Стихотворение месяца 33 - Обзор Фриды Полак
http://www.stihi.ru/2015/11/01/4366
Заранее прошу прощения у авторов за, может быть, излишнюю строгость.
Но надеюсь, мои замечания будут восприняты адекватно, и после определённой корректировки стихи приобретут более достойный поэтический вид...
*
№1 — 3/4
Хорошее стихотворение, знакомая ситуация. Но надо бы поправить некоторые технические неувязки.
«Застыла, насмерть сражена» — ну, уж слишком эмоционально! Может, помягче: «Застыла, напрочь сражена»?
Некоторое несоответствие: «дома кончилась еда» - и тут же «кукла... — член семьи».
За что же купили?
*
№2 — 2/3
Трогательное стихотворение. Правда, не ясно, почему неравномерно выстроено — то восьмистишия, то четверостишие...
Многократное нарушение ритмического рисунка: 1-я и 5-я строки должны быть одинаковой длины. А здесь соответственно 10 - 9 слогов.
Во 2-х строках четверостиший то же самое: 9 — 8 слогов.
Обратите внимание на неправильные ударения:
«ПошаркиваЯ потихоньку», « УтратившиЕ полноту».
А что значит «Обнимемся в долгую, в узкую»? — во что — в узкую?
Надо поработать!
*
№3 — 4/4
Стихи написаны мастером!
Правда, смущают прерывистые предложения. В некоторых местах неоправданно перенесена часть из них, хотя вполне можно было, немного перестроив порядок слов, целое предложение вместить в одну строку. Не нравится эта «мода» — заканчивать строку в середине и, более того, прерывать мысль на местоимениях или союзах — что, и...
И — некоторая несостыковка: «Влюблена», а дальше — «больше не люблю»
*
№4 — 3/2
Стихотворение оставляет удручающее послевкусие: создаётся впечатление о явно выпяченной алкогольной теме.
Техника: много лишних запятых.
Неправильные ударения: «марочногО», «перЕживаний»
«Электрички ВОРУЮТ по сёлам» — неудачная метафора: вряд ли сами электрички «забирают … смелых.... патриотов» (кстати, они — ПАТРИОТЫ чего? — «кагора»?)
«Между шпал оставляя засор» — о чём речь? Видимо, о выброшенных бутылках? — не понятно...
«своЙ СТРах» — нежелательное совпадение согласных, что препятствуем ровному прочтению. И вообще местоимение «свой» вставлено намеренно только для соблюдения ритма.
*
№5 — 5/5
Приятная деревенская утренняя зарисовка. Всё зримо, живо, певуче.
Хорошие поэтические средства восприятия — интересные метафоры, сравнения.
Вот только не точное сравнение подсолнухов с ромашками… которые, якобы,
«головками нектарными приманивают мух» — сомнительно...
К технике замечаний нет.
*
№6 — 5/5
Отлично написано! И художественное восприятие, и техническая сторона —
без изъянов. Спасибо Автору!
.
№7 - 3/4
Техника — не точно расставленные знаки препинания: лишние запятые,
«скатерть-самобранка» пишется через дефис, между 1-м и 2-м предложением логичнее поставить двоеточие или тире.
Неправильные ударения при чтении: ПредпОчитают мАникюр, сАмобранка, Отдаём...
Содержание — приятное впечатление.
*
№8 — 4/5
Чувствуется рука мастера. Замечательная идея, хорошее исполнение.
Нужна маленькая доработка.
«вЫзывает» — неправильное ударение.
«Грохочет гром — вибрационный грохот
(Возможно также — грохот-барабан) и дальше — грохоты - устройства» — перебор с существительным «грохот».
«Придали зёздам» - думаю, здесь описка - «зВёздам»
*
№9 — 3/3
Красивое, образное стихотворение, но...
Огорчила многократная смена ритмического рисунка: схема чередования женских и мужских рифм в катренах неодинаково. Например: в 1 катрене — ВААВ, во 2-м — АВВА, в 3-м — ВААВ и т.д.
«Склоняется, меняя падежи:» - здесь двоеточие излишне, так как никакого склонения по падежам не наблюдается — идёт перечисление однородных существительных.
«Орлом иль рЯшкой пасть на мостовую...»? Или «рЕшкой»?
И последний катрен не понятен:
«...Закрыть глаза на невесомый снег
И ощутить бронёй усталых век
Его прикосновение к металлу.»
Не понятно, какая связь между веками и каким-то металлом?
*
№10 — 4/4
Милое, ностальгическое стихотворение, всколыхнувшее добрые воспоминания.
Никаких особых литературных изысков, но читается легко, непринуждённо.
Ударение не верно падает: «нА ту давнюю - нет - не похожа»
«в лёгких туфлЯх» - Толковый словарь Ожегова: ударение ставится на первый слог, то есть говорится "тУфля" и "в тУфлях".
*
№11 — 5/4
Незатейливо, даже разухабисто, с нарочитой весёлостью.
Понравилось напевностью.
Технически ровно, не хватило образности...
*
№12 — 2/3
Тема не новая, стихотворение не оставило особого впечатления.
Нарушение ритмики: в 1-м катрене везде — женская рифма, во 2-м - дактилическая и дальше — такое же нарушение неоднократно.
Плохие рифмы: образы — собрана, строги — строкам...
*
№13 — 2/3
Незатейливое, лёгкое, будто для детей написанное, стихотворение.
ВаленкИ скрипят — ударение при чтении падает на «И» , «Удлинить...» — а здесь на «У», «снЕгири сидят» — на «Е», «дЕкабря закат»...
«Снегирей рапсодией огласился край» — неудачная инверсия.
«Дым задрали трубы тут» — неудачная, тяжёлая фраза. И разве ТРУБЫ ЗАДИРАЮТ дым? Может, ПЕЧИ?
Лишние запятые.
*
№14 — 3/2
Неплохая задумка, однако исполнение сумбурное: надо несколько раз перечитать, чтоб понять, где - гадатель, где — незнакомец... вроде бы, это — один и тот же персонаж.
Снижает качество стиха близко расположенное одно и то же прилагательное:
мерцающий свет — мерцающий взгляд.
И не понятен финал — почему вдруг посветлели одежды? Ведь ЛГ нисколько не изменился в своих привычках и поступках...
*
№15 — 2/3
Интересный сюжет, но... не люблю такие пространные неритмичные, с претензией на поэзию, рассказы, где ритма и размера строк не наблюдается, а рифмы, хоть кое-где и проскакивают, но... спонтанные, только чтобы это было похоже на стихотворение...
*
№16 — 2/4
Чувствуется, что писал не новичок в поэзии — сюжет, хоть и знакомый, но хорошо представленный, обыгранный эпитетами, сравнениями и... даже уличным жаргоном.
Не украшают стихотворение неоправданные повторы. Если бы это было с определённой периодичностью, например, в начале каждой строфы, можно было принять эти рефрены за авторский изыск. Но здесь — случайные повторения некоторых слов, не несущих на себе никакой дополнительной нагрузки: «домишки в солдатских шинелях (это, кстати, КАК?) и дальше - «Строй домишек в суконных шинелях» — в чём отличие солдатских от суконных шинелей?
Нарушение ритма: «у обоих уже посинели губы — но не теряют улыбки...”
Рифмы: Шопена- шинелях, девчонку-к чёрту — не ахти...
*
№17 — 4/4
Симпатичный, улыбчивый, лёгкий монолог.
Оставляет доброе послевкусие. Но надо бы немного доработать.
Не точно подобранная фраза:
«Но нагло взять под пузо и чесать?
Я всякий раз глазам своим не верю» — а кот — что, чувствует глазами?
Неправильные ударения:
«по тЕлефону», «нАплевать»
*
№18 – 3/4
Неплохое подражание Игорю Северянину. Надо откорректировать стихотворение.
Неправильно падает ударение в следующих словах: «в груди мОей сердце», «Я рванул зА ней вслед». И ещё: повествование в этой строке ведётся в 3-м лице, а дальше — во 2-м: «любовался тобой».
Не хватает запятых в нужных местах.
*
№19 — 2/2
«Ломал пальцы, белками глаз вращая» — не вижу логической связи между пальцами и глазными белками. Кстати, а чем ещё глаза могут вращаться, если не яблоками???
Только что «танцевал я страшно» — и тут же «Уснуть, что ли?»... И как же ЛГ может сочетать танцы со сном, не понятно...
Не точно расставлены запятые.
Как сторонник классического стихосложения, не приемлю прозу, выстроенную в столбик или стихи, написанные в строку без ритмического построения и соответствующей рифмы.
Поэтому прошу прощения у ув. Автора — выше оценить не могу.
*
№20 — 2/2
Повторяться не буду (читайте мою рецензию на предыдущий стих) — не поняла аллегории и не приемлю белый стих (или прозу без ритма и рифмы...) Простите, ув. Автор!
*
№21 — 3/2
Творение написано не новичком, интересная 5-строчная строфа, неизбитые рифмы. НО...
«Тварь многоглавая струится» — не могу себе представить трёхглавого (тем более, семиглавого!) дракона, вдруг растворившегося до жидкого состояния, который может «струиться» дождём...
А что такое «водосточные крыши»? Знаю, что есть водосточные трубы, желоба, ямы в конце-концов, но крыши водосточные....?
«Не шепчет трещина в колонне...» — может быть, вместо НЕ здесь должно стоять НО?
Художественное восприятие оставляет желать ясности: о чём хотел нам поведать ув.Автор?
*
№22 — 2/3
Множество излишних знаков препинания (думаю, проставленных на всякий случай!)
Нарушение ритмического рисунка в каждой строфе — просчитайте, ув. Автор, количество слогов в соответствующих строках! Например, в каждой 1-й строке катренов должно быть одинаковое количество слогов. А у Вас — то 8, то 13, то 14 и т. д.
Сюжет — хорошая задумка, но исполнение очень слабое.
*
№23 — 2/2
Много специфических (видимо, профессиональных — то ли музыкальных, то ли медицинских?) терминов, недоступных рядовому читателю. Например, что такое «Заряжала куплет модуляцией, перехваченной каподастрами...»?
Или «сливается с тетрапаками»???
Автор вроде бы кичится своими познаниями, являя в стихотворении весь набор известных ему, как «доктору ОКОЛОвсяческих наук» — извините, из А.Райкина — фраз и слов... Ни как музыкант, ни как врач, я так и не смогла понять ход мысли ув.Автора...
.
Искренне желаю всем посетителям площадки «Гуси-Лебеди» высоких творческих взлётов!
С южным теплом (у нас сегодня +26) — Фрида Полак
Свидетельство о публикации №115110803535
"классическое стихосложение" не исключает верлибр.
Тамара Барышева 10.11.2015 11:07 Заявить о нарушении
так что размер не имеет значения в данном случае. зачерствел орган восприятия.
Тамара Барышева 10.11.2015 11:12 Заявить о нарушении
Спорить с Вами не буду. Подчеркну только, что у Вас есть право писать теми формами и стилями, которые Вы считаете нужными, а у меня - точно такое же право воспринимать или отвергать то, что сочиняете Вы!
На таких больших порталах, как МФ ВСМ, ЛитСайт, ЧХА и других, в условиях приёма заявок на поэтические конкурсы указывается, что ПРИНИМАЮТСЯ ТОЛЬКО РИФМОВАННЫЕ СТИХИ, в которых соблюдается размер и ритм стиха. А для твёрдых форм, верлибра и белых стихов имеются специальные ОТДЕЛЬНЫЕ конкурсы.
А СВОИ правила можете выставлять тогда, когда являетесь ведущей или членом жюри любого из этих конкурсов.
С добрыми пожеланиями высоких творческих взлётов и побед -
Фрида Полак 11.11.2015 08:03 Заявить о нарушении