлого в будущее. Не вижу, честно сказать, тут греха. Может быть, действительно, маленькая шероховатость. Но если просто сказать: «боялся, что не люблю» - другой, укороченный смысл будет. По этому такая вот петрушка с глагольными временами. Обычно я за этим слежу и в общем случае, конечно, согласен.
А душа кричала, потому что не было настоящей любви… даже когда появился для любви достойный объект и внешне все проявления любви случились. Я любил весь, целиком… а вот душа – не любила. Разрыв триединства, треск, крик, гром, катастрофа.

- «Привет, Виталь! Извини, что исчезла. Но вот появилась и перечитала твой «Бал». Подтверждаю: «Зачем же душа, неизвестно о чем, Бездомная, .рядом, .истошно .кричала?!!..» - не есть гут ни в качестве концовки для такого стихотворения, ни вообще. Автор сообщает, что ситуация не по душе, из самого стиха это совершенно не следует - «бог из машины», голая безобразная риторика... Жаль становится, что автор сам не в состоянии оказался сделать поэтический вывод, и мы остались брошенные на полуслове, когда так хотелось катарсиса - мудрого наблюдения-открытия-находки. А вопящая истошно душа очень отталкивает, может, не представлено, чем именно она это делает. Примерно так. (Пожалуйста, не обижайся - не сердись - ты попросил - я сказала, это нормальный способ работы, правда ведь?) С уважением и пожеланием доброго дня. Н.»

- Странно. Мне представлялось, что это стихотворение как раз абсолютно понятно, логично и чувственно. Конечно, чувственность здесь несколько отрицательная, это правда.
Пьяная компания, в которую случайно попала девушка незнакомка. Молодому пресытившемуся балбесу давно всё равно. Однако незнакомка чем-то его зацепила. И дальше – развитие ситуации… Донжуану – повесу можно и так назвать - в какой-то момент даже показалось, что он влюблён. Однако после достижения цели всё-таки выясняется, что душа-то где-то рядом была, не зацепило по-настоящему его душу… И вот она кричит от отчаяния – отдельно от ЛГ, а он, собственно, оказывается – без души.
Где-то примерно так. Вообще-то стиш давнишний. Но мне он всегда нравился. Да и сейчас… тоже.
Про «бога из машины» не понял.
Ничего страшного. Всё нормально. Всегда благодарен не за пустую критику, а заинтересованную, от сердца. Спасибо!

- «Виталь, конечно, странно - мнение-то другое. «Человек из машины» - термин про античную драматургию - спасение нелогично, просто появляется бого-машина. Что же до стиха - прочитайте, пожалуйста, его не как самобиограф, а как посторонний - откроется другая правда. Прекрасная. Опросите читавших - отрицательна ли тамошняя эротика? Все скажут, удивит вас - нужная, добрая, положительная. Герой может этого не понимать, но читателю и автору - понятно. Силы земли и мироздания - больше наших временнообусловленных соображений. Поздравляю - Святой Валентин - да хранит он вас и ваших любимых! Н.»

- «Вит, привет! а вот теперь вы объясните - «наезд»? в чем же? удивительно.. Не поняла (и уж точно не хотела, старалась мысль пояснить, видно не удалось, ахти мне.) Да... дала себе труд, называется.... Простите, повторюсь: отличное стихотворение кроме заключительных строк. Всегда надеюсь на взаимопонимание, Н.»

- Не все умеют ощущать тело отдельно от души, а душу отдельно от тела, о чём последние строки стиша.
Это нормально. Всё хорошо. Не расстраивайтесь. Дружески, Вит.

- «Ох, ну и слава Богу, Виталь, всё разрешилось. А, значит, расстраиваться - ни за что не буду. Спасибо. С уважением. Н..»

- Да, слава Богу, всё разрешилось. А могло ведь не разрешиться. :)


«Выйди встречать меня!»
--------------------

Это стихотворение – как бы ожидание возврата из вечности, надежда выхода на исходные позиции юности – в точку, где встретился с девушкой, которую полюбил навсегда. Но, увы, эта любовь была только на расстоянии…
Лирический герой находится в вечности. Свободном полёте. Но самым краем сознания ждёт непрерывно, что где-то далеко на земле, во времени, Она его позовёт, выйдет встречать на Крыльцо… Тогда он разрушит Время, вечность – всё, что угодно! И юность – вернётся, Любовь - сбудется!..

- «У меня большие сомнения вызвали строчки:
Я поверну к тебе лицо…
Сознанье поверну, и душу…
Вы уверены, что такого рода перечисление необходимо? Как-то странновато звучит: «я поверну к тебе сознанье». А когда к повернутым добавляется ещё и душа, то становится даже не по себе. Вы легко можете определить разницу между сознаньем и душой? Их местонахождение в собственном теле? Ясно же, что они находятся не в сердце. Потому что сердце выполняет другое действие, а не поворот.
К тому же Вы начинаете стих с перечисления отрезков времени различной протяженности, а в финале выясняется, что все эти дни и дни, десятилетия и столетия были безвременьем. Но зачем разрушать безвременье? Чтобы любимая скорей состарилась? Счастливые-то часов не наблюдают, а Вы хотите её сделать несчастной?
Виталий, не сердитесь, но текст надо подшлифовать, особенно в отношении процитированных выше строк».
Юлия Вольт

- Спасибо большое! Это вот по существу. Давненько не было конкретных претензий.
И сразу скажу. Они правильны. Меня самого смущают именно эти моменты. Стиш небольшой и, действительно, автору-то понятен, но меня не оставляло опасение, что не станет правильно понятым. Что и случилось...
Юля, вы прекрасно сформулировали основные проблемы.
Что скажу в оправдание. Стихи объяснять бесполезно, но… есть автобиографические стихи, и, не зная обстоятельства автора, да…
В общем, здесь речь о первой настоящей любви, женщине, девушке, с которой мы вместе заканчивали школу, но пути разошлись… Наверное, по моей вине, не считал возможным испортить ей жизнь, будучи поэтом, пьяницей и картёжником. Отошёл в сторону. Но лучшие свои стихи я писал именно ей. Не даря!
У неё судьба тоже не слишком сложилась… И вот… Если бы когда-нибудь она меня позвала… из поэтического вневременья, я «время сразу бы разрушил!»
Именно такая была концовка первоначальная.
Не знаю, какой вариант лучше. И там вопросы всё те же. Но в 8-ми строках невозможно сказать обо всём.
И, собственно, иногда стихи поэтов требуют исторических комментариев. И не напрасно они даются в изданиях академических.) Прибавляя к тексту смысла и не мешая поэзии.
Ведь стихи – не автобиография с датами и документами.)
Всегда рад таким замечаниям!!!


«Высокое солнце»
--------------------

Хотелось здесь подчеркнуть именно потерю различия между явью и сном. Перед смертью. Всё, конечно, можно считать сном, но я так не считаю. А вот в какой-то момент, может быть, считать захочу. Или не смогу различать…


«Гений»
--------------------

А кто же здоров у нас?
Впрочем, согласен, я тоже не разделяю.. не полностью разделяю.. мыслей ЛГ. И, конечно же, не советую никому пить. Особенно, много. Не каждый же выдержит!
Тем более вредоносно это произведение в сложное время попыток оздоровления общества, начала антиалкогольной компании.

Верно, многих свело в могилу… Гениев реальных и потенциальных. Но ведь и кирпич на голову может упасть. После серьезной работы необходима разрядка. И что же могут у нас предложить?
Да, собственно, и работа серьёзная не нужна никому…
Если ты не можешь быть бюрократом, играть по установленным правилам, довольно-таки трудно реализовать все собственные потенциалы. Проще всего их гасить. Хоть иногда…
Хотя, конечно, это никого не оправдывает.

Это только кажется, что-то нужно. Нет, кроме гениальности, – ничего.
Пьянство, конечно, мешает… Но иногда всё же и помогает - выжить и жить…

Да, у нас особо не полетаешь… Даже самолётов всё меньше... И птиц.
И во сне я раньше чаще летал. А теперь, бывает, подумаешь… может, залезть повыше куда - да и спрыгнуть. Вдруг полетишь наяву? Хотя бы раз в жизни!..
Однако самоубийство – только признание своего поражения, ничего больше.
И главное - не удовлетворение всех потребностей, но реализация наших возможностей. Позитивных. Без этого счастья нет.. и удовлетворения нет. Какие полёты?

Путь развития грустен. Он состоит из раскрывающихся одиночеств.
Когда-то не было жизни, не сразу появились и обезьяны… потом – человек.
Так вот и гений. Вчера он был первым, а потом, то, что создал, открыл, окажется всем известным…
Но он был всё-таки - Первым!

Люди читают. Значит, это кому-нибудь нужно… Спасибо.
А среди гениев всегда было полно любителей алкоголя. И порой больше не было у них ничего…
Что ж, и это у них отобрать?.. Вот человеческая благодарность!

Увы, «восторженные творческие состояния» и у гениев перемежаются с некоторыми другими, разными. Я так предполагаю. Именно эти промежутки, все прочие паразитные состояния, порой хочется вычеркнуть. Как бы перепрыгивая, почти безсознательно, из одного «творческого восторженного состояния» в следующее. Для этого, наверное, некоторые и употребляют… Коонечно, напрасно! Потому как прыжки становятся всё длинней и длиннее, и всё безсознательнее… так что потом творческие состояния уже даже перелетают, их не замечая, зависая в полёте кошмарного сна. А потом – падая, падая!..
Кстати, не такое «восторженно творческое состояние» Вы имели в виду?
«Вдохновение»

О чём мне написать ещё
За этот триумфальный вечер?..
Огонь невидимый ложится мне на плечи
И шепчет рифмы горячо…

И еще хочу сказать, гений – несчастнее всех… В той же мере, как и счастливее.

Нечто общее есть и у гениев.

Больной вопрос вы задели. С гениями очень трудно бороться, вы правы. А, может, он и вовсе не гений, может быть, я ошибся? Т.е. не я, а тот, от кого ведётся повествование.
Может быть, – сумасшедший? Или человек с искажённым сознанием? Больной! Поэтому нам, здоровым, его не понять.
Лечить его! в больницу – и вся проблема. Помочь человеку стать таким же, как все.
Собственно, этого и добивается наша наука. Общество, государство… Церковь. Иногда кажется, именно так. И, наверное, правильно? Зачем нам эти странные люди?

Дело ведь не во власти… у власти ты или же не у власти, всё равно нет полного удовлетворения. Почему? Да потому что не нужны у нас никому все данные тебе от природы потенциалы. И порою во власти их ещё труднее реализовывать. Ведь там ты зависишь от слишком многих.
От одиночества можно избавляться, посвящая в него других, выражая себя через творчество. Вот хотя бы, как автор выразил его в этом маленьком произведении.
Пьянство здесь – только фон.
А потом у талантливого человека появляется новая сторона одиночества, и её опять можно выразить. И так - без конца! Всю свою жизнь…
Никто же не настаивает на пьянстве. Вы читали другие мои произведения?

Гений и его невостребованность - проблема не только самого человека. Общество, незадействующее лучших своих, обречено.

Нам навязывают удовлетворенье потребностей, предлагая этим и ограничиться.
И в то же время, разве бездомные или пенсионеры могут удовлетворить собственные потребности, даже самые минимальные?
А о задействовании наших возможностей, которые могли б послужить стране, России, Родине, вообще речи нет… Талант и гений не нужны власти. Ощущение, даже наоборот – только мешают.
Хотя о грустном - не хочется…

Одиночество не обязательно понимать как нечто монотонно унылое, другого цвета, чем у других.
Человек освобождается от одиночества в творчестве. От того накопленного потенциала отличия своего невыраженного, другим непонятного. Выражает себя, перенося внутреннее своё - на бумагу, холст, музыку и освобождается от этого, отдельного непонимания, одиночества, дарит другим.
Но тут же понимает, что не от всего избавиться удалось, есть и другие отличия, многие, неоформленные ещё. И вот пишутся новые тексты, картины - и так всю жизнь... И вовсе не всем удаётся до конца себя выразить. И слава богу!
Это позитивное одиночество творца, мастера, не замыкающего в себе свои одиночества.
А в этой миниатюре мой «Гений» не хочет дарить себя людям, собственные отличия показать, объяснить... Что ж, может, он вовсе не гений. Кто знает? А так, нечто сияющее глазами, типа, раздающее некоторые анонсы, в дальнейшем не подтверждающиеся. :)
Что же касается Конюхова путешественника. Он как раз дарит людям себя, раскрывая и показывая пределы человеческих возможностей. Пройти Тихий океан одному, на небольшой лодке, может быть, проще, чем написать гениальное стихотворение. А может быть, нет.) Но поступок его тоже останется.

Пока человек занят, он не одинок.


Рецензии