что происходит

Редкий случай, когда я полностью согласен с Леонидом Бершидским, который пишет для Блумберга на гонорар, – слишком часто, реагируя на густой белый шум в украинских СМИ.

http://inosmi.ru/ukraine/20151108/231238738.html

Суеты у нас много, а настоящая жизнь течёт медленно – значимые события случаются так редко, что аналитику не заработать приличное имя на газетных публикациях.

В украинской лесостепи мог бы разгуляться масштабный писатель, способный охватить мысленным взором века или чревовещатель, предсказывающий очевидный скорый конец света, а чтобы комментировать погоду, нужны розовые очки и телескоп – с утра дожди, к обеду туман и ранние сумерки.

Но раз вы уже оказались здесь, то не ограничьтесь Бершидским, а дочитайте хотя бы меня.

Последний месяц я пытаюсь понять что у нас происходит. Что случается мне в целом ясно, а вот что происходит понять трудновато.

Если вынести за скобки военную хронику, драки между депутатами и громкие речи, то ответ просится такой – ничего не происходит.

Но смириться с пустотой я не мог и раскрыл мировой заговор относительно Украины.

Суть его в следующем.

После краха марксизма-ленинизма в мире осталась одна теория общественного развития.

Её-то нам теперь пытаются втюхать через американское посольство, где наши министры получают консультации по ремонтам водопровода и школьным регламентам.

Информация о том, что американское посольство неусыпно наблюдает за каждым нашим шагом, не афишируется, но всякий раз выползает наружу при каждом взломе хакерами электронной почты министров.

У теории институционального развития, которую исповедают американские прогрессоры, нет единственного автора.

За работы в данной области получено несколько нобелевских премий по экономике, а более-менее связный конспект составлен субъективно.

Основная идея принадлежит экономисту перуанцу Эрнандо де Сото.

Де Сото, как и Карл Маркс не имеет научных степеней.

По иронии судьбы его предки конкистадоры, носители славных дворянских фамилий католической Испании, проводили социальный эксперимент в натуре – огнём и мечом на индейцах-инках Южной Америки, живших между каменным и железным веками в джунглях Амазонки.

А потомка Де Сото значит теперь к нам сюда… Понимаете как оно?

Мысль перуанца довольно проста.

Эрнандо де Сото отвечает на вечный вопрос о причинах богатства и бедности народов.

Считается, что этот вопрос впервые сформулировал в конце 18-го века учитель религиозной этики из Глазго Адам Смит.

Но до нас дошёл и более ранний трактат.

В 14-м, представьте, веке Ибн Хальдун уроженец Туниса арабский мыслитель и чиновник при дворе марокканского султана не только поставил вопрос о причинах богатства народов, но и дал на него ответ вполне совпадающий с ответом Де Сото.

А именно. 

Для того, чтобы в стране люди жили богато, а страна процветала необходимо навести порядок в делах или, говоря научно, должны работать институты государства и общества – отсюда название институциональная теория.

Полиция должна ловить преступников, а не отпускать их за взятки, суды должны вершить справедливость и судить споры, учителя должны ставить отметки за знания, ЖЭКи должны ремонтировать лестницы, дворники – посыпать песком гололедицу, журналисты – писать правду, которую они узнали из первых уст, а не клеветать.
 
И так далее вплоть до налогов, которые должны платиться и пенсионного фонда, которого должно хватать на пенсии старикам, не говоря уж о медицине, которая должна исключить эпидемии и продлевать жизнь любому, кто появился на свет не по своей воле – то есть просто любому.

Кто я такой, чтобы спорить с гигантами мысли, но мой личный опыт подсказывает, что арабский чиновник 14-го века, учитель этики из Шотландии и потомок конкистадоров вместе с седьмым американским послом перепутали причину и следствие.

В деревянной хате с печным отоплением без водопровода, где я вырос, всегда было подметено, натоплено зимой, проветрено летом, а стены свежо побелены внутри и снаружи.

Ежегодно чёрной краской на скипидаре красили кирпичный фундамент, а один раз в пять лет красной краской – крышу из листового железа.

Вчерашние газеты шли на растопку.

После топки зола просеивалась на мелкое сито и недогоревшие частицы угля повторно сжигались в целях экономии, немыльная вода после полоскания посуды в тазу шла на полив огорода, где своими силами выращивалось всё, что характерно для Средней Полосы.

При этом в хате стоял длиннющий старинный книжный шкаф с классикой мировой литературы, выписывались из Москвы журналы, читалась Литературка, а за столом обсуждались буквально все ключевые проблемы мироздания от исламских завоеваний до теории Дарвина.

Чуть ли не первые строки, которые я в детстве выучил наизусть, были из Бернса «кто честной бедности своей стыдится и всё прочее, тот самый жалкий из людей, трусливый раб и прочее».

Так продолжалось с перерывами на войны и революции двести лет, но богаче мы не становились.

Характерный случай произошёл буквально вчера. В силу известных причин в моём родном Конотопе на местных выборах мэра победил кандидат от партии украинских националистов Свобода.

Парню лет тридцать и первым его заявлением в должности мэра стало следующее: «Все работники исполкома будут уволены. На конкурс будут допущены лица, владеющие украинским и английским языками».

Где в Конотопе набрать сотню учителей английского? Владеют ли учителя английского языка собственно английским языком?

Кто после их мобилизации в исполком будет преподавать детям язык Шекспира и, главное, на хрена в конотопском исполкоме нужен английский язык?..

Когда я, окончив институт, стал первым в истории семьи начальником на железной дороге и  получил первую взятку в виде ящика латвийской кафельной плитки, я начал что-то подозревать и жизнь постепенно стала налаживаться.

Теперь мои образованные родственники-чистоплюи и экономы, как Карл Маркс – без ученых степеней считают, что я ловко сумел приспособиться к отвратительной реальности, а к свалившемуся на семью с неба через меня богатству относятся с презрением, недоумённо разводя руками: «В кого ты только такой уродился?»

«В семье не без урода», – отвечаю…

Всё же без идеи и теории развития нам жить никак невозможно, поэтому институциональную теорию следует тщательно изучить и воплощать по мере сил.

Следует ли нам стыдиться быть на побегушках в американском посольстве?

Тот, кто стыдится честной бедности своей, тот раб, а кто не стыдится, тот кто?

Кто не стыдится своей честной бедности, тот не раб.

А мы не рабы. Рабы соответственно не мы.

Сплошной марксизм-ленинизм постоянно в голове крутится. А ну-ка брысь – ты же крах потерпел!


Рецензии
Сие философское произведение навеяло мне воспоминание о строках Г.Иванова:

Стонет океан арктический,
Зреют кисти винограда...
И презренный ум практический
В мире - высшая услада.
И плывет недоумение
Вечно к Западу, к Востоку:
- Ну, раздай свое имение.
- Ну, подставь вторую щеку.

С улыбкой.

Николь 77   11.11.2015 01:51     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.