Стихотворение месяца 33-Обзор Электрической Ящерки

Здравствуйте, все-все-все! Ящерка стихотворения лонга прочитала внимательно, но писать подробные комментарии не ей позволяет время, вернее его отсутствие. Отметила некоторые места, которые кажутся значимыми. Оценки субъективны. Не потому даже, что я не могу выйти за пределы личных пристрастий (думаю, что могу), а потому что рассматривала стихи в рамках данного лонга. То есть, пятёрочники этого конкурса в окружении других, лучших, стихов могли бы стать троечниками, а нынешние троечники на фоне более худших стихов блистали бы… По гамбургскому счёту, в сравнении с лучшими образцами мировой литературы оценить не получается.


1. "Кукла"

Технически придраться не нашла к чему (а к мелочам не особенно хотелось), но есть в этом стихотворении для меня что-то царапающее, грубоватое. Не в сюжете, а в языке.

Техника – 5
Художественность - 4

*

2. "Я помню"

Ящерка немного озадачена: как обнимаются в узкую? Может, я тоже так хочу?
И всё-таки шелковИца. Которая одна, а глаз два. Или это собирательное? Птица или всё же ягода?

Техника – 4
Художественность - 4

*

3. "Поверишь ли?.."

Загадочное стихотворение. Кто оживил мостовую? Зачем лепесткам скит? Как звучат трели ворон? По-моему, они не способны к издаванию переливчатых, дрожащих звуков.

Техника – 4
Художественность - 4

*

4. "Всё вернётся"

«Расписалась на наших глазах» - как-то двусмысленно: расписалась в присутствии героев или расписалась на их глазных яблоках? Что такое сивушная грязь - пустые водочные бутылки, что ли?

«Одевает стёртые тапки» - пусть вместо меня скажет Новелла Матвеева:

«Одень», «надень»… Два слова
Мы путаем так бестолково!
Морозный выдался рассвет,
Оделся в шубу старый дед.
А шуба, стало быть, надета.
«Одень», «надень»… Давай глядеть :
Когда одеть и что надеть.
Я полагаю, что на деда
Три шубы может быть надето.
Но я не думаю, что дед
На шубу может быть надет!

Но местами интересно.

Техника – 4
Художественность - 4

*

5. "Утренняя околица"

Понравилось, всё хорошо, на мой ящерский взгляд. Правда, концовка кажется немного «ни о чём». Сюда бы что-то более ударное.  «Бичом» пишется через «О».

Техника – 5
Художественность - 5

*

6. "Осень в провинциальном городке"

Метафоры понятны, но выражены не очень чётко. «И золочёной вязью эполета
Прикрыли плечи старые дома».  Дома прикрылись одним эполетом? (он в единственном числе). Кто кого прикрыл – дома плечи или плечи дома? Немного ниже – стать рождает дух или дух рождает стать? Амфиболии. Больше всего понравились 3 и последняя строфы.

Техника – 4
Художественность - 4

*
 
7.  "Золотая клетка"

Очень нравоучительно. В таких случаях ящерке хочется воскликнуть «Поучайте лучше ваших паучат!»(ц). По-моему, поэзии не подходят такие лобовые атаки. С пунктуацией не совсем порядок.

Техника – 4
Художественность - 3

*

8. "Антиромантичное звёздное"

Ах, вот оно как устроено! Ну что ж, интересная версия. И изложена хорошо.

Техника – 5
Художественность - 5

*

9. "Медь"

Начало насторожило: подумала, что последует что-то традиционное осеннее-меланхоличное. Однако обнаружилось много интересного.  Только что за «поротные колонны» бродят по городу?

Техника – 5
Художественность - 5
 
*

10. "Я в ту осень была молода..."

Очень много местоимений, это не украшает. Но само стихотворение приятное. Мне только категорически не понравилась последняя строфа – своей трафаретностью и выражением «рожала комочек».

Техника – 3
Художественность – 4

*

11. "День независимости"

В связи с этим вспомнилось:

Тихо над Альгамброй.
Дремлет вся натура.
Дремлет замок Памбра.
Спит Эстремадура.

Дайте мне мантилью;
Дайте мне гитару;
Дайте Инезилью,
Кастаньетов пару…

Думаю, К. П. Прутков одобрил бы «День независимости». Вполне в его традициях.
Примечание умилило. Впрочем, оно тоже в традициях К.П.

Техника – 5
Художественность - 5

*

12. "Поэтический рецидив"

Не страдаю какофобией, т.е. приемлю слово «как» в стихах, если оно не создаёт неблагозвучных сочетаний с другими словами и если их не слишком много.  Но здесь, на мой взгляд, перебор.
«Второе Я» (ср.р.) был предан (м.р.)?
Кровь из горнила, т.е. плавильной печи? Из буйной печи? ….

Техника – 3
Художественность - 3

*
13. "Снегири"

Кто адресат стихотворения – дети или взрослые? Для взрослых простовато вроде. У детей фраза с удлинением заката вызовет затруднения, равно как и рапсодия.  «Декабря закат….» - очень неловкая инверсия. Недоумеваю также, почему без снегирей герою так плохо, что хоть помирай? Неубедительно.

Техника – 3
Художественность - 3

*

14. "Незнакомец"
 
Всё бы ничего, но затянуто очень! То же можно было бы постараться выразить более лаконично. Вот например, зачем нужно было два раза повторять «мерцающий»? Или взять вот эту строфу:

Нет, не помню. И тут я ПРОСНУЛСЯ. Скажи
Мне, гадатель: зачем это всё СНИЛОСЬ мне?
Говорят: если видишь ВО СНЕ миражи,
То, ПРОСНУВШИСЬ, ты станешь счастливей вдвойне."

Результат: впечатление смазалось.

Техника – 4
Художественность - 4

*
15. "Погасшая звезда"

Немножко подхрамывают грамматика, пунктуация, а также  синтаксис ( в первой строфе) . Запятые и двоеточия разбирать не буду, но «ветрено» пишется с одним н», а «отчаянно», наоборот, с двумя.  По смыслу: бродить по улице в отчаяньи вряд ли можно назвать  «она гуляла».

Техника – 4
Художественность - 4

*

16.  "Поздней осени яркие метки..."

Мне кажется, что всё-таки «на рыбьем меху», и это неизменяемое выражение.
Вот здесь не очень удачные место для цезуры: «у обоих уже посинели /  губы — но не теряют улыбки...», а в целом приятное впечатление. Понравились межстрофные связки.

Техника – 4
Художественность - 5

*

17. "С точки зрения кота"


Написано неплохо, но сюжет о котах и их питомцах-людях, к сожалению, не нов. Поэтому от пересказа осталось ощущение разочарования.

Техника – 5
Художественность - 4

*

18. "Там я встретил любовь"

Цитируется Игорь Северянин, поэтому невольно сравниваешь с ним.  По-моему, у Северянина лучше выдержан стиль, здесь его нарушают: «что застыл изваяньем?», «я рванул». Неизящно как-то. «За ней», «тобой» - это описание или обращение?

Техника – 4
Художественность - 3

*

19. "Белый камень души"

Снова отсылка с серебряному веку.  Позволю себе процитировать отрывок из мемуаров Ходасевича о танцах Андрея Белого: «К осени он переехал в город - и весь русский Берлин стал любопытным и злым свидетелем его истерики. Ее видели, ей радовались, над ней насмехались слишком  многие. Скажу о ней покороче. Выражалась она главным образом в пьяных танцах, 
которым он предавался в разных берлинских Dielen. Не в том дело, что танцевал он 
плохо, а в том, что он танцевал страшно. В однообразную толчею фокстротов вносил он 
свои "вариации" - искаженный отсвет неизменного своеобразия, которое он проявлял во 
всем, за что бы ни брался. Танец в его исполнении превращался в чудовищную 
мимодраму, порой даже и непристойную. Он приглашал незнакомых дам. Те, которые 
были посмелее, шли, чтобы позабавиться и позабавить своих спутников. Другие 
отказывались - в Берлине это почти оскорбление. Третьим запрещали мужья, отцы. То 
был не просто танец пьяного человека: то было, конечно, символическое попрание 
лучшего в самом себе, кощунство над собой, дьявольская гримаса себе самому…»

И тут к Андрею Белому присоединяется герой стихотворения, очевидно, также находящийся в каком-то кризисе. На меня стихотворение произвело впечатление, но потому что я «Некрополь» читала. Предполагаю, что на не читавших оно такого впечатления может не произвести, поэтому цитата – для них.

Техника – 5
Художественность - 5

*

20. "Экспансия большой воды. Аллегория"

Шикарная образность, тонкая ирония, читается интересно.

Техника – 5
Художественность - 5

*

21. "Не стоит"

Оригинально. Во фразе с Парижем что-то не то с пунктуацией, это затрудняет понимание. Это обращение или нет? Насчёт атеистов – не уверена, были ли в описываемый исторический период таковые. «Верить атеистам» - что имелось в виду? Доверять атеистам или атеистам не стоит пытаться уверовать? Несмотря на:

Техника – 5
Художественность – 5

*

22. "Летчик"

Аааа, небо-небыль! Одна из тех рифм, о запрещении которых я мечтаю, способная убить даже хорошее стихотворение.  Тема актуальная. Но воплощение не очень.

Техника – 3
Художественность -3

*

23. "Километрами, килобайтами"

Дактилическая рифма мне всегда нравилась тем, что она провоцирует на полёт фантазии, каковой здесь успешно произошёл. Последняя строчка только мне кажется непонятной и вычурной. И та, где душу разрывают аортами, тоже.  И насчёт прорастания, липкого сердца и прочей анатомии – возможно, это моя личная фобия, но на меня такие образы наводят дрожь.

Техника – 4
Художественность - 3


Рецензии
))))))))
Рада познакомиться!
А я-то думаю: у кого это желудок способен переваривать нелегкоусвояемоёвайёмоё?))))
Спасибо, Лана!

Тамара Барышева   10.11.2015 10:26     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.