Стихотворение месяца 33 - Обзор Арона Гольцера
Хороший слог. Чувствуется техника стиха. Сама тема трогает. Не нравится дважды употреблённое «Пусть» в двух подряд идущих катренах.
Во втором можно было бы заменить. « Грядущий день! Опять экзамен» или «Шаг в новый день – опять экзамен». Это так – навскидку.
Техника –5, Худ. – 4
***
2. "Я помню"
Не совсем понятно выражение: «Обнимемся в долгую, в узкую».
Что значит «В узкую» – мне не понятно.
Некоторые строки читаются внатяжку. Как, например: «Утратившие полноту». Не совсем, на мой взгляд, удачная рифма: «Руки» – «Русски»
Техника – 4. Художественность – 4
***
3. "Поверишь ли?.."
Мне не совсем понятно, что значит:
«Не стоило бы призрачный мираж уверенно склонять по падежам…»
Хотя, как мужчина я могу догадаться. Очевидно, имеется ввиду «посылать» –возможно.
Во втором восьмистишие не плохая образность чувств отрешённости и безразличия.
Но смущает и очень «свернула жизнь… Ужель, найдёт покой
под трели озабоченных ворон?..»
Трели ворон – это для меня что-то новенькое.
А озабоченность ворон заключается только в поиске падали и им наплевать на ваши чувства. «Можно было бы к вороне подобрать более удачный эпитет, чем «Озабоченная» К тому же рифма «Поворот» – «Ворон» совершённо негодная.
Хорошо бы подумать над другой концовкой. К тому же к слову поворот масса хороших рифм.
В художественном смысле мне не совсем понятны такие переживания. Довольно сумбурно выраженные.
Она уже давно похоронила любовь, рассталась с любимым, как она выразилась «отпела» его. А сама не понятно толи озабочена, толи сожалеет.
А вопросительный знак поставленный в конце стихотворения вообще ставит в тупик не только её бывшего возлюбленного, но читателя.
Мне, лично, не импонирует незаконченность строки и переноса последнего слова выражения в начало следующей строки, имеющиеся в некоторых местах. Хотя многие этим приёмом пользуются.
В строках:
попуткам» — за ближайший поворот
свернула жизнь… Ужель, найдёт покой.
Просится точка после «Поворот» и новое предложение со слова « Свернула»
Читается без сбоев. Размер соблюдён.
Техника – 4. Худ. – 3.
***
4. "Всё вернётся"
Если я правильно понял, то автор описывает запустение деревни и беспробудное пьянство до такой степени, что даже небеса пропитались алкогольным перегаром.
Хотя ритм стиха соблюден в анапесте, но честно говоря, я не встречал такую технику стихосложения, когда рифмуются только последние слова катренов. Хотя допускаю это и возможно удалось бы это сделать более удобоваримо, если бы во всех шести катренах сохранялась бы одна и та же рифма:»Засор» –«Кагор» – «Забор» – «Разговор», однако в первых двух катренах рифмы: «Глазах» – «Страх».
К тому же в первом катрене рифмуется первая и третья строка, что само собой предполагает, что и в последующих катренах будет аналогично, – но нет.
Рифмы довольно простоватые.
Название стихотворения: «Всё вернётся» на мой взгляд, не соответствует содержанию.
Техника – 2. Худ. 3.
Полагаю, что стих выиграл бы, если его сделать вообще верлибром.
***
5. «Утренняя околица»
Лёгкий незатейливо шуточный, я бы сказал – «Стишок»
Ритм выдержан. Отсутствие рифм в первых и третьих строках не сказывается на качество стиха ( есть такая техника стихосложения). Привлекает построение стихотворения с промежуточными – серединными рифмами в первых и третьих строках (жаль, что их нет в чётных строках – было бы замечательно).
Да и во втором катрене они не совсем качественные.
«Бичём» – надо Бичом», «беломор», – надо с большой буквы – «Беломор»
Техника – 4. Худ. 4.( хотя сложно требовать особой художественности от шуточного стиха).
***
6. "Осень в провинциальном городке"
Всё соблюдено. Без лишних комментарий.
Техника –5. Художественность –5
«Веков ушедших несравнимый дух» – отсутствует запятая после «Веков»
«Ковром шуршащим застилая грязь» – после «Ковров».
***
7. "Золотая клетка"
Выполнено без каких либо огрехов. Две пятёрки.
***
8. "Антиромантичное звёздное"
«Антиромантичное» – возможно, необходимо писать раздельно –надо уточнить, но это уже к филологам.
Не знаю как хохочут ангелы, но у меня не вызвало стихотворение ни хохота, ни романтизма, ни каких либо других идей.
Начинался стих вроде бы романтично, но употребление нескольких технических слов её – романтичность снизило.
(Возможно также - грохот-барабан) – что за построение предложения?
«Возможно, как грохочет барабан».
«Решёты, сита, грохоты – устройства». – Нет такого слова «Решёты» в русском языке.
Есть – «Решёта». Кроме того, употребление практически слов с одинаковым значением: «Решёта, сита» – не совсем верно.
Техника – 4 Художественность – 3.
***
9. "Медь"
Табличка "В парк", а парка нет в помине.
Это самое реалистичное в сегодняшней жизни –в этом я, пожалуй соглашусь с автором и более ни с чем.
Мне тяжело представить, как это происходит:
«Всё падает и падает с небес
Под ноги то, что скользко или хрупко».
Мне достоверно неизвестно, что может с небес падать скользкое и хрупкое, но случаи бывали, когда выпадали рыбы, бутылки, овощи.
Мокрое и твёрдое – да.
Создаётся впечатление, что слово «Хрупко» притянуто только для создания рифмы.
«Уже пора о чём-нибудь жалеть» – Это чём? И почему пора? Искал –не нашёл.
Не понятна мне образность выражения « Дырявые карманы площадей» и что такое «Поротные колонны» Поротые понятно (но это не к колоннам), поворотные – тоже (но и это не к колоннам, а к моментам).
Очень странное выражение:
«Катись по ободку своей Вселенной,
Минуя люки сточных катакомб»
С точные катакомбы, это, очевидно из той же оперы, что и табличка парка без парка.
Опять коррупция! Деньги украли, а водостоки построить не удосужились.
Концовка меня чрезвычайно удивила.
Не привыкать довольствоваться малым -
Закрыть глаза на невесомый снег
И ощутить бронёй усталых век
Его прикосновение к металлу.
Первые две строки совершенно не понятны.
Броня усталых век мне ещё понятна (как защита от снега, хотя зачем броня – он же невесомый). Но прикосновение к металлу? Может речь идёт о роботе?
Образность в стихе зашкаливает! Может я ещё не дошёл до такой степени мудрости.
Размер стиха выдержан. Но я всё же предпочитаю постоянство в чередование женских и мужских рифм на протяжении всего стиха, а не их смену каждые четыре строки.
Техника – 4. Худ. – 3.
***
10."Я в ту осень была молода..."
Ритм соблюдён. Сюжет банален и важен, безусловно, как память лишь для самого автора.
Роженицы сегодняшние ни чем не отличаются от советских рожениц, разве что рожают не по графику «кто в пять, а кто в шесть», а круглосуточно. Но правда «рожать отойдя от наркоза» ещё не научились. Сначала рожают, а уже потом отходят.
А мужики как пили, так и пьют за рождение своих чад. Только сейчас гурьбой нетрезвой, советские – гурьбой «нетверёзой». Это я уже не знаю как. Такого слова в русском языке нет. В украинском есть – «Нэтвэрэзой».
Техника – 4. Худ – 3.
***
11. "День независимости"
Стих ни о чём. Художественной ценности ноль. Размер сбивается в нескольких местах, рифмы слабоваты. С гор герой очень быстренько перебирается в комнату. Возможно, там нашёл заимку. «Девки», это конечно хорошо – надо будет не забыть взять адресок.
Техника – 4, Худ. –1
***
12. "Поэтический рецидив"
Я ничего не понял вообще! Размера нет никакого.
«Рифмы, ритмы – вот моё лекарство», – это похвально, но лекарство требуют ещё и сами рифмы.
«Чтоб мои творения негромкие
Родились хрустальными и ломкими».
Они ещё не хрустальные, отнюдь, но довольно ломкие. Автору надо много над собой работать.
И начать учить правила стихосложения – непременно!
Техника –1. Худ – 1.
***
13. "Снегири"
Лёгкий стишок для дошкольного возраста без нарушений ритма. Читается легко и непринуждённо. Худ. привлекательность оценивать просто нет смысла. Из-за её отсутствия. Впрочем, и не должно быть. Детям понравится.
Техн. – 4. Худ. – 2.
***
14. "Незнакомец"
Размер неустойчивый. Ритм сбивчивый.
Предложения не эстетично, если можно так сказать собраны.
К примеру: «Встретил я лет... вот вспомнить бы, сколько... назад.»
Предложения изобилуют множеством слов- паразитов: «Вот»,
«Хотя», «Хоть». Бесчисленно раз повторяющиеся»Ты», «Тебя».
«Гадатель» – слово конечно русское, но не звучное для поэзии. прекрасно можно было бы заменить его на слово «Провидец».
Техника – 1, Худ. – 1
***
15. "Погасшая звезда"
Начну с того, что это не стих. Форма повествовательная.
Некоторое количество рифм не украшают текста, даже наоборот.
Лучше было бы убрать рифмы и сделать прозаическую миниатюру.
«Было ветренно» –«Ветрено», одно «Н».
«Ей отчаяно» – «Отчаянно» – два «Н».
Оценки: –1/1
***
16. "Поздней осени яркие метки..."
Хотя и размер соблюдён, но читается тяжеловесно. Нет художественной выразительности. В таких длинных предложениях, безусловно желательна внутренняя рифма.
Есть некоторое количество не совсем понятных слов и выражений, как то: «Трали-морали», «Подите» ( можно так послать кого-то прочь или ещё дальше, но никак не к Богу), домишки в солдатских шинелях( мне, лично не понятно, что имеется в виду).
«По листу — золотые прожилки, переулки спускаются к Дону» – какое имеет отношение одно к другому.
Если сказан: «По листу — золотые прожилки» то продолжи, что дальше с ними.
Если хочется сказать о переулках – то может ранее сказать, какие или как они спускаются.
«Печёнка» – слишком разговорное слово.
Оценка: 3/3
***
17. "С точки зрения кота"
Стих этот в принципе, даже и не шуточный. Юмора здесь нет особого.
Просто неплохо зарифмованный и выдержанный по размеру стишок для первоклашек.
Оценка: 4/3
***
18. "Там я встретил любовь"
Ритм соблюдён, довольно не плохо выражены чувства. Есть претензия к третьему катрену, где у героя возникает искромётный смех, а не улыбка счастья при встрече с любовью.
Оценка 5/4
***
19. "Белый камень души"
То, что это верлибр – понятно.
Он естественно не требует ни рифмы, ни размера, ни равенства слогов в строках. Короче – свободный стих.
Но плавность выражения мысли обязана присутствовать, чего мне и не хватало.
И не уловил я смысла сказанного.
Оценка: 2/2
***
20. "Экспансия большой воды. Аллегория"
И опять верлибр. Чувствуется тяжеловесность предложений.
Во-первых, я не прочувствовал никакой экспансии, кроме, повыраставших верб, вытеснивших собой дроф. Хотя одно другому не помеха, а наоборот.
Да, и ещё «отступил шёлковокудрый молчун-ковыль» – куда и кем вытесненный
Во-вторых, я не уловил аллегории. Кроме степи соблазнившей реку и выпившей из неё всю кровушку. Похоже на отношения свекрови и невестки. А дальше я уже теряюсь в догадках. Художественно не выразительно.
Оценка: 2/2
***
21. "Не стоит"
Не совсем понятно название «Не стоит». Возможно проблема с ударением Скорее всего «Не СтОит».
Дальше я уже понял, что Париж не стоит всей тяжести преступления Варфоломеевской ночи.
Слог приятный, размер выдержан.
Для меня загадкой остаётся многоглавая тварь, которая струится, и главное не по водосточным крышам, а под ними, хотя по всем законам физики такое вряд ли может случиться. Хотя ещё и следующей тайной являются «Водосточные крыши».
Хотелось бы очень знать, что это такое.
Второй катрен тоже вызывает вопросы. Не понятно о каком завете идёт речь и при чём Иуда –это ещё понять можно, скорее всего подразумевается герцог де Гиз, желающий захватить престол.
В третьем – тоже есть загадка. Если с Карлом всё понятно, то совершенно не ясно о каком гасконце идёт речь.. Неужели о нашем славном Д; артаньяне, так это сказка – не история.
"не о короне грезит Гиз" – это уже не загадка, а неточность. Он только идумал, что о короне.
Исторический материал должен быть выложен более конкретно.
Оценка: 5/3
***
22. "Летчик"
Совершенное отсутствие чёткого размера!
Ритм стиха также сильно нарушен,
Рифмы совершенно неудачные. О художественной привлекательности уже и не стоит говорить.
Оценка:1/1
***
23. "Километрами, килобайтами"
Размер меняется. Много непонятных слов, даже приходилось заходить в Википедию.
Но и для объяснения некоторых вещей совершенно этого не было достаточно.
«Заряжала куплет модуляцией,
перехваченной каподастрами...»
Что в переводе означает: «Создавала музыкальную композицию куплета по чётко размеренным правилам при помощи зажима для щипкового инструмента».
И далее:
«Только с внешностью некадастровой
Не пристало, наивной, влюбляться мне!»
Только не понятно почему же всё-таки не влюбится – внешность вроде ничего – не кадастровая, т.е. не похожа на зажим.
Более не хотелось читать, но привлекло внимание две строчки:
«Жизнь разбитая катится, катится
Да сливается с тетрапаками...»
Вот, хоть убей, не знаю что или кто с чем жизнь ещё может слиться. И как оказалось я просто невежда и не знаю.. что жизнь может слиться с компаниями Тетра Пак, выпускающими упаковку для продуктов. Во!
И тогда что? Жизнь в упаковку! И можешь считать, что жизнь – малина!
Оценка: 1/1
Свидетельство о публикации №115110803472
в следующий раз, если случится чудо и Вас опять попросят пожюрить какой-нибудь конкурс, мой Вам совет - не переходите на личности. Рецензируйте текст и не трогайте авторов.
Владимир Узланер 10.11.2015 02:27 Заявить о нарушении