О времени и пространстве
Ведя размеренный образ жизни, занимаясь привычными делами, пространство и время, явленные как формы материи, воспринимаешь внешней данностью, даже если специально размышляешь над ними с отвлеченных позиций. Соответственно этому и себя, как и вообще любого человека, воспринимаешь преимущественно неким одушевленным материальным субстратом, ограниченным во времени и в пространстве. За пределами такой ограниченности представляется, как правило, небытие.
Вопрос здесь принципиальный, ибо многие понимают небытие как прекращение становления. Поэтому и об умершем говорят как о человеке, которого не стало. Так ли это? А что если число, пространство, время - врожденные идеи? Но тогда они не только субъективны, но и объективны. Значит, и человек безграничен в субстанциальном смысле, то есть становление его бесконечно.
Особенно наглядны эти соображения в продолжительной дороге, когда пространство и время из внешних проявлений реальности переживаются как нечто внутреннее, свойственное человеку от природы. Почему это происходит? Очевидно потому, что уцелеть в условиях долгого пути, успешно его преодолеть помогает такое единение с природой, когда исчезает противопоставление себя природе, внешнему миру.
В дороге видишь смену климатических зон, изменение рельефа земли, растительности, из-за чего количественная протяженность пути воспринимается еще как его качественное разнообразие. И тогда начинаешь дышать в унисон с геологическими эпохами, и вся планета ощущается родной колыбелью. На этом фоне происходит актуализация исторических эпох, то есть восприятие пространства в историческом аспекте. Именно поэтому вполне реальное путешествие в настоящем оказывается еще и путешествием как в прошлом, так и в будущем. Соответственно происходит отождествление путешествующего с близкими ему по духу персонами и персонажами минувших эпох.
Свидетельство о публикации №115110709523