Зарисовки из путешествия по Америке часть 9

                Спустя 400 лет от колонизации Америки мы спокойно едем по солнечному штату Колорадо. Серый асфальт плавно убегает под колёса быстрого автомобиля. По сторонам мелькают небольшие частные поля с оазисами-фермами. Ни коров, ни овец на лугах не видно. Солнце нещадно палит низкие травы, но, несмотря на климат, шерстяное  и мясное овцеводство  приносит штату стабильный доход.
                Как-то раз я слышала, что в магазине покупатели интересовались бараниной из Новой Зеландии. Говорят, она просто тает во рту. Может быть, этому способствуют свежий воздух и зелёные луга далёких-предалёких островов, где солнце менее жгучее, а дожди более частые. Колорадские фермеры предпочитают кормить скот, используя современные технологии. Вместо пастбищ – пульт раздачи кормов. Конвейер, представьте себе, даёт отличные результаты. 29 тысяч фермерских хозяйств разместились где-то в глубине штата среди долин, холмов и перелесков!
                С трассы больших ферм не видно. Сенажные башни стоят повсюду около небольших, разбросанных по округе «хуторков». Жилой дом и подсобные помещения окрашены обычно в коричневый цвет. Сельхозтехника в целях безопасности ярко-жёлтая, а для удобства эксплуатации - миниатюрная. Спрессованные колёса свежего сена – украшение августовских полей. Над всем аккуратным хозяйским двором, радующим взгляд проезжающих мимо ротозеев, склоняются густые ветви высоких клёнов. Вокруг нет никаких заборов и оград, никаких приусадебных грядок с помидорами и картошкой, садовых деревьев или кустарников. Одна из причин – зайцы и олени. За ними не уследишь. 
                В местных магазинах, как  и везде по стране, абсолютное изобилие мясных, молочных и овощных продуктов. Правда, творог продаётся только зернистый. Настоящего творога, как у нас, в России, здесь нет, но его можно купить в русских магазинах. Они открыты во всех больших городах. В морозильных камерах лежат домашние пельмени и вареники,  русское сало и атлантическая селёдочка, гречка и пшено, халва и зефир, конфеты и шоколад, красная икра (с северо-запада США) по 1200 рублей за килограмм. Украшают прилавки десятки сортов колбасных изделий и сыров. Американцы солёное сало не едят, у них такого продукта нет, икру не любят. Иногда они заходят в русские магазины за колбасой, сыром, конфетами. Скорее всего, все «русские» продукты произведены где-то на Брайтон-Бич в Нью-Йорке. Двести двадцать тысяч наших не самых плохих соотечественников, проживающих там, я думаю, не «лыком шиты».
                Штат Колорадо поставляет свою сельхозпродукцию во многие другие штаты страны. Если Вас интересует хайтехсектор промышленных товаров, то настоящая американская электронная техника и компьютерное оборудование производятся именно в  Колорадо. Во время Второй мировой  войны в штате было построено много военных заводов, снабжавших фронт боевой техникой. После войны заводы стали выпускать современное оборудование для  химического  и фармацевтического  производства, для пищевой и лёгкой промышленности.
                В Америке есть всё и по разным ценам. Основная масса населения может одеться с ног до головы в дешёвый ширпотреб супермаркетов типа «Walmart», «Target» или «Burlington». Потребитель от низких цен не пострадает. Пуговицы пришиты намертво, замки «молнии» не выходят из строя, резинки не лопаются. И это несмотря на низкие цены. В элитных магазинах очень дорогие и фирменные вещи предназначены для богатых. Но этот слой общества в Америке не любит выделяться.  Все одеваются просто и демократично, пальцы веером не делают.
                Правда, я не была на дорогих курортах, где отдыхает  «золотая верхушка». Хотелось бы  одним глазком посмотреть на современных Рокфеллеров и мистеров Твисторов,  которыми нас пугали  в детстве. Или на элиту шоу бизнеса. Для этого можно поехать на пару недель на горнолыжные курорты  городков Аспен или Вейл. Они расположены в горах недалеко от столицы штата Колорадо города Дэнвер. Дэвид и Виктория Бэкхем, Кевин Костнер, Майкл Дуглас, Николас Кейдж, Кэтрин Зета Джонс, Антонио Бандерас, Мелани Гриффит, старенький Джек Николсон и другие знаменитости одарят Вас открытой американской улыбкой, и, может быть,  придержат для Вас входную дверь в каком-нибудь отеле. Каждый американец считает делом чести придержать тяжёлую дверь перед идущим следом. Не только взрослые, но и любой подросток, и даже ребёнок могут приветливо поздороваться с незнакомым человеком.
                Вернувшись в Россию после полугодового проживания в Штатах, я несколько раз пробовала повторить ставшую неотъемлемой частью моей жизни привычку не бросать тяжёлую дверь в лицо того, кто идёт за мной. Первый же парень увидел в моём поступке не добрый порыв, а некую озабоченность дамы постбальзаковского периода. С тех пор я придерживаю дверь с оглядкой и радуюсь, когда слышу «спасибо» и вижу доброту в глазах. Как же американцы дошли до такой жизни? Кто их воспитал быть внимательными к совершенно посторонним людям? Может быть, заповеди Христа? Большинство людей верующие. Православных – 1% от населения. В основном все американцы баптисты.
                Если вдуматься, то «вавилонское столпотворение» - это и об Америке. 320 миллионов человек говорят на 322 языках. На английском - 220 млн. человек, 40 млн. - на испанском.  Сколько народов проживает на территории страны, можно догадаться. Наверное, в Америке есть представители всех существующих в мире стран. Если я ошибаюсь, то было бы очень интересно, кто же обойдён вниманием. 200 млн. белых, 85 млн. афроамериканцев, 15 млн. азиатов.  Русских – около 1 млн. человек. Примерно 300 тыс. из них проживают в Нью-Йорке. Теперь небольшой исторический эсксурс.
                Первыми европейцами  на землях нынешнего штата Колорадо были, как известно, испанские конкистадоры: высокие, стройные, в чёрных широкополых шляпах и узких брюках с лампасами. Они лихо гарцевали на верховых лошадках андалузской породы. Кони серой или буланой масти с крупной головой и большими выразительными глазами тут же покорили сердца  индейцев,  которые до той поры  их не видывали и принимали  за небесных скороходов, спустившихся на землю. Команчи и тойоны, навайо и наваха приходили в восторг от  шикарного экстерьера, лёгкости и элегантности тонконогих созданий, от пышной гривы  и мощного хвоста. «Летящие в облаках» - так  поэтично и уважительно называли лошадей индейцы и боялись к ним приближаться.
                Земли Колорадо были включены в территорию вице-королевства «Новая Испания», которому с 1535 по 1821 годы принадлежали огромные территории Флориды и юго-запада современных США, Гватемалы, Никарагуа, Сальвадора, Кубы, Коста-Рики и Мексики. Но освоить их испанцы не смогли: не хватило сил, средств и в первую очередь самих испанцев. Конкистадоры отбыли в те края, где теплее и уютнее, т.е. на земли современной Мексики и южнее.
Лошади, которых европейцы  подарили  краснокожим, не нашли себе применения. Они праздно паслись на зелёных лугах, отвыкли от седла и тяжелых тел всадников и одичали  почти на 150-200 лет.  Из андалузцев, арабских скакунов и английских верховых чистокровок получились дикие кони – мустанги. Они перестали быть красивыми и послушными. Их неукротимый нрав не позволял никому взнуздать или захомутать само свободолюбие. Прошло немало лет, пока индейцы нашли к ним подход.
                В 18 веке объявились на просторах Колорадо французы и хотели стать полноправными  хозяевами, но обширные территории были и им не по зубам. В начале 19 века, поразмыслив, они продали пустые миллионы квадратных километров прерий  правительству США. В середине 19 века Север США воевал со своим же Югом  за освобождение  афроамериканцев  от  рабства. Всем было не до земель  Великой Равнины.
                Индейцы свободно и привольно жили на просторах Колорадо. Они  наконец-то поняли преимущество использования в хозяйстве выносливых животных и стали приручать мустангов.  Непосредственность и простодушие, смелость и отвага индейцев пришлись по душе свободолюбивым диким животным. Они с большим трудом поддавались приучению к седлу, но, привязавшись к хозяину, становились с ним одним целым и не подводили ни в бою, ни на охоте.
                Индейцам, гордо восседавшим на четвероногих друзьях, стало легче  добывать свою основную пищу – бизонов. Из мяса диких североамериканских быков индейские женщины готовили национальное блюдо «пеммикан». Благодаря нему, они  прекрасно переносили  холодные и ветреные зимы, ведь пеммикан – настоящий кладезь белков и витаминов. Готовят  его из бизоньего или оленьего мяса, которое варят, высушивают и перетирают в порошок. Затем сушат и измельчают лесные ягоды,  соединяют их с мясом и заливают  горячим жиром. Скатанные из полученной смеси шарики хранят в кожаных мешках, а зимой варят из них бульон. К слову сказать, известные полярные путешественники прошлых веков брали подобную пищу в долгие походы по арктическим льдам.
                Бизонов в Северной Америке было видимо-невидимо. Некоторые учёные предлагают к размышлению цифры до 50 миллионов голов. Мне интуитивно кажется, что их было меньше, иначе белые люди не могли бы уничтожить такое  количество животных за несколько лет. Вся земля смердела бы от падали. А грифов мы за всю поездку ни разу не видели. Итак, на примерное количество бизонов приходилось (их тоже никто не считал) до 4-х миллионов индейцев. Европейские переселенцы теснили местные племена с востока на запад. Например, ирокезы под натиском белых покинули свои родные горы Аппалачи на атлантическом побережье.  Индейцы северных лесов сиу лишились красивейших земель вокруг тысячи озёр. Их вытеснили в центральную часть Северной Америки под названием  Великая Равнина до самых Скалистых Гор. 
                Как романтично звучат в наше время названия индейских племён: гуроны, могикане, делавары, чероки, семинолы, черноногие, шайены, команчи,  арапахи, навайо, навахи, апачи и др.  Племена не были многочисленными. Места и пищи хватало всем. Они потихоньку воевали между  собой и помаленьку вели натуральное хозяйство. Войны между племенами часто провоцировались различными взглядами на жизнь, а не нехваткой пищи и земель. Одни любили поесть собачек  или медведей. Других от этого тошнило. Хищные птицы, наподобие орлов и ворон, были деликатесом в одних племенах и священными в других. Мера пресечения несправедливых действий – скальп. Куски кожи с головы homo sapiens вместе с волосами – прямое доказательство проявленной  смелости в междоусобной  войне.
                Скальпирование практиковалось и в Европе, и в Азии, и в Африке. Например, в романе Чингиза Айтматова «И дольше века длится жизнь» с провинившегося  сняли скальп, а на голый череп приложили  кусок вымени убитого верблюда.  Фишка в том, что волосы на вымени животного могли расти ещё несколько дней и, проникая в голый череп человека, приносили невероятно-адскую боль. Если принять во внимание гипотезу, что индейцы перебрались на американский континент с азиатских просторов через Беренгийский перешеек более десятка тысяч лет тому назад, то у обычая снимать скальпы прослеживаются общие корни.
                Наш континент в средние века ничуть не уступал в жестокости миру индейцев. Вспомните карательный орган католической церкви - инквизицию, сжигание «ведьм» на кострах, палачей или гильотины. Варварское «искусство» снимать скальпы достигло своего апогея в Америке во времена европейской колонизации. Кто был более жестоким, ещё вопрос. Скальп взрослого индейца с ушами стоил 20 долларов. За такие деньги (в те времена за 20 долларов можно было купить унцию - 29,8 граммов -  золота)  многие стремились преуспеть в доходном деле.  Некоторые даже спорят:
- Кто кого научил снимать скальп? Индейцы белых или белые индейцев?
Вношу ясность:
- На территории  Америки доказано скальпирование задолго до прихода европейцев. Правда, это было старинное обрядовое действие: снявший скальп индеец верил в то, что он забрал себе силу и душу побежденного врага. В период колонизации появились дельцы, делавшие на скальпах индейцев немалые деньги. Политики и военные стравливали  индейские племена между собой. Приключенческие романы подливали масло в огонь, выставляя индейцев в неблагоприятном свете.
                В 60-х годах 19 века была проложена трансконтинентальная железная дорога, соединившая побережья Атлантического и Тихого океанов. Если в начале 19 века паровозы  называли «сынами дьявола» и «сотрясением мозга»,  то через пару десятков лет каждый житель Америки  мечтал прокатиться по железной дороге. Из окон вагонов можно было пострелять из личного револьвера имени самого Сэмюеля Кольта по беззащитным бизонам. Их уничтожали, чтобы лишить пищи коренные индейские племена.
- Убьём бизонов – умрут индейцы! – основной лозунг военных.
                Цивилизация семимильными шагами ступала по американской земле. Пусть она не всегда была праведной и добродетельной, зато прогрессивной.
Железнодорожный путь нарушил экологическую систему Великой Равнины. Животные теряли ориентацию. Миллионные стада бизонов, мирно пасшихся на лугах и холмах, погибали от жестокости и невежества. К концу 19 века осталось не более  тысячи бизонов. Опять же, кто их считал?
                В это время один отважный индеец умудрился поймать двух малышей бизончиков и за 20 лет тайно вырастил из них стадо до 300 голов. К началу 20 века одумавшееся правительство США выкупило у него бизонов и заботливо переселило их в Йеллоустонский заповедник.
                Вот такая неоднозначная жизнь и политика царили в землях Колорадо в 19 веке. Индейцы, видя, что они погибают массово и постоянно, как дикие американские быки, стремились всеми силами заключить мирные договоры с правительством США и старались свято выполнять взятые  на себя обязательства. А как же? Слово индейца - закон. Интересы индейцев - торговля с белыми, охота, земледелие. Они к тому времени задумались о собственной азбуке и письменности, как вдруг над их головами разразилась новая беда - «золотая лихорадка». Следим за семантикой слов: золото - злато - зло; лихорадка - лихо - зло. Первым делом «золотое зло» обрушилось на головы несчастных краснокожих. Нарушился уклад жизни нескольких миллионов человек, которых стали вытеснять с пахотных земель. На их полях росли табак и маис, кабачки и тыквы, помидоры и подсолнечник.
- Там, где золото в прямом смысле лежит под ногами, индейцам не место, - решили белые и стали убивать их ещё беспощаднее. Коренное население сгоняли в резервации без воды и пищи, устраивали резню в их деревнях. Офицеры регулярной армии воплощали в жизнь всеобщий лозунг:
- Индейцев убивать почётно и правильно!
               Они, конечно, заблуждались. Некоторые из них в душе  сочувствовали краснокожим,  иногда даже влюблялись  в их красивых и гордых женщин, но боялись признаться в лояльности к индейцам, будто были «под общим наркозом». Благородный предводитель индейских племён по кличке Чёрный Котёл был мудрым и дальновидным. Он всеми силами пытался остановить геноцид соплеменников. Но тщетно. Случилось то, что случилось. Историю народа не перепишешь. Индейцев почти уничтожили. Самых живучих загнали в резервации - земли совершенно непригодные для человеческой жизни.


Рецензии
Нелли! Много исторически интересного,вспоминаю по фильмам и прочитанным книгам...
Ваше путешествие по штату Колорадо не прошло бесплодно,много написала.Молодец!

Тепла и вдохновения!
Всё жду твоих новых произведений!

Татьяна Крулевская   01.11.2018 18:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.