Музыка. Вопрос и ответ
Я склоняюсь к мысли, что правильно сформулированный вопрос имеет преимущество перед готовым ответом.Это правило действует и в музыке...
Музыкант вопроса( ???) и музыкант ответа ( !!!).Кто в Вашем сердце находит больший отклик?
Наверное, для русского человека ответ будет очевиден - музыкант, и, шире - композитор вопроса, потому что для русского человека музыка, по существу, и является тем бесконечным вопросом, ответ на который индивидуален в каждом конкретном случае. В этом огромная сила и...слабость русской музыкальности. Я думаю, композиторов, которые нашли баланс между вопросом и ответом в русской музыке не так много.Я полагаю, это Чайковский, Мусоргский и Прокофьев.Другой полюс, другая крайность - это вопрос, доведённый до абсурда, болезненный субъективный вопрос - музыка Шостаковича...Впрочем Дмитрий Дмитриевич достиг в постановке именно субъективного вопроса немыслимых, прямо таки нечеловеческих высот...То есть я хочу сказать, что в русской музыке ощущается явный дисбаланс между композиторами и музыкантами вопроса и ответа...В последние двадцать пять лет русская музобщественность активно учится искусству ответа, прежде всего через инструмент поп-музыки. Ибо качественная, правильно сделанная попса (чему примером является очевидный успех американской и английской эстрады) - это музыка правильных, готовых и вкусных ответов. Это тоже искусство, и правильное владение его законами в современном, быстро меняющемся мире, поверьте, никому не повредит.
Я рассмотрел вопрос(извините за тавтологию) вопроса и и ответа в русской традиции, где мы даём огромную фору всем именно в разнообразии постановки вопросов-(неважно, правильных или неправильных). Как же обстоят дела в общемировом масштабе, кто замахнулся на товарища Вильяма, так сказать, Шекспира?( хе - хе)
Композитор композиторов - И.С.Бах. Почему? Потому что его музыка есть зашифрованный вопрос на зашифрованный ответ, и наоборот. Никто не в силах его превзойти в обозримом будущем.Очень равноценные, объективные композиторы вопроса и ответа - Моцарт и Бетховен, баланс ювелирный...Другая крайность, композитор, играющий на тончайших струнах человеческой души, Шостакович 19 века - Фредерик Шопен, все его творчество - нескончаемый вопрос, наверное, прежде всего, к самому себе. А вот Григ, к примеру, композитор музыки ответа, хотя Песня Сольвейг - чудесный пример вопроса...Вагнер знал на все готовые ответы, не случайно его музыка воспринималась некоторыми как руководство к действию...Есть и композиторы, не вписывающиеся в рамки вопроса и ответа, исключения, так сказать, вообще не пойми что...Таким был, я думаю, Никколо Паганини...его и церковники не могли классифицировать при жизни - вроде и христианин и не самоубийца, однако его прах мотался по Италии непогребённым годами...
Вобщем, решайте сами, что важнее - вопрос или ответ, но! Помните, что првильно сформулированный вопрос важнее ответа.
Мы же люди русской культуры...
Спасибо за внимание.
Свидетельство о публикации №115110801506